Часть II.
Непогода
И весь род моряков, сколько есть до седьмого колена
Будет помнить о тех, кто ходил на накале страстей.
И текла за кормой добела раскаленная пена.
И щадила судьба непутевых своих сыновей.
И наступила ночь. Испокон века человек боялся ночи, страшился опасностей поджидающих его в темноте. В дебрях Амазонки, во влажных экваториальных джунглях, до сих пор живет племя первобытных людей - Нагоии которые не знают огня. Долгими безлунными ночами мужчины этого племени становятся в круг, спиной к пугающей темноте, прячут голову в плечи и затягивают гулкую песню страха. В центре круга они прячут своих женщин и детей. Став разумным и познав тайну огня, человек поборол ужас ночей, начал готовиться к наступлению темноты, разводить костры, огораживать место ночлега кольями. Стал размышлять. И вот тогда ему в голову, от нечего делать, стали приходить такие дурные мысли как мне. Это говорит о том что ночная вахта проходила спокойно, без авралов.
Плавание в дни праздников Песах и Сукот всегда хорошо тем, что идешь при полной луне. И хотя все небо было затянуто тучами, линия горизонта была отчетливо видна Наблюдалось слабое свечение воды. Ночные вахты мы разбили по 3 часа от 0 по гривничу. Поэтому первая вахта ( Виктор и я) начиналась в 2 часа ночи по поясному времени. Вторая ( Саша и Леня) в 5 утра. А третья (Миша и Гриша) в самом деле заступала первой, с 23 до 2-х ночи.
Первую половину ночи ветер медленно, с усилением переваливался с северо-востока на запад. Мише с Гришей пришлось идти в лавировку. Пока ветер не зашел до устойчивого бейда по генеральному курсу. Первый час нашей вахты шли в бейдевинд левого борта.. Затем ветер установился на вест-вест-норд 20 узлов, что позволило нам идти почти в галфвинд и поднять весь грот. ( был зарифлен до 2-х на ночь, для безопасности). Волна была с запада, небольшой, метра 2 и пологой. Остаток вахты прошел под истории которые рассказывал Виктор. Я же слушал и рулил в свое удовольствие.
Утро было пасмурным и сырым. Никогда такое утро не предвещает ничего хорошего. ( Лукавлю конечно, прогноз то я знал) Была Мишина вахта. Только успел приготовить завтрак. Опять стал ломаться ветер. «Весна» одним словом. ( Слово такое есть, тихое, не злое.) Ветер скакнул на северо восток и сразу до 30-35. Пошла ломка волны. Прологом послужило то , что Саша сломал гальюн. Не то что бы он нам был очень нужен. По старой привычке некоторые продолжали ходить за борт. Но все же хваленый немецкий агрегат и на тебе. Лодочку чуть качнуло и ручка помпы (без помпы) оказалась в ручке Саши, а сам Саша уселся на стенке гальюна. Ну пришла волна, ну положило малость, но это же не повод гальюн ломать. Все же единственное место на яхте, где можно было уединиться , посидеть, подумать о сущности бытия.
Буквально через пару минут, при попытке подкрутить стаксель, вырвался линь закрутки. Ветром стаксель мгновенно раскрутило во флаг. Это был первы серьезный аврал обьявленный на «Талисмане». Я как раз одевал непром в носовой каюте. Как только услышал дикие хлопки, через носовой люк высунулся на бак. Миша увалил яхту чтобы стаксель не изорвался о краспицы. Зацепил страховочный карабин за скобу оттяжки спинакер гика. Словил шкот, заложил на утку у мачты. Гриша в это время уже подошел (приполз, т.к. кидало не слабо) из кокпита на бак по реленгу. Вдвоем с Гришей смайнали стаксель в носовую каюту через люк. Спасибо Мише, несмотря на толчею волн, он сумел удержать яхту, нас даже пеной не накрыло. Стаксель фал я оставил внизу штага на кольце закрутки, а шкоты привязал к носовому реленгу. Сами ушли вниз, через люк. На этом неприятности не кончились. В душном и влажном кубрике Гришу укачало. Леня уже травил тюлку с кормы и даже Виктор ( старый морской волк ) отказался от завтрака. Жаль я так старался, выготавливал. Такое оно Средиземное море, это даже не волны были, а дикая болтанка, толчея. И мужики не слабые, не первый десяток лет по морю ходят. Столбы воды иногда выскакивали из моря метров на 5 по вертикали. Сухим на палубе никто не остался. Но стихия стихией а обед по расписанию. Мы с Мишей подкрепились за себя и того парня, а потом еще за одного парня, Саша нас поддержал.
Стали думу думать. Без стакселя совсем в бейд хода нет – приводит, болтает, во впадинах застреваем. Второй стаксель пожалуй для этой погоды великоват. ( ожидалось усиление ветра до 40-50 ) Был на у нас штормовой грот. Еще на переход из Копера брали. Вот он и пригодился. Но это все же грот по конструкции, шкотовый угол у него низковат. Виктор предложил оригинальное крепление – трехточку. Внизу, вдоль палубы растянуть стаксель-шкоты, пропустив их через 2-е швартовые утки. И из узла-трехточки вывели метровый поводок на шкотовый узел паруса. Я с Гришей полез на бак для выполнения задумки. Виктор был за штурвалом. Саша набивал шкоты и стаксель фал. Я был у штага. Галсовый угол, на метровом лине, привязал к верхнему кольцу закрутки. Гриша провел стаксель-шкоты за утки и подвязал поводок к шкотовому углу паруса. Григорий вообще молодец, несмотря на то, что его мутило, всю работу он делал качественно. И в этот момент Виктор закричал: «ВОЛНА!!!». Я едва успел встать и схватиться за штаг ( мой страховочный карабин был на штаге), Гриша лежал на палубе, прижимая своим телом парус. Его бросило на релинг и накрыло парусом. Меня плавно опустило в воду, по грудь, ноги оторвались от палубы и я стал всплывать вдоль штага. Волна прокатилась от носа до кокпита, на секундочку мы стали подводной лодкой. Мгновенно потеряли ход. Медленно, как белый кит, нос яхты вынырнул из воды. В такие секунды проверяется весь предыдущий опыт. Страховка должна быть надежно прихвачена, все люки закрыты, лишних людей на палубе быть не должно, все концы подвязанны. Нам повезло, что фаловый угол «стакселя» еще был свободен. Порвало бы все к черту. Вода схлынула. Ощутив под ногами палубу, сделал шаг к Грише. Откинул парус. Григорий плевался и фыркал как кашалот. Помог ему распутасть страховочный линь и шкоты. Опять занялись парусом. Подвязал фаловый угол. Гриша крикнул Саше: «Готово». Пошел стаксель фал, набили шкоты. Яхта пошла устойчиво, хорошим 6-ти узловым ходом.
Отдышались.
Спустился вниз, переоделся в сухое перед вахтой, подкрепился. Сменил Виктора за штурвалом. Волна к этому времени выросла до 3 метров, стала регулярней и длиней. Легко к ней приноровился. До 14-х часов шли нормально. Ветер был на 7-8 балов. Сдал вахту, отметил точку на карте. До Ларнаки оставалось 46 миль. Мы увалились на 3 мили западнее генерального курса. Это не страшно, т.к. ожидался приход циклона с запада. Скинул непромоканец и завалился спать на диванчике в салоне ( в носовой каюте лежал стаксель, да и шумно там очень).
Мне показалось, что спал я лишь пару минут, когда вдруг неожиданная тишина разбудила меня. Ветер стих. Саша завел двигатель. Я оделся, поднялся на палубу. Надвигалась буря. Нижние облака шли на юго-запад, верхние же неслись на восток. Убрали с Леней грот. Виктор сменил Сашу за штурвалом. Было 16 часов но темно как в сумерках. Решили менять вахты каждый час. Остался на подвахте.
И разверзлись хляби небесные. Ветер сменился на западный, налетал шквалами со скоростью 40-50 узлов. Струи дождя били горизонтально к палубе, прямо в лицо. Впрочем о горизонтальности речи быть не могло. Все море покрылось пеной. Потравил стаксель шкоты, немного сбросил ветер с парусины чтоб не валило. Минут через 30 сменил Виктора за штурвалом. Привязался к релингу и лебедке. Вслед за ветром с запада пришла 4-5 метровая волна. Во впадинах ветер стихал, а на вершинах ванты пели как тысячи сирен.
Мы серфинговали с волн со скоростью 9-10 узлов (сам видел на лаге 10.2 узла). Раскаленная белая пена застывала за кормой от вспышек молний. Вся непогода первой части дня казалась легким насморком. Начинался нормальный 9 бальный шторм. К сожалению прогнозы метереологов иногда сбываются.
Миша сменил меня на вахте.
Взял нашу точку на карте. До Ларнаки было 29 миль, до мыса 16. Надо пробиваться на Кипр, под укрытие берега.
Через пару часов заступил на вахту. Совсем стемнело. Включил ходовые огни. Мы почти подошли к берегу но огней не видно, сплошная мгла. Разошлись с сухогрузом. Ветер стал порывистый. Крупная волна превратилась в мелкую зыбь. Вдруг вой в вантах прекратился, ветер стих до 15-20 узлов. Все, зашли за мыс. Видны огни на берегу. Скорость упала до 3-4 узлов. Нам осталось чуть больше 10 миль. Не рискнул ставить грот. Опасался шквала.
Чарез пару часов показалась знакомая цепочка огней на набережной Ларнаки. Красная вывеска «Coca-cola», и под ней створные знаки Ларнака-марина. В 22:20 мы пришвартовались к причалу «С». Ни пограничники, ни полиция нас не трогали и дурных вопросов не задавали. Просто пришли и стали на место указанное хаборт-мастером. Который нас, несмотря на непогоду, - встретил!!! Всего пройдено 206 м.м по лагу за 35 ходовых часов. По генеральному курсу было 182 мили. Полавировались малость, плюс штормовали.
Ребята пошли греться в душ, а мы с Гришей выпили по 100 грам для сугреву и стали готовить ужин. Гришка соорудил шикарный салат. Я приготовил легкий куриный супчик с капустой. На второе поставил тушиться картошечку с тушенкой, грибами и соленым огурчиком.
Потом и мы сходили в душевую, смыли с себя соль дорог. К нашему возвращению стол был сервирован по высшему разряду, бутылочки откупоренны, банкет начался.
Да день прошел не зря.
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал mbimbad: 28 апреля 2004 - 18:45