Добрый день.
Коллеги подскажите пожалуйста какой диаметр циркуляции судна является оптимальным для яхты ~ 6 метров.
Вопрос предполагает некоторый критерий оптимальности. Но не указывает, что это за критерий.
Диаметр циркуляции - понятие для парусной яхты действительно мутноватое, если эта яхта движется под парусами. Под мотором всё понятно - есть постоянная тяга, направленная вдоль ДП, есть угол дрейфа, предположим, установившийся, параход идёт по кругу с некоторым диаметром при равновесии продольных и поперечных сил. Причём равновесие обеспечивается в неинерционной системе координат, связанной с судном, посредством введения в систему уравнений равновесия фиктивной силы инерции. Понятно, что паруса при циркуляции не могут обеспечить постоянства тяги, она будет постоянно меняться, а значит и равновесия никакого не будет, будет существенно нестационарное движение, с замедлениями, ускорениями как по линейным, так и по угловым координатам. Опщем, лукавство одно. В статье по ссылке, правда, сказано, что мол диаметр циркуляции от скорости судна не зависит (если Fr < 0,3), и тогда вроде бы похерветер, но это высказывание для парусных судов тоже вызывает сомнения в силу большого отличия формы подводной части типичного моторного судна и типичной яхты. Как бы то ни было, какой-нибудь условный радиус или диаметр циркуляции для парусного судна мы можем ввести, определив его надлежащим, однозначным и исчерпывающим, образом, и это будет характеристика поворотливости данной яхты. Остаётся вопрос оптимальности. Из курса теории корабля известно, что поворотливость и устойчивость на курсе - характеристики-антагонисты, чем лучше одна, тем хуже другая. Поэтому, как всегда, надо искать компромисс. Что для вас важнее, устойчивость на курсе (а от неё непосредственно зависит скорость яхты) или поворотливость? Насколько вы готовы пожертвовать одним качеством в угоду другому?
И второй вопрос это на сколько критично что цент циркуляции должен "попадать" именно на киль (циркуляция происходит "вокруг" киля) ? Вопрос возник из за того что на некоторых новых спортивных яхтах (также на швертботах) я вижу что плавник киля расположен визуально за 50-60 % КВЛ, а на старых яхтах расположение киля строго на ЦТ либо до 50 % КВЛ. Если это для швертбота то понятно что месторасположение шверта "подбирается" расположение ЦБС к ЦП, а на яхте киль должен быть установлен в ЦТ и ЦВ.
Центр циркуляции "попадает" в центр описываемой судном траектории, то есть находится далеко вне судна, а никак не в районе плавника киля.
...
Дц= 4-6 длины судна , то есть 24-36 м.
Сильно зависит от формы подводной части судна, и много чего ещё.