День пятый
Вечером, за ужином обсуждали, сверяясь с прогнозом и таблицами приливов-отливов оптимальное время выхода. Я предложил выходить в пять утра, воспользовавшись, кажется, неоспоримыми аргументами:
1.Отливное течение позволит быстрее уйти из бухты.
2.С утра по прогнозу было больше ветра, к вечеру же он грозился стихнуть.
3.Потренируемся ходить в темное время суток
Остальные члены команды посмотрели на меня так, что я подумал, что сейчас разразится международный скандал. Джеймс резюмировал.
-5 утра это жестко, давай выйдем попозже.
Брида и Маркос расслабились.
-Можно выйти в 7. Течение уже будет не такое сильное, но все равно не встречное.
Команда опять напряглась.
-Еще позже, давай в где то в 10 — 11?
-Но тогда же уже будет прилив.
-Ну и ничего страшного.
Сегодня возвращаемся в Кинсейл. Брида делает все, что касается пилотажа выхода из Корк харбр. Я прокладку и переход второй части маршрута.
После завтрака, пока мы с Бридой решали задачки на «естимейтед позишн», Джеймс рассказывал очередные теоретические основы навигации Маркосу. Как то так все время получалось, что без дела долго никто не засиживался. Ты или рулишь или контролируешь процесс пилотажа или занимаешься прокладкой или решаешь какие нибудь задачи или....или...в общем Джеймс быстро найдет чем заняться если делать нечего.
Вышли из Ист фейри где то на 2/6 — й прилива (кто знает правило шестых, поймет
). Опять же «неправильно» вышли, видимо, в образовательных целях. Тактика движения против течения заключается в том, что нужно по возможности держатся ближе к берегам, где течение минимально, и избегать середин каналов, где течение имеет максимальную силу.
Так и выходим из гавани, где позволяет осадка, оставляя красные буи с левой стороны.
Я за штурвалом, Брида говорит мне, что очередной красный мы можем оставить слева, но держатся не далеко от него и дальше заливается пространными объяснениями зачем это и о наших дальнейших планах.
-Да, Брида, я понял.
-Ник, кажется ты не слушал все то, что тебе сказала Брида? - Поинтересовался Джеймс.
-Она сказала оставить тот красный буй слева и держатся не далеко от него, остальное меня сейчас не интересует. Когда пройдем его, она скажет, что делать дальше.
-Да, ты прав
.
Выходим из Гавани Корк опять на фордевинде, помогаем мотором, втречное течение уже в самой сильной фазе. Идем на бабочке (goose wing) удерживая стаксель спинакер гиком.
Я рассказываю Джеймсу как на нашем, голландском, звучат названия курсов.
- ...бай-зе-винд....да, это квайт сенситив, спасибо, теперь я говорю по голландски!
В этот момент нам ненадолго решил составить компанию здоровенный дельфин. Не белуха конечно, но раза в полтора больше тех, которых я видел на средиземном. Оповестил он о себе эффектно выпрыгнув на пол метра из воды всем телом прямо по нашему курсу. Я поставил двигатель на нейтраль и заглушил.
Прыжок, на бис, был повторен еще несколько раз, но сфотографировать нормально так и не получилось. Не оставив е-мейла для отсылки того, что получилось зверюшка скрылась.
Где то через час весь, обещанный прогнозом, северный ветер в 13 узлов стих. Видимо его «съел» термальный бриз.
На подступах к Кинсейлу проходила какая то местная регата. Я попробовал посчитать количество «вымпелов», после 30ти сбился, их явно на много больше.
-По какому поводу регата?
-Ну так, просто регата, тут часто гоняются.
Дальше по плану была постановка на якорь и обед. Якорная стоянка сразу справа при заходе в Кинсейл и тренировки MOB-ов после обеда.
- Кто помнит сколько нужно вытравливать цепи и сколько троса? - спросил у нас с Бридой Джеймс.
Брида промолчала, я, выдержав паузу, бодро отрапортовал
- РИА рекомендует 4-ре глубины цепи или 6-ть глубин каната.
- На какой глубине будем ставить якорь?
-Нам нужно выйти на место с глубиной 5 — 6 — 7 метров — Сказал я
- Ок, Брида, когда глубина будет приемлемой, скажешь нам с Маркосом сколько нужно метров цепи.
Эхолот показал глубину 6 метров
- Ник, сколько будет 6*4?
- 24
- Джеймс, отдавайте якорь, 24 метра цепи.
Опять взяли по транзиту и пошли есть.
Брида и Грунья круглый год, даже зимой, катаются здесь на шверботах. При этом зимой, говорят, драйвовее всего.
После обеда вышли в море, тренировать спасение утопающего. Вся регатная толпа как раз двигалась нам навстречу, назад в город. Не обращая особого внимания на встречный трафик Джеймс выкинул кранец за борт, спасение началось.
Под мотором все довольно не сложно.
Делаем краш так (аварийный поворот)
Встаем в галфинд, проходим мимо упавшего, передаем ему приветы и пожелания скорых встреч.
Заводим движок (я заводил и оставлял на нейтрали, другие зачем то давали «форвард»)
Скручиваем стаксель.
Разворачиваемся, грот в ДП. Держимся выше выпавшего относительно ветра.
Помогая движком, так же в галфинд, подходим к МОБу. Тормозим (можно и реверсом) и скатываемся дрейфом к потерпевшему.
Под парусом дольше и немного сложнее, детали действа описывать бесполезно, они есть в книгах, но лучше попробовать на практике. Когда к МОБу подходила Брида, ловил я и поймал с первого раза. Когда подходил я, Маркос не поймал и мы ушли на 2-й заход. Со второй попытки поймал, а ведь мог бы сам стать МОБом
.
Наигрались, возвращаемся. При заходе в Кинсейл на каждом берегу по колоритному форту. Раньше когда сюда заходили вражеские суда, между фортами натягивали цепь, закрывая проход к городу и спокойно расстреливали вражеский флот с господствующих высот.
-Маркос, возьми бинокль, посмотри, что это там за буй? - спросил я показывая на одну из марок регаты.
-Это буй означает, что Русским в эту гавань нельзя
.
-Даже с визой?
-Даже
-И с мастер карт?
Наше место занято каким то посторонним РИБом. Джеймс предложил встать лагом к соседней яхте, перетащить куда нибудь РИБ на швартовых. Нам же, потом, переставиться на законное место.
-Давай, Ник, паркуй нас лагом к этой яхте.
-Ты уверен? Мы же еще не учились вставать лагом к яхте?
-Не бойся, я возьму дежурный кранец (rooming fender).
Я посмотрел на ветер, на течение. Течение должно нас затормозить. Захожу на швартову, как то быстровато. И где это отливное течение, которое должно нас тормозить? Джеймс молча пошел на бак с кранцем. Я попросил диктовать мне дистанцию.
3 метра.
Что то быстровато, включаю реверс.
2 метра
Проп-ворк сносит корму немного в право, в мои планы это не входило. Больше реверса
1 метр, 0.5 метра
Лодка пошла назад.
Спокойно, ребята, идем на 2-й заход.
Со второго раза получилось нормально.
Перетащили РИБ. Время переставлять нашу яхту.
-Джеймс мы же так же можем перетащить ее на швартовых.
-Можем, но мы же учимся, поэтому отойдем и перешвартуемся к пирсу.
За рулем Брида, я должен завести передний швартов серьгой, по команде отдать его и оттолкнутся. Пару дней назад, когда мы выходили отсюда на Корк, Джеймс объяснял, что в гаванях течения не везде направлены одинаково и «вон там» оно может быть совсем не таким как «вот здесь». Когда я подходил лагом к яхте, в центре гавани отлив проявился уже достаточно сильно, а у пирса почти никак. Спустя каких то 20 минут он пришел и сюда. Я ослабил передний швартов, что бы завести его серьгой, лодку тут же потянуло назад, швартов натянулся. Я крикнул Бриде, что бы она немного подработала мотором вперед, что бы удержать лодку на месте. То ли она меня не услышала, то ли не поняла, в общем не сделала. Швартов никак не хотел продергиваться через утку соседней лодки. В итоге я его все таки снял и вытянул на борт. Брида включила реверс и наша яхта начала двигаться в сторону, разворачиваясь таким образом, что корма отошла, а нос начал прижиматься к той яхте от которой мы отходили. Ей бы дать руля в право, что бы выравняться, но видимо она никогда не пробовала припарковаться или развернутся на машине в московском дворе. В итоге зацепили носовым рейлингом за леерную стойку соседа. Мы с Джеймсом еще раз оттолкнулись, железяки расцепились со смачным «Бумс». Парковка прошла без проблем.
Когда перетаскивали РИБ обратно, что бы поставить его лагом к нашей яхте, я заметил борту «соседа» вмятину, как раз в том месте куда я первый раз неудачно, через чур быстро, подходил.
Неужели это я так? А я даже не почувствовал удара.
Нет, конечно не ты, это уже давно. Ты даже не коснулся.
Собственно на этом курс и закончился. Пока мы прибирались на лодке, Джеймс подзывал каждого из нас отдельно для разговора. Фразы, наверное ,стандартные, но мне понравилось
...хвалил, особенно отметил что я «прекрасно контролирую команду (crew)» и что у меня хорошие знания по теориям, а то что «маневры» иногда получаются не с первого раза, переживать не надо — у всех так. Сказал, что без проблем выдаст мне любую из своих лодок в чартер.
Теперь, я лейтенант королевских мушкетеров, до маршала франции еще очень далеко......