Доделала очередной Шпрот. На этот раз с воздушными ящиками.
постройка "Джек-Шпрота"
#730
Отправлено 16 января 2018 - 11:43
Доделала очередной Шпрот. На этот раз с воздушными ящиками.
Добрый день! Обращаюсь к Вам как к опытному в этой области человеку.
История такая. Живу на Волге, у деда была лодка еще до войны, в 20-е годы, у отца была лодка уже моторная. Последняя его лодка, Прогресс-2 с Нептуном-23, оба рабочие и 1974 года выпуска, на котором прошли все лета моего детства и юности, да и зрелые годы, досталась мне несколько лет назад, но, к сожалению, мой образ жизни уже таков, что не могу посвятить лодке время достаточное для ухода за ней, да и по деньгам стоянка стала накладна. Надо возить на дачу, которой не было в детстве и юности, маму, надо помогать в огороде тещи - на это уходят выходные, и выделить лодке и рыбалке можно можно только короткие промежутки времени.
Сыну 12 лет, он заинтересовался рыбалкой, хочет на лодке поплавать, но, думаю, что интерес этот надо проверить совместной постройкой лодки. Да и, как он сказал, если лодку предъявить учителю труда - оценка будет 10 с плюсом .
Посмотрел вместе с ним на различные проекты, первоначально понравился картоп Игоря. Смотрел и на другие варианты - "Бриз-26", "Краб", "Окунь" - но их делать посложнее. В "15 проектах судов" лодки крупноваты для крыши машины, прицеп заводить не хочу - громоздко, в гараж ставить негде. Однако, с выбором не торопимся, ищем проект приемлемый. Про Шпрота знаю с 70-х годов (ну очень давно, может ошибаюсь и это 80-е), даже был КиЯ дома с этим проектом - отец журнал покупал регулярно. Показал сыну - ему он Шпрот понравился больше - т.к. борт у него выше.
Далее встал вопрос изготовления, и потому к Вам, как к практику, вопросы. планирую для начала сделать наипростейший в изготовлении гребной вариант:
1) Мой вес - 96 кг, может, стоит все же на дно пустить фанеру 6 мм, а не 4? Физически вроде я развитый, на крышу машины, наверное, заброшу эту лодку. Или же, по вашему опыту, достаточно фанеры в 4 мм для такого веса, если ходить аккуратно?
2) Смотрю на снимки Ваших лодок. Вы рекомендуете пропитку жидкой эпоксидкой, но, все же, минимум стеклопластиковой ткани есть - на местах стыка деталей корпуса лодки? изнутри корпуса, как понимаю - галтель?
3) Поверхностно посмотрел рынок фанеры у нас в городе - ФСФ 6 мм - есть, 4 мм - нет. Эксплуатация лодки предполагается эпизодическая, хранение не на воде, а в гараже. Может, схулиганить, и сделать лодку из фанеры ФК с пропиткой?
4) Строить лодку предполагаем с минимумом покупки инструмента. поэтому технологию склейки листов фанеры планирую самую простую - сделать накладку сверху, наклеить эпоксидкой. Есть ли у этого способа такие недостатки (например, трудно лодку делать дальше), которые все же делают предпочтительнее "красивый" способ стыковки листов - "встык"?
#731
Отправлено 16 января 2018 - 14:31
Все перечисленные Вами лодки, проверены людьми и временем.
1. На дно лучше 6…8 мм.
2. Стыки фанеры снаружи– стеклолентой на эпоксидке -2…3 слоя достаточно. Внутри галтель.
3. Лодку, хранящуюся на берегу, можно сделать из ФК, достаточно пропитать Пинотексом, и покрасить ПФ.
4. Стыковку листов в длину, для для 3-х метровой лодки, можно делать любым удобным способом ( на эпоксидке !).
Посмотрите еще Тузик-картоп Курбатова http://boatplans.ru/Cartop/
Его легко увеличить до 3… метров. Строгал по его мотивам.
http://forum.katera....nkaia-lodochka/
#732
Отправлено 16 января 2018 - 15:04
Шпрота можно и из ФСФ 6-ки сделать, будет только сложнее сшивать (труднее гнуть чем 4-ку), ну и вес будет больше. У меня первый Шпрот из 9-ки - "ледокол" получился. Если есть возможность взять ФСФ берите ее - длина листа 2,44, не надо стыковать, все детали умещаются по длине.
Если будете из 4-ки строить, то днище можно подкрепить или полосками фанеры (как в КиЯ в проекте указано) или под центральной банкой поставить флортимберс и между банкой и флортимберсом поставить подпорку. По крайней мере, я на Шпротах делаю так.
#733
Отправлено 16 января 2018 - 16:23
1- 6-ку ФСФ при оригинальном размере шпрота согнуть практически не реально, намучаетесь. 4-ка более чем достаточно. Жесткости хватает. Если есть сомнения можно изнутри пустить на днище пару реек, но ведь и снаружи с целью защиты тоже будет пару реек. жесткость будет достаточная. В 90-х делали лодки из ФК и вообще из неизвестной фанеры. По началу связаная скорлупа кажется хлипкой, но после приклейки всего набора вся конструкция становится жесткой.
2-Стекло естественно на всех углах. Использую СЭ-01 в три слоя. Если собирать на скрепках или стяжках, то сначала проклеивали между стяжками кусочками. Удаляли скрепки, обрабатывали и проклеивали наружные швы. Потом практически сошлифовывали внутренние проклейки из кусочков. делали галтель (смола с древесной мукой или аэросилом) и сразу же не дожидаясь высыхания проклеивали все швы полосами стекла. При последующей шлифовке важно потом не сошлифовать стекло с углов, только заравнивание кромок полос.
3- Пропитка смолой разбавленой ацетоном. 1-й слой очень жидкой, почти вода. через пару часов ацетон испаряется и ложим второй слой разбавленный до состояния густоватой краски. Смола впитывается глубоко у ФК порой пропитывается полностью слой рубашки. потом легкая шлифовка, ПФ-грунт и ПФ-115. Для ФСФ если не хранить на воде защиты достаточно чтоб лодка прослужила несколько десятилетий. Для ФК есть смысл снаружи оклеить стеклом СЭ-01 в один слой. Хотя лодки из ФК качества АА, ходят до сих пор и без оклейки. Всякие Пинотексы и олифы это просто бред который перетягивают из темы в тему на этом форуме.
4- стыковка на накладке вроде кажется проще, но... при изгибании на месте стыков потом видны плоские участки, что некрасиво, да и неудобно потом приклеивать набор. Лучше сделать правильную заусовку, ничего там сложного нет. Но зачем мучатся? Поищите фанеру 2.44м. Если нет нужной сейчас, то явно появится позже.
#735
Отправлено 16 января 2018 - 16:52
Можете фото кондуктора выложить? Интересно посмотреть. Думаю себе смастерить. Хочется максимально простую конструкцию. Предполагаю сделать в виде двух балок - продольной и поперечной. Продольная балка задает погибь днища и положение транцев, поперечная - развал бортов. Сшивать только борта и скулу с транцами. Потом проклейка швов и вуаля - скорлупка готова.
#738
Отправлено 16 января 2018 - 17:03
Можете фото кондуктора выложить? Интересно посмотреть. Думаю себе смастерить. Хочется максимально простую конструкцию. Предполагаю сделать в виде двух балок - продольной и поперечной. Продольная балка задает погибь днища и положение транцев, поперечная - развал бортов. Сшивать только борта и скулу с транцами. Потом проклейка швов и вуаля - скорлупка готова.
Пожалуйста. Только стоит ли ради одной лодки городить?
#741
Отправлено 16 января 2018 - 17:20
Была серия Шпротов длиной 2.8 (пересчитывали развертки) из фанеры ФК 5мм. шлифованой высшего сорта. Листы были квадратные 1.5Х1.5м стыковка на заусовке. Вот для этой длинны 5мм для днища уже жесткости не хватило, компенсировали планками. Тут 6-ка была бы в самый раз. Кстати лодки эти строились в 1992 году, а 3 года назад видела одну из них в объявлениях. Хозяин писал что лодке всего 5 лет ))) и судя по фоткам, лодка в первозданном виде. (жаль скрины не сделала).
Сообщение отредактировал Sea fury: 16 января 2018 - 17:22
#746
Отправлено 16 января 2018 - 21:30
Хорошие у всех лодочки! Не надо ребята ссориться!
Я бы сделал бортовые пояса из 4-ки, а дно и скуловые из 6-ки. Будет полегче.
Если плохо гнется, 6-ку можно по месту феном прогреть.
Вот черта нашего человека.
Изначально ДжекШпрот проектировался под 4-х мм. морскую фанеру, кстати менее жесткую чем наша березовая. Но если нравится тратить лишние деньги на более дорогой материал, извращаться с неподатливым материалом при постройке а потом надрываясь таскать тяжелую лодку....
Мы даже транцы не всегда делали с более толстой фанеры. Порой лодки получались до 25кг. И всех устраивала прочность и жесткость.
А так да... мы не выбираем легких путей. ))))))
#747
Отправлено 17 января 2018 - 09:18
а чего так грубо на счет полегчало???
Вовсе нет. Просто речь шла о толщине фанеры.... попросили фото....получили...И ?
Делать из 6-ки, да еще наклеивать столько планок... Что же там за фанера такая дохлая.? И никогда не поверю, чтоб такая лодка весила 33кг.
Планки на днище не только повышают жёсткость , но и предохраняют днище от истирания. поскольку пайолы не предусматриваются.
По массе корпуса: чему там весить то? Помимо обшивки два подлегарса сечением 25 х 25 из сосны, да обвязка бортов такая же. Банки, шириной 230 мм - сэндвич толщиной 28 мм; с двух сторон фанера 4 мм, внутри еловая рейка (рейка через рейку) сечением 20 х 30 мм., склеены в прессе. Банки очень прочные и чрезвычайно лёгкие. Собственно я уже писал об этом не раз.
Сообщение отредактировал капитан с: 17 января 2018 - 18:24
#748
Отправлено 17 января 2018 - 13:08
Вовсе нет. Просто речь шла о толщине фанеры.... попросили фото....получили...И ?
Планки на днище не только повышают жёсткость , но предохраняют днище от истирания. поскольку пайолы не предусматриваются.
По массе корпуса: чему там весить то? Помимо обшивки два подлегарса сечением 25 х 25 из сосны, да обвязка бортов такая же. Банки, шириной 230 мм - сэндвич толщиной 28 мм; с двух сторон фанера 4 мм, внутри еловая рейка (рейка через рейку) сечением 25 х 30 мм., склеены в прессе. Банки очень прочные и чрезвычайно лёгкие. Собственно я уже писал об этом не раз.
Наверное у нас разная фанера. ))))
#749
Отправлено 17 января 2018 - 14:32
Наверное при постройке надо исходить из условий эксплуатации.
Если лодка на даче возле воды, и максимум приходится тягать на тележке десяток метров, очень часто будет на воде да еще дно водоема каменистое, есть вероятность удара, то да. Есть смысл и в толстом днище и в лишних планках на днище. Но если владелец городской житель выезжающий на водоем пару раз в месяц, то есть порядка 10 раз за навигацию, но приходится грузить лодку на багажник и хранить в гараже, то тут на первом месте вес. И планки вместо сланей, толстая фанера, просто лишние. За те редкие выходы не успеет ничего стереться. А ровную поверхность потом гораздо проще шлифануть и покрасить.
А фанера все таки различается. Хвойная более гибкая чем березовая. Так же имеет значение четность слоев и направление волокон. Думаю что та же 6-ка с направлением волокон наружных слоев вдоль короткой стороны все таки согнется без больших усилий. Мне попадалась только вдоль длинной стороны, её гнуть крайне тяжело.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей