Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Шпон


Сообщений в теме: 17

#1 VladimirV

VladimirV

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 83 сообщений
  • Из:Kyiv
  • Название: теперь AUGUSTA

Отправлено 28 октября 2005 - 12:30

Добрый день! Собираюсь строить яхту размером 6,5 х 2,5 м. Связываться со стеклопластиком (как основным материалом для корпуса) не хочется. Использовать рейку - мне кажется, для такого размера нецелесообразно - будет лишний вес. Делать из фанеры с радиусной скулой - возможно. Но, может имеет смысл сделать обшивку из шпона (2-3 мм толщиной, 3-4 слоя, в КиЯ была когда-то статья по СТ-251)? У кого есть опыт, поделитесь, пожалуйста.....Какие могут быть плюсы и минусы? Опыт постройки из фанеры (многоскулый вариант) и оклейки стеклом есть (опыт положительный в смысле результата).
  • 0

#2 dumi

dumi

    юзер

  • Капитан
  • 1 349 сообщений
  • Из:Кишинёв

Отправлено 28 октября 2005 - 13:16

Хочу добавить ещё вопросы в тему: где достать шпон, желательно хвойных пород подешевле? Чем (в конструктиве) отличаются пиленый и струганый шпон?
  • 0

#3 Indygo

Indygo

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 883 сообщений
  • Из:Море
  • Судно: Ro-Pax
  • Название: Princess Anastasia

Отправлено 28 октября 2005 - 13:28

[quote name='dumi' date='28 Oct 2005, 12:16']
Хочу добавить ещё вопросы в тему: где достать шпон, желательно хвойных пород подешевле?
Чем (в конструктиве) отличаются пиленый и струганый шпон?

Ну, хотя бы, здесь
  • 0

#4 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 28 октября 2005 - 17:14

Ну, хотя бы, здесь

<{POST_SNAPBACK}>

"Здесь" - это для элитной мебели, а не для лодки. Цены там просто сногсшибательные... "Здесь" можно использовать как справочник по редким породам, но покупать "здесь"... :w00
  • 0

#5 Soling

Soling

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 014 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ассоль
  • Название: Стриж

Отправлено 28 октября 2005 - 17:30

Чем (в конструктиве) отличаются пиленый и струганый шпон?

<{POST_SNAPBACK}>


Строганый шпон тонкий. Его "разматывают" из распаренной болванки спиралью.
Пиленый может быть до 10 мм толщиной. ( Такой, по крайней мере покупали).
Он тоже предварительно парится и потом пилится пластами. Радость в том, что его не ведет и он калиброван. Когда считали материал для лодки, оказалось, что покупать шпон значительно дешевле, чем резать саим. Очень много уйдет в отходы. Поэтому для амината и обшивки шпон всегда покупаем.
  • 0

#6 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 28 октября 2005 - 17:33

Чем (в конструктиве) отличаются пиленый и струганый шпон?

<{POST_SNAPBACK}>

Пиленый шпон - он ясен пень получается распиливанием и прогоном на рейсмусном станке. При этом структура древесины не разрушается. Пиленый шпон значительно лучше, но и значительно дороже (много отходов при его производстве. Пиленый обычно делают толстым, чтоб меньше отходов было.

Строганый шпон - получают "разматыванием" кругляка. Т.е. бревно вставляют в "токарный" станок и офигенных размеров резец снимает слой дерева заданной толщины. Отходов практически нет (по сравнению с пиленым), поэтому он дешевле. Строганый шпон не может быть толстым - максимум 2-3 мм и то на мягких породах. Ясное дело, что в строганом масса микротрещин, но они вдоль волокон, поэтому в многослойных конструкциях это не военно - всю фанеру делают из строганого шпона, т.к. из пиленого фанера будет "золотой".

Ваще пиленый шпон - редкость. Его делают только из твёрдых или особо ценных пород (ценные - для сохранения рисунка, карельская берёза, например). Никогда не слышал про пиленый сосновый или берёзовый шпон - овчинка выделки не стоит...
  • 0

#7 VladimirV

VladimirV

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 83 сообщений
  • Из:Kyiv
  • Название: теперь AUGUSTA

Отправлено 28 октября 2005 - 18:11

В Киеве есть представитель российской "Байкал-трейд", цена соснового шпона толщиной 2,6 мм - 27 грн (примерно 5$) за кв м. Думаю три слоя шпона + 2-3 слоя стеклопластика должно хватить....
  • 0

#8 Indygo

Indygo

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 883 сообщений
  • Из:Море
  • Судно: Ro-Pax
  • Название: Princess Anastasia

Отправлено 28 октября 2005 - 18:21

"Разматыванием"кругляка получают лущенный шпон. А строганный получают строганием заготовки. Причем по направлению строгания различают несколько видов шпона. Например
  • 0

#9 СергейСанта

СергейСанта

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 635 сообщений
  • Из:г. Братск
  • Судно: 30 - футовик
  • Название: SANTA

Отправлено 28 октября 2005 - 18:36

Если Байкал - трейд то скорее всего нашим шпоном торгует, - не фонтан.
  • 0

#10 dumi

dumi

    юзер

  • Капитан
  • 1 349 сообщений
  • Из:Кишинёв

Отправлено 28 октября 2005 - 18:53

У нас была в Бендерах фанерная фабрика - так она уже лет десять в "зоне отчуждения" - всё нафиг упёрли, даже спросить не у кого :(
  • 0

#11 Soling

Soling

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 014 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ассоль
  • Название: Стриж

Отправлено 28 октября 2005 - 19:06

Как вариант: так называемая "тарная доска". Ящики из нее делают. Думаю, где нибудь в городе ксть тарная фабрика. Раньше мы просто договаривались и нам как "отходы" продавали.
  • 0

#12 211х

211х

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 155 сообщений
  • Из:Красноярск
  • Судно: моторная лодка

Отправлено 31 октября 2005 - 07:08

Ваще пиленый шпон - редкость. Его делают только из твёрдых или особо ценных пород (ценные - для сохранения рисунка, карельская берёза, например). Никогда не слышал про пиленый сосновый или берёзовый шпон - овчинка выделки не стоит...

<{POST_SNAPBACK}>


Дак наверное можно заказать "пиленый шпон".
Месяц назад, на выставке "деревообработка" наблюдал, как за пару минут от соснового бревна длиной метра 4-5 и толщтной 30-40 см на станке отпилили полосу около 3 мм. :)
Во до чего техника дошла :blink:
  • 0

#13 Vladimir U

Vladimir U

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 88 сообщений
  • Из:Мытищи
  • Судно: нет

Отправлено 04 ноября 2005 - 03:37

Привет всем. Я участвовал в строительстве двух корпусов СТ-251. Для первой лодки мы нарезали рейки толщиной 3мм из сосновой доски на церкулярном станке. Для второй применили 3мм фанеру, только полосы фанеры пришлось наращивать по длине с помощю заусовки. Заусовку делали на фрезерном станке. Всего положили 3 слоя рейки. Третий слой сгладил все неровности, поверхность получилась гладкой. Конечно нужно каждый слой пристругивать. Если корпус собираете на практических шпангоутах желательно добавить лекала и временые стрингира. Первую рейку укладывайте в раене миделя под углом 45-50 градусов следующие две рейки укладывайте немного внахлест на первую с права и с лева. Карандашом омечаете линию нахлеста, так же отмечаете расположение рек на киле и привальнике. Последующие рейки так же укладывают на ранее установлиные и причерчивают. Конечно, укладку рейки нужно вести на оба борта. Затем снимаете рейки и по отмеченой на рейке линии подгоняете рубанком. Этот способ укладки рейки позволяет подогнать их очень точно третий слой укладывается почти без зазора. И позволяет работать самостоятельно .
  • 0

#14 serj

serj

    катамараномечтатель

  • Модератор форума
  • 7 415 сообщений
  • Из:Геленджик

Отправлено 04 ноября 2005 - 11:14

Коллега NRSUN напиливает себе шпон (кедровый), обычными дисковыми пилами. :blink: А потом из этого шпона строит тримараны. :w00
  • 0

#15 Soling

Soling

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 014 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ассоль
  • Название: Стриж

Отправлено 04 ноября 2005 - 11:51

Коллега NRSUN напиливает себе шпон (кедровый), обычными дисковыми пилами. :blink:
А потом из этого шпона строит тримараны.  :w00

<{POST_SNAPBACK}>


Напилить технически не проблема. Даже откалибровать можно без труда.
Вопрос в стоимости опилок. :)
При чём в буквальном смысле. Толщина ламели, нормальная, 2.5 - 3.0 мм.
Ширина реза пилы 3 - 4 мм. То есть минимум 50% материала в отходах.
  • 0

#16 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 04 ноября 2005 - 12:05

Привет всем. Я участвовал в строительстве двух корпусов СТ-251. Для первой лодки мы нарезали рейки  толщиной 3мм из сосновой доски на  церкулярном станке.

<{POST_SNAPBACK}>

Какова толщина и длина досок (ширина реек)?
Фуговали ли рейки?
При толщине дисковой пилы 3...4мм. - это означает, что больше половины материала ушло в стружку?

Для второй применили 3мм фанеру, только полосы фанеры пришлось наращивать по длине с помощю заусовки. Заусовку делали на фрезерном станке. .

Ручной станок или большой?
Какова ширина и длина полос фанеры применяемых при зашивке?
Марка фанеры и размер листов? я не встречал в продаже фанеры ФСФ толщиной 3мм. - только ФК.

Первую рейку укладывайте в раене миделя под углом 45-50 градусов следующие две рейки укладывайте немного внахлест на первую с права и с лева. Карандашом омечаете линию нахлеста, так же отмечаете расположение рек на киле и привальнике. Последующие рейки так же укладывают на ранее установлиные и причерчивают. Конечно, укладку рейки нужно вести на оба борта. Затем снимаете рейки и по отмеченой на рейке линии подгоняете рубанком. Этот способ укладки рейки позволяет подогнать их очень точно третий слой укладывается почти без зазора. И позволяет работать самостоятельно

Допустим, первый слой я могу пометить изнутри корпуса. Как причерчиваются 2 и 3 слои?
  • 0

#17 Soling

Soling

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 014 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ассоль
  • Название: Стриж

Отправлено 04 ноября 2005 - 14:59

Рискну позанудствовать. Пользовать фанеру на диагонали можно только при полной уверенности в ее качественной проклейке. Это очевидно. Усовать ее нет никакой необходимости. Достаточно обеспечить разбег стыков. Толщину ламелей надо выбирать из принципа разумного компромисса. При большей толщине растет соотношение пропитанного и непропитанного материала. Поскольку цель - создать монолит, желательно пропитывать как можно больше массива. По пробам это 2.5 - 3.0 мм сосны. Дуб пропитывается очень плохо. Но, при этом возрастает трудоёмкость. При малой толщине ламели становятся настолько эластичными, что может потребоваться опрессовка по всей плоскости. Но, как плюс, убирается ребристость. При большой толщине, кроме того, возрастает нагрузка на болван. Если выклейк на лекалах, может прогибать стрингера. Усилие выгнутых ламелей суммируется. Ширину опять же выбирают по тому же принципу. Исходя из того, что при увеличении ее возрастает ребристоть и зазоры между слоями, которые заполняются связующим. Что не есть хорошо. По этой же причине клеить стоит с наполнителем из древесной муки. При малой ширине растет та же трудоёмкость, но как плюс - больше гибкость в поперечном сечении. Подгонять кромки все равно придется, для чего пользуют старую как мир приспособу. На картинке. Ламель кладут рядом с зазором и причерчивают. Подгонять удобно приспособой из любого мотора, дрели или фрезера в который втавлен цилиндр с наклеенной наждачкой. Связующего надо наносить столько, что бы оно выдавливалось при опрессовке. Клеить после подгонки всего слоя или части его. Поочередно вынимая ламели по одной две и нанеся клей опрессовывать на место. Подгонять по одной не получится, так как не успеть за время полимеризации. Опресовывать степлером с подклдкой "мух". Удобно использовать проволоку или прочную ткань. Под нее надо класть пленку. После полимеризации потянув за нее вынимают скобы. Еще деталь: опрессовку надо начинать от киля и последовательно гнать к краю борта. Естественно симметрично по обоим бортам. Так же как ставят пояса деревянной обшивки.

Прикрепленные изображения

  • 12.jpg

  • 0

#18 Vladimir U

Vladimir U

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 88 сообщений
  • Из:Мытищи
  • Судно: нет

Отправлено 06 ноября 2005 - 18:47

Какова толщина и длина досок (ширина реек)?
Фуговали ли рейки?
При толщине дисковой пилы 3...4мм. - это означает, что больше половины материала ушло в стружку?

Ручной станок или большой?
Какова ширина и длина полос фанеры применяемых при зашивке?
Марка фанеры и размер листов? я не встречал в продаже фанеры ФСФ толщиной 3мм. - только ФК.

Допустим, первый слой я могу пометить изнутри корпуса. Как причерчиваются 2 и 3 слои?

<{POST_SNAPBACK}>

Строили мы яхты давно цены и возможности были другие. Строили из того что было. А были 5м доски толщиной 60мм. Пропустили доски через рейсмус и на церкулярном станке напилили рейки. Вы правы отходов много, но повторяюсь делали из того что было. И не все доски подходили по качеству. Ровность пропила зависит отдиска пилы. Церкулярный станок размером с письменый стол. Ширина рейки 100-150мм. А длину рейки отмеряйте от киля по набору. Если Вы строите яхту в не большом помищении, может стоит заказать рейку. Только придется самому проконтролировать качество доски и чтобы напилии рейки из этих досок. При изготовлении рейки из фанеры отходов меньше. Для второй яхты рейку делали из фанеры 1500 на 1500 3мм, марку уже не помню. Как помечать рейки? Первую рейку о которой я писал назовем нулевой, справа и слева от нее рейки обозначим +1,+2...и -1,-2... Разметку наносите на рейку сверху. Укладывая первый слой рейки наносите на нее плоскость киля, стрингера, шпангоута, привальника. Закрыв первым слоем рейки набор Вы будите видить куда вбивать крепеж. Также Вы переносите расположение стрингеров и шпангоутов на второй слой. Что бы смола не подтикала в щели между рейками первого слоя советую заклеить их скотчем изнутри корпуса. Третий слой рейки можно крепить нетолько к шпангоутам и стрингерам но и к двум слоям рейки. При этом желательно чтобы помошник изнутри придерживал это место тоцевой частью мягкой доски например липы. Каждый слой рейки нужно акуратно прострогать. Коллега Soling писал о способе причерчивания края рейки с помощю простого приспособления мы тоже с него начинали. Но сдвигая рейку она оказывается в другой плоскасти и между рейками образуется зазор, короче замучились подгонять. А о том способе причерчивания о котором я писал т. е. накладке одной рейки на другую я прочитал в учебнике судового столяра в технической библиотеке Политихнического музя, читал там первые номера К и Я.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей