Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Marine vs. WBP


Сообщений в теме: 13

#1 Conrad

Conrad

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 134 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: В процессе постройки
  • Название: Argie 15

Отправлено 15 сентября 2003 - 16:08

Салют! Давеча преобрёл я комлект чертежей от Дадли Дикса -- ДИДИ 34. 34 собственно фута, фанера (12мм), радиусная скула. Если кому интересны подробности -- легко можно найти соответствующий сайт. Так вот в чём загвоздка -- по проекту для обшивки применяется фанера стандарта marine. В Латвии такую фанеру не делают, да и с чего бы... но за то делают хорошую березовую фанеру WBP на фенол-формальдегидной смоле. Есть в Риге опыт строительства лодок из такой фанеры, в том числе и по Диксовым проектам, но меня всётаки мучают сомнения, корень коих кроется в разрозненности и противоречивости отзывов. С одной стороны я читаю, что породы дерева, использующиеся в производстве морской фанеры, обладают антисептическими свойствами, а с другой стороны в некоторых таблицах сравнительных зарактеристик пород древесины габуну(окуме) выствлена оценка "плохо" в графе "стойкость к гниению"... С одной стороны я читаю в отзывах, что дескать в морской фанере не допускаются пустоты, а с другой стороны весь мой опыт обещния с местной березовой WBP подсказывает, что и в ней этих пустот отродясь нет -- смотрел торцы и листов и распилов. Что еще интересно -- по таблицам береза явно прочнее... но и явно тяжелее... Один местный самодельщик сделал ДИДИ 26 из местной сосны (продольный набор) и местной фанеры WBP (обшивка и колодец подьемного плавника)... Обработал как по проекту -- снаружи 2 слоя эпогунта и 2 слоя двухкомпонентного покрытия какого-то (подробности не спрашивал)... и внутренности обработал антисептиком и покрыл лаком. Лодка была продана в Германию и как она сейчас ходит мне неизвестно... но судя по тому, что строитель еще жив -- видимо заказчики довольны :) Так что было бы неплохо если бы народ поделился своим опытом использования различных типов фанеры в отдельном топике. Заранее благодарю. to moderator: я понимаю, что есть уже похожие топики... но в них ИМХО "и не только" уже давно гораздо больше собственно фанеры, а разобраться хочется...
  • 0

#2 Сергей(Т22)

Сергей(Т22)

    Рулевой 2-го класса

  • Инженер
  • 232 сообщений
  • Из:Приозерск
  • Судно: ЛЭС-22

Отправлено 15 сентября 2003 - 19:22

"WBP" относится к типу смолы , которой склеена фанера (Water and Boil-Proof glue) . Стойкий к воздействию холодной и кипящей воды . Это феноло-формальдегидная смола и стало быть фанера по российской классификации - ФСФ ...
  • 0

#3 Conrad

Conrad

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 134 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: В процессе постройки
  • Название: Argie 15

Отправлено 15 сентября 2003 - 20:29

"WBP" относится к типу смолы  , которой склеена фанера  (Water and Boil-Proof glue) . Стойкий к воздействию холодной и кипящей воды . Это феноло-формальдегидная смола и стало быть фанера по российской классификации - ФСФ ...

Это то понятно, но вот можно ли строить из такой фанеры лодки по технологии Дикса?
  • 0

#4 Igor

Igor

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 937 сообщений
  • Из:С. Победа
  • Судно: нет ничего

Отправлено 15 сентября 2003 - 20:30

Интерсно, березовая фанера как правило лучшего качества, это видимо связано со свойством дерева, она, тобиш береза более "вязкая" и качество шпона получаемого из нее выше, но мое наблюдение за березой как таковой, говорит, что это одна из самых быстрогниющих пород, из произостающих на теретории бывшего "совка", что нельзя сказать о ее коре. Я вырос в тайге и видел гнилой лес. Стоит березка сантиметров 15 в диаметре, сухая, надежная, облакатился на нее и хрясь, внутри труха. Фанера изготовленная из хвойных пород, скорей менее подвержена гниегию, но по своей структуре волокна, качество поверхности фанеры, ровно как и склеивание будет ниже чем у березовой. Но это все мои умозаключения. И еще если фанера из березы и не дай бог попадает вода в нее, и застаивается, гниет махом. Уж у нас тепло только 3 месяца в году и в основном низкая влажность. Так вот было перо руля сделано из преславутой ФСФ фанеры, оклеено стеклотканью, ну вода зараза щель везде найдет. Так вот нашла, проползла в перо руля, под баллерной коробкой, и через три года в этом месте просто труха, руль сломался при ходе, причем далкео не крутом... Это я все размышляю....
  • 0

#5 Anrey

Anrey

    Рулевой 3-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:Новоуральск

Отправлено 15 сентября 2003 - 22:10

:) Чего размышлять! Считай 8-й год строим из ФСФ. Нормальная фанера. Лучше всего пермская. ;)

#6 Гость_roma13 from home_*

Гость_roma13 from home_*
  • *******

Отправлено 15 сентября 2003 - 22:33

Просвети уж до кучи. коль такое дело. Что же все-таки лучше? ФСФ- лист 1500х1500, качество 2-4, т.е., как я понял, лицо 2 сорт, а задница 4. БСФ -сорт не указан ( а есть ли он там вообще?), листы около 2500х1500 ( или 1200) не помню точно. Как я понимаю сам- ФСФ можно и под лак пустить??????? БСФ однозначно красить? А что еще?.
  • 0

#7 Сергей(Т22)

Сергей(Т22)

    Рулевой 2-го класса

  • Инженер
  • 232 сообщений
  • Из:Приозерск
  • Судно: ЛЭС-22

Отправлено 16 сентября 2003 - 00:11

По поводу морской фанеры из окуме(габуна) есть пища для размышлений . Вытаскиваю с полки подряд книжки , где есть описание пород и читаю про эту древесину : "Качество древесины ниже среднего , слишком подвержена гнили и не отличается прочностью" (Николсон) . "Для своего веса недостаточно прочна и не стойка к гнили" (Герр) . "Низкая стойкость к гнили" (Уитт) "Неустойчива к гнили" (Миллер) "Подвержен плесени и грибковым поражениям ... используется только для внутренней отделки" (Рейнке) "Возможно использование пород габун или окуме (Aucoumea klaineana), которые классифицируются как недолговечные" (британский стандарт на морскую краснодеревую фанеру) Кроме того у Уитта имеется таблица сравнительных характеристик пород и в графе "Стойкость к гнили" у окуме проставлена последняя , пятая категория - дальше некуда . Так вот кто сможет объяснить причины того , что судя по некоторым данным , именно из этого дерева и делается большей частью морская фанера ? Артуру . В том году на Bateau выделили в подфорумы фанеру и эпоксидку и как-то там сразу скучновато все стало ... Я и ходить туда перестал . Может , не стОит ?
  • 0

#8 Conrad

Conrad

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 134 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: В процессе постройки
  • Название: Argie 15

Отправлено 16 сентября 2003 - 00:22

Американцы далают морскую фанеру из ели Дугласа. Эта, говорят, гниет куда меньше... но достать ее ИМХО вообще нереально... а если и реально -- то будет она "золотая".
  • 0

#9 Vadim

Vadim

    Рулевой 3-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPip
  • 196 сообщений

Отправлено 16 сентября 2003 - 01:02

Интересно было бы узнать мнение конструкторов, рекомендующих эту самую окуме(габун). Да еще израильский. В Израиле из габуна (фонеры ;) ) мебель лепят, во всю. Там снаружи очень тонкий слой, о внутри чет белого цвета, да куча дырок...

#10 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 16 сентября 2003 - 03:32

Конструкторы рекомендуют применение морской фанеры, лучше с Ллойдовским сертификатом по простой причине - зачем им лишний головняк? Я в марках фанеры не сильно знаток, лучше достоверные практические эксперименты. 1. На "Центаурусе" 85 года в прошлом году палуба на одном участке провалилась. Хорошая ФСФ, покрытая стеклотканью, полностью сгнила через микротрещины. Я так думаю - так эксплуатировали и ремонтировали эти годы. 2. Дикс семь лет эксплуатил Didi38 из окуме, не покрывавшейся стеклотканью. Эпоксидные грунты и полиуретан. 2 круга туда-сюда гонок через Атлантику. Пишет - не гниет. 3. Наши швертботы Дрэскомбы из ФСФ где-то от 90 года, вообще собранные на заклепках, по старинке. Живут "на улице" круглый год. Летом стоят на воде. Мучают их туристы в хвост и гриву. Фанера крашеная алкидной краской по олифе. Приходилось наклеивать реечки на днище вместо отошедших слоев шпона. Но, тем не менее - обшивка не гнилая. Лодки из ФСФ делать можно. Если трейлерные - вообще вопросов нет. Если лодка будет стоять сезон на воде - тщательно защищать от воды и весной хорошо ремонтировать. Проветривать и сушить вещи, обеспечить хорошую вентиляцию, держать лодку в чистоте. Я так полагаю, это важней, чем то, из чего сделана обшивка. И не будет она гнить. А лаком покрывать фанеру даже интерьера - это, извините, не для моря. Сколько времени я провел, сдирая и обновляя лакировку на фанере своего катамарана - никому не пожелаю.
  • 0

#11 Гость_roma13 from home_*

Гость_roma13 from home_*
  • *******

Отправлено 16 сентября 2003 - 11:03

И всеж -ФСФ vs БСФ. Есть возможность приобрести и то и то, на чем остановиться? Что выбрать? Аналогичный вопрос о эпоксидной смоле- наша ЭД-20 ( или ЭД-22 лучше?) супротив импорта.Что скажет знающий люд. Немаловажно противостояние деньги-качество-технологичность -долговечность.
  • 0

#12 Sergey_Kiev

Sergey_Kiev

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 001 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: SB-26, чартер

Отправлено 16 сентября 2003 - 15:38

Точно непомню, БСФ (там есть неводостойкие сорта) это кажется бакелизированная фанера, а она уже пропитана насквозь клеями, включая наружные слои. Чтобы клеить корпус, нужно, чтобы смола хорошо впитывалась в дерево. Бери ФСФ. По смоле, у нас чешская Эпокси 522 в той же цене, что и ЭД-20, разницы никакой. Дешевизну можно получить, если брать "на руках". Дополнительные характеристики (влагостойкость, работа при пониженых температурах) можно получить, применяя более новые и дорогие отвердители. Обычно работают с ПЭПА. >Интересно было бы узнать мнение конструкторов, рекомендующих > эту самую окуме(габун). Она просто производится или доступна там, где они живут. Либо имеет наибольшее распространение рядом с потенциальными заказчиками/строителями. К тому же Ллойдовский сертификат делает жизнь спокойнее. В нашем случае березовая ФСФ - часто единственная альтернатива. Прикиньте их разницу в цене для себя и вы все поймете... Главная разница (в смысле физических свойств) может крыться в удельном весе березовой фанеры и габун/окоуме. Подозреваю, что березовая тяжелее, нужно в справочники заглянуть.
  • 0

#13 Conrad

Conrad

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 134 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: В процессе постройки
  • Название: Argie 15

Отправлено 17 сентября 2003 - 00:13

Почитал я отзывы коллективного разума :rolleyes: и склоняюсь в сторону WBP, то есть ФСФ по вашему... тем более, что у местной ФСФ какчество действительно впечатляющее... На последок для очистки совести зайду в одну местную конторку... а то они мне по телефону наплели что-то невразумтельное: дескать есть у них моркая фанера с внешними слоями из "луана" и внутринними "кото". Что за звери такие я так и не понял... может коллективый разум подскажет? :unsure:
  • 0

#14 Сергей(Т22)

Сергей(Т22)

    Рулевой 2-го класса

  • Инженер
  • 232 сообщений
  • Из:Приозерск
  • Судно: ЛЭС-22

Отправлено 17 сентября 2003 - 13:28

Луан (lauan) (=меранти = филиппинский махогани) делится грубо говоря на четыре группы , три из них (yellow , white , light red) считаются недолговечными и непригодными для судостроения , четвертая (dark red) классифицируется от "средней степени стойкости" до "стойкой". Кото ни в одной книге или справочнике не присутствует , но в прайсе одной крупной американской конторы попадалась фанера с наружным тиковым слоем и проставки между полосами тика были из кото . Сложно сказать про ее стойкость , но древесина очень светлая . А как говорят хрычи с wb , чем древесина темнее , тем выше вероятность ее долговечности :rolleyes: . У окуме уд.вес - 400 .
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей