Хочу рассказать о некоторых особенностях, с которыми я столкнулся в сентябре 2017 года во время перехода из Харлингена (Нидерланды) в Шербург (Франция).
Собирая материал и сведения на этот участок морского пути, я думал, что самая большая трудность, которая ожидает "первопроходца" – это приливы и отливы. Большой перепад в уровнях воды и т.д., и т.п. Но на практике нарисовалось ещё два очень важных нюанса, о которых я даже не догадывался.
И так по порядку:
1. Трафик в данном районе. Одно дело читать, что движение сложное в районе пролива Ла-Манш (в моем случае это бал участок Па-де-Кале или Дуврский пролив), совсем другое увидеть этот трафик воочию, да ещё в темное время суток, да ещё при моросящем дожде и волнении в 4-5 баллов. Особенно это напрягает и завораживает, одновременно, в районе порта Calais (Кале).
Справочно: The Bassin Ouest - марина для частных яхт. VHF:17, Phone:+33 32 13 45 523, Fax: +33 3 21 96 31 20. Harbour master availability: 0-24. Harbour master’s staff speak German and English. Address: Bassin de l' Ouest, F, 62100 Calais. E-mail: calais-marina@calais.cci.fr
Calais Port (Общий порт). Phone:+33 3 21 46 29 00. E-mail: satisfaction@portboulognecalais.fr http://www.calais-port.fr
Движение сильно напоминает наше, московское в час пик. Капитану любительской яхты приходиться всё время соотносить свою скорость и движение с коммерческими судами (паромы и т.д.), которые, к слову, не очень сильно замарачиваются, на мой взгляд, с МППСС 72. Или нервы у них стальные. Хотя не исключаю, что в этом районе действуют, какие-то местные правила. Если кто знает, осветите вопрос, для любителей.
Опишу случай, который произошёл со мной при проходе этого участка. Выйдя (время 03:30 утра или ночи, кому как нравится говорить) из марины города Zeebrugge (Бельгия), в сопровождении военно-морского корабля Бельгии (не специалист, корабль не большой, корвет может быть), мы направились вдоль побережья (удаление от берега порядка 6-9 миль) в сторону Кале.
Справочно: The Royal Belgian Sailing Club.VHF:71. Phone:+32 50 54 49 03. Harbour master availability: 8:00-12:00, 13:00-19:00. Harbour master’s staff speak German and English. Address:Royal Belgian Sailing Club, Rederskaai 1B,8380 Zeebrugge. E-mail: havenmeester@rbsc.be Web: http://www.rbsc.be
Шли всё время вдоль побережья. Корабль ВМС Бельгии, шёл параллельным курсом, доведя нас до границы с Францией, ускорился, пересек наш курс по носу, и ушел в сторону Nieuwpoort.
Дошли до Calais. Увидел своими глазами бешенный трафик из паромов, которые то заходили, то выходили их порта. Решили в Кале не заходить и идти дальше до порта Dieppe (Дьеп, Франция). Прошли порт Кале, продолжая идти в прибрежной зоне Франции. При подходе к мысу Cap Gris-Nez "начались танцы с бубном".
Нас начала запрашивать береговая станция. Как я потом понял, какой-то центр регулирования движения. Честно говоря, я уже стал побаиваться эту коротковолновую станцию. Всё время идут помехи, английский в исполнении французов далек от моего понимания, да и мой английский, как показала практика, далек от понимания французов.
Центр регулирования движения начал переговоры со мной "из далека" и очень ласково. Запросили стандарт: куда идем, сколько экипажа на борту, какие размеры яхты и т.п. Отвечаю, так же ласково и спокойно. Потом, вдруг, начали запрашивать какая у нас яхта, моторная или парусная. Отвечаю - моторная. Они – какая мощность, отвечаю – 400 лошадей. И тут береговая станция мне выдает, покиньте прибрежные воды Франции, при этом, ни чего не объясняя, почему покиньте, зачем покиньте…. Я им, типа, какого дьявола, иду в Дьеп, он за мысом, Великобритания мне даром не сдалась и т.д. и т.п.
И чем ближе мы подходим к мысу Cap Gris-Nez, тем сильнее ругаются французы, и грозят карами всякими. Говорят зло, быстро, я ни чего не понимаю. И тут моя коротковолновая станция начинает реветь алармом, красная кнопка "Distress" моргает красным (мне кажется это французы врубили её дистанционно), конец света, да и только.
Я в панике, может впереди подводная или другая опасность, ни чего не понимаю, как отключить орущую сигнализацию не знаю, за окном рубки темень, дождь, видимости нет. Что делать не знаю, уменьшил ход на всякий случай (помню в автошколе учили – не знаешь как поступить тормози, а там разберёшься). А тут ещё жена – штурман "подливает масла в огонь", с криком всё пропало, начинает одевать на себя спасжилет и требовать от меня объяснений по сложившейся ситуации. Стресс по полной программе.
Принимаю волевое решение и вырубаю радиостанцию полностью. Включаю запасную коротковолновую радиостанцию.
И тут мне явилось "чудо", голос "божий", спасительный, при том, на чистом русском языке (как я позже понял, наш соотечественник, какой-то помощник капитана, какого-то БЖП). Из запасной станции: яхта такая-то позовите капитана на мостик. Я гордо в эфир – капитан на мостике. И мне объяснили на родном языке, понятно и доходчиво, что и зачем (самое главное) я должен сделать. Выглядело это примерно так (администратора форума, прошу прощения): "М-к. Капитан, б-ь, уйди в сторону Англии на их полосу движения. Французы тебя сейчас арестуют вместе с яхтой, штраф выпишут – мало не покажется. И смотри лоцию внимательно, капитан, б-ь".
Вот она морская выручка в действии. Своих не бросаем. Спасибо тебе не известный русский помощник капитана иностранного БЖП.
Получив такое четкое указание, я как законопослушный гражданин, пересек со страхом и угрозой быть протараненным одним из БЖП, идущих на восток, полосу разделения движения и встал на свою "попутную" полосу движения в сторону запада. Сделав крюк в 30 морских миль, уже по светлому времени пересек полосы разделения движения напротив порта Дьеп, где благополучно зашел в марину и пришвартовался. Лирика закончилась.
Теперь информация для форумчан, которую я раскопал после данного инцидента. На картах этого нет. Может быть, я не нашел. Оказывается на участке от Кале и до Дьепа, во французской INSHORE ZONE разрешено движение только парусным яхтам длиной до 20 метров. Все остальные яхты обязаны двигаться в своих полосах движения. И французский центр регулирования движения за этим строго следит.
Если у кого-нибудь есть более точная инфа – прошу выложить. Желательно указать источник информации.