Перейти к содержимому

Фотография

Аварийные приемы навигации


Сообщений в теме: 820

#626 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 13:18

Моя проблема не в непонимании чего-либо, а именно в незнании Русских слов для обозначения того, что я изучил по-английски.
  • 0

#627 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 07 октября 2019 - 13:36

Где это "там"?

Одна миля равна одной угловой минуте дуги.
Одна секунда времени - на экваторе - соответствует четверти мили, на высоких широтах - ошибка будет меньше.

Читайте не "там", а тут, здесь, всё-таки, специалисты бывают.

на сайте 'производителя' написано 

 

Снять показания часов нужно быстро, так как задержка всего на одну секунду дает разницу координат почти в 500 метров (1 минута = 1 морская миля 1852 м.)


  • 0

#628 УЗОН

УЗОН

    Камчадал

  • Капитан
  • 3 308 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Trekker-41
  • Название: "Shaman"

Отправлено 07 октября 2019 - 13:59

 

      Женщина, возможно - учитель астрономии, на 3-х страницах доступным языком и картинками объясняет то, на что в серьёзной литературе тратится примерно 3...4 мм толщины книги, а затем показывает как сделать не только классический, но самодельный секстант... аж с искусственным горизонтом.

     Далее - работа с секстантом, выборки из.... авиационных таблиц для того, чтобы не пользоваться с детьми формулами из сферической тригонометрии. И это не удивительно, в списке литературы - Куницкий. Вот не могу найти информацию, откуда она всё это так хорошо знает. Но именно таким авторам надо памятник ставить!

   

 

Поискал эту книгу в сети. Нашел только здесь - https://e-catalog.nl...B-rr14375130000  Так и не осилил как там зарегистрироваться и скачать книгу.

 

Дмитрий, а может найдете время отсканировать книгу? Сорок с + страниц, вроде, не так уж и много. Думаю, не я один благодарен буду.


  • 0

#629 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 14:24

Поискал эту книгу в сети. Нашел только здесь - https://e-catalog.nl...B-rr14375130000  Так и не осилил как там зарегистрироваться и скачать книгу.

Дмитрий, а может найдете время отсканировать книгу? Сорок с + страниц, вроде, не так уж и много. Думаю, не я один благодарен буду.

Конечно, качайте: https://cloud.mail.r.../2siy/51mFiGqbz

Действительно, книга уникальная и редкая. Уверен, серьезная публика автора тогда просто не восприняла. Одно из моих предположений, что у Лисиной были родственные связи с кем-то из авиационных штурманов, т.к. в начале её книги есть упоминание про эпизод с двумя португальскими лётчиками, благодаря простейшему авиасекстанту и перелетевшими океан. Узнать такое "просто так" - маловероятно. Либо она была очень увлечённым человеком!

В любом случае, не забудьте поздравить знакомых учителей с прошедшим профессиональным праздником! :)

    Вот, дополнительно, информация об указанном перелёте с уникального по объему информации сайта, посвящённого секстантам вообще (для меня этот сайт - настольная книга): https://sextantbook.com/2016/05/

   Ну и из Вики, куда без неё: https://ru.wikipedia.../Коутинью,_Гагу


  • 7

#630 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 14:33

Получил утром из Невельска прибор. Поскольку у нас, в Москве, постоянные проблемы с естественным горизонтом, а правительство опять ничего не делает для решения вопроса, то он - кандидат на переделку под пузырьковый уровень по типу указанных выше первых авиационных.

Что приятно, хоть и закис слегка, но сделан из лёгкого сплава! :)

Шильдик на ящике не поддаётся дешифровке, но знаки на приборе - ясные. Если у кого есть инфа о производителе - поделитесь.

Прикрепленные изображения

  • IMG_20191007_053453.jpg
  • IMG_20191007_053524-1.jpg
  • IMG_20191007_053524-2.jpg
  • IMG_20191007_053613.jpg

  • 0

#631 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 14:35

Мне кажется, это FREIBERGER.
У меня есть почти такой же.

Сообщение отредактировал booBot: 07 октября 2019 - 14:36

  • 0

#632 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 14:41

Мне кажется, это FREIBERGER.
У меня есть почти такой же.

А фото опознавательных символов пришлёте? Если такой же, то:

1. Какие трубы в комплекте (прямые/обратные и кратность)?

2. Фото формуляра и особенно - таблица поправок для понимания точности. Зубцы из АЛ-сплава.


  • 0

#633 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 14:49

:)
Я его за RUR700 на авито купил! Без труб, увы.
И что не слишком радует, - посадочное место у него особое, "посторонний" телескоп так просто не поставишь...

Я сделал этакий peep-sight (a.k.a. "zero tube"), вроде гардеробного номерка. Дёшево и сердито, да ещё и не запотевает! :)

С точностью у FREIBERGER'ов всё в порядке. Если следов роняния и грубого вмешательства не видно - должен работать хорошо.
  • 0

#634 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 15:28

Спасибо за книжку Лисиной!
Скачал, просмотрел с интересом и удовольствием. Действительно, НЕОБХОДИМО вернуть в школу изучение астрономии, и - подобное её практическое применение!
  • 0

#635 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 16:12

Спасибо за книжку Лисиной!
Скачал, просмотрел с интересом и удовольствием. Действительно, НЕОБХОДИМО вернуть в школу изучение астрономии, и - подобное её практическое применение!

Пожалуйста, но там всё не так просто с изготовлением. Вы попробуйте найти круглый (на крайняк - цилиндрический как у "португальцев") уровень с нужным радиусом и сделать наводящее устройство. Вообщем, массово подобные секстанты сделать трудно, а вот купить б/у классический за минимальную сумму и переделать - гораздо проще.

К сожалению, нашему Министерству просвещения не хватит ума объявить конкурс и выпустить набор "сделай сам" даже из пластика.

И с таблицами из книги по-осторожнее. Они взяты из специфических авиационных ТВА (таблиц высот и азимутов) и именно для широты 56 град. Автора можно понять, она упрощала до самого предела, иначе бы не напечатали и её задача была не столько научить, сколько заинтересовать.

Астрономию, как показал мой опыт, надо было вводить в школе не в выпускном классе, а как только изучили углы, а так же географические координаты. Астронавигация возможна без логарифмов и тригонометрии, но в упрощённом виде. А это и есть - аварийная навигация.


  • 2

#636 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 16:23

Я считаю, - ВСЁ обучение должно быть подобно развитию эмбриона (проходящему все стадии, даже "головастика с жабрами"): не просто давать сведения, ученик сам, с учителем, должен повторять путь человечества, тысячелетиями добывавшего эти знания.
Главное в обучении - навык извлекать новые знания и ПОЛЬЗОВАТЬСЯ полученными знаниями.

Про таблицы в книжке - я бы сделал расчёт с помощью гаверсинов. И математика там простая, несколько малоразрядных умножений и делений, и годится для всех широт.

Кстати, пытаюсь сделать страницу википедии про нахождение (вычислением, а не построением) координат точек пересечения кругов равных высот, там будет и all-haversine раздел.
:)

Сообщение отредактировал booBot: 07 октября 2019 - 16:27

  • 0

#637 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 16:40

...... там будет и all-haversine раздел.

Здорово! Буду следить за вашими успехами. Огромна просьба, не забыть указать хронологию данного метода, т.к. опять терзают смутные сомнения, что метод хаверсинов, это один из вариантов расчёта, разработанный, возможно, советскими учёными (виртуозами от тригонометрии; возможно - в погонах :D ). Я не специалист по англицизмам, но специально выкладываю первые три страницы Ахматова (качество не айс - это фотки, в Ленинке снимать со штатива и пользоваться своим сканером запрещено), чтобы видны были квадраты синусов половинных углов, полученные из известных оригинальных формул. И я уже выкладывал снимок каталожной карточки статьи Куницкого - журнал (очень редкий) запланирован на следующий визит.

Вообщем, чем смогу - помогу.

------------------

Чуть не забыл. У Ахматова - только сложение и вычитание. ;)

Прикрепленные изображения

  • IMG_20190923_073556-1.jpg
  • IMG_20190923_073618-1.jpg
  • IMG_20190923_073628-1.jpg

  • 0

#638 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 17:06

Увы, полностью гаверсиновая формула (нахождения координат пересечений) придумана шведом (или норвегом), причём - недавно, пару лет тому.

И доработанный до "только гаверсины" способ Сэнт-Илера, - тоже свежее изобретение, правда, на основе разработок француза (гидрограф R. Doniol).
  • 0

#639 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 07 октября 2019 - 18:18

В современном мире пользование секстантом наверное будет нужно при походах через океаны в местных реалиях аля европа, даже если отключат посреди балтики, сридеземки , гпс/глонас по компасу можно взять курс и через сутки ткнуться в нужный тебе берег страны.

Но все же хочеться чисто для себя освоить аварийную навигацию, пот думаю порадовать себя секстантом или крузерфиксом.


  • 0

#640 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 18:26

Я бы из этих двух выбрал секстант, ибо "крузерфикс" можно (с пользой) применять только на устойчивой и неподвижной основе.
  • 0

#641 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 октября 2019 - 18:33

Увы, полностью гаверсиновая формула (нахождения координат пересечений) придумана шведом (или норвегом), причём - недавно, пару лет тому.

И доработанный до "только гаверсины" способ Сэнт-Илера, - тоже свежее изобретение, правда, на основе разработок француза (гидрограф R. Doniol).

Возможно, мы имеем в виду разные методы, но одного и того же.

Если Вы об аналитическом способе нахождения истинного места по двум обсервациям (т.е. без графических построений), то один из методов изложен в книге Б.Г. Мордвинова "Средства навигации малых судов", 1986 г. (стр. 128,129) Там же дана программа для легендарного калькулятора МК-52.

При любом раскладе, изучу всё, что доступно. Но этапами! :)

---------------------------------------------------------------------------------

Со своей стороны, нашёл интереснейший хронологический порядок развития навигации http://fer3.com/arc/chrono/chrono.txt

С удивлением обнаружил, что метод Сомнера (1837 г.) и вариант Сент-Илера (1875 г.) разделяют 38 лет. Но не обнаружил там метод штурмана Акимова, о котором иногда упоминают отечественные источники.


  • 0

#642 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 19:11

Англосасы, сэр! Вот и не упоминают Акимова.

Да, я про сугубо аналитический метод говорю. Его, как оказалось, можно не только по теореме косинусов проделать, но и с помощью единственной функции гаверсинусов, натуральной, а не логарифма её.
Равно интересен и метод переносов, обсчитываемый гаверсинусами - несколько 4-разрядных сложений, одно 4-разрядное умножение, и hC готова. Несколько 4-разрядных сложений, одно 2-разрядное деление, и азимут готов.

Не три минуты, разумеется, но и ни калькулятор, ни толстенные таблицы не требуются. Некоторые умудряются 4-значную таблицу натуральных значений гаверсинуса вместить в 2 (две) странички. Я предпочитаю более красивую, 9-страничную версию.
  • 0

#643 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 октября 2019 - 19:15

Попутно: знАтоки говорят, что метод Сомнера не стал популярным мгновенно, сразу после его опубликования. Навигационные школы были консервативны. Пока не был предложен метод переносов - даже на Сомнера не спешили переходить.
  • 0

#644 Denis Romanov

Denis Romanov

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Socotra

Отправлено 08 октября 2019 - 13:35

Относитесь к круизерфиксу как к занятной развивающей игрушке для понимания процессов и терминологии )

 

Если уж хотите дешевый высокоточный прибор - склейте себе Бриз-секстан из двух толстых стеклышек (3х3 см) с зеркальным напылением. Работы на 30 минут, а точность превышает обычный секстан так как горизонт вообще не прыгает. Но, вы будете жестко привязаны ко времени измерения (6-8-10 измерений в сутки в зависимости от угла склейки стекол). Можно сделать два прибора - один для ранних наблюдений, другой для полуденных


Сообщение отредактировал Denis Romanov: 08 октября 2019 - 14:02

  • 0

#645 Denis Romanov

Denis Romanov

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Socotra

Отправлено 08 октября 2019 - 13:59

на сайте 'производителя' написано 

 

Снять показания часов нужно быстро, так как задержка всего на одну секунду дает разницу координат почти в 500 метров (1 минута = 1 морская миля 1852 м.)

 

463 метра если быть точным. за 1 секунду (часовую) точка географического положения светила пройдет по своей параллели дугу в 15 угловых секунд, что по экватору составит 1/4 морской мили. «Зевнули» 4 секунды времени - уже получили погрешность в 1 угловую минуту, то есть ± 1 морская миля (1852 м.)


  • 0

#646 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 октября 2019 - 17:09

Ну коллеги туману и напустили.... :( .

Крайне неосмотрительно отождествлять угловые величины (а с ними не так всё просто) и дуговые (мили). Насколько я помню,  географическое место светила (ГМС) за секунду времени переместится по поверхности Земли на расстояние, пропорциональное 1/4 nm х Соs δ. Т.е. косинусу своего склонения. Если не верите, то подумайте, как сильно переместится ГМС Полярной хоть за час?

А со скоростью 1 nm/cек несутся ГМС только тех светил, которые попали на небесный экватор.

Так что утверждать, что косяк во времени в 4 сек времени автоматом вызовет косяк в 1 милю погрешности обсервации - не совсем точно.

Я уж не говорю про светило в кульминации, когда можно и минуту прокосячить, а его высота почти не изменится при любом склонении.


  • 0

#647 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 08 октября 2019 - 17:59

Я всегда оговариваюсь, что "секунда времени == четверти мили" только на экваторе. Выше широта, - меньше сдвиг.
  • 0

#648 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 октября 2019 - 18:37

Что приятно, хоть и закис слегка, но сделан из лёгкого сплава!

Шильдик на ящике не поддаётся дешифровке.....

    Точно, именно ТА фирма. И мне, видимо, достался "пресноводно-сухопутный" вариант прибора. Т.е. для ВВП. Даже вижу слово Land :D на шильдике, который за сутки отмок в масле и при косом освещении стал читаем.

    Я и подумать не мог, что латунный крепёж можно так безнаказанно вворачивать в лёгкий сплав.

    Ещё напрягли латунные юстировочные винты (малое зеркало), которые имели: а) четырёхгранный хвостовик, б)прятали оный хвостовик в специальное защитное гнездо и вворачивались в латунную же втулку, но она снова находилась рядом с алюминием и бывший владелец, видимо, пытался всё это открутить... одну сломал, а мне тоже пришлось пойти на непопулярные меры... (на фото); в) а резьба юстировочных винтов оказалась М2,2. Скорее всего, придётся перенарезать и менять на М2,5 imbus (внутренний шестигранник). Технические решения очень спорные.

Вот так всегда, думаешь о звёздах, а вращаешь гайки.....

Я всегда оговариваюсь, что "секунда времени == четверти мили" только на экваторе. Выше широта, - меньше сдвиг.

Антон, а  никто не имел ввиду Вас. Авторы недоразумений сами сделают выводы. Просто те, которые читают только последние сообщения темы, подумают, что Вы оправдываетесь и начнётся такое... :(

Прикрепленные изображения

  • IMG_20191008_134400-1.jpg
  • IMG_20191008_134923-1.jpg
  • IMG_20191008_134947-1.jpg

  • 0

#649 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 08 октября 2019 - 18:56

Я уже чуть подзабыл подробности FREIBERGER'а, но, надеюсь, мой совет пригодится.
На СНО винты с квадратной головкой хорошо управляются с помощью (металлического, с "рожками") автомобильного ниппельного колпачка.
На FREIBERGER'е только контровочная гайка требует приспособы. Я её из латунной трубочки D=7mm делаю, сверлю отверстия D=0,5mm и вставляю в них стальную струну/пружинку, чтобы концы торчали в трубочке и брались за шлицы гайки.
  • 0

#650 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 18 октября 2019 - 00:47

коллеги вопрос по поводу магнитного склонение для компаса, мы находимся в восточном магнитном склонении, но что-бы внести поправки надо его отнимать или прибавлять? Смотрел ролики на ютебе читал интернет 50% говорят В- Восток запомни Вычитать, вторая прибовлять, истина где кроме вина?


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей