Может и не самый лучший способ, но для себя, при прохождении шлюзов в одиночку, я выработал следующую тактику:
Заранее готовлю левый борт (как-то удобней для меня, правый борт только в случае если вижу, что шлюз битком и выбор борта не ясен) 4 кранца и швартовы с петлёй (беседочный узел), носовой провожу вдоль борта в кокпит, что бы он не упал за борт накидываю петлю на лебёдку. Кормовой лежит на банке, предварительно перебранный ходовым концом сверху. при подходе к шлюзовой стенке сперва набрасываю кормовой (длинный) и пока лодке по инерции идёт вдоль нее цепляю носовой серьгой. Затем оттягиваюсь назад, чтобы растянуть лодку. В основном контролирую длину носового.
Отхожу в обратном порядке, отдав носовой и подтянувшись на кормовом, это удобно, т.к. позволяет отвести нос от стенки и чисто отойти.
Иногда приходится шлюзоваться вторым бортом, что значительно проще и веселей.
Одна из самых важных задач, на мой взгляд, при шлюзовании в одну пару рук - это сократить до минимума все манипуляции и особенно передвижение по палубе...и вообще, поменьше нервов.