Что до вопроса сейлдрайв против валопровода, скег против подвесного, длинный киль против плавникового - это, на самом деле чисто религиозный спор. Каждый верит в то, во что хочет.
Мне, например длинные кили не нравятся категорически.
Между сейлдрайвом и валопроводом не вижу принципиальных различий в плане надёжности - и там, и там присутствует муфта сцепления, редуктор и куча разных деталек. Ну манжету надо вовремя менять на сейлдрайве, но это проще чем дейдвуд поменять. По ударной устойчивости - факты есть, когда моторы от удара срывало с подушек, а манжета на сейлдрайве при этом целой оставалась.
Скег/полускег/подвесной руль - тут, конечно полный скег лучше защищает перо. Но больше все таки от наматывания веревок, сетей, пакетов и.т.д. У меня перо висит на цельной железной палке 35мм диаметром, и само перо, судя по его весу (еле подняли вдвоём), цельноламинированное, без наполнителя. Усилие способное сломать это ИМХО сломает и скег или нижнюю опору на скеге.
А вообще, вот тут посмотрите фотографии http://forum.katera....live/?p=1121355
Яхта Фламинго - сломана мачта, сломан шпангоут , а плавниковому килю, и подвесному рулю хоть бы что. Экипаж до сих пор спорит - один переворот на 360 градусов был, или два. Так что, про надёжность извините, я к отцу своему пойду спросить - он там был тогда.
Мореходность и живучесть судна определяется мореходностью и подготовкой экипажа и подготовкой судна к походу.
Технические детали - вопрос религиозных убеждений. ИМХО