Перейти к содержимому

Фотография

Аварийные приемы навигации


Сообщений в теме: 820

#726 V4L1K

V4L1K

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Ивано Франковськ

Отправлено 08 июля 2020 - 00:37

Зачем штурману может понадобиться знание "узла Луны"?

 

Он нужен для склонения луны, так как нормальной формулы я не нашел, я пользуюсь небольшим костылем. А именно пользуюсь переобразованием во вторую экваториальную, а там нужны наклонение небесного экватора,

долгота луны, широты луны - как раз для того что бы знать какой знак широты плюс или минус, надо знать какой узел луны сейчас и в каком положении луна на нем, так как широта луны и узел луны это почти тоже самое.


  • 1

#727 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 08 июля 2020 - 01:16

Серьёзный подход!

PS
Теперь становится понятно, почему в альманахах для индийских штурманов протабулированы "планеты" Раху и Кету, являющиеся именно узлами лунной орбиты!
  • 0

#728 V4L1K

V4L1K

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Ивано Франковськ

Отправлено 08 июля 2020 - 01:19

Серьёзный подход!

PS
Теперь становится понятно, почему в альманахах для индийских штурманов протабулированы "планеты" Раху и Кету, являющиеся именно узлами лунной орбиты!

Если нужны подробности по пунктам я могу скинуть сами формулы, что бы находить все без альманахов и таблиц.

Хотя точность хотелось бы лучше, но это все такие аварийная навигация - ей можна)


  • 1

#729 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 08 июля 2020 - 01:24

ДА! ДА! ДА!!!
И поскорее!!!
:)

Меня эта тема очень интересует. Честно!
  • 0

#730 V4L1K

V4L1K

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Ивано Франковськ

Отправлено 08 июля 2020 - 01:32

ДА! ДА! ДА!!!
И поскорее!!!
:)

Меня эта тема очень интересует. Честно!

Ну тогда жди простыню - ибо там много всего.Я забыл еще упомянуть про нахождение синусов и косинусов(значений) для формул - про это тоже напишу.Но все завтра уже сделаю, ибо сейчас уже позно и лень если чесно)


  • 1

#731 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 08 июля 2020 - 12:24

Заранее - большое спасибо!
Такой, сугубо графический способ решения PZX-треугольника вам известен?
  • 1

#732 V4L1K

V4L1K

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Ивано Франковськ

Отправлено 08 июля 2020 - 13:58

Заранее - большое спасибо!
Такой, сугубо графический способ решения PZX-треугольника вам известен?

Да известен, хоть я и раньше знал как находить графически синусы и косинусы,но как перемножать и делить графически и все это находить, я не знал.

Как для меня графический метод хоть и прост и быстр,но немного страдает в точности,что для формул немного не позволительно - ибо совсем небольшое отклонение в 0.1 может очень сильно отразиться на результатах.

 

Я в свою очередь пользуюсь таблицей синусов через каждые 10 градусов(10,20,30,40,50,60,70,80), каждое значение записано с точностью до 4 знака после комы,и все это заучено.Но я потом планирую до 5 знаков заучить.

И я просто интерполирую значение которое мне нужно.Да не спорю это медленнее,и требует внимательности,но точность выходит как раз та что нужно.

 

Графическим методом можна пользоваться как альтернативой,но думаю только для прикидки примерного значение той или иной формулы и в итоге местоположение.

 

Графический метод это как будто положить две ладони на карту и сказать: "Мы где то здесь". 

Метод интерполяций это как будто тыкнуть указательным пальцем в карту и сказать: "Мы точно здесь"

:D

 

Ну я примерно так это вижу.


Сообщение отредактировал V4L1K: 08 июля 2020 - 14:04

  • 1

#733 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 08 июля 2020 - 15:14

Я сомневаюсь, что в условиях качки, недосыпа и стресса (из-за нештатной ситуации, вынудившей прибегнуть к обсуждаемым тут методам Ав-Пр-Нав), кто-то сможет вспомнить значение синуса угла с четырьмя знаками...
:)

Но попытаться надо, тем более, что это полезно от Альцгеймера.
Жду ваши материалы!

Сообщение отредактировал booBot: 08 июля 2020 - 15:18

  • 0

#734 V4L1K

V4L1K

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Ивано Франковськ

Отправлено 08 июля 2020 - 16:38

   0)Значения синусов и косинусов

   

Скрытый текст

 

 

   
   1) Номер дня по дате
   
Скрытый текст
   
   
   2) Звездное время на полночь по UTC и переобразование на другое время
   3) Склонение солнца на дату
   4) Прямое восхождение солнца на дату
   5) Время кульминации солнца 
   6) Уравнение времени на дату
   7) Долгота дня на дату
   8) Высота светила
   9) Азимуты восхода заката светила
   10) Азимут светила
   11) Часовой угол светила
   12) Склонение светила
   13) Возраст луны
   14) Прямое восхождение луны
   15) Лунный узел на дату(восходящий или нисходящий)
   16) Склонение луны
   17) Время кульминации луны
   18) Магнитное склонение по восходу/закату солнца
   19) Длина дуги широты
   20) Область видимости
   21) Высота солнца по тени
   22) Географическое положение светил
   23) Поправка на наклон горизонта
   24) Средняя поправка на рефракцию
   25) Поправка на температуру и давление
   26) Поправка на полудиаметр
   27) Метод переносов

  • 1

#735 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 08 июля 2020 - 17:56

:) Клавдий Птолемей так и строил свою таблицу значений хорды угла, - дал столбец для линейной интерполяции между протабулирпованными значениями.
~1900 лет назад.

Пункт "Номер дня по дате" не открывается.

Сообщение отредактировал booBot: 08 июля 2020 - 17:57

  • 0

#736 V4L1K

V4L1K

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Ивано Франковськ

Отправлено 08 июля 2020 - 23:57

 Снова случайно отослал,ех

 

Я тут просто борюсь со встроенным редактором,он вот случайно может отправить сообщение


Сообщение отредактировал V4L1K: 09 июля 2020 - 00:03

  • 0

#737 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 141 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 13 июля 2020 - 18:14

Коллеги, нужна консультация. Ниже приведу отрывок текста. Его автор возможно был не силен в теории, зато на практике только астронавигацией и пользовался.

 

Кажется, я нашел метод (способ) решения задачи по определению долготы. В момент кульминации светила (Солнца) фиксируем точное время, исправляем его поправкой (ихр??) и из ежедневных таблиц МАЕ выбираем t гр на момент кульминации на меридиане наблюдателя. Это и есть долгота! Просто! Быстро! Точно! Легко!

...

2) Правило: Западная долгота равна часовому углу светила t* в момент его кульминации на меридиане наблюдателя, восточная долгота равна 360° минус часовой угол (вестовый) светила в момент его кульминации на меридиане наблюдателя, или практическому (Е) час. углу.  

Что можно сказать по этому поводу?

Мне непонятно (сам в астронавигации ничего не смыслю)

1) как можно найти по таблицам некое "tгр. на момент кульминации на меридиане наблюдателя", когда этот меридиан т.е. долготу как раз и надо еще найти? 

2) А разве долгота меряется как-то иначе и описание содержит некое ноу-хау? На Гринвиче нулевой меридиан, если есть точные часы и засекли момент кульминации, то разница пересчитанная в градусы и есть долгота, нет?

3) Какое правильное обозначение "поправки для исправления времени (ихр??)" - оригинал там неразборчив, латинские или русские буквы непонятно.


  • 0

#738 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 13 июля 2020 - 18:59

  • Да, тут действительно есть некий "заколдованный круг". Но если у вас есть часы, идущие "по Гринвичу", то значение tгр вы считаете в момент кульминации на них непосредственно. Если бы часы шли по времени часового пояса, то требовалось бы знать, какова разница со всемирным временем ("с Гринвичем").
  • Долгота - выраженное в градусах время. Вы правы, описание не содержит "ноу-хау", просто, как я понимаю, в Российской навигационной школе почему-то любят выражать углы в "четвертной" мере, а не в диапазоне 0°~360°.
  • "исправление хронометра"
Уточнение: если дело происходит в даты, близкие к равноденствиям, то потребуется поправка за то, что склонение Солнца меняется на ~треть градуса в сутки. Это значит, что момент наибольшей высоты Солнца над горизонтом не соответсвует моменту кульминации - пересечению центром Солнца меридиана наблюдателя. Весной - кульминация раньше момента наибольшей высоты, осенью - позже. Есть формула, связывающая широту местоположения наблюдателя, скорость изменения склонения и поправку, дающую момент кульминации по моменту наибольшей высоты. Могу привести, если нужна.

Второе замечание: момент кульминации - сложно засечь, так как высота почти не меняется на вершине синусоиды. С кондачка так просто долготу (по кульминации) не определить (с хорошей точностью).

Сообщение отредактировал booBot: 13 июля 2020 - 19:12

  • 1

#739 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 141 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 13 июля 2020 - 21:04

Спасибо! То что надо. Формул не надо, интерес у меня как "литредактора". Это из записей Евг. Гвоздева в 95 г (плавание на Лене). Определялся он только в полдень по Солнцу, примерное место (во всяком случае часовой пояс) конечно знал по счислению. И МАЕ у него был прошлогодний. А после Сомали когда унесли все часы и какую-то трубу от секстана (но не весь!) - ночью смотрел высоту Полярной, но там уже и одной широты хватало т.к. поднимался на север вдоль берега Красного моря. Вот уж действительно аварийная навигация.


  • 1

#740 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 13 июля 2020 - 22:58

Я только кое-что про Гвоздёва читал, но и из этих обрывочных сведений мне ясно, он астронавигацией владел ХОРОШО. Он же по Тихому Океану с секстантом проехал, проехал и не заблудился. ЭТО о многом говорит.

Я уверен, он сильно упростил описание определения долготы по наблюдению кульминации Солнца. Наверняка он или знал, или сам переизобрёл метод Джеймса Н.Вилсона, кстати, уже описанный тут. Вкратце: берётся серия высот Солнца до предполагаемого времени кульминации, отдельно находится наибольшая высота Солнца, потом вторая серия высот (равных первым) после кульминации.
Из наибольшей высоты узнаётся географическая широта.
С учётом собственного движения в направлении север/юг, и с учётом изменения склонения Солнца за истекший промежуток времени, находится "среднее арифметическое" моментов высот, из которого уже с гораздо большей точностью можно вывести долготу. Итого, за один приём получаем полное определение места.
Как-то так. Могу найти страницу в этой же теме, где это изложено с картинками.

Сообщение отредактировал booBot: 13 июля 2020 - 23:04

  • 0

#741 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 15 июля 2020 - 13:08

Уточню пункт №1:
  • навигатор использует часы, идущие "по Гринвичу", и у него есть "альманах", где табулирован гринвичский часовой угол светила на каждый ровный час (если "альманах" "авиационный", - то на каждые 10 минут).
  • навигатор каким-то образом определяет момент времени кульминации светила (то есть, момент, когда местный часовой угол равен нулю, или, что то же самое, - светило находится на меридиане наблюдателя)
  • так как часы у него "по Гринвичу", он может найти в альманахе интервал (времени), охватывающий момент кульминации.
  • интерполируя между табулированными значениями гринвичского часового угла на начало и конец охватывающего интервала, навигатор вычисляет искомое значение этого угла на момент кульминации.
  • далее действует правило "если гр.час.уг. между 0° и 180°, то наша западная долгота равна гр.час.уг., если же гр.час.уг. между 180° и 360°, то наша восточная долгота равна 360° минус гр.час.уг."

  • 0

#742 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 15 июля 2020 - 15:58

1 минута дуги равна 1 морской мили (в среднем), 1 градус - 60 миль и т.п.

Местный полдень отличается от всемирного времени на величину долготы (переведённой во время), плюсом (восточное) или минусом (западное полушарие).

Поэтому долготу свою теоретически определить очень просто, засекая всемирное время наступления местного полдня - насколько это время отличается от 12 часов солнечного времени, настолько и мы находимся к западу или востоку от Гринвича (нулевого меридиана).

 

Трудности тут скорее технически: качка, облака, нужно уловить точный момент наступления полдня и т.п.


Сообщение отредактировал Eвгeний: 15 июля 2020 - 15:59

  • 0

#743 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 141 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 15 июля 2020 - 16:00

Но зачем вообще альманах? Знаем часовой пояс и по часам гринвичское время кульминации, допустим по тени от палки с точностью  :rolleyes: ну, минут 20? а секстаном по ряду засечек 1 минута. Земля вращается со скоростью 15 гр. в час. 

Если кульм. в 12:00 - стало быть и сижу в Гринвиче или скажем около Аккры в Гане, не к ночи будь помянута.

Если в 9:30 - разница 2,5 часа=35 гр. Е, значит в Торжке.

и т.д.

 

Что не так? А, вижу Евгений  ответ написал, аналогично.

ЗЫ пардон, 2,5 часа это 37,5 гр. а это уже Талдом - определенно, астронавигация не моего ума дело!  :)


Сообщение отредактировал Григорий Ш.: 15 июля 2020 - 16:11

  • 0

#744 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 15 июля 2020 - 16:20

Альманахи облегчают, меньше счёта на качке и пр.

 

Время тут нужно всемирное и местное, солнечное, локальное, не часовые пояса.

 

Хоть вот интересный сайт для перевода времени во всемирное и местное - https://www.timeanddate.com/

 

И если посмотреть на Москву 19 века - точно видна зависимость времени от долготы:


Сообщение отредактировал Eвгeний: 15 июля 2020 - 16:26

  • 0

#745 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 15 июля 2020 - 16:49

Вы наверное удивитесь, но Солнце на меридиане ровно в 12:00 бывает отнюдь НЕ каждый день. Вспомните про "уравнение времени".

А вот если пользоваться "альманахом", то переход из "истинного солнечного" во "всемирное" делать не надо, так как в альманахах указан часовой угол, то есть, "уравнение времени" уже учтено.

По "тени палки" полдень можно определить только находясь на суше, на лодке это абсолютно нереально...
  • 0

#746 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 15 июля 2020 - 17:07

Вы наверное удивитесь, но Солнце на меридиане ровно в 12:00 бывает отнюдь НЕ каждый день. Вспомните про "уравнение времени".

А вот если пользоваться "альманахом", то переход из "истинного солнечного" во "всемирное" делать не надо, так как в альманахах указан часовой угол, то есть, "уравнение времени" уже учтено.

По "тени палки" полдень можно определить только находясь на суше, на лодке это абсолютно нереально...

Гражданское время для навигации вообще не годиться. Оно нужно только для определения всемирного, а для оценки местного нужна долгота и всемирное.

 

Мне так кажется, что есть смысл приравнять судовое время к всемирному и не думать о переводе вообще.

 

Я тут во много о теоретических положениях распространялся, а так - да, Альманах уже готовое практическое решение, спасибо составителям. Но и понимать откуда что берётся тоже полезно.


Сообщение отредактировал Eвгeний: 15 июля 2020 - 17:10

  • 0

#747 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 15 июля 2020 - 19:27

Разумеется, понимать - НЕОБХОДИМО!
Я, хоть и не штурман ни разу, давно говорю, - все эти AM/PM, часовые пояса и прочая-прочая, надо забыть и не вспоминать. Только UT, только на часах с 24-часовой индикацией. Так проще и единообразнее.
  • 0

#748 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 16 июля 2020 - 01:29

...интерес у меня как "литредактора"...

Вам "научный консультант" не нужен? ;)
Я бы с удовольствием почитал, м.б. что-нибудь прокомментировал...
  • 0

#749 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 141 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 16 июля 2020 - 09:31

Спасибо, если попадется еще какое-то неразборчивое место относящееся к навигации - буду спрашивать, чтобы не было ляпсуса. Ну а если Е.А. подумал что нашел способ которым пользовались уже давно - это as is. До возможности почитать боюсь еще долго, тут не я решаю что и как.  


  • 1

#750 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 22 июля 2020 - 02:40

Мой интерес к астронавигации (и аварийным способам навигации) возник при чтении книги Стивена Каллахэна (про двухмесячный дрейф).
Если книгу Гвоздёва снабдить хорошими комментариями, дать объяснения основ навигации, то, надеюсь, это заинтересует хотя бы часть читателей.
А история астронавигации, её основы - весьма поучительны.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей