Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3146

#276 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 июля 2018 - 10:22

О неполезности флота для ЛФП писал автор обсуждаемой статьи. В чем мы, похоже, и убеждаемся практически. От флота никуда не деться, он питает лодку на длинной стоянке в марине. Это наводит на грустные мысли о необходимости изменений-дополнений всей электросхемы.

Я просто настроил напряжение в режиме флоат, чтоб ток был не выше моих обычных потребителей. И в таком режиме батарея у меня или заряжается током не более 0.5А или разраяжается в зависимости от нагрузки. Я думаю такой режим для батареи ничем не грозит. Ну и когда я реально вижу, что у меня есть лишнее ач, то включаю бойлер и грею воду ;-)  


  • 0

#277 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 16:19

У меня немного не так. Если АКБ полностью заряжены и есть какая-то нагрузка на них (свет, навигация, ноутбук, холодильник и т.д), то происходят микроциклы днем: заряд АКБ под нагрузкой снижается до 99%, включается MPPT контроллер (контроллер заряда от солнечных панелей), он дает ток заряда, дозаряжает АКБ снова до 100% при этом одновременно с зарядкой питая всю бортовую сеть. Когда АКБ снова заряжена до 100%, MPPT отключается.

Мощность моего MPPT контроллера 500 Вт (солнечных панелей пока только 250Вт). Эти микроциклы практически не расходуют ресурс АКБ, т.к. степень разряда крайне мала. Float у меня нет.

А ночью все работает полностью от батарей, до утра. У меня нет ничего прожорливого на борту, 60 вт холодильник разве что, а брашпиль всю ночь я никогда не гоняю, в этом еще не было необходимости, так что такой схемы здесь на юге мне в принципе хватает. Генератором никогда не заряжаю сервисные АКБ. И зарядкой 220В от берега для сервисных батарей не пользуюсь.

Посмотрите пожалуйста описание фазы флот мастерволлтовского зарядника:

During the FLOAT phase the Chargemaster switches to
13.25V (12V models) or 26.5V (24V models) at 25°C /
77°F and stabilises this voltage to maintain the batteries in
an optimum condition. Connected DC-loads are powered
directly by the charger. If the load is higher than charger
capacity, the required additional power comes from the
battery, which will be progressively discharged until the
charger automatically switches back to the bulk phase.
Once consumption decreases, the charger goes back to

normal operation of the three-step charge system.

В чем  здесь отличие от вашего "дневного" микроцикла? Ночью же у вас просто отсутствует источник энергии, и потребители питаются от батарей.

Я далеко не эксперт, но такое впечатление, что флот - это как бы уже и не фаза зарядки батареи. Это питание потребителей напрямую зарядным устройством. При этом батареи, являясь буфером, вроде бы заряда не получают, но будучи в сети, влиянию текущих там токов подвержены. Это хорошо видно на мониторе БМС, как я описывал выше. Я сейчас на якоре, питаюсь от батарей, показатели - две ячейки по 3,29 вольта, две по 3,30. Неплохо. Завтра в марине, когда батарея зарядится и наступит фаза флот, ячейки пойдут блудить, и дисбаланс ячеек достигнет 0,1 вольта. Плохо.


  • 0

#278 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 16:24

Я просто настроил напряжение в режиме флоат, чтоб ток был не выше моих обычных потребителей. И в таком режиме батарея у меня или заряжается током не более 0.5А или разраяжается в зависимости от нагрузки. Я думаю такой режим для батареи ничем не грозит. Ну и когда я реально вижу, что у меня есть лишнее ач, то включаю бойлер и грею воду ;-)  

Вы наблюдаете реальное состояние каждой ячейки отдельно в режиме флот?


  • 0

#279 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 июля 2018 - 17:19

Вы наблюдаете реальное состояние каждой ячейки отдельно в режиме флот?

Нет - только общее напряжение и ток.


  • 0

#280 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 17:29

Нет - только общее напряжение и ток.

Многие знания - многия печали)


  • 0

#281 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 июля 2018 - 19:01

Посмотрите пожалуйста описание фазы флот мастерволлтовского зарядника:

During the FLOAT phase the Chargemaster switches to
13.25V (12V models) or 26.5V (24V models) at 25°C /
77°F and stabilises this voltage to maintain the batteries in
an optimum condition. Connected DC-loads are powered
directly by the charger. If the load is higher than charger
capacity, the required additional power comes from the
battery, which will be progressively discharged until the
charger automatically switches back to the bulk phase.
Once consumption decreases, the charger goes back to

normal operation of the three-step charge system.

В чем  здесь отличие от вашего "дневного" микроцикла? Ночью же у вас просто отсутствует источник энергии, и потребители питаются от батарей.

Я далеко не эксперт, но такое впечатление, что флот - это как бы уже и не фаза зарядки батареи. Это питание потребителей напрямую зарядным устройством. При этом батареи, являясь буфером, вроде бы заряда не получают, но будучи в сети, влиянию текущих там токов подвержены. Это хорошо видно на мониторе БМС, как я описывал выше. Я сейчас на якоре, питаюсь от батарей, показатели - две ячейки по 3,29 вольта, две по 3,30. Неплохо. Завтра в марине, когда батарея зарядится и наступит фаза флот, ячейки пойдут блудить, и дисбаланс ячеек достигнет 0,1 вольта. Плохо.

Мне не нравится что во время float подается напряжение ниже, чем напряжение полностью заряженного лития, т.е. не 14,6В, а меньшее - 13,25В. Я думаю что это приведет к проблеме балансировки напряжения между ячейками. Я сейчас не говорю про случай когда нет БМС. Использовать ячейки без БМС - для меня это очень странно, я этого не понимаю. Аргументы типа "та что с ними будет, они же безопасные" не рассматриваю.


  • 0

#282 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 20:30

Об этом и речь, что режим флот нехорош для лития. Помимо дисбаланса там есть еще какой-то негатив. Выхода видно пока только два, либо периодически отключать зарядку ненадолго, запуская цикл разряда-заряда банка, либо ставить свинцовую батарею в качестве буфера.


  • 0

#283 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 июля 2018 - 20:33

....Оплатил активные балансиры. Как придут, еще раз проведу эксперимент на полный заряд-разряд, посмотрим прибавится ли Вт/часов на сборке.

....

Есть ли какие новости?


  • 0

#284 greey

greey

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 278 сообщений
  • Из:Чебоксары
  • Судно: Водоизм-й глиссер :)
  • Название: Краб

Отправлено 12 июля 2018 - 10:16

Есть ли какие новости?

Активные балансиры пришли.

Купил на 1,2 А., на самом деле как выяснилось при внимательном изучении 0,6 А на прием и 0,6 А на отдачу - это при максимальной разбалансировке в 0,7 в. между ячейками.  Чем меньше разбалансировка, тем меньше токи перетекания. 

Каждый балансир собран из трех на 0,4 А.

Пока нет времени заниматься. На следующей неделе подключу и поэкспериментирую.

По внешнему виду только один косяк - флюс не отмыт с плат. Сборки затянуты в термоусадку.

Активные балансиры.jpg


  • 1

#285 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 16 июля 2018 - 09:23

О неполезности флота для ЛФП писал автор обсуждаемой статьи. В чем мы, похоже, и убеждаемся практически. От флота никуда не деться, он питает лодку на длинной стоянке в марине. Это наводит на грустные мысли о необходимости изменений-дополнений всей электросхемы.

 

О не полезности фазы Float для ЛФП автор писал в контексте батарей AGM, для которых Float - это поддержание заряда батарей (фактически продолжение зарядки). ЛФП же деградирует при хранении 100% заряженным, особенно в режиме поддержания этого заряда. Поэтому зарядное устройство (ЗУ) в фазе Float должно НЕ подзаряжать литий и при этом продолжать выступать источником энергии для потребителей 12 В. Другими словами, фаза Float для ЛФП - это фактически режим "блок питания", без которого, как вы сами заметили, на лодке не обойтись.

 

Автор рекоммендует устанавливать пороговое напряжение фазы Float заведомо ниже зарядных напряжений фаз Bulk/Absorption. При этом никакого заряда ЛФП происходить не будет.

 

На Balmar вы абсолютно правильно выставили 13.25 В, что соответствует 75% заряда батареи (на холостом ходу, без нагрузки). А сколько выставлено на обоих МВ?

 

Battery-SOC-Curve.png


  • 1

#286 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 16 июля 2018 - 15:24

Странная диаграмма, сейчас делаю зарядку лития при 13.3в 45% зарядка аккумов
  • 0

#287 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 16 июля 2018 - 16:40

Я ставлю 13.2 на стоянке, а для длительной скидываю минус с лития и замыкаю обе на параллель - питание идет со стартерной и зарядника.
  • 0

#288 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 16 июля 2018 - 18:21

Странная диаграмма, сейчас делаю зарядку лития при 13.3в 45% зарядка аккумов

 

Это диаграмма напряжения холостого хода на клеммах батареи (без нагрузки), а не диаграмма заряда. Для практических целей нужно использовать нижнюю, оранжевую, кривую.


  • 0

#289 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 17 июля 2018 - 00:15

Ок, возможно....
но по факту у меня сейчас напряжение без нагрузки 13.41в,(специально отрубил главный выкл на 5мин)90% зарядка аккумов, вчера забил до 100%, утром специально ушел в ноль и с утра каждый час снимал показания, зарядка шла соларами, альтернатором и генератором.
  • 0

#290 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 17 июля 2018 - 04:36

Ок, возможно....
но по факту у меня сейчас напряжение без нагрузки 13.41в,(специально отрубил главный выкл на 5мин)90% зарядка аккумов...


Это один в один соответсвует графику для батареи, снятой с заряда (верхняя кривая).

Дело в том, что у ЛФП есть гистерезис и напряжение холостого хода на батарее, которая заряжалась, выше, чем на батарее, которая подвергалась разряду (две кривые на графике).
  • 1

#291 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 18 июля 2018 - 13:06

О не полезности фазы Float для ЛФП автор писал в контексте батарей AGM, для которых Float - это поддержание заряда батарей (фактически продолжение зарядки). ЛФП же деградирует при хранении 100% заряженным, особенно в режиме поддержания этого заряда. Поэтому зарядное устройство (ЗУ) в фазе Float должно НЕ подзаряжать литий и при этом продолжать выступать источником энергии для потребителей 12 В. Другими словами, фаза Float для ЛФП - это фактически режим "блок питания", без которого, как вы сами заметили, на лодке не обойтись.

 

Автор рекоммендует устанавливать пороговое напряжение фазы Float заведомо ниже зарядных напряжений фаз Bulk/Absorption. При этом никакого заряда ЛФП происходить не будет.

 

На Balmar вы абсолютно правильно выставили 13.25 В, что соответствует 75% заряда батареи (на холостом ходу, без нагрузки). А сколько выставлено на обоих МВ?

 

attachicon.gifBattery-SOC-Curve.png

Оба МВ балк и абсорбшин по 14,0, флот 13,25. 

Падение напряжения между клеммами батареи и МВ зарядников - одна-три сотые вольта. Это если непосредственно тестером. Показания Мастербаса на компе отличаются больше. В чем фишка пока не разобрался, мало статистики. В этом отношении общая идея МВ с шунтом, как источником данных для всех девайсов, включая регулятор зарядки альтернатора, выглядит красиво. Но с другой стороны, принимая в расчет наши очень консервативные установки заряда, и фиг бы с ним, 800 ампер лития за глаза.


  • 0

#292 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 18 июля 2018 - 13:19

Я ставлю 13.2 на стоянке, а для длительной скидываю минус с лития и замыкаю обе на параллель - питание идет со стартерной и зарядника.

Я тоже склоняюсь к примерно такой схеме. Только моя идея схарчить один банк (у меня их 4) и переделать его на буферный. При этом, как я понимаю, буферная свинцовая будет заряжена по программе ЛФП, т.е. недо. Перенастраивать ЗУ туда-сюда лень даже через комп.


  • 0

#293 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 19 июля 2018 - 21:59

Вопрос чисто теоретически. На дизель-генераторе стоит свой альтернатор, который заряжает исключительно свою стартерную батарею. Сам генератор выдает 220, которые питают соответствующие ЗУ, 100 А в моем случае. Это сценарий на длительной якорной стоянке.

А вот если поставить на генсет альтернатор помощнее, ампер на 200, в паре с хорошим регулятором, и заряжать сервисный банк таким образом? 


  • 0

#294 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 19 июля 2018 - 22:16

Мысль интересная, одновременно и через инвертер и от альтернатора генератора получать всю энергию с генератора! .... интересно! Только какой альтернатор ставить? У меня нет свободного места, у меня стоит onan 11квт, в кожухе, доступа со стороны альтернатора нет, надо весь генератор вытаскивать...... не мой случай. Но повторюсь мысль интересная! Компании, которые занимаются автозвуком ставят альтернаторы по 250а 3-5штук в ряд, на ютубе много видео.....
  • 0

#295 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 19 июля 2018 - 22:34

Есть морские дизельные генераторы постоянного тока на 12-24-48В. Но продукт невостребованный, стоит дорого.

По факту при наличии СП и второго генератора на ГД отдельный дизель-генератор не нужен. Я свой еще не запускал в этом сезоне, нет необходимости.

Сегодня прикольно было - в марине жарко и штиль, с утра в салоне молотил кондер, +25.
Береговое питание отключил, отошел, моторим потихоньку 1400об 4уз. Кондер не выключал, салон закрыт и в нем приятно. Наружи пекло. Генератор тянет, система в плюсе.

Как раздуло, выключил.

Сообщение отредактировал The_Average_KZ_male: 19 июля 2018 - 22:37

  • 0

#296 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 20 июля 2018 - 01:38

Мысль интересная, одновременно и через инвертер и от альтернатора генератора получать всю энергию с генератора! .... интересно! Только какой альтернатор ставить? У меня нет свободного места, у меня стоит onan 11квт, в кожухе, доступа со стороны альтернатора нет, надо весь генератор вытаскивать...... не мой случай. Но повторюсь мысль интересная! Компании, которые занимаются автозвуком ставят альтернаторы по 250а 3-5штук в ряд, на ютубе много видео.....

Я боюсь что спецы нас тут распнут за такую крамолу. Не совсем уверен, но нельзя параллелить разные зарядные устройства. Иначе я бы включил одновременно АС зарядник и Комби и получил бы 200 Ач зарядного тока. Нельзя. Я в своем посте имел ввиду зарядку от мощного альтернатора, крутить который будет дизель генсета, но АС зарядники при этом будут строго отключены. У меня Whisper 6, и место для дополнительного альтернатора имеется.

Смотрел вариант запараллелить два МВ Комби. Насколько понял из мануалов, там удваивается только инверторная часть.

Да, автозвук - это песня. Однажды на Субаровском сервисе мне показали Импрезу с сабвуфером на весь багажник. Альтернаторами я тогда не поинтересовался))) 


  • 0

#297 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 20 июля 2018 - 01:52

Есть морские дизельные генераторы постоянного тока на 12-24-48В. Но продукт невостребованный, стоит дорого.

По факту при наличии СП и второго генератора на ГД отдельный дизель-генератор не нужен. Я свой еще не запускал в этом сезоне, нет необходимости.

...

Я размышляю насчет СП. Но надо городить арку на корме. В принципе, она картину не испортит и полезна во многих отношениях. Но сколько на нее станет панелей? 2 штуки по 100 ватт. Если на 6 помножить (из опыта бывалых) - 1,2 квт, 100 А в день, час работы генератора...

Чистый ДС дизель-генератор я не стал бы ставить, стиралку он не потянет, и кондеи у меня только от 220. Другое дело если реализуема идея с более мощным альтернатором, красиво было бы.


  • 0

#298 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 20 июля 2018 - 10:32

Параллелить разные зу можно
те одновременно
1.генератор220в через зу, у меня виктрон мульти 2000 80а, мало!в реали идет ток зарядки сначала 75, затем 72 и долго 65. Хочу поставить 3000 120а.
2. Солары мппт, у меня 2 по 40а,каждый по 400 вт соларов
3. Альтернатор на левом, дает после прогрева 70а 1600 обороты
4. Альтернатор на правом , дает после прогрева 95а 1600 обороты
Если работают одновременно два двигателя, то дают 145-150а, странная математика!
Все вместе дают 250а но долго не гонял

Поэтому идея использовать Одновременно генератор 220в и его Новый альтернатор 12в считаю имеет право на жизнь!
  • 0

#299 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 20 июля 2018 - 17:09

Это было бы хорошей новостью в начале дня. Что можно параллелить разные источники.

Оба ваши альтернатора на двигателях управляются одним регулятором. Так должно быть по идее. Т.е. они выступают как одно устройство. И там не математика, а надо посмотреть настройки. И минус текущее потребление. У меня зарядник выдает 98 А к примеру, а на батареи попадает 85.

СП имеют собственные блоки управления и они вообще заточены работать в фоновом режиме.

Два АС зарядника параллельно или АС и альтернатор может и выдадут суммарный ампераж, но проживут недолго. Я сегодня обсуждал это со своим товарищем, продвинутым в вопросе, он подробно все объяснил, но все что я понял (несовпадение фаз, разные токи и разное сопротивление...), этого делать нельзя. Ну или надо городить какой-то общий контроллер.


  • 0

#300 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 20 июля 2018 - 19:53

На каждом альтернаторе свой регулятор,(таблетка, регулировок нет) у меня не балмар, а родные вольво, альтернатор+солары работают вместе ужа 4 года, что значит проживут не долго?
Стоит бэтери монитор фп, все показания берутся отдельно, альтернаторы складываются.

Прикрепленные изображения

  • 20180624_111207.jpg
  • 20180624_111230.jpg
  • 20180720_184910.jpg

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей