Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Четырехугольный бермудский грот


Сообщений в теме: 48

#1 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 841 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 31 января 2024 - 15:24

Задался идеей пошить новый грот. Модный, с верхней шкаториной.

В связи с этим возникли вопросы. Яхта с одним ахтерштагом, идущем в корму. Высота мачты - 13 м.

 

1. Как выбирается длина верхней шкаторины?

Как я понимаю, она в первую очередь ограничивается возможности работы с ахтерштагом на повороте.

Ахтерштаг должен крепиться на "удочке"

2. Какой размер удочки допустим?

3. Из каких соображений выбирается?

4. Из какого материала её делать?

Понятно, что она при набитом ахтерштаге будет изогнута. Что с ней будет происходить при порыве ветра на фордевинде при несении спинакера?

5. Как связать её размеры с параметрами прочности, чтобы не лишиться мачты?

6. По каким правилам обмера сейчас гоняются яхты в Питере?

7. Какие в этих правилах ограничения на длину лат? Есть ли эти ограничения?

8. К каким мастерам или в какие конторы порекомендуете обратиться для пошива паруса? Желательно опираясь на собственный опыт.

 

Буду благодарен, если приведете примеры размеров собственных парусов такой формы. Интересует длина по передней и длина верхней шкаторин.

 

И главный вопрос: насколько оно того стоит. Опять же на собственном опыте.

 

П.С. По пунктам 6, и 7 можно просто привести ссылки. Буду разбираться. По 8 тоже, но желательны комментарии.

 

 


  • 0

#2 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 305 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 31 января 2024 - 16:52

Прочитавши ваше сообщение сразу задался вопросом - а вы точно БАР, ходите на СТ-31 Авось? Уж как меряются паруса и по какой формуле гонки в Питере вам ли не знать.
Начинать действительно нужно с ограничений обмера если хотите гоняться. Возможно там есть ограничение на ширину фаловой дощечки и это совсем небольшая допустимая величина. Причем, если превышаете ширину грота на 50 процентах высоты, на 75 процентах то это штрафуется повышением гоночного балла а вот превышение ширины фаловой дощечки не допускается совсем. Так что провентилируйте этот вопрос прежде всего, возможно я мыслю устарелыми категориями и в нынешнее время в связи с разнообразием флота правила обмера существенно изменились.
Ну, это если гоняться. Уже ожидаю что ваши соперники будут недовольны. Помню как на старте все высматривали промахи настройки парусов у соперника, например поднял ли он грот выше верхней марки чтобы заявить протест.
  • 0

#3 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 24 274 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 31 января 2024 - 17:48

Что-то я думаю, это для молодых и спортивных )))

 

Отдавать при поворотах ахтерштаг? Как-то мне от этой идеи не по себе,

это же надо и краспицы сильно назад загибать? Чтобы система хоть какую то устойчивость имела. Бакштаги бы тоже не помешали. 


  • 0

#4 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 753 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 31 января 2024 - 17:49

А как размер фаловой дощечки ограничивает использование 4-угольного грота? Ставим под фаловой дощечкой сквозную лату, треугольник "лата - фаловая дощечка" усиливаем боутами... На досочных парусах фаловой дощечки вообще нет, а 4-угольные паруса есть.


  • 0

#5 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 841 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 31 января 2024 - 17:52

Прочитавши ваше сообщение сразу задался вопросом - а вы точно БАР, ходите на СТ-31 Авось? 

"Корнет, это Вы или не Вы?"  :)

Это я. Просто последние несколько лет мы занимались ремонтом килевой балки на берегу.

И я отстал от гоночных новостей. Сейчас планируем наверстать, если получится. Для этого и грот шьем. А то у нас пока в качестве "гоночного" фигурирует перешитый из Звездниковского, подаренного когда-то Алексеем Русецким.

С марками все учтено могучим ураганом. А вот величина верхней шкаторины - терра инкогнито.  :)


  • 0

#6 Alexander K.

Alexander K.

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 192 сообщений
  • Из:C.-Петербург
  • Судно: Л 6
  • Название: Ника

Отправлено 31 января 2024 - 17:52

Задался идеей пошить новый грот. Модный, с верхней шкаториной.

В связи с этим возникли вопросы. Яхта с одним ахтерштагом, идущем в корму. Высота мачты - 13 м.

 

1. Как выбирается длина верхней шкаторины?

Как я понимаю, она в первую очередь ограничивается возможности работы с ахтерштагом на повороте.

Ахтерштаг должен крепиться на "удочке"

2. Какой размер удочки допустим?

3. Из каких соображений выбирается?

4. Из какого материала её делать?

Понятно, что она при набитом ахтерштаге будет изогнута. Что с ней будет происходить при порыве ветра на фордевинде при несении спинакера?

5. Как связать её размеры с параметрами прочности, чтобы не лишиться мачты?

6. По каким правилам обмера сейчас гоняются яхты в Питере?

7. Какие в этих правилах ограничения на длину лат? Есть ли эти ограничения?

8. К каким мастерам или в какие конторы порекомендуете обратиться для пошива паруса? Желательно опираясь на собственный опыт.

 

Буду благодарен, если приведете примеры размеров собственных парусов такой формы. Интересует длина по передней и длина верхней шкаторин.

 

И главный вопрос: насколько оно того стоит. Опять же на собственном опыте.

 

П.С. По пунктам 6, и 7 можно просто привести ссылки. Буду разбираться. По 8 тоже, но желательны комментарии.

По п. 1,2,3,4,5 - на яхтах с таким гротом ахтерштага, и, соответственно, удочки обычно нет. Погуглите "SQUARE TOP RACING MAINSAIL". Мачта при этом держится за счет бакштагов и развернутых в корму краспиц. Проектирование такой мачты достаточно тонкое дело, вряд ли имеющуюся мачту (СТ-31 ?) получится переделать для работы с подобным стоячим такелажем. 

 

По главному вопросу: едва ли найдется кто-то с практическим опытом такой переделки, а вот по теоретическим обоснованиям  коллега БАР, вероятно, сам себе и читателям все сможет пояснить.  


Сообщение отредактировал Alexander K.: 31 января 2024 - 17:54

  • 1

#7 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 841 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 31 января 2024 - 18:04

 Погуглите "SQUARE TOP RACING MAINSAIL". 

Спасибо за информацию, буду читать. Мачта у нас не стандартная. Такелаж мы переделали еще когда стояли в клубе ЛКИ на одном бону.  :)

А сам хлыст купили у Ткача фирменный. Поэтому есть надежда, что в очередной раз (уже не первый) не сломаем.

Бакштаги есть, есть чикстеи, поэтому держать сзади есть чем. Кроме того на лавировке ахтерштаг нужен далеко не всегда. 

А на полном курсе под спинакером повороты тоже не каждые пять минут. Буду изучать чужой опыт и думать.  :D


  • 0

#8 CVY

CVY

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 311 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Semona 30, Нептун-2
  • Название: Стелла, б/н

Отправлено 31 января 2024 - 18:18

2. Какой размер удочки допустим?

У нас один очень опытный капитан при строительстве новой лодки на мачте сделал очень большую удочку - что-то около 1,2 метров насколько я помню (мачта 15 метров). На следующий год смотрю - ахтерштаг на ней ближе к мечте закреплен, на треть длинны наверно. При случае спросил: что, мачту гнет удочка? Да говорит, гнет, переборщил немного. Собственно для гонок может и неплохо что гнет, может наоборот можно это использовать. Это чисто как информация к размышлению на основании практического опыта. 


  • 0

#9 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 305 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 31 января 2024 - 18:23

У меня тоже возникли сомнения что мачту СТ-31 можно оснастить достаточно длинным и жёстким краном (удочкой, отводителем ахтерштага...) чтобы под ним проходила верхняя шкаторина грота. Пару сезонов назад мы с сыном ставили такую удочку на его Бенето, там задача стояла попроще, нужно было обеспечить прохождение шкаторины грота под ахтерштагом при поворотах. Дело в том что верхняя лата если сплошная, до мачты, при повороте все ещё поддерживает шкаторину и она на проходит под ахтерштаг. В свежий ветер ее продувает но в слабый лата цепляется. И тут на помощь приходит отводитель ахтерштага, ведь в слабый ветер мы его травим и отводитель поднимает ахтерштаг достаточно высоко чтобы лата не цеплялась.
Ещё по подборке материала для отводителя. Я думал сделать из того что было, с годами собрался большой набор лат различной длины и жёсткости. Но не подошли, слишком мягкие. А сын сделал как надо и заказал фирменный отводитель который представляет собой все ту-же стеклопластиковую рейку длиной два метра и очень жёсткую. Ее закрепили на топе на плече сантиметров 15 и под натяжением ахтерштага рейка гнется практически на 90 градусов, не ломается. И достаточно жёсткая чтобы поднять ахтерштаг который не стальной а из Спектры в оболочке.
И это чтобы пропустить дату на высоте примерно 85 процентов высоты паруса, какой должен быть отводитель чтобы пропустить топ шириной процентов 30 от ширины нижней шкаторины не представляю. Теоретически его нужно сделать жёстким но тогда топ мачты сломается. Поэтому выход один, это двойной ахтерштаг или без него совсем, как у меня на катамаране :-). Но тогда и мачту соответственно, но такой столб СТ-31 не выдержит.

Сообщение отредактировал В. Мельников: 31 января 2024 - 18:25

  • 0

#10 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 305 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 31 января 2024 - 18:43

Есть такая яхта 1D35, ее создали американцы как более спортивную альтернативу популярному и широко развитому One design Бенето 36.7. У этой яхты нет ахтерштага и если изначально грот на ней был более традиционной формы то сейчас владельцы изощряются и делают квадратный топ с целью увеличить эффективность паруса, благо ахтерштаг не мешает. Есть такой и на Онтарио, у них топ шириной процентов 15-20 от ширины нижней шкаторины но видимо и этого достаточно. Яхта очень энерговооруженная, соответственно и балл у нее супер быстрый.
09-31-26-images.jpg
https://sailboatdata...sailboat/1d-35/

Сообщение отредактировал В. Мельников: 31 января 2024 - 18:49

  • 0

#11 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 849 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 31 января 2024 - 19:02

У нас многие пользуются удочками из стеклопластиковой арматуры из строймага. По метру и длиннее. Работают!
У моего грота нет верхней шкаторины, зато есть максимально разрешённый горб. Я не стал делать удочку, но сделал "гуся" на топе 60 см дьиной, чтоб задняя проходила. Ещё в 2000-м. Так с ним и хожу. И гоняюсь. И ни каких удочек :-)
  • 0

#12 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 24 274 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 31 января 2024 - 19:06

 Я не стал делать удочку, но сделал "гуся" на топе 60 см дьиной, чтоб задняя проходила.

Хорошо вам. Вооружение не топовое, и бакштаги есть :)


  • 0

#13 CVY

CVY

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 311 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Semona 30, Нептун-2
  • Название: Стелла, б/н

Отправлено 31 января 2024 - 19:07

У нас многие пользуются удочками из стеклопластиковой арматуры из строймага. По метру и длиннее. Работают!
У моего грота нет верхней шкаторины, зато есть максимально разрешённый горб. Я не стал делать удочку, но сделал "гуся" на топе 60 см дьиной, чтоб задняя проходила. Ещё в 2000-м. Так с ним и хожу. И гоняюсь. И ни каких удочек :-)

Мне кажется выше под удочками подразумевалось то что Вы называете гусем, по крайней мере я в таком значении слово использовал. А то что из арматуры это видимо удочка которая отводитель ахтерштага. Согласен что для него это слово больше подходит.


  • 0

#14 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 841 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 31 января 2024 - 19:32

Мне кажется выше под удочками подразумевалось то что Вы называете гусем, по крайней мере я в таком значении слово использовал. А то что из арматуры это видимо удочка которая отводитель ахтерштага. Согласен что для него это слово больше подходит.

Давайте договоримся о терминах. Если я правильно понял, удочка - это то, что гнется. Прикреплена к топу. А к ней крепится ахтерштаг.

А гусь, просто жесткий выстрел с топа, перпендикулярный мачте. Т.е. мачта Г-образной формы.К выстрелу крепится ахтерштаг.


  • 1

#15 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 477 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 31 января 2024 - 20:09

 

Прочитавши ваше сообщение сразу задался вопросом - а вы точно БАР, ходите на СТ-31 Авось? Уж как меряются паруса и по какой формуле гонки в Питере вам ли не знать.
Начинать действительно нужно с ограничений обмера если хотите гоняться. Возможно там есть ограничение на ширину фаловой дощечки и это совсем небольшая допустимая величина. Причем, если превышаете ширину грота на 50 процентах высоты, на 75 процентах то это штрафуется повышением гоночного балла а вот превышение ширины фаловой дощечки не допускается совсем. Так что провентилируйте этот вопрос прежде всего, возможно я мыслю устарелыми категориями и в нынешнее время в связи с разнообразием флота правила обмера существенно изменились.
Ну, это если гоняться. Уже ожидаю что ваши соперники будут недовольны. Помню как на старте все высматривали промахи настройки парусов у соперника, например поднял ли он грот выше верхней марки чтобы заявить протест.

а не проще выиграть по формуле с гафелем,А?


  • 0

#16 Vladimir(UD)

Vladimir(UD)

    Кэптен оф ве лонг свимминг.

  • Мастер
  • 6 983 сообщений
  • Из:Solomons Island
  • Судно: плот, яхта, каяк
  • Название: Все душевные

Отправлено 31 января 2024 - 21:30

Давайте договоримся о терминах. Если я правильно понял, удочка - это то, что гнется. Прикреплена к топу. А к ней крепится ахтерштаг.

Позволю  себе поправку. Ахтерштаг тоже крепится к топу, и проходит через кольцо на конце удочки. Удочка только отводит трос вверх, но не участвует в силовой схеме.


  • 3

#17 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 841 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 31 января 2024 - 22:52

Позволю  себе поправку. Ахтерштаг тоже крепится к топу, и проходит через кольцо на конце удочки. Удочка только отводит трос вверх, но не участвует в силовой схеме.

Спасибо, понял.


  • 0

#18 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 477 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 01 февраля 2024 - 00:00


 

 

Давайте договоримся о терминах. Если я правильно понял, удочка - это то, что гнется. Прикреплена к топу. А к ней крепится ахтерштаг.

А гусь, просто жесткий выстрел с топа, перпендикулярный мачте. Т.е. мачта Г-образной формы.К выстрелу крепится ахтерштаг.

в КиЯ была статья про самоделку, там гусь был как рычаг штаг-ахтерштаг...,

думаю для гоночной лодки неплохое решение...


  • 0

#19 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 305 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 01 февраля 2024 - 00:03

в КиЯ была статья про самоделку, там гусь был как рычаг штаг-ахтерштаг...,
думаю для гоночной лодки неплохое решение...

Топ отломится...
  • 0

#20 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 477 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 01 февраля 2024 - 00:29

Топ отломится...

 


чёй та, гусь качающийся на оси, при натяжке ахтерштага набивался штаг-передняя шкаторина стакселя,

для лавировки эт не маловажно...


  • 0

#21 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 841 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 01 февраля 2024 - 01:53

чёй та, гусь качающийся на оси, при натяжке ахтерштага набивался штаг-передняя шкаторина стакселя,

для лавировки эт не маловажно...

Это для топового вооружения. У меня - дробное.


  • 0

#22 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 24 274 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 01 февраля 2024 - 06:45

 У меня - дробное.

Почему-то тоже подумал, что топовое.

При дробном подветренный бакштаг поддержит мачту после перекидки, нормально. 


  • 0

#23 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 849 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 01 февраля 2024 - 10:17

Топ отломится...

Со стационарным "гусём" (см. выше) хожу с 2000-го. Ничего не отломилось пока что (3 тьфу). Притом, что у СТ-25 хлыст выше штага  = 2,5 м.   То есть вооружение - честные 3/4.  :)

 

Хорошо вам. Вооружение не топовое, и бакштаги есть :)

ИМХО длинного (без фанатизма) "гуся" можно на любое вооружение установить. А бакштаги... Бакштаги дробной лодки = ахтерштагу топовой. Держат штаг с кормы. У СТ-25 бакштаги крепятся на самой корме, непосредственно около крепления ахтерштага. Если их разнести на борта - то в общем-то безнаборную лодку начинает скручивать. Кроме того в гонках фордаки часто крутим по-швертботному, не выбирая гик в ДП. При этом травятся оба бакштага, матрос весом повисает на гика-шкоте, и одерживает грот при переходе паруса. При этом, поскольку краспицы не имеют стреловидности - мачту с кормы (до того, как набьётся "новый" наветренный бакштаг), держит только ахтерштаг. В том числе и поэтому не стал ставить удочку. Решил, что с гусём безопаснее.  :)


  • 0

#24 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 849 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 01 февраля 2024 - 10:21

При дробном подветренный бакштаг поддержит мачту после перекидки, нормально. 

У меня так не получится, ибо гик длиннее линии бакштагов. Так что если не растравить подветренный -  гик ляжет на него, и останется в ДП. Далее - неминуемый брочинг.  :)


  • 1

#25 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 24 274 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 01 февраля 2024 - 11:25

 Кроме того в гонках фордаки часто крутим по-швертботному, не выбирая гик в ДП. При этом травятся оба бакштага, матрос весом повисает на гика-шкоте, и одерживает грот при переходе паруса. При этом, поскольку краспицы не имеют стреловидности - мачту с кормы (до того, как набьётся "новый" наветренный бакштаг), держит только ахтерштаг. В том числе и поэтому не стал ставить удочку. Решил, что с гусём безопаснее.  :)

Получается, что в момент хлопка , если как коллега БАР предположил и ахтерштаг отдавать, то мачта только на краспицах будет висеть? 

Очково как-то. 

 

Я с бакштагами ходил крайне мало, и мы в душЕ не сильно гонщики, да и матчасть жалко. Фордевинд крутили, предварительно выбирая шкот до того, как гик прошел линию, когда можно уже набить бакштаг. И только потом перекидывали. 

Вообще, с дробным, конечно, не расслабишься ))


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей