Перейти к содержимому

Фотография

По французским каналам. Дубль два

франция германия каналы франции европа

Сообщений в теме: 112

#1 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 01 мая 2018 - 23:48

12.04.18 Fehmarn. Голова идёт кругом от дел и событий, но это приятные хлопоты, чёрт побери. Пять дней как мы приехали в Германию, а свободная минута появилась только что. В понедельник приняли яхту. И понеслось…

Когда спускали на воду стояла жара. Быстро поставили мачту, паруса. Вся работа за счёт продавца. Почти целый день принимали лодку. Из косяков были обнаружены: неработающяя плита, автономка, все аккумуляторы под замену. И если с плитой уже разобрались, то до автономки пока не дошли руки. Хотя сегодня получил письмо от продавца, обещает прислать мастера. А вот батарейки пришлось купить.

daniela-yacht-journal_002.jpg

Вёрнер, так зовут нашего брокера, поздравил с приобретением и пожелал удачи. Вечером, ещё раз он заехал на яхту и подарил бутылку ликёра в форме парусной яхты. Мелочь, а как приятно. Всё-таки люблю я работать с немцами. Антифоулинг сделали за 400 евро, включая замену цинков и обработку винта какой-то неведомой для меня краской. Заменили масло.

daniela-yacht-journal_009.jpg

Исходя из прошлого, горького опыта, когда движок на Пассион захлебнулся грязью при первом же хорошем волнении, решил не экономить. Купил жидкость для обработки солярки от бактерий. В баке Даниелы сейчас около сотни литров дизеля, который заливали туда два года назад. Посмотрим насколько она эффективна. Но вылить сто литров солярки у меня рука не поднимется, да и сливать её просто некуда.

daniela-yacht-journal_003.jpg

Неожиданно, под одним из пайолов обнаружил воду. Пресная. Откачал и успокоился, ночью искать причину уже не было сил. Потом когда менял аккумуляторы нашёл течь. Она была из шланга бойлера. Третий день стабильно дует тридцать узлов, на палубе особенно не поработаешь. Дошли руки до велосипедов. Вижу такую модель в первый раз. Из нержавейки, на вид очень прочные. Достались нам вместе с лодкой.

daniela-yacht-journal_005.jpg

Стоит отдать должное прежним владельцам. Если начать перечислять всё то, что мы нашли в рундуках, боюсь у меня не хватит на это и целого дня. Кроме полезных и новых запчастей и деталей попадаются и такие, которые пролежали в запасе не один десяток лет. Нашёл герметик купленный ещё за дойчмарки. По всей видимости денег на лодку совсем не жалели. Лодочка была любленной. Представляю как сложно было с ней расставаться.

daniela-yacht-journal_004.jpg

Идея взять ренткар оправдала себя несмотря на цену. Тут не Черногория, не забалуешь. И если там машина обойдётся от десятки за день, то здесь за три дня, с возвратом в другом городе вышло 170. Бедный Опель. Первый день он довёз нас из Гамбурга до Фермана и послужил отелем. С переездом на лодку превратился в грузовик. Снарядить яхту на переход та ещё задача.

daniela-yacht-journal_006.jpg

Трёхметровые доски — пожалуйста. Когда я их запихивал около магазина в машину, проходящий мимо бюргер, кажется крякнул от удивления и потом ещё что-то долго объяснял на немецком. Из всей его тирады я понял, что затеваю недоброе и вообще это ганса катастрофа. Немаленькие аккумуляторы, набитые телеги из супермаркета, всё ему оказалось по зубам. Сотрудник Sixt на приёме машину даже не осматривал. Лениво поинтересовался полный ли бак и пожелал доброго дня. Интереснно как быстро вернут депозит?

daniela-yacht-journal_007.jpg

Прогноз пока не радует. Даже пробный выход сделать не можем. Всё как обычно, сидим у моря ждём погоды. Но, Даниэла — это уже дом. Комфортный и обитаемый. Всего лишь на полтора метра длинней Пассион, но зато как больше прибавилось жилой площади. А жёсткая рубка, просто песня. Посмотрим как она в море. Любимая осваивает новую кухню. Последний месяц в нашем рационе было слишком много фастфуда.

daniela-yacht-journal_008.jpg

Может у меня в подписчиках есть знатоки немецкого языка? На яхте две таблички. И если с первой я разобрался; капитан всегда прав, а если не прав читай пункт один, то со второй мой гуглопереводчик выдаёт какую-то белиберду. Помогите перевести.

daniela-yacht-journal_010.jpg

 

  • 16

#2 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 01 мая 2018 - 23:54

Обживая Даниелу мы не раз вспоминаем её прежних владельцев. Всё чаще добрым словом. Яхта нам досталась в хорошей комплектации, со всем необходимым оборудованием и инструментами. Включая кухню, до последней ложки, вилки.

Однако некоторые вещи просто удивляют и я не нахожу им никакого объяснения. Исследуя залежи запасных частей на яхте, я нахожу практически всех расходников по два-три запасных комплекта. Но всё, что касается двигателя как будто табу. Ни одного фильтра. Ни топливного, ни масляного. Причём на первой моей яхте была абсолютно такая же проблема. То ли не принято у немцев самим ковыряться в моторе, то ли ещё какой пунктик. Но как же тогда, хорошая морская практика?

Завтра у нас назначен выход. И единственный пункт против которого красовался жирный минус в списке обязательных дел и покупок; топливные фильтра. Прежние походы в магазин не дали результатов. Странно. Перкинс, не самый редкий двигатель. Да и фильтра все унифицированы, но продавцы только разводят руками.

Сегодня решили совместить приятное с полезным и обкатать велосипеды, а заодно и исследовать магазинчики на предмет недостающих фильтров. Благо их в округе хватает. Поразительно, насколько развит яхтинг в Германии. Думаю в одном маленьком Фермане парусных яхт больше чем во всём нашем Санкт-Петербурге. Хотя климат тот же, но где-то мы свернули не туда.

Всю неделю, что мы тут стоим, на воду спускают и спускают сотни яхт. Бывшие рыбацкие деревеньки несмотря на начало сезона заполнены яхтсменами. Большинство - это супружеские пары. Сегодня наблюдали картину, как жена висела на верхушке мачты, что-то там прилаживая, а муж степенно сидел в кокпите. Причём на вид им было далеко за пятьдесят.

В третьем по счёту магазине, продавщица, после очередного отказа по большому секрету показала мне домик, где живёт большой дока - моторист. Иди к нему, поможет, - сказала она. И вправду, на заднем дворе обычного дома располагалась мастерская. Дядечка по фотографии, быстро определил нужный типоразмер и вынес откуда-то из загашника три фильтра. Аллилуйя!

На обратном пути на яхту попали в сильный дождь. И теперь, наша кают-компания похожа на филиал прачечной. Надеюсь к утру просохнет. Не очень хочется выходить в море без запаса сухих вещей. 

sailinglife_online_002.jpg

sailinglife_online_004.jpg

sailinglife_online_001.jpg

sailinglife_online_003.jpg


  • 18

#3 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 01 мая 2018 - 23:59

Первый переход до Киля был каким-то обыденным. Если не считать туман, к которому потом прибавился еще и дождь. Штиль и всю дорогу шли под мотором. В полной мере почувствовал все достоинства хардтопа. Дождь идёт, а ты сидишь весь такой в сухом и уплетаешь бутерброды от старпома. А потом, под настроение можно выкурить сигару.

В море попался пожарный катер. Ребята на нём так мило рыбачили, всей командой. На фото не очень заметно, но я в бинокль всё видел. К Кильскому каналу подошли в районе шести часов вечера. Но нас не пустили. Главный на воротах сказал, - приходите завтра. Яхтам разрешено движение только в светлое время суток. Завтра так завтра. Встали в марину.

Мои пляски с бубнами перед автономкой не дали никаких результатов. Разобрал её всю до последнего винтика. Свеча работает, насос работает, а она гадина запускается на десять секунд и глохнет. Спать пришлось в спальных мешках, поскольку температура ночью в каюте опустилась до девяти градусов. Утром хотели стартануть пораньше, но опять туман и нас снова не пускают.

 

 daniela-yacht-journal_002.jpg

daniela-yacht-journal_005.jpg

daniela-yacht-journal_003.jpg

daniela-yacht-journal_010.jpg

daniela-yacht-journal_006.jpg

daniela-yacht-journal_004.jpg

 


  • 13

#4 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:06

По причине тумана Кильский канал удалось пройти только за два дня. Зашли в шлюз где-то в половине второго. Запустили нас вместе с огромным контейнеровозом. Быстро зашвартовались, и конечно давай селфиться.

Не прошло и пары минут как привязались, а из будки уже свистят, - эй там на яхте, валите уже отсюда. Ворота и вправду уже наполовину открылись и пока большой железный пароход не запустил машину нам нужно было уйти из шлюза. Иначе нас бы наверно просто выкинуло от работы его винтов на низкую платформу к которой вяжутся яхты.

Два года назад, когда впервые шёл Кильским каналом на Пассион, я ничего не платил за проход. И тем самым вводил общественность в заблуждение. Каюсь, канал всё же платный. Но всё работает на честном слове. По принципу виньеток в некоторых европейских странах. Хочешь плати, хочешь нет. Кто и каким образом проверяет это дело, я не представляю. Однако второй раз уже рисковать не стал и оплатил проход.

Для яхты до 10 метров цена 12 евро. Точных объяснений по поводу того, что моя десятиметровая лодка это до или уже после я не нашёл. Поэтому париться не стал и заплатил 12 евро. Оплатить можно в автоматах как с той стороны шлюза так и с этой. Всё это касается восточного входа. Шлюз отвечает на 12 канале УКВ.

Кильский канал - самый загруженный в мире искусственный судоходный путь. Он соединяет Северное море с Балтийским морем. Его длина 98 километров, а ширина местами доходит до ста метров. Лодка свободно идёт на автопилоте, управление приходилось брать лишь во время расхождения с БЖП. Удалось даже немного попарусить, но это скорей для собственного удовлетворения. Перед выходом из Фермана мне так и не удалось испытать яхту под парусом.

Марины в канале не частые, но они есть. Мы заночевали пройдя примерно шестьдесят километров в какой-то уютной марине. Стоянка на одну ночь бесплатная. Рядом с нами на ночь встала шхуна 1898 года выпуска. Жаль удалось её сфотографировать только против солнца. На самом деле она выглядит настолько блестяще, а её возраст выдаёт лишь табличка с датой выпуска.

Часто канал пересекают автомобильные паромы, но они не доставляют абсолютно никакого неудобства. Не то что паромы во Франции или в той же Черногории, от которых надо шарахаться. Всегда пропускают проходящие суда и яхты и начинают движение лишь после того как следующее каналом судно пересечёт их путь. На всём протяжении стоят светофоры, но мне показалось, что они предназначены только для больших судов. За всё время мне попался зелёный лишь однажды. От удивления я его даже сфотографировал.

Сегодня, на подходе к одному из мостов нам навстречу подошёл полицейский катер с мигалкой. По причине советских корней мы тут же напряглись. Приготовили паспорта, документы. Я ещё подумал, что не зря я обилетился. Но волнения были напрасны.

Добряк полицейский, предупредил нас, что под мостом работает водолаз и попросил держаться от него подальше. На берегу стояли машины скорой помощи и ещё каких-то спецслужб. Мы предположили, что кто-то решил таким образом свести счёты с жизнью. Хотелось бы конечно ошибиться. На прощанье он поинтересовался нашим интересным флагом и маршрутом, а затем пожелал доброй дороги.

Навстречу прошла шхуна Гринписа. Какой-то странный он. Обычно все проходящие парусники встречают и провожают друг друга обоюдным приветствием. Маленькая деталь - помашешь рукой коллеге и настроение поднимается. А этот видел нас, но оказался каким-то букой. Видимо шёл на очередное задание по спасению мира.

Шлюз на выходе ждали около часа. На Эльбе был пик высокой воды поэтому шлюзовались долго. Нас подняли примерно на два метра и выпустили в реку. Около часа шли против прилива, который отнимал у нас около двух узлов. Через час течение сменило направление и мы полетели со скоростью восемь узлов. Здесь уже стали встречаться совсем огромные суда, которые идут верх по течению в порт Гамбург.

Нашей целью была марина в городе Куксхавен. Она находиться в самом устье Эльбы, на левом берегу. Примерно в пятнадцати милях вниз по течению от шлюза канала. В общей сложности мы живём на яхте уже десять дней. Накопилось стирки, да и перед выходом в море нужно пополнить запасы воды и топлива. Всего прошли 123 мили, за три дня. Шли исключительно под мотором. Прогноз погоды пока благоприятен и возможно следующей нашей остановкой будет остров Влиеланд.

Пара слов про марину. Отшвартовались мы уже в седьмом часу вечера. Найти кого-то из обслуги здесь уже нереально. Но в офисе стоит хитрый автомат для обилечивания таких как мы запоздалых транзитников. Можно было конечно и не платить и уйти утром по-тихому, благо свет и воду подключили без проблем, но мы же не такие 1f609.png;)

Автомат выдал клубную карточку на которою предварительно нужно было забросить денег. Только с ней возможен проход в санитарную зону Стоянка - 12 евро, до 9,5 метров. И тут я опять решил сэкономить и прикинуться шлангом. Посмотрим будет утром кто-то мерить лодку или нет? Потому что после 9,5 метров цена уже 20 за ночь. Душ - 1 евро, четыре минуты. Стирка - 3 евро. Сушка - 3 евро. Любимая говорит, что сушка просто блеск, бельё из сушилки сразу же разложили по полочкам.

Вода в канале и Эльбе, ну очень грязная. Всего три дня как идём, а борта лодки уже потеряли весь лоск. Страшно подумать, что будет после французских каналов. Ну да ладно, оттерём или ототрём. Как там правильно? А то уже голова не соображает.sailinglife.online_001.jpg

sailinglife.online_004.jpg

sailinglife.online_005.jpg

sailinglife.online_008.jpg

sailinglife.online_010.jpg

sailinglife.online_012.jpg

sailinglife.online_014.jpg

sailinglife.online_017.jpg

sailinglife.online_019.jpg

sailinglife.online_002.jpg


  • 13

#5 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:10

Моя Любимая - самый отважный судоводитель в мире. Сегодня утром случилась картина маслом, от вида которой я выпал в осадок. А дело было так. Просыпаюсь, выхожу в кокпит. Ирина рулит как ни в чём не бывало, а слева и справа нас обходят большие корабли. И что характерно, все они идут встречным нам курсом. Она же, в это время смотрин одним глазом в бинокль и докладывает мне обстановку, - всё мол хорошо товарищ капитан, во время вашего сна никаких происшествий на борту не случилось.

Ага думаю я, и в холодном поту смотрю в карту. А там бяда. Море оно с первого взгляда большое и бескрайнее. А на самом же деле тут всё очень плотненько. Особенно на этом участке; северное побережье Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции. Плюс еще мелководье, рыбаки, приливы, отливы. Короче, яблоку негде упасть, а мой старпом, отчаянно рулит по встречному фарватеру. Для сухопутных моих друзей скажу, что это примерно как на роликовых коньках заехать на встречку на автобан, по которому несутся многотонные фуры. Собственно сам виноват. Не рассказал, недоглядел и не объяснил. И слава богу, что всё обошлось, но мне будет наука.

Из хороших новостей - мы пришли на голландский остров Влиеланд. Фантастическое место. Когда я первый раз сюда попал, то загадал, чтобы вернуться вместе с Любимой. И вот у меня получилось. Мы гуляли по песчаному пляжу, сидели в кафе. Были счастливы. Сложно во время перехода отвлечься от главной цели, но иначе зачем жить.

Неожиданно для себя попали на местные армейские учения. По всей видимости шла отработка высадки десанта и тяжёлой техники на берег. На нас вояки не обращали никакого внимания. Делали своё дело и даже поздоровались в ответ на моё приветствие. Тоже мне армия. Ни матюгов, ни оцепления, ни кучи генералов. Короче сплошные европейские безобразия.

Статистика. Переход из Куксхавена на Влиеланд занял у нас 29 часов. Мы прошли 159 миль со средней скоростью 5,5 узлов. В основном шли под мотором. Ставил стаксель и грот, но хода они добавляли не больше чем пол узла. Потом ветер совсем скис и я забросил это дело. Перкинс, не самый экономичный двигатель. Как выяснилось, потребляет он около 2,2 литров солярки в час при 1700-2000 об/мин.

Марина во Влиеланде полупустая. Массовый сезон ещё не начался. Капитанерия работает... Барабанная дробь! С 16:30 до 17:00. Кому деньги платить - не понятно. Но в общем-то не очень-то и хотелось. Электричество работает, вода есть. Как они здесь бедные сводят концы с концами - ума не приложу? Наверно из-за бедности своей им приходится картины выкладывать старыми крыжечками из под пластиковых бутылок. Старика Задорнова на них нет. Умер говорите? Ну тогда не будем упоминать его имя в суе.

 

20180418_190234.jpg

20180418_202037.jpg

20180419_181814.jpg

20180419_183640.jpg

20180419_192210.jpg

20180418_195039.jpg

 


  • 16

#6 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:16

Как бы ни было хорошо на Влиеланде, но погода диктует своё. У нас появилось погодное окно на пару дней и не воспользоваться им было бы глупо. Короче мы рванули, намереваясь одним переходом дойти в Дюнкерк. 

 

Перед отходом пополнили запасы воды и топлива. В самой марине заправки нет, но есть автомобильная АЗС, которая находится буквально в двух шагах от нашей стоянки. Странно но моя карточка на заправке сработала только однин раз. Колонка автомат, никаких намёков на заправщиц, выдала мне одну канистру солярки и больше не желала со мной общаться. О чём доложила мне на родном языке. С одной стороны приятно, хотя по мне так это как делать гадости в белых перчатках. Ну и ладно, бак у меня целый, топлива с запасом. Пошли.

 

Признаться, это был самый сложный переход в моей жизни. И туман был наименьшим из зол. На этом участке нам пришлось прересекать трафик грузовых судов идущих в порты Амстердама, Роттердама, Антверпена и Гента. И по большому моему везению, всё это происходило ночью. Та еще задачка, скажу я вам. С кучей неизвестных. Мне показалось, что даже в шторм я чувствовал себя уверенней. Ну да ладно, кажется я набиваю себе цену. Справились, чё уж там. 

 

В субботу вечером швартовались в марине Дюнкерка. Всего за этот переход прошли 188 миль за 31 час, а начиная с нашего старта из Германии с острова Ферман пройдено 470 миль. Первый этап завершён. Сказать что нам повезло с погодой было бы пресно. Скажу так, - нам пиздец как повезло. Вспоминаю этот же маршрут летом шестнадцатого года на Пассион и волосы встают дыбом. Непрекращающиеся шторма, встречный ветер. Два взрослых мужика, мы тогда просто вымотались аки сивые мерины посли пашни.  

 

Велосипеды на яхте - это кайф. Пока было непонятно где и когда снимаем мачту объездили весь город в поиске крана. В нашей марине есть какой-то подъёмник, но он не работает. А когда выяснил, что второй кран в Дюнкерке берёт за услуги 192 евро мне чуть дурно не стало. Тупо за спуск мачты - две сотки. Я прям по английски ругаться начал в тот же момент с чуваками. Объездил всю округу, даже присматривался к мостам в надежде чего-нибудь сколхозить самому. Всё тщетно, так и вернулся к супостатам. Были даже мысли идти в Кале, но ветер в море задувает мама не горюй. Сегодня пришёл англичанин, встал по-соседству. Так он зашёл со сломанным гиком. Я понимаю, что лодка у него не новая, но чтоб так - вижу впервые. 

 

С мачтой так и пришлось идти к супостатам на поклон. Здесь прилив больше чем пять метров. Спокойной воды практически не бывает. Прежде чем начать работу меня подвесили на стропах крана. Снимали вдвоём. Я и француз крановщик. В общем всё прошло нормально. Думаю минут за двадцать управились и положили на палубу. Предварительно я приготовил подставки и уже после, отойдя в марину, всё закрепил основательно. Получилось три жестких опоры и на всякий случай положил под рубку кранец. Вывесил флаги, гостевой, регистрация, всё по уставу.

 

Однако устав мне боком выходит. В прошлый раз, когда шёл здесь под немецким флагом - горя не знал. А со звёздно полосатым огребаю по самые помидоры. Вчера вечером, уже на закате, стук в лодку. Три офицера, вежливо напросились на борт. Ну как им чертякам откажешь? Все документы, полный обыск. Не поверите - смотрели даже номер мотора. Переписали все приборы на яхте, спрашивали капитанскую и радио лицензию. Миллион вопросов; где, куда, откуда, почему, зачем? Спросили даже почему я купил лодку в Германии. Правда потом уже, когда порылись во всех отсеках и переборках пришли к заключению, что цена невероятно низкая для этой лодки. Наверно просто потешили моё эго. На прощанье выдали документ о полной проверке. И вот сегодня другая смена и опять ко мне. Этим хватило вчерашней бумажки, даже на борт не поднимались.  

 

Купил вчера на сайте VNF виньетку. Месяц для десятиметровой яхты стоит 115 евро. Завтра собираемся заходить в каналы. Курс - Средиземное море. По моим прогнозам путешествие по рекам и каналам Франции продлится около месяца, до конца мая.

 

sailinglife_online_001.jpg

sailinglife_online_004.jpg

sailinglife_online_005.jpg

sailinglife_online_009.jpg

sailinglife_online_010.jpg

sailinglife_online_014.jpg

sailinglife_online_015.jpg

sailinglife_online_003.jpg


  • 12

#7 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:20

25.04 Cuinhy Рано утром, отстояв в общей сложности четыре дня в Дюнкерке мы отдали швартовы и направились в каналы. Из четырёх дней платили только за два. Обратил внимание, что этим не гнушаются все кто стоял в марине YCMN на гостевом причале. Особенно много было бельгийцев. Поздно вечером пришли, подключились, налили воды и слиняли до восьми утра. Харбор мастер обилечивает всех кто застрял дольше девяти. Сорок евро в судовой кассе не лишние, решили мы и отдали концы. Даже совесть меня в этот раз не мучала ибо спуск мачты за двести евро - это за гранью разумного.

В порту Дюнкерк есть три шлюза, которые ведут в канал. Пока мы решали в какой из них пойти нас заметили на вышке порта и дали разъяснения по рации куда нам идти. Около часа мы плыли по порту и городу миновав ещё пару шлюзов и один разводной мост. Все они срабатывали автоматически, как только мы к ним подходили.

И началась красота. Каналы как они есть. Признаться, покупая яхту на севере я делал себе этот подарок в качестве бонуса. Меня зацепила эта безмятежность. Входя сюда ты пропадаешь как Алиса в Зазеркалье. Деревня, провинция, замки, бескрайние поля рапса и шелест воды за бортом.

Можно сказать, что мы шли на удачу. Официальнвя карта ремонтов и закрытия каналов на сайте VNF обещала нам ремонт шлюза в городке Arques. Он должен был открыться только 30 апреля. И мы были к этому готовы, предвкушая почти недельный отдых. Однако, на удивление, он работал. В первый день мы прошли 52 мили и шесть шлюзов. Заночевали в городке Cuinhy, это 64 речной километр.

Единственный эпизод, который омрачил этот день - это какой-то сумасшедший капитан баржи. Он разбудил нас криком самца гориллы. Как я понял наша яхта мешала ему швартоваться. Мы быстро переставились, но чудак на букву М, как ни в чём не бывало встал на другом месте. Видимо ему просто надо было выпустить пар.

Какой-то нехарактерный тип. Обычно капитаны судов доброжелательны. Обязательные приветствия при расхождении в узких каналах. Вообще, идя по каналам нам машут руками все. Рыбаки, дети, капитаны барж и яхт, велосипедисты, работники шлюзов. Такой взаимный обмен хорошим настроением. Секунды, которые делают наш день счастливее.

Ещё момент. В прошлый раз я практически не пользовался рацией при шлюзовании и совершал большую ошибку. Сейчас, если шлюз не автомат, я обязательно здороваюсь с работником шлюза на французском. Далее стандартная фраза на английском: яхта такая-то, хочу зайти. И ответ не заставляет себя ждать. Правда не всегда на понятном языке, но шлюзы как-то стали быстрее проходится, веселей.

 

po-kanalam-francii_001.jpg

po-kanalam-francii_003.jpg

po-kanalam-francii_004.jpg

po-kanalam-francii_006.jpg

po-kanalam-francii_002.jpg

 


  • 11

#8 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:24

26.04 Arleux Вчерашний относительно большой трип заставил задуматься о топливе. Не сказать чтобы солярка совсем закончилась, но когда стрелка бака слишком долго лежит на середине - это верный повод трубить тревогу. За съёмом мачты в Дюнкерке я свсем упустил этот момент. А карта Гугла подсказывала, что в паре километров от стоянки нашей яхты в деревне Кюенши (Cuinchy) есть автомобильная заправка.

Прекрасный повод осмотреться по сторонам и испытать тачку - мечту оккупанта, которая нам тоже досталась вместе с яхтой. Просто я не представляю как можно везти четыре канистры на двух велосипедах. На том и отправились. Городок или проще сказать деревенька, утопали в весенних цветах. Плиточка, чистенькие тротуары, ухоженные дворики. Буквально всё радовало глаз лодочных туристов. Снимать красоту решили конечно же на обратной дороге.

Заправка к сожалению не разделяла наш оптимизм и стояла закрытой на ремонт. После недолгого разговора немого с глухим, мне всё же удалось выяснить у рабочих, - приходите через час. Пришлось этот часик скоротать в ближайшей табачной лавке, которая по совместительству является центром притяжения местной публики. Пиво и кофе подавала манерная француженка. И кстати, здесь с нами здоровались за руку все вновь приходящие клиенты.

Спустя ровно час заправка заработала, но кэш конечно не принимала. Пришлось рисковать картой. Прошло всё гладко без блокировки депозита. Пятьдесят литров газолина по рупь сорок. Во Франции солярка называется именно газолин. Я конечно наивный чукотский лётчик, но подвох со стороны дарёного коня предполагал. Как только я водрузил канистры на тачку её колёсики разъехались по сторонам. Корова на льду смотрелась бы более естественно чем эта чёртова повозка.

Ну и ладно, пришлось сделать рокировку; одну канистру в рюкзак, одну Любимой и еще пару пришлось тащить за собой аки на санках. Позже телега отправилась на помойку. Лучше бы я три раза на велосипеде съездил. О фотосессии назначенной на обратную дорогу пришлось забыть. Хорошо хоть какие-то фотки остались.

Отдали швартовы в этот день поздно. Запись в судовом журнале мне напоминает, что старт был в 13:15. Канал связывающий Дюнкерк с городом Арлё (Arleux) протяжённостью 143 километра. Я так и не понял как он правильно называется. На одной из моих карт он обозначен как Canal Grand Gabarit. На другой карте он именуется как Liaison Dunkerque Escaut au grand gabarit.

Шлюзы на нём редкие, всего 8 штук. Нет никакой системы, каждый в своём роде уникален. Где-то стоят плавающие рымы, где-то перецеплялись. Однако мы с Любимой были готовы, как никак в прошлый переход мы одолели их 213 штук. Канал широкий, шлюзовые камеры длинной 144 метра. Допустимая осадка судов до 3,5 метров. Все шлюзы работают на подъём.

В 20:00 мы подошли к шлюзу в гордке Арлё, пройдя за день 29 миль. Здесь берёт своё начало канал Дю Норд (Canal du Nord). Светофор на входе не работал и мы спокойно подыскали себе место для стоянки среди десятков ошвартованых барж. Помня предыдущий опыт подобрал местечко куда ни один дурацкий капитан не поставит своё корыто. Место было только для небольшой яхты. Вечерний туалет, ужин и сон. На том и день прошёл.

оригинал записи на сайте: http://sailinglife.o...lam-francii-01/

 

po-kanalam-francii_001.jpg

 

po-kanalam-francii_009.jpg

po-kanalam-francii_006.jpg

po-kanalam-francii_007.jpg

po-kanalam-francii_008.jpg

po-kanalam-francii_005.jpg


  • 14

#9 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:27

27.04 Les Rues-des-Vignes Ни чем не выдающийся день. Отдали швартовы в 10:25 и подошли к шлюзу в Арлё, рядом с которым мы ночевали. Подозрительно, но шлюз не подавал никаких признаков жизни. Вернее светофоры, которые должны были гореть либо красным либо зелёным, они вообще не работали. Пришлось запросить шлюз по рации. На удивление, человек на том конце связи быстро откликнулся и сообщил нам благую весть, - приходите второго мая. 

 

До второго оставалась шесть полных дней. Вариантов было два: либо стоять и ждать пока откроется канал Du Nord, либо идти в канал St.Quentin. Собака лает караван идёт, а мы обложились картами и повернули оглобли на лево в направлении канала Сент Квентин. Идти туда в общем-то не очень хотелось. Канал увеличивал наш путь. Плюс там есть один неудобный тоннель, о котором обязательно будет в следующей записи. 

 

Канал запомнился частыми расходами с баржами. И ещё наверно тем, что здесь закончилась весна и мы снова влезли в тёплые вещи. В конце дня пошёл ещё и дождь. За день прошли немного, всего 25 миль и 14 шлюзов. Заночевали на 15 километре канала в деревушке с многообещающим названием Ле Рю-Де-Винь. Из-за превратностей погоды на берег даже не выходили. 

 

Вообще по сравнению с прошлым переходом мы гнушаемся марин, чему есть два объяснения. Во-первых, это конечно экономия, а во-вторых - Даниэла. Наша яхта более комфортна по сравнению с Пассион и позволяет нам реже вставать на обустроенные причалы. Единственный недостаток - это малый объём танков. 

 

Топливный всего 130 (с канистрами 200), а бак с водой 150 (с канистрами 170). И как не крути, а раз в три-четыре дня нам нужно пополнять запасы воды. Здесь это возможно сделать в шлюзах, некоторые из которых оборудованы кранами с пресной водой. Топливо в каналах расходуется более экономно. Я иду не более чем на 1700 об/мин, что позволяет мне делать от 5 до 5,5 узлов в зависимости от ветра. 

 

В целом, ещё один прекрасный день нашего путешествия. Неспешного продвижения на юг Франции со скоростью пешехода. Мы успеваем поглазеть по сторонам. Картинки не проносятся как при движении на автомобиле. Яркие образы навсегда остаются в памяти. Наверно я бы хотел также пройтись и по нашим рекам. 

 

po-kanalam-francii_001.jpg

po-kanalam-francii_003.jpg

po-kanalam-francii_004.jpg

po-kanalam-francii_005.jpg

po-kanalam-francii_002.jpg


  • 13

#10 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:36

28.04 St-Quentin

Если бы я сел писать отчёт об этом дне сразу, то боюсь что весь текст заметки состоял бы из нецензурной лексики. Однако время сгладило эмоции. Итак, впереди в этот день у нас был тоннель Riqueval. Он был построен по личному приказу того самого Наполеона, в 1810 году. И с тех пор этот адок существует и фунциклирует. Единственный подземный водный тоннель во Франции, да и во всём мире наверное, где суда идут не собственным ходом, а их ведут на буксире. 

 

Пока Илон Маск тянет за уши человечество в светлое электрическое будущее, французы уже давно всё придумали. Итак, господа, что вы знаете об электрической тяге!? С 1906 года в этом тоннеле работает паром-троллейбус. Он проводит караваны судов по подземному тоннелю длинной 5670 метров. Электрический двигатель парома перебирает цепь лежащую на дне тоннеля, тем самым создавая тягу для всего каравана.

 

Когда открыли канал Дю Норд привлекательность канала Сент Квентин упала, но тем не менее он работает как запасной вариант, во время закрытия первого на ремонт. По задумке его создателей все суда должны глушить моторы при входе в тоннель. Но реальность и благие намерения - это две разные вещи. По факту, суда отрабатывают в тоннеле моторами, когда их прижимает к стенкам. И все вынуждены дышать выхлопами. Поскольку вентиляции в тоннеле нет никакой кроме естественной. 

 

Что можно сделать за три часа? Например самолёт из Москвы в Анталию летит три часа. Некоторые туристы успевают за это время напорозиться до синих брызг в предвкушении отдыха. А ещё за три часа можно пересечь тоннель Riqueval. И вот все эти три часа мы были вынуждены дышать выхлопом далеко не евро шестых моторов. И это была не самая большая беда для нас, поверьте. Но я забегаю вперёд. 

 

Ещё с вечера, на стоянке в Les Rues-des-Vignes к нам подъехал автомобиль сотрудника VNF, который нам сообщил, что проводка судов в тоннеле в сторону Сент Квентина начнётся в 10 часов утра и нам надо стартовать не позже семи утра. Мы поблагодарили его и завели будильник приготовились к раннему подъёму. Утром, ровно в семь, заработал шлюз и мы пошли в сторону тоннеля. До него нам оставалось 8 шлюзов. 

 

На входе в тоннель уже стоял караван судов, мы оказались последними в этой сцепке. Капитан крайнего судна сказал чтобы я доставал трос подлинней и цеплялся за его кормовой кнехт. Как ни странно, но у меня в загашнике нашлась пара концов по тридцать метров. Капитан принял у меня трос, закрепил и поинтересовался откуда мы такие интересные и куда идём. При слове Россия, капитан долго перебирал в уме какой-то синоним и сказал, - вотка!  

 

Я понял, что знакомство состоялось и попросился к капитану на борт. Мне давно было интересно посмотреть как там у них всё обустроено. Как правило весь экипаж речных барж - это муж и жена. Они здесь живут, работают. Такой немного цыганский стиль жизни. Впрочем и наш стиль также не отличается от цыганского. Кто-то возит на палубе баржи автомобиль, кто-то катер или мотоцикл. Интересы у всех разные. Подозреваю, что корабль становится и их домом по выходу на пенсию. Нам часто попадаются стоянки таких барж, которые давно никуда не ходят. Но тем не менее они поддерживаются своими хозяевами в отличном состоянии, все на плаву и готовы в любой момент отправиться по коммерческим делам.

 

В 10:30 прозвучало три гудка с буксира и наш караван тронулся. До входа в тоннель всё было нормально. Я отрабатывал задним ходом чтобы держать трос в постоянном натяжении. Мне казалось если он будет тянутся по воде то велика вероятность, что он намотается на винт впереди идущего судна. Как я понял позже, это было моей ошибкой. Если до входа в тоннель мне хватало место для манёвра, то в тоннеле нашу яхту начало таскать от стены к стене. 

 

Первые метров пятьсот были просто ужасом. Мы были в панике, Ирина как могла багром отталкивала наша яхту от стенок, в то время как я пытался работать рулём и мотором, но ничего не помогало. Спасали лишь кранцы, которых у нас аж 14 штук. Мне и раньше проходилось проходить подземные тоннели, но этот был просто каким-то испытанием. Плюс невыносимая вонь от выхлопных газов. В конце концов я понял, что надо менять тактику и отпустил натяжку троса. Большая его часть стала волочиться по воде. И всё пошло как по маслу. 

 

Яхта стала слушаться руля и можно было расслабиться, если это можно так назвать эти безумные три часа. О чём там только не надумаешь в тёмном подземелье. То ли сказывался угар от выхлопных газов, то ли это моя больная фантазия разыгралась. Представил на секунду что бы могло случиться если бы конец намотался на винт баржи. Но свет в конце тоннеля всё-таки появился. Капитан скинул мой трос и мы пошли своим ходом.

 

Впереди у нас был ещё один тоннель. Но мотор вдруг стал глохнуть на малых оборотах. Фильтра, подумал я и быстро стал присматривать местечко где бы привязаться. По карте впереди ничего интересного не было, швартовались прямо у стенок канала к какому-то столбу. Осадка у моей лодки метр сорок, места для манёвра масса. 

 

Быстро променял фильтра, прокачал систему. Как мне показалось, что я её прокачал. Однако мотор не подавал признаков жизни. Первый раз сталкиваюсь с Перкинсом, но понимаю, что принцип у всех дизелей один: пока будет воздух в системе мотор не заведётся. После надцатой попытки прокачать его, мои нервишки сдали. Хорошо что была хоть какая-то связь в этой глуши, пришлось делать звонок другу. 

 

А сам понимаю, что случись такая беда в море ситуация могла бы кончиться куда плачевней. Сейчас мы стоим у берега, привязанные, а самое большое что мы теряем - это время. Друг оказался на связи и конечно же выручил. Юра, большой привет тебе из Франции, если ты вдруг читаешь эти строки. Поляна с меня! 

 

Если вдруг кто-то столкнётся с такой проблемой. Мой Перкинс прокачался лишь после того как я ослабил трубки с форсунок и сделал несколько циклов стартером на полном газу. Продувка, кажется так это называется. Мотор ожил. Мы быстро пробежали еще один тоннель своим ходом. Его длинна чуть больше километра и встали на ночь перед очередным шлюзом. В каждом канале своё расписание. Здесь, в Сент Квентине, шлюзы работают с 7:00 до 19:00 по будним дням и с 8:00 до 18:00 в воскресенье. За этот день мы прошли всего 16 миль, 7 шлюзов и два тоннеля. Если считать в километрах, то совсем немного, а если в попупгаях - достаточно. 

 

riqueval-tunnel_001.jpg

riqueval-tunnel_002.jpg

riqueval-tunnel_003.jpg

riqueval-tunnel_005.jpg

riqueval-tunnel_006.jpg

riqueval-tunnel_009.jpg

riqueval-tunnel_010.jpg

riqueval-tunnel_011.jpg

riqueval-tunnel_012.jpg

riqueval-tunnel_014.jpg


Сообщение отредактировал S_kipper: 02 мая 2018 - 00:37

  • 19

#11 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:39

29.04 Chauny, пригород

Погода еще с вечера начала портиться. Похолодало, зарядил дождь. После вчерашнего бурного на события дня хотелось выспаться. Отдали швартовы только в 11:00 часов. Ночевали около шлюза. Я сделал большую ошибку встав на стоянку под сенью деревьев. Утром к поганому от погоды настроению прибавился еще и вид нашей яхты. Палуба была полностью усеяна опавшими почками. Предвидя частые швартовки пришлось прежде чем отойти драить палубу. 

 

День выдался так себе. Ни настроения ни фотографий. Из того что запомнилось; заправили на шлюзе танк с водой да ещё прошли город Saint-Quentin. Лоция обещала здесь благоустроенную марину, но наша цель была дойти до городка Шони. В прошлый раз мы там стояли в марине и в памяти остались только приятные впечатления. 

 

Однако, планам нашим не суждено было сбыться. Воскресенье сокращенный день. Шлюзы хоть и автоматические, но также имеют выходные. Мы не дошли до Шони всего пару шлюзов. Связь везде дрянная. Писать интернет дневник нет никакого желания. Ограничиваюсь записями в судовом журнале. Сухие цифры: старт, финиш, столько-то шлюзов прошли, столько-то миль, часов и т.д. 

 

Воскресенье был хоть и противный день, но подарил нам 25 ходовых миль и 16 шлюзов. На ночь встали в паре километров от Шони у шлюза, 91 километр канала St-Quentin. 

 

po-kanalam-francii_03.jpg

po-kanalam-francii_02.jpg

po-kanalam-francii_01.jpg


Сообщение отредактировал S_kipper: 02 мая 2018 - 00:40

  • 8

#12 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 00:46

30.04-01.05 Chauny
Утром 30 мая перебежали пару шлюзов и пришвартовались в марине Шони. За шесть дней, что мы шли по французским каналам сделали 148 миль, 49 шлюзов и 2 тоннеля. Запланировали здесь провести выходные. Завтра первое мая, красный день французского календаря. Шлюзы будут закрыты и лучше было провести этот день в благоустроенной марине.

Цены просто смешные: стоянка со светом, водой и интернетом по 7 евро за ночь. Душ, прачечная оплачиваются отдельно. Нам надо былопополнить запасы топлива и продуктов. Прогноз обещал ливни с сильным ветром на вторую половину дня, поэтому сразу поехали в магазин. Кажется мы начались разбираться во французских супермаркетах. Большой рюкзак и целая сумка провизии обошлись нам всего в 38 евро.

Вторым обязательным пунктом шла заправка. В самой марине заправки нет, но рядом, буквально в двух шагах есть что-то типа нашей автобазы со своей колонкой. Вот они и заправляют топливо. Погрузив канистры на тачку мы отправились за соляркой. Я планировал сделать два захода по пятьдесят. Но мои десятилитровые канистры не подошли под толстое дуло заправочного пистолета.

Заправщик выдал нам под честное слово пару своих канистр. Всего взял 80 литров топлива по 1,40. Пока возился с канистрами погода не на шутку разыгралась. Температура опустилась до двух градусов и к дождю прибавился еще снег. Я даже пальцы себе отморозил, пока до меня дошло, что пора утепляться. Похолодало как-то резко.

Неожиданно пришёл подарок от банка. Ну как подарок - вернул своё. Дело в том, что ещё по прилёту в Гамбург я брал ренткар. Прошло три недели, а банк так и не собирался мне отдавать депозит. Впереди праздники и я решительно собирался поставить точку в этом деле. Как только появился стабильный интернет, настрочил с десяток писем. В обед звонок, девочка Катя, в течении пяти минут вернула мне деньги на счёт. Настроение улучшилось. Яхты, путешествия, работа - всё фигня. Деньги нас делают счастливее.

До ночи шёл дождь и я решил что самое время сесть за дневник и перенести записи на сайт. Любимая занималась стиркой, которой тоже накопилось порядочно. Утром распогодилось и мы вышли в город. Но кроме красоты, которую мы уже воспринимаем как должное, ничего интересного не встретили. Выходной, город как будто вымер. Даже кофе негде было выпить. Такой вот французский первомай.

Дорога в Марсель от Шони мне уже знакома по прошлому переходу. Планируем завтра зайти в Canal de I'Oise a I'Aisne.

оригинал записи на сайте: http://sailinglife.o...lam-francii_012/

po-kanalam-francii_004.jpg

po-kanalam-francii_005.jpg

po-kanalam-francii_008.jpg

po-kanalam-francii_010.jpg

po-kanalam-francii_011.jpg

po-kanalam-francii_013.jpg

po-kanalam-francii_014.jpg

po-kanalam-francii_012.jpg

 

Коллеги, на этом пока всё. Надеюсь продолжение будет)

 

 


  • 16

#13 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 02 мая 2018 - 01:10

Спасибо за повествование коллега!
Очень интересно читать.
  • 0

#14 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 01:26

Спасибо за повествование коллега!

Рад что не в пустоту)


  • 2

#15 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 02 мая 2018 - 01:39

Да, очень интересно читать, спасибо!

 

Спасибо за повествование коллега!
Очень интересно читать.


  • 1

#16 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 763 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 02 мая 2018 - 01:51

Поздравляю с важным и радостным событием в Вашей жизни! Надеюсь, лодка прослужит верой и правдой максимально долго. :)


  • 1

#17 grizzly 1968

grizzly 1968

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 024 сообщений
  • Из:Россия

Отправлено 02 мая 2018 - 02:25

Отличное чтиво, как и в прошлый раз! А куда путь держите?


  • 1

#18 Метчик

Метчик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 15 344 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: метчик
  • Название: буся

Отправлено 02 мая 2018 - 02:37

Спасибо.Замечательное описание.


  • 2

#19 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 02 мая 2018 - 10:09

Отличное чтиво, как и в прошлый раз! А куда путь держите?

В Черногорию


  • 4

#20 MINin

MINin

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 131 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Moody 336
  • Название: Qadrille

Отправлено 02 мая 2018 - 11:36

Спасибо за замечательный рассказ. Хорошей погоды в дальнейшем путешествии. "Навигация, это когда ты все-таки дошел..." Там есть окончание "oder auch nicht" - или нет... По-моему, вполне себе девиз. :) . Удачи!


Сообщение отредактировал MINin: 02 мая 2018 - 11:52

  • 1

#21 Их Тиандр

Их Тиандр

    Фикус-яхтсмен

  • Капитан
  • 1 301 сообщений
  • Из:Питер

Отправлено 02 мая 2018 - 13:01

Блин, читаю и слюни текут заливают клавиатуру. Офигенно. Правда на нынешней лодке вряд ли получится - солнечные панели на арке, да и съем мачты - квест еще тот! 


  • 1

#22 Пропажа

Пропажа

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 251 сообщений
  • Из:Челябинск
  • Судно: Sportina 682
  • Название: Jaspis

Отправлено 02 мая 2018 - 14:36

Плюсики закончились. Ждем продолжения.


  • 1

#23 bad040

bad040

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 292 сообщений
  • Из:Ramle
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 02 мая 2018 - 15:16

Cпасибо. Жду продолжения


  • 0

#24 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 02 мая 2018 - 16:11

По морю шли - как было с температурой и ощущениями? Холодно? Я вот припоздал со сбросом, думаю, когда на следующий год сброс запланировать: по ГРИБам в морях колотун - не выше 8 цельсиев. А как ощущается?


  • 0

#25 S_kipper

S_kipper

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 132 сообщений
  • Из:S/Y Daniela

Отправлено 03 мая 2018 - 11:42

По морю шли - как было с температурой и ощущениями? Холодно? Я вот припоздал со сбросом, думаю, когда на следующий год сброс запланировать: по ГРИБам в морях колотун - не выше 8 цельсиев. А как ощущается?

Море было около 5 градусов и воздух также. На самом деле нам очень повезло с погодой на переходе. Не представляю что было если бы штормило. В прошлый раз в августе было неуютней.
После третьей процедуры спуска-подъёма мачты, для меня это уже не такой квест, коллега)). Но первый раз, да. Лучше делать это в команде.
  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами франция, германия, каналы франции, европа

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей