Перейти к содержимому

Фотография

Аварийные приемы навигации


Сообщений в теме: 820

#651 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 18 октября 2019 - 04:25

Смотрел ролики на ютебе читал интернет 

Есть простая формула, которую лучше запомнить:
Истинный курс (ИК) = Магнитный курс (МК) + магнитное склонение (d) со знаком. Склонение со знаком - восточное (Е) - к востоку, вправо со знаком плюс +. Соответственно западное, к западу - влево  :D  :D  :D  . Уточню, это если встать лицом на север.
Поэтому, для магнитного курса формула выглядит так: МК = ИК - d. Если ваше магнитное склонение восточное, оно со знаком "+", и здесь нужно отнимать.

А для вычисления истинного курса из магнитного, нужно прибавлять  :D 

 


  • 1

#652 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 18 октября 2019 - 05:16

коллеги вопрос по поводу магнитного склонение для компаса, мы находимся в восточном магнитном склонении, но что-бы внести поправки надо его отнимать или прибавлять? Смотрел ролики на ютебе читал интернет 50% говорят В- Восток запомни Вычитать, вторая прибовлять, истина где кроме вина?

Это зависит от того истинный курс надо найти или компасный (магнитный)
  • 0

#653 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 18 октября 2019 - 06:25

хочу выставить на компасе истинный курс надо в нашем полушарии прибавить или отнять?


  • 1

#654 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 18 октября 2019 - 06:44

в нашем полушарии прибавить или отнять?

Вот-вот. Не умничай, пальцем покажи!


  • 0

#655 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 141 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 18 октября 2019 - 08:30

Мнемоника: Истинный - больше!
Но это не для полушария,а только для региона,например в европейской России обычно так если нет аномалии. Истинныйполюс он же где? На полюсе! а магнитный левее те.западнее,всторону Шпицбергена. Вот представил и понятно что истинный курс больше магнитного. Ну а где восточное склонение наоборот.
  • 0

#656 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 18 октября 2019 - 09:22

хочу выставить на компасе истинный курс надо в нашем полушарии прибавить или отнять?

http://www.kabestan.ru/deviation/
  • 1

#657 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 18 октября 2019 - 10:35

Если бы магнитное склонение было на восток, мы бы отнимали поправку, и 0° было бы 354°, 90° стали бы 84° на ручном пеленгаторе а 135° было бы 129°. так говориться в статье.

 

https://www.youtube....h?v=a_xUTPppSio

 

тут Дядька вроде тупых объясняет но у него +


  • 0

#658 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 18 октября 2019 - 10:59

Можно еще монетку бросить


  • 1

#659 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 18 октября 2019 - 12:32

Если бы магнитное склонение было на восток, мы бы отнимали поправку, и 0° было бы 354°, 90° стали бы 84° на ручном пеленгаторе а 135° было бы 129°. так говориться в статье.

 

https://www.youtube....h?v=a_xUTPppSio

 

тут Дядька вроде тупых объясняет но у него +

еще одна ссылка на видеопомойку и я вынесу предупреждение за флуд, вам все разжевали.


  • 0

#660 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 18 октября 2019 - 12:50

хочу выставить на компасе истинный курс надо в нашем полушарии прибавить или отнять?

Магнитное склонение к показаниям компаса всегда следует ПРИБАВЛЯТЬ - с учётом знака: восточное "+", западное "-".
Вот тут мы едем на север (ИК = 0°), при условии, что величина магнитного склонения в нашей местности "40° восточного".

А тут мы едем с ИК = 80°.

Сообщение отредактировал booBot: 18 октября 2019 - 13:29

  • 0

#661 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 18 октября 2019 - 13:50

Магнитное склонение к показаниям компаса всегда следует ПРИБАВЛЯТЬ - с учётом знака: восточное "+", западное "-".
Вот тут мы едем на север (ИК = 0°), при условии, что величина магнитного склонения в нашей местности "40° восточного".

А тут мы едем с ИК = 80°.

 

Спасибо, коллега если компас поддерживает регулировку магнитного склонение стоит всегда перед выходом его учитывать или использовать как обычный?


  • 0

#662 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 18 октября 2019 - 14:38

Увы, нет у меня ни лодки, ни даже компаса!...
:(

Я бы, - конечно, выставлял шкалы в соответствие с действительностью.
На компасе с подвижной стрелкой (как на тех картинках) это делается просто: накладной прозрачный диск с контуром, в который (в контур) надо "вписывать" магнитную стрелку (поворотами лодки). Предварительно линии контура устанавливаются относительно лимба компаса в соответствии с величиной и знаком магнитного склонения.

(Если бы показанный на картинке "МосКомпас" обладал такой возможностью, то две жирные красные линии были бы параллельны стрелке, а три точки были бы установлены на "40° восточного". Такая настройка ("Declination adjustment") есть в некоторых компасах Silva)
  • 0

#663 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 18 октября 2019 - 15:46

на моем тоже есть у меня suunto mc-2 g там такая фишка тоже есть. В ноябре начинаю трех месячное обучение на право управлять парусной лодкой, вот сказали купить то се купил разбираюсь. Если что извините за занудство и глупые вопросы.


  • 0

#664 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 18 октября 2019 - 16:06

просил ведь не флудить. у меня стоит авиационный комплекс - прибор штурмана и прибор пилота на приборе штурмана вводится поправка для прибора пилота.


  • 0

#665 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 18 октября 2019 - 20:20

на моем тоже есть у меня suunto mc-2 g там такая фишка тоже есть. В ноябре начинаю трех месячное обучение на право управлять парусной лодкой, вот сказали купить то се купил разбираюсь. Если что извините за занудство и глупые вопросы.

Склонение меняется от точки к точке. Иногда сильно, иногда - не очень. И по годам тоже.

При бумажной навигации его снимали с карты, исправляли по времени, учитывали в расчетах и выдавали рулевому в виде компасного курса. Там еще и девиацию учитывали.

Нужно ли все это в электронной навигации - вопрос открытый. ЖПС выдает истинные точки и позволяет найти истинный курс. Вопрос только в точности определения.


  • 0

#666 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 20 октября 2019 - 01:50

...Сейчас с огромнейшим удовольствием "набиваю руку" по книге Ахматов, "Высота и азимут в 3 минуты"...

Спасибо за наводку!
Я купил эту книжку (второе издание, переработанное и дополненное), разбираюсь.
У меня ощущение, что Ахматов (в ~1933 году) первым предложил тот способ, который в 1950 опубликовал француз Р.Дониол.

Кстати, в книге дана 4-значная таблица натуральных значений гаверсинусов угла.
:) Но это название тригонометрической функции не встречается (пока не нашёл).

Отсканирую книгу и выложу.
  • 0

#667 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 20 октября 2019 - 02:52

Нет, у Дониола другая формула.
  • 0

#668 Denis Romanov

Denis Romanov

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Socotra

Отправлено 20 октября 2019 - 20:37

скачать книжку

Ахматов В. В. Высота и азимут в 3 минуты. Таблицы, упрощающие и ускоряющие расчет вычисление линий положения. - Л., 1936.

можно на https://cloud.mail.r.../G483/5VTTv17ge

 

спасибо за наводку! 

 

Спасибо за наводку!
Я купил эту книжку (второе издание, переработанное и дополненное), разбираюсь.
У меня ощущение, что Ахматов (в ~1933 году) первым предложил тот способ, который в 1950 опубликовал француз Р.Дониол.

Кстати, в книге дана 4-значная таблица натуральных значений гаверсинусов угла.
:) Но это название тригонометрической функции не встречается (пока не нашёл).

Отсканирую книгу и выложу.


  • 1

#669 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 20 октября 2019 - 21:35

Спасибо, судя по году издания, - это третье (или даже больше) редакция. Надо поверить, что изменилось.

Я пересчитываю примеры (во втором издании, 1933г.) на современном калькуляторе, - в некоторых случаях высота отличается минут на пять~шесть, многовато...

Сделал сегодня пробный обсчёт обсервации по книжке - с непривычки показалось ОЧЕНЬ муторно. Способ с гаверсинами всех величин ЗНАЧИТЕЛЬНО проще, быстрее и понятнее. Мне очень не нравится четвертная запись азимутов, - они бы ещё в румбах протабулировали! :)

Сообщение отредактировал booBot: 20 октября 2019 - 22:27

  • 0

#670 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 20 октября 2019 - 23:11

скачать книжку
Ахматов В. В. Высота и азимут в 3 минуты. Таблицы, упрощающие и ускоряющие расчет вычисление линий положения. - Л., 1936.
можно на https://cloud.mail.r.../G483/5VTTv17ge

В данном архиве две книги Ахматова: "Поясное время", 1919 года и перевод 1924 года руководства для штурманов от английского Адмиралтейства.

Объявленной книги там нет.
  • 0

#671 Denis Romanov

Denis Romanov

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 12 сообщений
  • Из:Socotra

Отправлено 21 октября 2019 - 07:55

Сорри! https://cloud.mail.r.../Ehyy/CEmrNuwRf

 

весь архив тут

 

В данном архиве две книги Ахматова: "Поясное время", 1919 года и перевод 1924 года руководства для штурманов от английского Адмиралтейства.

Объявленной книги там нет.


Сообщение отредактировал Denis Romanov: 21 октября 2019 - 07:56

  • 2

#672 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 21 октября 2019 - 11:59

Спасибо!
Действительно, третье издание: Ахматов В. В. Высота и азимут в 3 минуты. Таблицы, упрощающие и ускоряющие расчет вычисление линий положения. - Л., 1936.
  • 0

#673 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 21 октября 2019 - 12:10

не дает скачать 3е издание Ахматов В. В. Высота и азимут в 3 минуты. Таблицы, упрощающие и ускоряющие расчет вычисление линий положения


  • 0

#674 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 21 октября 2019 - 12:36

Да, некоторые ссылки (и данная в том числе) не работают.

Я воспользовался этой:

https://cloud.mail.r.../Ehyy/CEmrNuwRf

На всякий случай - скопировал файл в другое хранилище:
Ахматов В. В. Высота и азимут в 3 минуты. Таблицы, ускоряющие и упрощающие вычисление линий положения. Издание 3-тье. - Л., 1936.

Сообщение отредактировал booBot: 21 октября 2019 - 13:30

  • 0

#675 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 24 октября 2019 - 20:53

........Я пересчитываю примеры (во втором издании, 1933г.) на современном калькуляторе, - в некоторых случаях высота отличается минут на пять~шесть, многовато...

....... Мне очень не нравится четвертная запись азимутов, - они бы ещё в румбах протабулировали! :)

Только увидел развитие темы, долго был на даче. Интернета там нет, но есть приемлимый астроклимат и ИАС. Теперь готов "встрять" с удовольствием!

 

Докладываю, у Ахматова всё в порядке с точностью. Но надо немного усидчивости, везения и... аналитики. Надеюсь, мои замечания всем помогут.

 

1. Обоснованно считаю, что то, что сейчас громко называется местод "хаверсинов" это как раз то, что у Ахматова. Никак не доберусь снова до Ленинки, чтобы узнать, что это за "....утерянные приоритеты в методике астронавигационных расчётов". Фото карточки уже выкладывал. "Вестник воздушного флота" за 50-60-ые годы, редчайшее издание, скачать не получается

 

2. В таблице определения "румбов" при четвертной записи (т.е.по теореме. синусов) - ошибка и недописанная фраза. Возможно из типографии. Как автор этого не заметил, не понимаю. Я догадался раньше (когда сфоткал книгу из Ленинки), но не стал разбираться, т.к. считаю, обычно, по теореме косинусов (где полукруговой счёт). Сейчас получил из СПб таблицы "в бумаге" с карандашными поправками (!), которые всё расставили по местам. Изучайте и пробуйте. Продавец, увы, не знает истории этих таблиц и фамилии на ней, т.к. работал в пункте сбора макулатуры. Но если кто-то поможет - будет здорово. Ещё важна подпись в верхнем углу большинства страниц, чья - не разберу.

 

2. Обнаружил, что автор упустил один важный момент. Если считать азимут по теореме косинусов (т.к. полукруговым счётом), то ни в одном из примеров не разбирается случай, когда широта и склонение имеют разные знаки. А зря!  :D  Я случайно начал именно с этого случая (Солнце как раз провалилось под небесный экватор) и.... вообще ничего не получилось. Неделю думал, пробовал и ..... догадался только потому, что ранее работал с логарифмами по обыкновенным (не навигационным) таблицам. Объяснение см. на скрине алгоритмов, которые я для всех нас написал.

 

3. По поводу точности расчёта высоты: если у Ахматова не заниматься интерполяцией, то у меня получается в худшем случае 0,5...1 угл мин. Если заниматься, то 0,1...0,3. Было бы желание, ну и как повезёт с углами. Сравнил с работой по пятизначным таблицам логарифмов, там у меня с интерполяцией получалось 0,1, а в редких случаях 0,15 (но одну линию положения считал минут 40!). Сделал вывод и....  Ахматову огромное спасибо!.

 

4. По поводу точности расчёта азимута.

а) По теореме синусов - конечно быстрее, но при истинных азимутах в р-не 90 и 270 град (а это для наблюдений самое "оно", т.к. НЕ КУЛЬМИНАЦИЯ), ей пользоваться нежелательно,  т.к. косинусы углов будут очень близки к 1 и точного значения даже в пятизначных таблицах логарифмом нет. Погрешность расчёта азимута может достичь почти градуса. Ну и зачем мучаться? У меня месяца три назад арксинус от 1,01 получился, вот я ржал... :D

б) По теореме косинусов - чуть дольше, но не надо ломать голову с аналитикой четвертных румбов! Тем более, хоть при азимутах в районе 0 и 180 град теперь уже  этот расчёт вырождается (арккосинус от 1), но это азимуты в местах кульминаций и по известным причинам, такие светила нежелательны для использования в традиционном методе. А для истинных азмимутов 90 и 270 град - самое оно.

Для себя сделал выводы:

в) основной метод расчёта азимута - по теореме косинусов. Но уж если азимут будет близок к 0 или 180 град, то дополнить расчёт по теореме синусов, но уже без ломания головы над четвертями, т.к. И ТАК ЯСНО.

г) ограничиться точностью расчёта азимута в 15...30 мин. Этого достаточно для построения даже с помощью геодезического латунного (раритетного!) транспортира, доставшегося мне ещё от деда. И просто для сведения, если азимут "нормальный" (т.е. не рядом с 0, 90, 180 и 270 град), то расчёт на логарифмической линейке  (2...3 значащие цифры) так же дает точность 10...30 мин любым из методов. И это вообще без всяких таблиц! А ведь есть ещё и номограммы, где всё ещё быстрее, но точность 1 град.

 

Фото/скрины

 

- обложка

- дарственная надпись. Подпись та же, что и на страницах.

- правильная аналитика "четвертного" азимута от руки (!)

- Excel ещё не существовал, алгоритмы работы с теоремой косинусов (на примере дуги большого круга между двумя пунктами) и теоремой синусов. Кто написал, Чудновцев или Даритель - не знаю. Обратите внимание на годы, таблицы-то - боевые!

- аналогично, на последней страница. Почерк, вроде бы, другой.

- современный вариант визуализации алгоритмов. Допишу, заламинирую, в рамку и на стену.

Прикрепленные изображения

  • IMG_20191024_153352.jpg
  • IMG_20191024_153400.jpg
  • IMG_20191024_153430.jpg
  • IMG_20191024_153446.jpg
  • IMG_20191024_153502.jpg
  • Основные алгоритмы по Ахматову.jpg

  • 2



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей