Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3146

#226 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 22 июня 2018 - 00:18

Точно измеренное внутреннее сопротивление ячейки и есть мерило "старости" ячейки. Чем больше это значение, тем больше циклов прошла ячейка.

Все верно. Сомнения в том, насколько все точно с конкретным ЗУ и как это все проделать практически.


  • 0

#227 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 22 июня 2018 - 00:26

Ну, надо очень надежно подключить кабеля от зарядника к батарее. Так чтоб на контактах было минимальное сопротивление. Соединение на крокодилах испортит замер внутреннего сопротивления на столько что эти данные будут совершенно бесполезны.


  • 0

#228 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 22 июня 2018 - 00:49

Спасибо, это важно. А в каких пределах оно должно находиться? Ну для наших 400Ач емкости на ячейку? 


Сообщение отредактировал Niven: 22 июня 2018 - 00:49

  • 0

#229 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 22 июня 2018 - 18:23

Спасибо, это важно. А в каких пределах оно должно находиться? Ну для наших 400Ач емкости на ячейку? 

попросите даташит на ваши ячейки у производителя, в нем должно быть указано


  • 0

#230 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 23 июня 2018 - 08:11

Кто нибудь применял "активные" балансиры?? Типа таких:

https://ru.aliexpres...000000000000000


Отличная и недорогая вещь, многие пользуются.
  • 0

#231 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 23 июня 2018 - 10:53

Отличная и недорогая вещь, многие пользуются.

 

А подскажите вы измеряли напряжение на полностью заряженных батареях?


  • 0

#232 greey

greey

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 278 сообщений
  • Из:Чебоксары
  • Судно: Водоизм-й глиссер :)
  • Название: Краб

Отправлено 23 июня 2018 - 14:03

Несколько дней на этой неделе мучал новую сборку на LiFePo4.

Четыре ячейки на 50 А/ч. При зарядке начиная с 90% 4я ячейка стала отставать по напряжению. БМС отключает зарядку при напряжении 3,65 в на второй ячейке. Напряжение на 4й при этом 3,5 в. Подумал, что просто не дозаряжена,  зарядил отдельно до общего напряжения. Повесил через кулонометр нагрузку 9А. Всего сборка выдала 52 А\ч (652 Вт/часа). БМС отключила сборку при 2,35 в опять же по второй ячейке! Пришел к выводу - емкость ячеек разная.

БМС отключает заряд, по высокому порогу на самой дохлой ячейке, остальные останутся не дозаряжены (потеряли емкость).

БМС отключает разряд по нижнему порогу на самой дохлой ячейке, остальные останутся не доразряжены (опять теряем емкость).

 

Надо пробовать все таки активные балансиры, с ними при зарядке все ячейки зарядятся по максимуму, и разрядятся то же по максимуму, за счет перераспределения энергии. Общая емкость сборки должна увеличится. 

Все это справедливо для тяговых батарей, где важна вся емкость сборки для максимальной дальности хода.

Для буферных (сервисных) батарей не так актуально, там редко сборки в ноль высаживаются. 


  • 0

#233 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 23 июня 2018 - 17:57

Несколько дней на этой неделе мучал новую сборку на LiFePo4.

Четыре ячейки на 50 А/ч. При зарядке начиная с 90% 4я ячейка стала отставать по напряжению. БМС отключает зарядку при напряжении 3,65 в на второй ячейке. Напряжение на 4й при этом 3,5 в. Подумал, что просто не дозаряжена,  зарядил отдельно до общего напряжения. Повесил через кулонометр нагрузку 9А. Всего сборка выдала 52 А\ч (652 Вт/часа). БМС отключила сборку при 2,35 в опять же по второй ячейке! Пришел к выводу - емкость ячеек разная.

БМС отключает заряд, по высокому порогу на самой дохлой ячейке, остальные останутся не дозаряжены (потеряли емкость).

БМС отключает разряд по нижнему порогу на самой дохлой ячейке, остальные останутся не доразряжены (опять теряем емкость).

 

Надо пробовать все таки активные балансиры, с ними при зарядке все ячейки зарядятся по максимуму, и разрядятся то же по максимуму, за счет перераспределения энергии. Общая емкость сборки должна увеличится. 

Все это справедливо для тяговых батарей, где важна вся емкость сборки для максимальной дальности хода.

Для буферных (сервисных) батарей не так актуально, там редко сборки в ноль высаживаются. 

 

БМС получается не успевает отбалансировать максимальным возможным для балансировки током. А какой у нее максимальный ток для балансировки?

 

Чего то мне не верится в активные балансиры, как я уже писал выше у меня при не выходе ячейки за 10% - 90% диапазон разряда напряжение на ячейках практически одинаковое. Разница появляется при выходе за этот диапазон или при разряде большим током. Они же начнут работать только тогда, когда появится разница в напряжении. 


  • 0

#234 greey

greey

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 278 сообщений
  • Из:Чебоксары
  • Судно: Водоизм-й глиссер :)
  • Название: Краб

Отправлено 23 июня 2018 - 18:26

Заряжал током 5 А, моя текущая БМС балансирует максимум 100 мА. После отключения зарядки продолжает балансировать до напряжения 3,45 в на ячейку. При этом напряжение с 3,65 в до 3,45 в опускается за несколько минут, что не удивительно, если посмотреть на разрядную кривую LiFePo4. При таки токах балансировки, рассчитывать на БМС в плане выравнивания напряжения бесполезно. Оплатил активные балансиры. Как придут, еще раз проведу эксперимент на полный заряд-разряд, посмотрим прибавится ли Вт/часов на сборке.

003.jpg


  • 1

#235 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 23 июня 2018 - 18:44

Это график разряда при разных нагрузках. Если заряжать ячейку отдельно и без нагрузки, после окончания зарядки вольтаж тоже будет снижаться, какая-то стабилизация происходит. 

Это хорошо, что вы заказали балансиры. Теперь мы сравним три разных подхода на примерно одинаковых системах. Я топлю за БМС с отключенной балансировкой.


  • 0

#236 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 23 июня 2018 - 18:51

Заряжал током 5 А, моя текущая БМС балансирует максимум 100 мА. После отключения зарядки продолжает балансировать до напряжения 3,45 в на ячейку. При этом напряжение с 3,65 в до 3,45 в опускается за несколько минут, что не удивительно, если посмотреть на разрядную кривую LiFePo4. При таки токах балансировки, рассчитывать на БМС в плане выравнивания напряжения бесполезно. Оплатил активные балансиры. Как придут, еще раз проведу эксперимент на полный заряд-разряд, посмотрим прибавится ли Вт/часов на сборке.

attachicon.gif003.jpg

 

Как то все грустно. Вначале вроде как все проблемы должна была решить БМС, а теперь и с ней все не так хорошо :-(

По идее умная БМС зная статистику заряда могла начать снижать зарядку ячейки, которая быстрее всех заряжается, за долго до конца заряда. 

 

Это график разряда при разных нагрузках. Если заряжать ячейку отдельно и без нагрузки, после окончания зарядки вольтаж тоже будет снижаться, какая-то стабилизация происходит. 

Это хорошо, что вы заказали балансиры. Теперь мы сравним три разных подхода на примерно одинаковых системах. Я топлю за БМС с отключенной балансировкой.

Не понятен смысл отключать балансировку. Даже если она до конца не отбалансирует, но хоть попытается и дольше не нужна будет балансировка.


  • 0

#237 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 23 июня 2018 - 19:01

....

 

Не понятен смысл отключать балансировку. Даже если она до конца не отбалансирует, но хоть попытается и дольше не нужна будет балансировка.

Идея в том, что если ячейки хорошо отбалансированы изначально, и вольтаж не сильно приближается к допустимым пределам, баланс должен держаться. Хочу это проверить.


  • 0

#238 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 23 июня 2018 - 19:51

Мои пять копеек,
Вчера утром на аккумах было 12.6в, чувствую помпа в туалете работает с натягом, иду посмотреть на бжтери монитор-не работает!
Запускаю генератор- генератор включался и глох через 15сек и так 2 раз.
двигатель запустился, но с трудом,
родной бэтери монитор от фп завис, соответственно сколько в % остался заряд не знаю.
через 15мин работы 2х альтернаторов, генератор завелся и работал стабильно, напряжение было 12.6в причина не ясна...

но я не посмотрел что показывали мппт.
Родной бэтеримонитор не включался.
Перезагрузил систему 12в и 220в, также Вытащил и вставил предохранители у бэтэри монитор. Сейчас все работает, мои предположения(расчеты)-на аккумах осталось 5-15% емкости

Но сейчас дисбаланса на ячейках нет.
Система работает
Мах напряжение 14.1в дает только правый альтернатор, левый 13.9в, мппт мах напряжение 13.9в, зарядник мах напряжение 13.9в.
Все ячейки ровные.

Пока не вижу смысла ставить бмс.... время покажет...
Сделал для себя вывод-не доводить до 5-15% остаток аккумов!
Это реальная практика пользования lifepo4 winston 600a.
Всем Удачи!
  • 0

#239 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 23 июня 2018 - 19:54

Но сейчас дисбаланса на ячейках нет.
Система работает
Мах напряжение 14.1в дает только правый альтернатор, левый 13.9в, мппт мах напряжение 13.9в, зарядник мах напряжение 13.9в.
Все ячейки ровные.

Пока не вижу смысла ставить бмс.... время покажет...
Сделал для себя вывод-не доводить до 5-15% остаток аккумов!
Это реальная практика пользования lifepo4 winston 600a.
Всем Удачи!

 

И все таки в какой момент вы измеряли напряжение на ячейках? Измерьте тогда, когда общее напряжение будет 14В.


  • 0

#240 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 23 июня 2018 - 20:35

Именно для случая с 600Ач ячейками балансировка обычными БМС будет малоэффективной, т.к. там ток балансировки меньше 1А. При большом дисбалансе обычная БМС будет его выравнивать неделями. Нужна какая-то с большим током балансировки, либо несколько меньших батарей (2х300Ач, 3х200Ач) соединенных параллельно, у каждой своя БМС. У меня 2 сервисные батареи каждая 12В 100Ач на лифере, БМС в каждой. Зарядка пока только от солнца и зарядника 220В. Правда, зарядник 220В ни разу мне не пригодился, лодка маленькая, холодильника нет. Есть правда брашпиль, но даже так солнечных панелей хватает с головой и якорь поднять и на свет, навигацию. Один год работы - все пока нормально, без проблем, по принципу поставил и забыл. Еще ни разу не было напряжения меньше 13В. В таком режиме лифер надеюсь долго проходит


  • 0

#241 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 23 июня 2018 - 20:55

Померяю, может завтра.... а то как получается, идешь на точку, приходишь, швартуешься, достаешь бокалы и..... забыл что хотел померить.... может завтра не забуду?
  • 0

#242 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 23 июня 2018 - 20:59

Я мерял напряжение утром, когда 50-80% зарядка аккумов
  • 0

#243 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 23 июня 2018 - 21:24

Я мерял напряжение утром, когда 50-80% зарядка аккумов

Так вот и я так мерял 2 сезона, а в этом году черт меня дернул померить, когда они были заряжены и я был немало удивлен. 


  • 0

#244 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 23 июня 2018 - 23:04

Ну зарядятся они чуть по разному, а в теч дня стабилизируются. Для меня Главное ЭТО напряжение-не превышать 13.9-14.1, тогда не вижу проблем. Если у вас 14.4-14.6 тогда да, согласен надо следить! Конечно имхо....,
  • 0

#245 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 24 июня 2018 - 07:50

Ну зарядятся они чуть по разному, а в теч дня стабилизируются. Для меня Главное ЭТО напряжение-не превышать 13.9-14.1, тогда не вижу проблем. Если у вас 14.4-14.6 тогда да, согласен надо следить! Конечно имхо....,

 

Т.е. для вас вполне нормально если будет так 3.3 + 3.3 + 3.3 + 4.1 = 14  ?

Причем вы об этом даже и не узнаете, так как меряете когда напряжение уже упадет до 3.2 на всех ячейках.

Напряжение не стабилизируется, просто график разряда таков, что большую часть времени напряжение практически одинаковое(с учетом погрешности измерения тестером). 


  • 0

#246 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 24 июня 2018 - 10:15

Нет это не нормально. Но 14.0в это примерно напряжение 90%заряда аккумов. Я их не добиваю до 14.4. Когда долго на альтернаторе буду идти и зарядка будет 100% -Проверю обещаю!
  • 0

#247 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 24 июня 2018 - 11:20

Нет это не нормально. Но 14.0в это примерно напряжение 90%заряда аккумов. Я их не добиваю до 14.4. Когда долго на альтернаторе буду идти и зарядка будет 100% -Проверю обещаю!

Пусть будет 13.8 и тогда на одной ячейке будет 3.9, что тоже вообщем то не очень хорошо. Просто пока разбалансировка небольшая ее заметно только при почти полном заряде. В дальнейшем она уже появится и при сильно меньших напряжениях.

Сегодня шел всю ночь под мотором и напряжение было 14.14В. Разрядил чайником до -8Ач. и напряжение на всех ячейках 3.31В.

А вот как оно стало через некоторое время после зарядки от солнца до 13.812В

3.335 + 3.498 + 3.469 + 3.510 = 13.812 

На время измерения зарядку отключил, разряд был током -8А. 

 

И как бы мне хотелось ошибаться - не хочу тратить 500 евро на БМС, да еще и которая не сможет делать балансировку полноценно ;-)


  • 0

#248 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 24 июня 2018 - 12:18

Утром мппт выдал аж 48а! Правда не долго,
Один альтернатор-93а постоянно, когла уже "нагрелся"
Два-149а

Прикрепленные изображения

  • 20180624_111207.jpg
  • 20180624_111230.jpg

  • 0

#249 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 24 июня 2018 - 16:52

Именно для случая с 600Ач ячейками балансировка обычными БМС будет малоэффективной, т.к. там ток балансировки меньше 1А. При большом дисбалансе обычная БМС будет его выравнивать неделями. Нужна какая-то с большим током балансировки, либо несколько меньших батарей (2х300Ач, 3х200Ач) соединенных параллельно, у каждой своя БМС. У меня 2 сервисные батареи каждая 12В 100Ач на лифере, БМС в каждой. Зарядка пока только от солнца и зарядника 220В. Правда, зарядник 220В ни разу мне не пригодился, лодка маленькая, холодильника нет. Есть правда брашпиль, но даже так солнечных панелей хватает с головой и якорь поднять и на свет, навигацию. Один год работы - все пока нормально, без проблем, по принципу поставил и забыл. Еще ни разу не было напряжения меньше 13В. В таком режиме лифер надеюсь долго проходит

Почему так решили? Ячейки разные или проблема с пространством?

Теоретически вроде 2p4s желательно в один банк. При этом нужна только одна БМС.

Мне тоже кажется, что если не приближаться к рамкам окна напряжений, все будет ок с долговечностью и разбалансировки быть не должно.


  • 0

#250 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 24 июня 2018 - 18:32

Я решил что так надёжнее, когда две батареи параллельно, чем всего одна. Может и зря перестраховался, пока проблем не было. Ну ещё я немного удивляюсь с цен на бмс которые смотрел по ссылкам что здесь размещали. На лифере у меня простая бмс, стоимостью около 30 долларов, без экранчика. Работает исправно.

На батареях для двигателя бмс подороже поставил, с экраном, т.к. они не lifepo4 и требуют особого внимания из соображений безопасности
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей