Сейчас хочу написать пару строк про ещё "одну свою ошибку" или поделиться своим опытом общения с норвежской полицией и спасателями.
И, что самое главное, услышать от "бывалых", как правильно поступать в сходных ситуациях.
И так по порядку. Утром, около 07:00, вышли из Stavanger в направлении Jorpeland. Это не большой городок, от которого начинается маршрут к знаменитому утесу Prekestolen (Pulpit Rock – кафедра Проповедника). Пожалуй, самой главной туристической достопримечательности этой части Норвегии.
Так уж повелось, что, не смотря на расписание вахт, при заходах в порты и выходы из портов, я, как капитан, сам становлюсь к штурвалу, дабы избежать возможных неприятностей при столь ответственном маневрировании. А может просто – перестраховываюсь.
Так было и тот раз. Была отличная погода, солнце, штиль и полная вода. Мы отошли от причала, судно вышло из бухты, и я провел его мимо отмели, обозначенной двумя вешками, находящейся почти напротив "Музея нефти". Прошел под мостом, соединяющим сам Stavanger c островом Grasholmen, на мой взгляд самый опасный участок на этом маршруте.
Поясню: во-первых – это узость, во-вторых - утром в этом районе очень интенсивное движение "водных маршруток" (такие скоростные джеты). Все люди с окрестных городков и поселков спешат на работу в Stavanger.
Вышли на оперативный простор, маршрут проложен, автопилот работает, скорость маленькая, ушли в сторону от "маршрутов". Сдал вахту другу, чья была смена. При этом я проговорил "нужные для прокурора слова" – вахту сдал, а товарищ – вахту принял.
Спустился в машинное отделение для контроля. И вдруг случился удар корпуса судна о препятствие, как потом оказалось – это балы каменистая отмель. Удар был такой силы, что я даже не удержался на ногах, свалился на палубу, которая из горизонтального положения стала под углом к горизонту.
Первая мысль – нет ли течи, нет ли пробоины в корпусе? Пробежался по отсекам, осмотрелся. Всё было в норме. С мостика убрали обороты двигателя до минимума и перевели редуктор в нейтральное положение.
Побежал на мостик. На мостике – "картина маслом", как любил говорить один персонаж из фильма. Мой вахтенный с бледным лицом и округлившимися глазами стоит, и слова не может вымолвить от волнения (испуга). Прямо возле правого бокового стекла рубки торчит вешка ограждения мели с номером 56 (обозначает начало отмели между островами Lindoy и Tunsoya), хотя она должна была остаться по левому борту яхты.
Начал расспрашивать, что произошло. Ответ: судно шло по маршруту, проложенному капитаном, перед заходом в узость между островами, вахтенный перешел на ручное управление, всё внимание сосредоточил на встречном судне, после расхождения, увидел вешку, и ему показалось, что она должна быть справа по борту. А так как расстояние существенно сократилось, не посмотрел на картплотер и начал совершать маневр. И судно въехало на мель.
Но, как говорится, начинающим и дуракам везет. Скорость была не большой, и корпус имеет толстую, хорошую "старую" голландскую сталь, да и ещё нос усилен. Пробоин не было. Только нос вылез на камень, оголилось около полу-метра корпуса ниже ватерлинии. Видно на прилагаемом фото.
Что мы имели в итоге:
1.Нос сидит на отмели;
2. Корма висит на чистой воде;
3. Пробоин нет;
4. Вешка № 56 не повреждена;
5. Начинается отлив, с каждой минутой судно всё более сильно садится на камень.
Когда первый стресс прошёл, попытался отработать машиной назад, давал обороты. Думал слезу с камня самостоятельно. Но не тут-то было, сидели плотно. И если вначале попыток слезть самостоятельно, судно стояло на ровном киле, то с отливом, судно стало всё больше и больше заваливаться на бок. То есть, я даю обороты на задний ход, а судно, вместо движения назад, выдает "качели" с борта на борт. Когда борт судна стал наваливаться на вешку, я понял, ещё пару минут, мы ещё и вешку сломаем.
А в голове начал работать калькулятор. Сколько с меня сдерут "власти" за посадку на мель, за вызов и работу буксира, за возможно сломанную вешку. И чем больше росла цифра в моей голове, тем хуже мне становилось. Уже в голову полезли мысли, зачем я вообще полез в это дело. Раньше мечтал себе и мечтал, ну и продолжал бы себе и дальше мечтать, так нет же, захотелось впечатлений на старости лет. Короче "ел себя изнутри не по-детски".
Это в описании занимает много времени, в жизни эти все процессы происходили очень стремительно.
После нескольких не удачных попыток слезть с мели самостоятельно, по рации вышел на порт-контроль Stavangera и запросил помощи, вызвал буксир.
И тут эфир "взорвался". Мне начали задавать кучу вопросов: нет ли течи, есть ли пострадавшие на борту, сколько людей на борту, где находитесь, какое водоизмещение и т.д, и т.п.
Услышав мой вес -138 тонн, сказали, что малый портовой буксир не сможет меня снять, что надо ждать большой буксир, а он где-то на задании и будет не скоро.
При слове большой буксир, в моей голове цифра пени удвоилась, и я начал просить порт-контроль прислать малый буксир. Говорил, что с отливом ситуация ухудшается, что могу при полном отливе завалиться на борт, и нет времени ждать большой буксир. Говорил много и очень убедительно. Мне сказали, ждите, высылаем малый буксир.
Первыми к нам пришла морская полиция. Лихо подлетели с мигалками, дали пару кругов вокруг судна. Их было двое. Один рулил, второй с камерой (или фотоаппаратом) снимал нас на видео и делал фото. К слову сказать, все фото и видео, что я разместил в конце текста, были сделаны полицейскими. Когда всё завершилось с "нашим спасением", дочь попросила полицейских выслать нам по What'sApp эти снимки и "служивые" без лишних выпендронов выслали их нам.
Сделав пару кругов, они подошли к корме, подали нам свои швартовы и один полицейский перебрался к нам на борт. Второй вылез из-за штурвала на свою палубу и снимал происходящее на нашем судне на видео.
Полицейский задал пару вопросов: кто капитан, кто находился за штурвалом, когда пили алкоголь последний раз (хотя дышать в трубочку не заставлял) и попросил провести его в машинное отделение.
После осмотра нас (меня-капитана и друга-вахтенного) и машинного отделения, полицейский вернулся на свою лодку и что-то долго по рации передавал на норвежском языке.
А в это время, его напарник, успокаивал нас, говоря, что это часто бывает в этих местах и всё будет хорошо. Я вот думаю, какие лица у нас были с вахтенным "несчастные", если полицейский решил провести с нами сеанс психотерапии.
Минут через тридцать после полиции, к нам подошёл портовой буксир, Капитан буксира переговорил по рации с полицейскими и через "матюгальник", то есть по громкой связи, начал давать нам указания по подготовке судна к снятию с мели.
Первое указание было убрать с палубы внутрь яхты всех "зрителей". Потом нам подали на корму два троса (троса были не стальные, как я думал, а какие-то брезентовые). Дали команду завести каждый трос за свой кормовой кнехт по правому и левому борту.
Следующая команда – капитану подняться на мостик и по команде с буксира дать задний ход. Вахтенного тоже убрали внутрь судна и два матросика на буксире так же спрятались. Я так понимаю, боялись "удара хлыстом", если бы лопнул швартов.
Прозвучала команда, буксир начал нас тянуть с камня, я поддал оборотов на задний ход и со скрежетом наша яхта пошла на чистую воду. Всё получилось с первого раза.
После отдачи швартовых с нашей кормы, буксир подошёл к нам, и норвежский матрос передал мне какой-то документ с кучей вопросов. Я его заполнил и расписался. Вопросы в основном были о причинах происшествия, документах на судно, должностных лицах нашего судна, кто что делал и где находился, и наших контактах. Я думал, что это всё для выставления счёта за "спасательную операцию", настроение было на нуле. Но всё было не так плохо, как мне казалось.
Спасатели оказались "хорошими" парнями. Они сказали, что счёт нам выставлять не будут. И наказывать нас не будет ни порт-контроль, ни полиция. И со словами идите дальше по своему маршруту, "дорогие туристы", нас оставили в покое.
Второй раз за это время, я побывал в шоке. До сих пор не могу понять, почему нас не наказали и не взяли с нас денег.
Они (полицейские и буксир) пошли в Stavanger, мы пошли дальше в сторону Jorpeland.
Ремарка: когда происходила "спасательная операция, на островах и в проливе между ними было куча зрителей. Наверное, местные товарищи ещё долго будут обсуждать это происшествие. Мне не жалко, хоть какая-то польза для жителей Норвегии от "залетных" туристов.
На этом наши приключения в этот день не закончились. Но об этом уже в следующем посте….
Какие будут комментарии, уважаемые форумчане?
[media][/media]
Сообщение отредактировал Paul Boer: 02 февраля 2018 - 17:16