Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3146

#251 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 24 июня 2018 - 19:35

Они у вас просто параллельно или через что-то разделены?

Мне предстоит докупать еще ЛФП. Если объединять в один банк, то надо брать такие же. А 800 Ач ЛФП это слишком много. Хватило бы еще 200, но в одну батарею с 400-ми их не поставишь.


  • 0

#252 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 24 июня 2018 - 20:15

Подключил просто параллельно. Можно было бы через индивидуальные автоматы подключить каждый, но пока я на реке большого смысла заморачиваться не вижу. В следующем году планирую в море, тогда посмотрим. Кстати, перед тем как подключать 2 батареи параллельно, убедитесь что напряжение на обеих равно. Иначе, если есть хоть 1В разницы, получите огромный ток на соединяющих проводах, пока заряд не выровняется.


Сообщение отредактировал SharkRocks: 24 июня 2018 - 20:22

  • 0

#253 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 24 июня 2018 - 20:41

Ну да, с выравниванием напряжения я вроде уже разобрался. Интересно, как будут работать на зарядку или разряд две запараллеленные батареи ЛФП, одна 400 Ач 4S, вторая 200 Ач 4S? Вы под автоматами что подразумеваете?


  • 0

#254 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 24 июня 2018 - 20:49

Я подразумеваю просто автомат отключения - мера предосторожности.


  • 0

#255 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 01 июля 2018 - 19:19

Вчера-сегодня собрал полностью систему, перенастроил зарядники. Дисбаланс ячеек 0,03 Вольта, что немного разочаровывает.

Потеря напряжения - на клеммах ЗУ сейчас 13,84, на батарее 13,86. Прога Мастербаса дает 13,74 на заряднике и 13,83 на Комби. 

Прикрепленные изображения

  • 20180701_163535.jpg

  • 0

#256 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 04 июля 2018 - 23:28

Вот интересное видео 

Чувак раскурочил Мастерволтовские ЛФП (как только рука поднялась на такое святотатство!!!), и что оказалось внутри? Сюрприз)


Сообщение отредактировал Niven: 04 июля 2018 - 23:31

  • 0

#257 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 05 июля 2018 - 01:21

Хм, а что вы ожидали будет внутри? Космические технологии? )

Там обычные ячейки LiFePO4, которые продаются на алиэкспресс. От чего такая бешенная цена за батарею - для меня загадка.


  • 0

#258 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 05 июля 2018 - 02:18

А для меня загадка в другом - а зачем нам absorstion?

Из мануала МВ:

Li-ion battery model           Bulk / absorption voltage setting           Float voltage setting

MLi Ultra 12/2500                      14.25 V                                                 13.5 V

MLi Ultra 12/5000                      14.25 V                                                 13.5 V

MLi Ultra 24/5000                       28.5 V                                                   27.0 V


  • 0

#259 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 05 июля 2018 - 13:05

Вопрос ну совершенно дурацкий... Был аккумулятор 300а.ч банки от Winston. Одна из банок очень быстро померла (быстро увеличилось внутренне сопротивление). Продавец признал проблему (гарантийный случай) и предлагает взамен банку на 300 а.ч. от другого производителя (Sinopoly). По габаритам идентичны, по параметрам, что на бумажке тоже очень близко (чуть больше внутреннее сопротивление). Какие чудеса меня ожидают в случае подмены банки на другого производителя?


  • 0

#260 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 05 июля 2018 - 19:34

eliz, 

Ну особых проблем не будет, но я рекомендую использовать с BMS такую сборку. Не обязательно самую дорогую ставить.


  • 0

#261 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 10 июля 2018 - 23:18

После балансировки интересная картина. Когда батарея в работе – заряд или разряд- дисбаланс ячеек 0,01 вольта. Когда пассив – режим float- дисбаланс доходит до 0,1.


  • 0

#262 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 10 июля 2018 - 23:51

Если я не ошибаюсь, float режим - это режим поддержки заряда для свинца. Литию он не только не нужен но и вероятно вреден.


  • 0

#263 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 00:21

О неполезности флота для ЛФП писал автор обсуждаемой статьи. В чем мы, похоже, и убеждаемся практически. От флота никуда не деться, он питает лодку на длинной стоянке в марине. Это наводит на грустные мысли о необходимости изменений-дополнений всей электросхемы.


  • 0

#264 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 июля 2018 - 00:30

Я взял себе MPPT у которого есть возможность отключить float фазу.


  • 0

#265 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 00:49

Как я понимаю, это регулятор зарядки от солнечных панелей. У меня их нет.

Зарядник в режиме флот питает потребителей напрямую, батареи расходуются только если потребляемая мощность превосходит мощность ЗУ (чайник, утюг, бойлер...). Но батареям тоже достается какая-то зарядка в этом режиме. Свинец только рад этому, а литию, как вы заметили, не в масть. Отключать в этом случае ЗУ и гонять батареи - не выход, истончается ресурс.

Я пока вижу только один вариант - ставить буферную свинцовую батарею (ампер на 100 в моем случае), а ЛФП отрубать от системы, зарядив процентов на 70. На зиму ЛФП можно переконектить параллельно, пусть выравниваются. Оставлять лодку вообще без электричества стремно, трюмные помпы должны быть запитаны.


  • 0

#266 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 903 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 11 июля 2018 - 01:06

Прошу прощения если оскорбил чьи-то чувства, но у меня вопрос.

А для чего на парусной лодке литий? Чем не устраивают обычные свинцовые батареи? Я понимаю что основное отличие лития от свинца это вес. Но не пофигу-ли такая разница на лодке в 10м?


  • 0

#267 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 июля 2018 - 01:24

Как я понимаю, это регулятор зарядки от солнечных панелей. У меня их нет.

Зарядник в режиме флот питает потребителей напрямую, батареи расходуются только если потребляемая мощность превосходит мощность ЗУ (чайник, утюг, бойлер...). Но батареям тоже достается какая-то зарядка в этом режиме. Свинец только рад этому, а литию, как вы заметили, не в масть. Отключать в этом случае ЗУ и гонять батареи - не выход, истончается ресурс.

Я пока вижу только один вариант - ставить буферную свинцовую батарею (ампер на 100 в моем случае), а ЛФП отрубать от системы, зарядив процентов на 70. На зиму ЛФП можно переконектить параллельно, пусть выравниваются. Оставлять лодку вообще без электричества стремно, трюмные помпы должны быть запитаны.

под зарядником вы имеете в виду тот что от 220В, от берегового питания?


  • 0

#268 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 июля 2018 - 01:31

Прошу прощения если оскорбил чьи-то чувства, но у меня вопрос.

А для чего на парусной лодке литий? Чем не устраивают обычные свинцовые батареи? Я понимаю что основное отличие лития от свинца это вес. Но не пофигу-ли такая разница на лодке в 10м?

Я себе сервисные батареи LiFePO4 ставил как эксперимент. Они легче раза в 3, стабильно отдают большой ток продолжительное время (т.е. нет проблем с работой брашпиля без генератора), имеют больше циклов и не так боятся глубокого разряда. Но с другой стороны требуют отличного от свинцовых АКБ режима заряда, боятся заряда в мороз, дороги. 


  • 0

#269 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 01:37

Прошу прощения если оскорбил чьи-то чувства, но у меня вопрос.

А для чего на парусной лодке литий? Чем не устраивают обычные свинцовые батареи? Я понимаю что основное отличие лития от свинца это вес. Но не пофигу-ли такая разница на лодке в 10м?

Отличий гораздо больше.  Поясню главное с моей точки зрения. 400 Ач лития и свинца - не одно и то же. Со свинца вы снимите порядка 30% емкости - ниже 50%  разряжать свинец нельзя, выше 80% зарядить сложно т.к. начинается фаза absorbtion, при которой зарядный ток значительно снижается, соответственно надо очень долго гонять ГД или генератор чтоб добить оставшиеся 20%.

У лития нижний порог разрядки - 10% емкости и фаза absorbtion минимальна, т.е. мы с тех же 400 Ач имеем реально 80% или 320 АЧ против 120 у свинца. 

Но за все надо платить. И не только деньгами). Эта технология порождает много проблем, требует других подходов и модернизации имеющихся схем. О чем, собственно, и речь в этой теме.


  • 1

#270 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 01:43

под зарядником вы имеете в виду тот что от 220В, от берегового питания?

Главным образом да. Но альтернатор тоже. Третьего дня целый день моторил. И всю ночь)  Та же флот фаза((( Но это не столь критично, поскольку такое не часто. В конце концов, альтернатор можно отключить на какое-то время.


  • 0

#271 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 июля 2018 - 01:46

Главным образом да. Но альтернатор тоже. Третьего дня целый день моторил. И всю ночь)  Та же флот фаза((( Но это не столь критично, поскольку такое не часто. В конце концов, альтернатор можно отключить на какое-то время.

Т.е. альтернатор дает 220В, а их вы преобразуете в напряжение АКБ этим же зарядником что заряжает батареи от берега, так?


  • 0

#272 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 01:52

Нет, альтернатором я называю генератор ГД, 12 вольт.  Процессом зарядки в этом случае управляет регулятор напряжения и разделитель батарей.


Сообщение отредактировал Niven: 11 июля 2018 - 01:54

  • 0

#273 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 июля 2018 - 01:57

Ок, на счет зарядки от 220В - есть же специализированные зарядки для 4S LiFePO4. У таких зарядок нет фазы float, а есть то что нужно для лития и ничего лишнего. Но я предвижу одну проблему: у таких зарядок есть кулер, который продувает воздух через все внутренности. А если воздух соленый то не известно сколько они так проживут. Пока что адаптированных для моря таких зарядок я не встречал (правда особо и не искал, т.к. мне зарядки от солнца хватает)

По поводу альтернатора, а какое напряжение он в итоге дает на выходе, не меряли? 14,6В?


Сообщение отредактировал SharkRocks: 11 июля 2018 - 01:58

  • 0

#274 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 02:19

Есть две выдающиеся компании-производители лодочной электрики - Мастерволт и Виктрон. Они неоднократно обсуждались в этой теме. Я больше по МВ. Если интересно, посмотрите мануалы на их зарядники Chargemaster Plus и комбайны Combi Pro и Combi Ultra. Эти серии уже заточены под ЛФП, и фаза флот там присутствует. Ее не может не быть. Мы ведь не просто заряжаем батареи как на смартфоне к примеру, сунул-вынул, здесь обеспечивается работа системы....

Альтернатор управляется регулятором напряжения. Я не только замерял напряжение зарядки, я его вижу постоянно на мониторе (помимо БМС). Более того, я его перепрограммировал на ЛФП: балк 13,9 Вольт, абсорбшин 13,8, флот 13,25. В моем случае это Balmar MC 612 десятилетней давности. У МВ уже есть свой регулятор  Alpha Pro. Программируется компом через MasterBus под любые режимы зарядки. Я на него глаз положил конкретно, благо недорог.


  • 0

#275 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 июля 2018 - 02:32

У меня немного не так. Если АКБ полностью заряжены и есть какая-то нагрузка на них (свет, навигация, ноутбук, холодильник и т.д), то происходят микроциклы днем: заряд АКБ под нагрузкой снижается до 99%, включается MPPT контроллер (контроллер заряда от солнечных панелей), он дает ток заряда, дозаряжает АКБ снова до 100% при этом одновременно с зарядкой питая всю бортовую сеть. Когда АКБ снова заряжена до 100%, MPPT отключается.

Мощность моего MPPT контроллера 500 Вт (солнечных панелей пока только 250Вт). Эти микроциклы практически не расходуют ресурс АКБ, т.к. степень разряда крайне мала. Float у меня нет.

А ночью все работает полностью от батарей, до утра. У меня нет ничего прожорливого на борту, 60 вт холодильник разве что, а брашпиль всю ночь я никогда не гоняю, в этом еще не было необходимости, так что такой схемы здесь на юге мне в принципе хватает. Генератором никогда не заряжаю сервисные АКБ. И зарядкой 220В от берега для сервисных батарей не пользуюсь.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей