Отправлено 09 июня 2010 - 22:08
Кругосветка 2-й этап.
Все эти заметки я начал писать после Азорских островов, поэтому был такой большой перерыв. В Тихом океане писать было невозможно из-за волны, вдоль берега Атлантики, когда мы остались втроём - некогда, а потом было как-то не собраться. Ну, как обычно это бывает. Какие-то фрагменты, казавшиеся тогда значительными, со временем поблекли, а какие-то приобрели яркую окраску и выступают на передний план. Свободного времени мало и сейчас. Так что, за неимением этого времени, опишу основные события и впечатления в скудном, телеграфическом формате.
Первая группа полетела на ремонт яхты в Австралию в декабре 2009г. Мошкин, Ежов, Терновых, Горемыкин.
В начале декабря прилетели Мальцев, Гончаров, Ситников.
Переход Сидней - Окленд (Новая Зеландия) длился 12 дней. Вышли 12 декабря, а уже 23-го таможились в Окленде. Вернее пришли то мы ещё 22-го, но решили дождаться утра, прислонившись к пристани острова Тири-ТириМатанги. Оказалось, что делать этого не стоило. Нарушение. Из-за этого процедура регистрации и таможенного досмотра затянулась. А процедура, кстати сказать, посерьёзнее австралийской будет, даже аптечку опечатали.
Переход прошёл в спортивно-пляжном режиме. Тасманово море считается одним из самых штормовых морей в мире.
На нашу долю пришлось два хороших шторма и не штормовая погода тоже. Удалось своими силами отремонтировать гик грота, который был сломан пополам у берега Австралии сильным шквалом. В полость гика забили несколько дубовых реек, и оставшуюся часть трубы насадили туда же.
В первый же день Н. Ситников, ещё не привыкший к большой волне и неаккуратно перемещавшийся по яхте, упал и сломал себе ребро. А в общем переход был спокойный.
На берегу часть экипажа осталась жить на яхте, А другая часть: я, Мальцев и Терновых поселились в гостинице -Киви-отель. Новозеландцы очень любят эту птицу, и даже местные деньги называют киви-доллары. В этой стране два основных символа: ветвь папоротника и птичка киви.
Живя в гостинице , мы имели возможность исследовать Окленд и окрестности.
Что понравилось в Новой Зеландии - это природа, чистота и ухоженность города и маорийцы. Это, конечно не коренные жители, как аборигены в Австралии, они прибыли сюда на своих лодках и плотах ещё задолго до английской колонизации. Это рослые, статные, красивые индейцы с прекрасным чувством юмора, музыкальным слухом и независящих от алкоголизма (в отличии от австралийцев).
Что не понравилось: большое количество китайцев, порой кажется, что их больше, чем новозеландцев, и то, что новозеландцы подражают каким-то европейским стандартам: в жизни, одежде и т. д., теряя самобытность со своей эндемичной оригинальностью. Всё-таки островитяне...
Олег поехал в маорийскую деревню, а мы с Игорем Мальцевым остались посмотреть на ночной Окленд. Был канун рождества. Город был украшен гирляндами, оленями и Санта-Клаусами. А в рождество все куда-то исчезли. Все, кроме китайцев. 29-го на 11 утра была назначена таможня и, соответственно наш отход. Напоследок мы с Мальцевым спрыгнули на тарзанке с оклендской телебашни (192м). Да, не забыть бы про кулинарные восторги: непривычно больших размеров мидии, запечённые с грибами и сыром до хрустящей корочки с холодным пивом -дополняют гамму приятных ощущений, полученных в Новой Зеландии.
И вот последний день: подготовка, заправка,закупка. Проводили чин по чину, пуговицы в ряд: на о-в Чатем, куда хотели - нельзя, к берегу не приставать и т. д. Всё строго. Ну, мы им, понятное дело, позубоскалили напоследок и ушли в свой океан.
Тихий океан.
Если кто-то забыл, напоминаю наши технические характеристики:
"ПЛАНИДА" - двухмачтовая яхта, шлюп типа кеч, железная.
Построена П. Мошкиным в Саратове в 2008г. для кругосветной экспедиции.
Строилась яхта в ситуации дефицита времени и денег. Начало кризиса. Построена была за 8 месяцев. Имеет минимум оборудования.
Длина - 14м
ширина - 4м
осадка 2.2м
водоизмещение - 16т
двигатель - vetus-63л.с.
Палубное оборудование не включает в себя никаких электрических приспособлений: закрутка стакселя, грота и т. д. Всё вручную, даже якорь. Автопилота тоже нет.
Корпус яхты получился очень удачным. Благодаря опыту и гению конструкторов, яхта получилась крепкой, остойчивой, с хорошими гидродинамическими характеристиками и большим запасом прочности.
Экипаж:
П. Мошкин - г. Саратов.
А. Ежов - г. Саратов.
П. Гончаров - г. Новочеркасск.
Н. Ситников - г. Новоуральск.
И. Мальцев - г. Саратов.
О. Терновых - г. Новосибирск.
По анализу записей в судовом журнале, за 36 дней перехода (от земли до земли), было всего 3 дня без шторма.
Первым делом мы спустились до 40-х широт к Течению Западных Ветров и попутному фордевинду. Затем, через неделю, на 50-е, где течение и ветер сильнее, но, соответственно холоднее.
Вахты стояли - 4 часа по 2 человека. Рубки у нас нет, поэтому сидим у штурвала "на улице". Температура воздуха опускалась до минусовой. Выпадал снег. В яхте старались поддерживать тепло около 15 гр. Температура воды опускалась до 5 гр.
Где-то в середине перехода были два наиболее сильных шторма, когда мы вынуждены были лечь в дрейф. Это шторм, когда у штурвала сложно усидеть не только потому, что бросает на волне, а потому что сдувает ветром, когда приходится вдвоём вращать штурвал с гидравлическим приводом, одному не прокрутить, когда обрушивающаяся волна накрывает яхту целиком. Из под Ежова, например, во время рулёжки выбило волной тяжёлую дубовую "банку" и унесло в океан. Пришлось мастерить новое место для рулевого.
На вахте, естественно, сидим пристёгнутые на страховке, на палубе работаем тоже пристёгнутые. Погоду узнавали с земли. Мой брат присылал нам на спутниковый телефон эсэмэски с прогнозом. 10-метровые волны стали на какое-то время привычным явлением. Самые большие были около 15м. Их называют волны-убийцы, если неудачно зайти на такую волну, она может поднять парусник, и воткнуть его мачтой в океан. Особенно захватывает дух, когда видишь обрушение такой волны или скатываешься с неё вниз. навстречу другой.
Были разные приключения, например, фал грота выпал за борт и намотался на винт. Пришлось Ситникову одевать гидрокостюм и с ножом, привязанным к рейке лезть в воду, чтобы разрезать этот фал.
Воду из трюма черпали через день.
Во второй половине пути Ежов, работая на палубе, получил сильную компрессионную травму кисти. Образовался синовит. Дошло до вскрытия и антибиотиков.
Тяжелее всего, мне кажется, было Мальцеву. На протяжении всего перехода его не отпускала морская болезнь. А в остальном нормально. Ни отравлений, ни простудных заболеваний не было.
А вот прохладно было. И холодно было тоже. Костюмы из ткани "гортекс" промокают, безусловно, меньше других. Но... промокают.
Особенно, если накрывает волной. Не однажды. Промокает всё, до нижнего белья. Смена тоже мокрая и сушить негде. И вот когда все твои вещи мокрые, а тебе нужно идти на вахту, где температура около нуля и ветер, начинаешь понимать что такое холодно.
Мои личные советы:
- соблюдать послойность: термобельё, флис, непромоканец.
- с флиса очень хорошо стряхивается вода. Покрутить вещицей, создавая эффект центрифуги, затем одеть на себя. Перед сном пару глотков виски. От этого становится тепло , и вещи на вас прекрасно высыхают во время сна.
- если замёрзли ноги, возьмите тонкие носки х/б, намочите их в спирте и оденьте на ноги, а сверху - шерстяные.
- для личной гигиены рекомендую использовать влажные салфетки и обыкновенные, смоченные в спирте.
Рыбу ловили редко, но всё же ко всеобщей радости поймали двух тунцов. Видели китов. Они подходили к яхте совсем близко. Но больше всего меня удивили птицы. Огромные альбатросы, за 2 тысячи миль от берега, в той части океана, где постоянные шторма и холод. Неужели они могут спать в штормовых волнах и пить солёную воду. Удивительные создания.
На 36-й день увидели берег Чили. Уже ночью подошли к порту Уилсон и стали на якорь. Вскоре пожаловали чилийские пограничники и привезли доктора с огромным саквояжем. мы сказали, что лучше всего нам поможет красное чилийское вино с местным сыром. Ребята вошли в наше положение, отправили на берег катер и привезли то, что мы просили. Был чудесный вечер с чилийским вином. А рано утром снялись с якоря. нас встречали неприветливые хляби Пролива Дрейка.
Ветер разгонял тучи после вчерашней бури. Пролив ещё бурлил, но уже выглянуло солнце, Мыс Горн дремал в лоне туч. Мы пили привезённую, специально для этого случая из России водку и фотографировались. Волна была всего лишь два метра, но она не давала причалить, поэтому высадиться на берег не удалось. Это было 4-го февраля, а 6-го мы уже были в Ушуайе.