Перейти к содержимому

- - - - -

Циркуляция судна

Циркуляция судна

Сообщений в теме: 131

#26 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 10:27

Коллеги, вы забыли ввести в формулы профиль руля с его относительной толщиной. Вот у меня был руль с 30% полнотой. Это, чтобы компенсировать плавучестью вес баллера из стального прутка. Интересно рулилось. А положение этого баллера на пере?

Что скажете про проа со швертами-рулями по оконечностям по идее Владимира из США?

 

В расчете формул приведенных выше, я так понимаю, идет расчет минимально необходимой площади пера руля. Тип профиля и сечения это уже эффективность работы профиля, но могу ошибаться, его "подъемная" сила, сопротивление движению и т.п..  :)  В формуле используются коэффициенты для разных типов судна, пера руля и т.п. Только Вы не подумайте что я защищаю расчет по РУ, Ваши замечания они, я думаю, правильные  :)  Скорее всего формулы приведены для среднестатистического расчета и более профессионально нужно учитывать гораздо более число параметров. Также в РУ есть расчет по каждому типу руля, если хотите могу сбросить pdf.


  • 1

#27 rabah

rabah

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 265 сообщений
  • Из:Русе-Болгария

Отправлено 03 мая 2018 - 10:53

Хочу кое что выяснить чтоб АлександрЕ не заблуждался:Чтобы в начале рейса при полном водоизмещении яхта была без никакого дифферента естественно что надо Xg = Xc, но нет такого требования что ЦТ киля /шверта/ совпадал по Х с ЦТ судна.
инж.Размик Бахарян
  • 1

#28 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 10:56

Хочу кое что выяснить чтоб АлександрЕ не заблуждался:Чтобы в начале рейса при полном водоизмещении яхта была без никакого дифферента естественно что надо Xg = Xc, но нет такого требования что ЦТ киля /шверта/ совпадал по Х с ЦТ судна.
инж.Размик Бахарян

 

Добрый день Размик, спасибо за уточнение.

С приведенной выше ссылки/книги  "Чем больше скорость и водоизмещение яхты, чем больше тяжелых масс (двигатель, якоря, детали оборудования) размещено в оконечностях судна, тем больше радиус циркуляции".  


Сообщение отредактировал Александр Е: 03 мая 2018 - 10:57

  • 0

#29 GOLF_stream

GOLF_stream

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 271 сообщений
  • Из:Питер
  • Судно: Л6
  • Название: Онега

Отправлено 03 мая 2018 - 12:08

А откуда вообще такая озабоченность диаметром циркуляции на парусной яхте? На яхтах он соизмерим с длиной корпуса и может вообще доходить до метра-двух при определенных условиях. Руль на парусной яхте имеет заведомо большую площадь и эффективность, чем на моторной лодке. Поэтому даже при движении под мотором яхта крутится почти как трактор.

Что так тревожит автора?


  • 2

#30 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 909 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 03 мая 2018 - 12:26

А откуда вообще такая озабоченность диаметром циркуляции на парусной яхте? На яхтах он соизмерим с длиной корпуса и может вообще доходить до метра-двух при определенных условиях. Руль на парусной яхте имеет заведомо большую площадь и эффективность,...

Площадь, скорее всего да. А эффективность, скорее всего нет.

На моторной лодке, руль обычно находится в потоке винта, поэтому гораздо более эффективен. Кроме того, эффективность руля на моторном судне зависит от оборотов винта. А на парусной лодке, от скорости.


  • 0

#31 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 688 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 03 мая 2018 - 12:32

Добрый день.
Коллеги подскажите пожалуйста какой диаметр циркуляции судна является оптимальным для яхты ~ 6 метров.

Вопрос предполагает некоторый критерий оптимальности. Но не указывает, что это за критерий.
Диаметр циркуляции - понятие для парусной яхты действительно мутноватое, если эта яхта движется под парусами. Под мотором всё понятно - есть постоянная тяга, направленная вдоль ДП, есть угол дрейфа, предположим, установившийся, параход идёт по кругу с некоторым диаметром при равновесии продольных и поперечных сил. Причём равновесие обеспечивается в неинерционной системе координат, связанной с судном, посредством введения в систему уравнений равновесия фиктивной силы инерции. Понятно, что паруса при циркуляции не могут обеспечить постоянства тяги, она будет постоянно меняться, а значит и равновесия никакого не будет, будет существенно нестационарное движение, с замедлениями, ускорениями как по линейным, так и по угловым координатам. Опщем, лукавство одно. В статье по ссылке, правда, сказано, что мол диаметр циркуляции от скорости судна не зависит (если Fr < 0,3), и тогда вроде бы похерветер, но это высказывание для парусных судов тоже вызывает сомнения в силу большого отличия формы подводной части типичного моторного судна и типичной яхты. Как бы то ни было, какой-нибудь условный радиус или диаметр циркуляции для парусного судна мы можем ввести, определив его надлежащим, однозначным и исчерпывающим, образом, и это будет характеристика поворотливости данной яхты. Остаётся вопрос оптимальности. Из курса теории корабля известно, что поворотливость и устойчивость на курсе - характеристики-антагонисты, чем лучше одна, тем хуже другая. Поэтому, как всегда, надо искать компромисс. Что для вас важнее, устойчивость на курсе (а от неё непосредственно зависит скорость яхты) или поворотливость? Насколько вы готовы пожертвовать одним качеством в угоду другому?

И второй вопрос это на сколько критично что цент циркуляции должен "попадать" именно на киль (циркуляция происходит "вокруг" киля) ?  Вопрос возник из за того что на некоторых новых спортивных яхтах (также на швертботах) я вижу что плавник киля расположен визуально за 50-60 % КВЛ, а на старых яхтах расположение киля строго на ЦТ либо до 50 % КВЛ. Если это для швертбота то понятно что месторасположение шверта "подбирается" расположение ЦБС к ЦП, а на яхте киль должен быть установлен в ЦТ и ЦВ.

Центр циркуляции "попадает" в центр описываемой судном траектории, то есть находится далеко вне судна, а никак не в районе плавника киля.

...
Дц= 4-6 длины судна , то есть 24-36 м.

Сильно зависит от формы подводной части судна, и много чего ещё.
  • 1

#32 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 688 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 03 мая 2018 - 12:44

...
Что скажете про проа со швертами-рулями по оконечностям по идее Владимира из США?

Идея достичь баланса ЦП и ЦБС только лишь швертами по оконечностям провалилась (как некоторыми и ожидалось). Можно сказать, что проа под парусом получилось предельно поворотливым с нулевой курсовой устойчивостью. Управляемость, в результате, тоже оказалась нулевой в некотором ветровом диапазоне.
  • 0

#33 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 650 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 03 мая 2018 - 13:01

А зачем Вы для надводной части используете геометрию, а для подводной физику? :)
Не получится сравнить центр площади и центр сопротивления.

А почему Вы решили, что я использую эти совершенно разные дисциплины? Откуда дровишки?

Сравнивается пространственное положение центров давления и направление векторов. Ничего кроме физики.


  • 0

#34 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 13:07

Добрый день Размик, спасибо за уточнение.

С приведенной выше ссылки/книги  "Чем больше скорость и водоизмещение яхты, чем больше тяжелых масс (двигатель, якоря, детали оборудования) размещено в оконечностях судна, тем больше радиус циркуляции".  

 

Размик, ловите скрины с Ларсона.

Основная, задача как я понимаю, уменьшить момент инерции масс, то есть все самое тяжелое ближе к общему ЦТ.

На скринах круизный вариант и спортивный (может не совсем удачный но тот что есть в книге).


Сообщение отредактировал Александр Е: 03 мая 2018 - 13:10

  • 0

#35 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 13:11

А откуда вообще такая озабоченность диаметром циркуляции на парусной яхте? На яхтах он соизмерим с длиной корпуса и может вообще доходить до метра-двух при определенных условиях. Руль на парусной яхте имеет заведомо большую площадь и эффективность, чем на моторной лодке. Поэтому даже при движении под мотором яхта крутится почти как трактор.

Что так тревожит автора?

Да, согласен с Вами по большому счету. Интересно только лишь разобраться более детельно.  :)


  • 1

#36 Ruddi

Ruddi

    Яхтенный капитан

  • Banned
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 11 318 сообщений
  • Из:Волга
  • Судно: парусник
  • Название: star

Отправлено 03 мая 2018 - 15:38

Да, согласен с Вами по большому счету. Интересно только лишь разобраться более детельно.  :)

Надо сесть на Луча и покрутится в лавировку ,будет видно. Потом покрутить повороты на полуторатонной яхте и будет видно результат ваших желаний. Чем озоботиться миллиметрами  и высчитывать лишние килограммы. Лучше погонять себя в гонках и все будет понятно.



#37 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 03 мая 2018 - 15:48

Да, согласен с Вами по большому счету. Интересно только лишь разобраться более детельно.  :)

Разобраться - это всегда хорошо. :) Но причем тут циркуляция - не очень понятно. Современная яхта с плавниковым килем и винтом перед пером руля без скега обычно имеет практически нулевой диаметр циркуляции. Т.е. вращается вокруг киля без движения вперед с помощью мотора и пера руля. Можно еще подрульку добавить. В тесных европейских маринах это востребовано. Там часто нужно развернуться на пятачке. 

Т.е. проблем с циркуляцией нет.


  • 0

#38 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 16:06

Разобраться - это всегда хорошо. :) Но причем тут циркуляция - не очень понятно. Современная яхта с плавниковым килем и винтом перед пером руля без скега обычно имеет практически нулевой диаметр циркуляции. Т.е. вращается вокруг киля без движения вперед с помощью мотора и пера руля. Можно еще подрульку добавить. В тесных европейских маринах это востребовано. Там часто нужно развернуться на пятачке. 

Т.е. проблем с циркуляцией нет.

 

Ну это при заходе в марину Вы подрульку включаете, правильно ? А узнать маневренность судна никому не интересно, либо ее оптимизировать на стадии проектрования ?  :)


Надо сесть на Луча и покрутится в лавировку ,будет видно. Потом покрутить повороты на полуторатонной яхте и будет видно результат ваших желаний. Чем озоботиться миллиметрами  и высчитывать лишние килограммы. Лучше погонять себя в гонках и все будет понятно.

 

Вы все больше и больше меня наталкиваете на постройку еще и не большого швертбота, эту мысль я уже давно отгоняю со своей и так  "немного больной" головы.  :D  :D

Спасибо, я думаю Вы правы.


Сообщение отредактировал Александр Е: 03 мая 2018 - 16:18

  • 1

#39 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 03 мая 2018 - 16:32

Ну это при заходе в марину Вы подрульку включаете, правильно ? А узнать маневренность судна никому не интересно, либо ее оптимизировать на стадии проектрования ?  :)

 

Я думаю, что любая парусная небольшая лодка с плавниковым килем или швертом обладает достаточной маневренностью, благодаря как раз килю и шверту, вокруг которого яхты и крутятся. Всерьез думать о маневренности нужно, когда проектируется моторное судно, длиной метров 100, с маленькими перьями рулей. :) Вот там важен уже такой термин, как циркуляция. И то, если это не электроходный паром с поворотными движителями и подрульками, который движется хоть боком, хоть разворачивается на месте. :) 


  • 0

#40 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 16:36

Я думаю, что любая парусная небольшая лодка с плавниковым килем или швертом обладает достаточной маневренностью, благодаря как раз килю и шверту, вокруг которого яхты и крутятся. Всерьез думать о маневренности нужно, когда проектируется моторное судно, длиной метров 100, с маленькими перьями рулей. :) Вот там важен уже такой термин, как циркуляция. И то, если это не электроходный паром с поворотными движителями и подрульками, который движется хоть боком, хоть разворачивается на месте. :)

 

Достаточной маневренностью она будет обладать если она толкова рассчитана либо так совпало, чудес не бывает.   :)

Ладно, уговорили, побежал за подрулькой  :) проведу кнопочку в кокпит, буду нажимать "когда нада"  :D


Сообщение отредактировал Александр Е: 03 мая 2018 - 16:39

  • 1

#41 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 906 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 03 мая 2018 - 16:47

Сравнивается пространственное положение центров давления и направление векторов. Ничего кроме физики.

ЦП - это центр парусности, или по другому центр площади паруса. Физикой тут и не пахнет.

Изменяя длину хорды паруса, можно иметь центр давления как впереди ЦБС, так и позади, при неизменном ЦП.


  • 1

#42 xaikan2016

xaikan2016

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 363 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 03 мая 2018 - 16:49

Размик, ловите скрины с Ларсона.

Основная, задача как я понимаю, уменьшить момент инерции масс, то есть все самое тяжелое ближе к общему ЦТ.

На скринах круизный вариант и спортивный (может не совсем удачный но тот что есть в книге).

attachicon.gifmass.png

attachicon.gif3.pngattachicon.gif4.png

  Разговор идет о влиянии момента инерции судна на поворотливость, а посему должно рассматривать момент инерции относительно вертикальной оси, проходящей через ЦТ. В скопированной Вами картинке схема расчета момента инерции относительно горизонтальной поперечной оси, что нужно при оценке продольной качки.


  • 0

#43 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 16:54

  Разговор идет о влиянии момента инерции судна на поворотливость, а посему должно рассматривать момент инерции относительно вертикальной оси, проходящей через ЦТ. В скопированной Вами картинке схема расчета момента инерции относительно горизонтальной поперечной оси, что нужно при оценке продольной качки.

 

Я думаю тут одной осью не обойтись так как яхта еще и крениться. 


Сообщение отредактировал Александр Е: 03 мая 2018 - 16:55

  • 1

#44 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 03 мая 2018 - 17:05

Достаточной маневренностью она будет обладать если она толкова рассчитана либо так совпало, чудес не бывает.   :)

Ладно, уговорили, побежал за подрулькой  :) проведу кнопочку в кокпит, буду нажимать "когда нада"  :D

Речь не о подрульке. А о том, что парусная лодка легко крутится вокруг киля или шверта. Это не нужно рассчитывать. Она уже крутится только потому что такая конструкция. Независимо от расположения киля или шверта. Попробуйте на швертботе повернуть с поднятым швертом. Вот тут есть проблема.

Перо руля, его форма, балансирность и скег гораздо сильнее влияет на маневренность судна, чем расположение киля вдоль ДП. Вот на них стоит обратить более пристальное внимание, при проектировании судна.


  • 0

#45 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 17:07

Речь не о подрульке. А о том, что парусная лодка легко крутится вокруг киля или шверта. Это не нужно рассчитывать. Она уже крутится только потому что такая конструкция. Независимо от расположения киля или шверта. Попробуйте на швертботе повернуть с поднятым швертом. Вот тут есть проблема.

Перо руля, его форма, балансирность и скег гораздо сильнее влияет на маневренность судна, чем расположение киля вдоль ДП. Вот на них стоит обратить более пристальное внимание, при проектировании судна.

 

... да на все нужно обращать пристальное внимание....  :)


  • 1

#46 xaikan2016

xaikan2016

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 363 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 03 мая 2018 - 17:11

Я думаю тут одной осью не обойтись так как яхта еще и крениться. 

Ну да. С поворотливостью на ровном киле толком не разобраться, так еще и крена сюда притянуть. Суета все это.


  • 0

#47 Гость_Александр Е_*

Гость_Александр Е_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2018 - 17:51

Ну да. С поворотливостью на ровном киле толком не разобраться, так еще и крена сюда притянуть. Суета все это.

 

Ваша версия ? если есть мысли , графики, рисунки - пожалуйста, для этого и "собрались".  :)


  • 1

#48 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 650 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 03 мая 2018 - 18:33

ЦП - это центр парусности, или по другому центр площади паруса. Физикой тут и не пахнет.

Изменяя длину хорды паруса, можно иметь центр давления как впереди ЦБС, так и позади, при неизменном ЦП.

ЦП геометрическая величина. И ЦБС геометрическая величина.

Откуда возникли мысли о сравнении физики и геометрии?

Это с одной стороны.

С другой стороны смещение ЦП (или ЦБС) относительно соответствующих ЦД если не одинаково, то близко. Так что имеем дело с систематической ошибкой, которая на стадии прикидок сравнима со всеми остальными ошибками. И взаимно компенсируется. Подчеркиваю, только на ранней стадии оценки. Чтобы не было инсинуаций.  :D


  • 0

#49 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 650 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 03 мая 2018 - 18:42

 Т.е. вращается вокруг киля без движения вперед с помощью мотора и пера руля. Можно еще подрульку добавить. 

 

Я думаю, что любая парусная небольшая лодка с плавниковым килем или швертом обладает достаточной маневренностью, благодаря как раз килю и шверту, вокруг которого яхты и крутятся. 

Речь идет о циркуляции парусной яхты. Поэтому винты и прочие подрульки - оффтоп.

Можно говорить о том, что парусная яхта крутится вокруг киля или шверта. Но при этом необходимо помнить, что сам киль или шверт при этом движутся. Порой с немалой скоростью. Отсюда возникает циркуляция, которая может иметь, в некоторых случаях, немалый радиус.

Кроме того, ш/б может маневрировать и с поднятым швертом. Например, на мелководье. 

А есть катамараны, особенно крейсерские или пляжные, у которых швертов вообще нет. А под парусами они иногда ходят.

Поэтому вопрос о циркуляции ставить можно. Но нужды в нем обычно не бывает.


  • 0

#50 rabah

rabah

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 265 сообщений
  • Из:Русе-Болгария

Отправлено 03 мая 2018 - 19:46

Уважаемый Бар, хотел бы немножко корригировать Ваши слова. Есть две понятия: геометрический ЦБС и гидродинамический ЦБС.Они не совпадают.
инж.Размик Бахарян
  • 3



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей