Поскольку где-то обещал отчитаться об эксперименте с принудительным поддувом под днище аэролодки, но не помню уже где именно, отчитаюсь здесь.
На ГСА Оса, под листами полиэтиленовой чешуи, в тканевом днище, к которому эти листы чешуи пришнурованы, сделано несколько рядов отверстий диаметром 20 мм под каждой чешуиной таким образом, что они попадают в воздушные каналы, образующиеся между днищевыми баллонами. В кормовой части тканевое днище заканчивается вместе с этими баллонами, и торец в корме получается открытый, а воздушные каналы между баллонами сообщаются с атмосферой, а нижние и верхние полости каналов также сообщаются между собой через зауженную носовую часть. Это, по замыслу, должно было обеспечивать быстрый слив воды из пространства между каналами при старте с воды, а также поступление воздуха в зареданную область при возникновении условий, когда естественным образом (со стороны бортов) воздух перестает поступать (например, замыло волной или прижался фартук и перекрыл поступление). Отверстия в днище находятся рядом с задними кромками реданов, в районе шнуровки, обеспечивающей уступ редана, и ничем не перекрываются.
В ходе испытаний (2015 года) проблем со стартом после стоянки на воде не возникало, проблем с аэрацией зареданных областей тоже. Т.е. все функционировало, как и было задумано.
Однако, недавно возникла идея подать в зареданные области воздух под давлением выше атмосферного, отбирая небольшую часть потока от маршевого винта. Особых изменений в режиме глиссирования от этого не ожидалось (т.к. плоская форма днища не изменялась), но технологически это было несложно сделать, и интересно было посмотреть, а будут ли вообще заметны хоть какие-то изменения. Кроме того, от эксперимента ожидалось практическое подтверждение возможности отбора и подачи воздуха с избыточным давлением под днище аэроглиссера, имея в виду такое возможное изменение его формы в будущем, которое обеспечило бы снижение сопротивление (а именно, корытообразная форма днища: верхний свод, плавно понижающийся от носа к корме до нижнего уровня боковых баллонов при отсутствии кормовой завесы как таковой; скегообразно выступающие вниз от верхнего свода наружные (боковые) баллоны днища; чешуя, гладко прижатая к боковым баллонам, но образующая реданы на поверхности верхнего свода; отдельно сформированная носовая завеса либо заслонка, образованная "оттопыренными" задними кромками чешуй в носовой части). Цель такого изменения формы днища "гибрида" ГСА+СВП (или ГСР, т.е. Глиссера с аэроСтатической Разгрузкой) - повышение энергетической эффективности аэролодки. Имея возможность сравнения ГСА и СВП на практике, очень хорошо становится заметна в 1,5-2 раза бОльшая "прожорливость" аэролодки в сравнении с СВП аналогичного класса, особенно заметная при движении по воде (про сушу не говорю, там аэролодки движутся только за счет разнообразных "фокусов"), и особенно при росте весовой нагрузки, с более резким, нежели у СВП, ухудшением ходовых характеристик. Повышения проходимости ГСА при этом, конечно, ожидать не приходится - уровень проходимости СВП останется для ГСА-ГСР недосягаемым.
Так вот, собственно отчет.
Изменения максимальной скорости движения аэролодки по воде с/без принудительного поддува не обнаружено. Несколько (заметно) быстрее происходит старт с воды за счет более быстрого "выдавливания" воды избыточным давлением при поддуве, но само замедление слива воды из полостей между днищевыми баллонами - следствие перекрытия воздуховодом открытого кормового среза, через который при отсутствии воздуховода вода сливалась совершенно свободно, так что это ускорение практического значения не имеет. В рабочем диапазоне оборотов двигателя имеет место "подъем" корпуса лодки, похожий на "вставание на подушку" у СВП, что говорит о достаточности величины статического давления за винтом для разгрузки ГСА по крайней мере, с двумя пассажирами, и возможности проведения эксперимента по трансформации ГСА с данной силовой установки и корпусом в ГСР.
Днищевые баллоны, видны полости-каналы между палубой и днищем:
Отверстия для аэрации в днище:
Регулируемый (съемный!) воздухозаборник за винтом:
По окончанию эксперимента воздухозаборник и воздуховод были отшнурованы и сняты с ГСА, после чего она вновь стала вполне серийным образцом и была отправлена заказчику.
В качестве приложения прикрепляю статью из Катеров и яхт о применении воздушной смазки на катерах.