Мотолодка "Обь" ставшая легендой на просторах ВВП.
Громов Борис Васильевич - 82 года. Говорил сегодня с ним по телефону. Инженер-конструктор занимавшийся разработкой экраноплана, получил задание на разработку недорогой моторной лодки как товара народного потребления завода им. Чкалова.. Он нарисовал ее. Так и сказал "я нарисовал лодку". Была еще лодочка, меньше размерами, но выбор завода остановили на нарисованной Борисом Васильевичем "Оби"...... Лодка проектировалась максимально легкой. Дистанционного управления на ней не было изначально, это потом добавили простейшую дистанцию.
После разговора, у меня сложилось впечатление, что создание лодки "Обь" для Бориса Васильевича было далеко не основное событие его деятельности. Скорее небольшое творческое отступление от основной работы конструктора.
В КБ феодосийского завода главный инженер попросил Главного Конструктора ЦКБ 5 (позже ЦКБ "Алмаз") Никиту Афанасьевича Макарова спроектировать стеклопластиковую мотолодку под подвесной мотор "Москва" (10 л.с) и парусный катамаран. Наша библиотека, спасибо Ю.В. Емельянову, получала зарубежные журналы. В одном из них была картинка лодки на ходу. Она была принята за основу проекта. Обводы и архитектуру рисовал Владимир Крылов. Особенность работы Макарова была в доверии каждому из членов его сектора. Крылов рисовал, а мы всем колхозом обсуждали рисунки-варианты. Проблема была в понимании линии на борту. Вспомнились "жабры" модели гидросамолёта, сделанного в 1947 году в ДПШ Сталинского района, что на Лесном пр. Много лет спустя я купил старинную книгу Косоурова "Гидросамолёты" там была схема гидросамолёта Дорнье. Надо было обеспечить остойчивость, не вылезая за габарит. Были ещё и Труды ЦАГИ, там было упоминание о полезности прогиба днища вблизи транца. Нарисовали "БУЛИ", - другого названия не придумали. (На больших кораблях по бортам иногда делалась "противоминная защита" в виде округлых выступов, под названием "Були".) Но надо было использовать встречный поток для скорейшего выхода на глиссирование. И для сохранения остойчивости при сужении кормы, как это требуется для тяжело нагруженных лодок с маломощным мотором. Нижнюю поверхность сделали с большим углом к килевой линии. На циркуляции лодка кренится , чтобы не цеплялась за воду, були сделали с подъёмом нижней поверхности от борта наружу. Отформовка требовала сделать все поверхности с "положительным" углом выема. Одну деталь пришлось придумывать с разъёмом и удалением по частям. Работа была внеплановой, так сказать, инициативной. Документы были отправлены Исакову в Феодосию. Там решили строить по своим проектам и лодку, и катамаран. Описание лодки я привёл в "Катера и Яхты" . Чкаловский завод удачно СКОПИРОВАЛ проект с коэффициентом корреляции 99,994. Отличие состояло в отсутствии днищевого плавничка. На мой протест завод ответил, что Комитет по изобретением выдал заводским конструкторам авторское свидетельство. От скандала следовало бы уйти: выпрямили штевень, так сказать, улучшили мореходность. Получилось не "ах.."
Саратовский завод электроприборов построил 10 лодок из стеклопластика и попросил разрешение строить серию, но с длиной 5 метров. Снова, теперь мне одному, пришлось готовить документы на новый вариант, участвовать в благополучных испытаниях.
"Були" хорошо прижились на лодках авиапрома, как и наша "ПК5" под громким именем "ОБЬ".
Имя ПК5 у нас появилось случайно, поскольку знали о лодке ПК3 от ЦНИИ ТС. На всякий случай номер пропустили.
Позже я построил фанерный вариант лодки, прошёл на ней до Рыбинска с Ветерком-12", поставил на V-образные крылья. С "Вихрём" сходил до Приозёрска. перетащил лодку на Вуоксу до посёлка Горы. Потом покатался по Селигеру. В Ленинграде таскал своих на водных лыжах. Опять статья в "Катера и Яхты". (Баргуе тоже решил не упоминать автора конструкции!!!!)
Мне теперь исполнилось 82 года, пока не умер. "Громов имеет необычную силу мышления......" (С) ПРИВЕТ Громову!
П.С. Естественно, я сохранил теоретический черт, расчёты весовой нагрузки, непотопляемости, остойчивости, прочности пластикового варианта.
"Спасибо за историю!" (С)