Перейти к содержимому

- - - - -

Циркуляция судна

Циркуляция судна

Сообщений в теме: 131

#1 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 11:37

Добрый день.

Коллеги подскажите пожалуйста какой диаметр циркуляции судна является оптимальным для яхты ~ 6 метров. И второй вопрос это на сколько критично что цент циркуляции должен "попадать" именно на киль (циркуляция происходит "вокруг" киля) ?  Вопрос возник из за того что на некоторых новых спортивных яхтах (также на швертботах) я вижу что плавник киля расположен визуально за 50-60 % КВЛ, а на старых яхтах расположение киля строго на ЦТ либо до 50 % КВЛ. Если это для швертбота то понятно что месторасположение шверта "подбирается" расположение ЦБС к ЦП, а на яхте киль должен быть установлен в ЦТ и ЦВ.

 

Немного теории касательно вопроса

http://moryak.biz/mo...howpage&pid=461

http://moryak.biz/mo...howpage&pid=462

 

Дц= 4-6 длины судна , то есть 24-36 м.

 

Спасибо.  :)


Сообщение отредактировал Александр Е: 02 мая 2018 - 16:32

  • 1

#2 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 664 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 02 мая 2018 - 12:39

 Если это для швертбота то понятно что месторасположение шверта "подбирается" расположение ЦБС к ЦП, а на яхте циль должен быть установлен в ЦТ и ЦВ.

Для парусной яхты продольное положение плавника (киля) и руля подбирается так же из взаимного положения ЦП и ЦБС, поскольку 99% времени яхта идет прямо по курсу.

Второй момент, который должен учитываться при выборе положения киля - распределение весовой нагрузки. Но это вторичный фактор. Его можно варьировать распределением балласта в плавнике, использованием бульба, внутренним балластом и т.д. Самостоятельно вопрос о циркуляции обычно не рассматривается. Желательно, чтобы ее диаметр был минимальным. 

Влиять на него может продольное положение руля, его площадь и форма в плане. Но это все увязывается, в первую очередь, с положением ЦБС.


  • 1

#3 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 12:49

Для парусной яхты продольное положение плавника (киля) и руля подбирается так же из взаимного положения ЦП и ЦБС, поскольку 99% времени яхта идет прямо по курсу.

Второй момент, который должен учитываться при выборе положения киля - распределение весовой нагрузки. Но это вторичный фактор. Его можно варьировать распределением балласта в плавнике, использованием бульба, внутренним балластом и т.д. Самостоятельно вопрос о циркуляции обычно не рассматривается. Желательно, чтобы ее диаметр был минимальным. 

Влиять на него может продольное положение руля, его площадь и форма в плане. Но это все увязывается, в первую очередь, с положением ЦБС.

 

Спасибо за быстрый ответ. 

Да, вот я тоже раньше думал  :)  что ЦТ можно подобрать внутренним балластом и бульбой. Но при этом бульба (колодец в т.ч.) будет больше совершать "вращательных движений", мне кажется это не совсем корректно. Будут возникать доп местные моменты которых условно можно избежать.

Если рассматривать судно как балку которая закреплена а двух точках по краям то разницы я не вижу. Но если судно воспринять как "качель-балансир" условно то распределение основной нагрузки на судно будет также влиять на его набор и так далее. Или это уже бурная фантазия ?  :D  :D  :D


Сообщение отредактировал Александр Е: 02 мая 2018 - 14:53

  • 1

#4 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 13:03

По размеру пера руля, в нашем регистре (РУ) есть расчет по эффективности пера руля. Может кому пригодиться.

 


  • 1

#5 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 02 мая 2018 - 14:10

Не пригодится.  У меня длина по ВЛ  8 м, ДЦ - около 10 м или ещё меньше. :rolleyes: .  У Лобаныча нос-буль погружен в воду, когда без крена, а на крену поднимется из воды, т.е. будет другая ВЛ. Точнее, разные моменты инерции  латеральной площади. То же касается всяких яхт и швертботов.  Разные прогибы килевых линий, поперечных сечений корпуса (шпангоутов), формы плавников.

Но формулы впечатляют. Хороши, наверное.


  • 1

#6 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 14:18

Не пригодится.  У меня длина по ВЛ  8 м, ДЦ - около 10 м или ещё меньше. :rolleyes: .  У Лобаныча нос-буль погружен в воду, когда без крена, а на крену поднимется из воды, т.е. будет другая ВЛ. Точнее, разные моменты инерции  латеральной площади. То же касается всяких яхт и швертботов.  Разные прогибы килевых линий, поперечных сечений корпуса (шпангоутов), формы плавников.

Но формулы впечатляют. Хороши, наверное.

 

Соавтор Назаров, я думаю хорошие.  :)

Если будет время и желание попробуйте рассчитать для своей яхты и сравнить с Вашим расчетом.


Сообщение отредактировал Александр Е: 02 мая 2018 - 14:24

  • 1

#7 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 02 мая 2018 - 14:27

Добавьте скорость, массу судна. Условия поворота: на волне, на подошве. Хорошо бы посоветоваться с каноистом из Канады. Он в теме про каное и "чем заменить байдарку?" рассказывал про поворотливость.

Ну и задачи по созданию теории этой поворотливости......

Вот и Крючков, незабвенный, с расчётами прочности балок катамаранов. С прицелом в Николаевский институт. А В.Ф. Романов, (кличка "Антип" :D),  эти балки ополовинил снизу :w00 .


  • 0

#8 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 664 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 02 мая 2018 - 14:57

 я тоже раньше думал  :)  что ЦТ можно подобрать внутренним балластом и бульбой.

Не заморачивайтесь с ЦТ. Дело в том, что эту точку придумали механики, поскольку им надо от чего-то отталкиваться. Она вполне приемлема, если тело движется в одной среде: воде или воздухе. Как, например, самолет или подводная лодка под водой. Наши суда движутся на границе раздела сред. В этом случае при решении задач динамики используются другие точки: ЦВ, ЦТВЛ, метацентр и т.д. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался

 

По размеру пера руля, в нашем регистре (РУ) есть расчет по эффективности пера руля. Может кому пригодиться.

Обратите внимания, что и в этих формулах ЦТ ни разу не упоминается.

 

Но это - среднестатистические зависимости. Поэтому использовать их можно только для оценки (прикидки). 


  • 0

#9 МИФ

МИФ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 873 сообщений
  • Из:Рыбинск
  • Судно: Ассоль
  • Название: Мишка

Отправлено 02 мая 2018 - 19:58

Добрый день.

Коллеги подскажите пожалуйста какой диаметр циркуляции судна является оптимальным для яхты ~ 6 метров. И второй вопрос это на сколько критично что цент циркуляции должен "попадать" именно на киль (циркуляция происходит "вокруг" киля) ?  Вопрос возник из за того что на некоторых новых спортивных яхтах (также на швертботах) я вижу что плавник киля расположен визуально за 50-60 % КВЛ, а на старых яхтах расположение киля строго на ЦТ либо до 50 % КВЛ. Если это для швертбота то понятно что месторасположение шверта "подбирается" расположение ЦБС к ЦП, а на яхте киль должен быть установлен в ЦТ и ЦВ.

 

Немного теории касательно вопроса

http://moryak.biz/mo...howpage&pid=461

http://moryak.biz/mo...howpage&pid=462

 

Дц= 4-6 длины судна , то есть 24-36 м.

 

Спасибо.  :)

 не знаю насчет формул, но мне кажется что циркуляцию вы должны чувствовать и в разных условиях она будет разной


  • 0

#10 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 21:13

 не знаю насчет формул, но мне кажется что циркуляцию вы должны чувствовать и в разных условиях она будет разной

 

Чувствовать ее можно когда она уже построена.  :)


  • 1

#11 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 02 мая 2018 - 22:01

Поворотливость и радиус циркуляции напрямую зависят от расстояния между геометрическим  ЦБС плавника и  пера руля. И чем оно больше , тем лучше лодка будет управляться. Разумеется, что при этом, перо руля имеет достаточную площадь.

Радиус циркуляции напрямую связан с относительным удлинением киля, - чем больше удлинение - тем меньше радиус циркуляции.


Сообщение отредактировал капитан с: 02 мая 2018 - 22:03

  • 0

#12 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 22:35

Поворотливость и радиус циркуляции напрямую зависят от расстояния между геометрическим  ЦБС плавника и  пера руля. И чем оно больше , тем лучше лодка будет управляться. Разумеется, что при этом, перо руля имеет достаточную площадь.

Радиус циркуляции напрямую связан с относительным удлинением киля, - чем больше удлинение - тем меньше радиус циркуляции.

 

Получается что чем дальше мы "разместим" по КВЛ перо киля (ЦБС "уйдет вперед" ) то это будет лучше с точки зрения маневренности. А как же рысканье ? Похоже что есть какой то предел, вопрос в том, как определить этот предел.

Вот например яхта Maxus 33.1 RS у которой перо киля помоемум зашло за 50 % КВЛ хоть и кормовой перпендикуляр "под транцем". Возможно есть еще внутренний баласт и ЦТ находиться в нужном месте, но мы договорились забыть про ЦТ.  :) Колодец , я так понимаю, специально вынесен к переднему лежаку чтобы увеличить место в кают компании.


Сообщение отредактировал Александр Е: 02 мая 2018 - 22:54

  • 1

#13 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 23:04

А она помоемум и рыскает, судя из видео. https://www.youtube....h?v=FiS5VwX_5VM

Скорее всего в водоизмещающем режиме это будет не критично , а для глиссера плавник нужно смещать назад чтобы профиль киля "работал".


  • 1

#14 Wt_Terpi

Wt_Terpi

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 214 сообщений
  • Из:С. Петербург

Отправлено 02 мая 2018 - 23:07

Получается что чем дальше мы "разместим" по КВЛ перо киля (ЦБС "уйдет вперед" ) то это будет лучше с точки зрения маневренности. А как же рысканье ? Похоже что есть какой то предел, вопрос в том, как определить этот предел.

Зачем все это? К чему эти буйные фантазии?

Вам ПРИДЕТСЯ определить положение киля исходя из центровки (ЦП к ЦБС). И это СУЩЕСТВЕННО более важный вопрос для парусной лодки.

Можете принимать в расчет управляемость можете не принимать, но если Вы вдруг решите толкать киль в нос или корму исходя из некоторых соображений отличных от центровки, то рискуете получить лодку которая вообще не управляется, ... в принципе, ... никак.

Т.е. маневренность чудесная и поворачивает она на пятке вот только на курсе ее не удержать никакими силами.

А с управляемостью и маневренностью у парусных яхт отродясь проблем не наблюдалось и даже близко не ожидается.


  • 0

#15 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 02 мая 2018 - 23:10

Получается что чем дальше мы "разместим" по КВЛ перо киля (ЦБС "уйдет вперед" ) то это будет лучше с точки зрения маневренности. А как же рысканье ? Похоже что есть какой то предел, вопрос в том, как определить этот предел.

Смещение плавникового киля в нос не может быть беспредельным и обычно передняя кромка киля редко заходит за мачту поскольку общий ЦБС должен всегда находится позади ЦП.


  • 1

#16 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 23:18

Зачем все это? К чему эти буйные фантазии?

Вам ПРИДЕТСЯ определить положение киля исходя из центровки (ЦП к ЦБС). И это СУЩЕСТВЕННО более важный вопрос для парусной лодки.

Можете принимать в расчет управляемость можете не принимать, но если Вы вдруг решите толкать киль в нос или корму исходя из некоторых соображений отличных от центровки, то рискуете получить лодку которая вообще не управляется, ... в принципе, ... никак.

Т.е. маневренность чудесная и поворачивает она на пятке вот только на курсе ее не удержать никакими силами.

А с управляемостью и маневренностью у парусных яхт отродясь проблем не наблюдалось и даже близко не ожидается.

По центровке я с Вами полностью согласен, вопрос был немного другого характера, это расположение киля, почему его смещают аж до 60 % КВЛ. По центровке могу дополнить статьей http://www.barque.ru...entering_yachts


Я думаю копать нужно глубже до обмера яхты.


  • 1

#17 Wt_Terpi

Wt_Terpi

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 214 сообщений
  • Из:С. Петербург

Отправлено 02 мая 2018 - 23:24

А она помоемум и рыскает, судя из видео. https://www.youtube....h?v=FiS5VwX_5VM

Не вижу такого, более того есть момент когда рулевой пытается продемонстрировать, что яхта хорошо отцентрована и оставляет руль.

Но в любом случае судить о центровке и рулежке какой либо яхты можно только в натуре, но никак не по видео (тем более рекламном).


  • 0

#18 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 23:30

Расстояние от ЦП плавника до ЦП киля не более 50 %. То есть 50 % это предел ? 

http://build-sailboa...иля-и-руля-яхты

 

А если руль транцевый а киль размещен на 60 % КВЛ ?   :)


Сообщение отредактировал Александр Е: 02 мая 2018 - 23:31

  • 1

#19 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 02 мая 2018 - 23:37

Смещение плавникового киля в нос не может быть беспредельным и обычно передняя кромка киля редко заходит за мачту поскольку общий ЦБС должен всегда находится позади ЦП.

Да, согласен, нужно оставить место под стаксель.


  • 1

#20 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 664 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 02 мая 2018 - 23:47

Расстояние от ЦП плавника до ЦП киля не более 50 %. То есть 50 % это предел ? 

А если руль транцевый а киль размещен на 60 % КВЛ ?   :)

Повторю то, что коллеги неоднократно говорили выше. Все определяет возможность центровки, зависящая от положения ЦП и ЦБС.

Только вчера считал компоновку для одного из коллег по форуму. Там не шлюп, а гораздо более сложное вооружение. И после первой же прикидки выяснилось, что киль надо на полхорды смещать в корму и увеличивать площадь и размах руля и скега. Иначе судно отказывалось балансироваться.

А если изменить количество и состав парусов на передней мачте, то все надо сдвигать еще дальше. Или менять конфигурацию и набор остальных парусов.

Поэтому нет конкретных процентов без конкретного судна и парусного вооружения.


  • 0

#21 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 00:08

Повторю то, что коллеги неоднократно говорили выше. Все определяет возможность центровки, зависящая от положения ЦП и ЦБС.

Только вчера считал компоновку для одного из коллег по форуму. Там не шлюп, а гораздо более сложное вооружение. И после первой же прикидки выяснилось, что киль надо на полхорды смещать в корму и увеличивать площадь и размах руля и скега. Иначе судно отказывалось балансироваться.

А если изменить количество и состав парусов на передней мачте, то все надо сдвигать еще дальше. Или менять конфигурацию и набор остальных парусов.

Поэтому нет конкретных процентов без конкретного судна и парусного вооружения.

 

Да, это понятно, но для всех случаев просчитать корректное соотношение ЦБС к ЦП помоемум не реально, только для основных. Грот тоже рифить нужно и считать на каждом рифе + штормовой стаксель (на шлюпе я имею ввиду)?

Спасибо.  :)


Сообщение отредактировал Александр Е: 03 мая 2018 - 00:09

  • 1

#22 GOLF_stream

GOLF_stream

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 271 сообщений
  • Из:Питер
  • Судно: Л6
  • Название: Онега

Отправлено 03 мая 2018 - 00:50

Парусная яхта может маневрировать вообще без перекладки руля. Это по поводу всяких формул.

И вообще что такое "диаметр циркуляции" при движении под парусами? Этот термин применим только к движению под мотором.


  • 1

#23 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 03 мая 2018 - 01:32

Коллеги, вы забыли ввести в формулы профиль руля с его относительной толщиной. Вот у меня был руль с 30% полнотой. Это, чтобы компенсировать плавучестью вес баллера из стального прутка. Интересно рулилось. А положение этого баллера на пере?

Что скажете про проа со швертами-рулями по оконечностям по идее Владимира из США?


  • 0

#24 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 906 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 03 мая 2018 - 02:33

...возможность центровки, зависящая от положения ЦП и ЦБС...

А зачем Вы для надводной части используете геометрию, а для подводной физику? :)
Не получится сравнить центр площади и центр сопротивления.
  • 1

#25 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 10:21

Парусная яхта может маневрировать вообще без перекладки руля. Это по поводу всяких формул.

И вообще что такое "диаметр циркуляции" при движении под парусами? Этот термин применим только к движению под мотором.

 

Да вроде нет. И для яхты тоже http://lanzheron.od....yev_capitan.pdf  (28 страница)

В описании Алекстара 25 указана тоже циркуляция http://www.kompanmar...ats/alekstar-25


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей