Перейти к содержимому

Фотография

Аварийные приемы навигации


Сообщений в теме: 820

#751 Alex 55

Alex 55

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 151 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 22 июля 2020 - 10:21

Нет никаких чудодейственных методов "аварийной навигации".

Мореходству сотни, если не тысячи лет, как собственно и навигации.

Так что достаточно просто хорошо изучить сию дисциплину - на что, правда, вкупе с необходимой практикой - понадобится не один годик.

И вот только тогда - сможете найти выход из ЛЮБОЙ ситуации.

А все сказки про "иванушку-дурачка"... - так на то они и сказки.  ИМХО    :)


  • 0

#752 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 22 июля 2020 - 10:51

Спрашивают речников: "А до Америки дойдёте?"

- дойдём, буи поставите - и дойдём.


  • 6

#753 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 22 июля 2020 - 14:18

Книги должны быть такие, что "сеют разумное, доброе, вечное". Вы спросите ЛЮБОГО, какой формы планета Земля, очень удивитесь. И даже если ответят правильно, то уж точно не смогут пояснить, как можно выяснить, какой она формы, и когда это было выяснено впервые.

В результате растут поколения, которые к настенному выключателю относятся, как к "магическому предмету", волшебным образом включающему/выключающему освещение...

Нужно, - НЕОБХОДИМО! - использовать КАЖДЫЙ повод для образования/обучения людей. Без знаний они опять вернутся в животное состояние.
  • 3

#754 ж.с

ж.с

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 623 сообщений
  • Из:Пенза
  • Судно: ,пико-крейсер
  • Название: Selena

Отправлено 23 июля 2020 - 09:00

Мой интерес к астронавигации (и аварийным способам навигации) возник при чтении книги Стивена Каллахэна (про двухмесячный дрейф).
Если книгу Гвоздёва снабдить хорошими комментариями, дать объяснения основ навигации, то, надеюсь, это заинтересует хотя бы часть читателей.
А история астронавигации, её основы - весьма поучительны.

Интересно рассказывает о навигационных вопросах и их решениях Френсис Чичестер в своей книге  "В пустыне волн и небес "

 Яхтингом он стал заниматься уже в зрелом возрасте,а в молодости летал на самолетах. Совершил перелет на маленьком одноместном самолетике из Англии в Австралию и дальше в Новую Зеландию. Интересно пишет. В воздухе с ориентацией в пространстве (особенно над морскими просторами ) тоже геморрой немалый.


  • 1

#755 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 июля 2020 - 13:33

Читал, но там мне больше запомнилось его пьянство, а не навигация. Надо бы перечитать внимательнее.
  • 0

#756 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 141 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 23 июля 2020 - 13:53

Книгу не читал, но скажу (с) :) Зато, так уж вышло, зимой перевел статью о нем из англ. Вики для нашей. Там говорится так: 

 

 

 Единственным доступным в то время способом определения местонахождения было измерение высоты Солнца с помощью секстанта и последующие расчеты, что крайне затруднительно для пилота летящего самолёта. Чичестер впервые методично применял в полетах навигацию по линии положения, заранее рассчитывая связь ряда моментов времени и высоты Солнца, отвечающих достижению направления на цель. Получив отсчет высоты в расчетном диапазоне, пилот должен был повернуть на 90 градусов и шел прямо к цели. Трудно учитываемые ошибки курса, влияние ветра и другие факторы компенсировались при этом расстоянием (временем полета), что и позволяло Чичестеру находить в океане крошечные острова. 

И потом во время войны его методом пользовались английские летчики. 

Честно - суть так толком и не понял (хотя в англ. тексте подробнее). Ну, понятно что-то типа линейной навигации - уткнемся в реку и пойдем по ней вниз (или уткнемся в Америку, а там в какой стороне Нью-Йорк и спросить можно).


Сообщение отредактировал Григорий Ш.: 23 июля 2020 - 13:54

  • 0

#757 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 июля 2020 - 22:58

Суть метода Ф.Чичестера в следующем:
  • до отлёта вычисляется направление и дальность до пункта назначения
  • исходя из имеющихся сведений о погоде - делается оценка скорости относительно земли, то есть, время в пути, а так же вероятный снос с кратчайшего курса
  • фактический курс выбирается так, чтобы фактический ветер снёс точно "правее" или "левее" пункта назначения, и выбор "правее/левее" делается заранее
  • на промежуточные моменты полёта, - в соответствии со счислением, производится вычисление высоты и азимута Солнца для точек, где самолёт должен был бы находиться в указанные моменты времени
  • такое же вычисление делается и для пункта назначения - в момент ожидаемого приближения к нему
  • на карте заранее строятся ВЛП (высотые линии положения) по результатам этих расчётов. Для пункта назначения строится семейство азимутов (радиусы, исходящие из пункта назначения) и окружностей равных высот - с указанием моментов времени, к которым они относятся
  • в полёте, в указанные моменты времени берётся высота Солнца, сравнивается с предварительными расчётами. По результатам сравнения вносятся корректировки курса и счислимого места
  • так как курс был заранее выбран, чтобы приблизиться к пункту назначения заведомо правым или левым бортом, оказавшись на одном из радиусов через пункт назначения, - ясно, в какую сторону по нему следовать. Разница наблюдённой высоты Солнца и предвычисленной для указанного времени - даёт информацию о расстоянии до пункта
Несколько страниц назад Дмитрий приводил ссылку на отечественную публикацию, подробно обучающую данной методике.

Сообщение отредактировал booBot: 23 июля 2020 - 23:04

  • 0

#758 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 24 июля 2020 - 02:08

Поправка п.6: - для пункта назначения вычисляются высоты и азимуты Солнца на момент времени ожидаемого прибытия и ± некоторый интервал с шагом в 10 минут. На карте из пункта назначения как из центра строятся радиусы, являющиеся азимутами Солнца на эти моменты времени, их подписывают значением времени и вычисленной высоты. С центром в пункте назначения строится семейство окружностей радиусами (в масштабе карты) с шагом 10 миль. Собственно ВЛП на карте в этом месте нет. Радиусы перпендикулярны ВЛП, как это следует из метода переносов.
  • 0

#759 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 04 февраля 2021 - 17:55

Поскольку есть у народа интерес, то я сейчас выкладываю шкалы, так что сами испытываите. Инструкции на русском я при случае выложу, а пока выкладываю текст от Гари с инструкцией на английском. Он же автор идеи использования плоского варианта. Он использует готовую шкалу, распечатанную программой от одного математика, но эту шкалу в интернете никто не встречал. Так что мне пришлось перерассчитать и нарисовать все самому. Прилагаю также текст обзорной статьи по байгрейвам, там на последней странице есть фото плоского варианта предложенного Гари ЛаПуком. Я собственно нацелился на такой вариант, поскольку с цилиндрами (надо три) сложновато, а хочется сразу и сейчас

Ещё нашлась литература по вычислителю.

https://www.rechensc...org/hoehen.html

 

Инструкцию на французском (увы), прилагаю. Правда там частично распознанный PDF и картинки.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  10987759.pdf   1,37МБ   199 Количество загрузок:

  • 1

#760 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 апреля 2021 - 13:03

На форуме американских штурманов нашлась такая ссылка: описание "сферанта" (Spherant).

Как я понял, в зрительную трубу - по трубчатой рукоятке - передаётся изображение пузырькового уровня (совмещаемого с прямовидимым изображением светила). А три лимба должны быть установлены в совершенно определённые положения, соответствующие значениям географической широты, склонения светила и его местного часового угла (иначе пузырёк не окажется в центре капсулы).

Данный прибор освобождает от необходимости решать навигационный треугольник.

PS
Купить единственный уцелевший образец сферанта можно тут.
:)

Сообщение отредактировал booBot: 23 апреля 2021 - 13:19

  • 1

#761 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 25 апреля 2021 - 21:31

......
Данный прибор освобождает от необходимости решать навигационный треугольник.
.....

Очень интересно!

С трудом представляю себе, как удерживать этот прибор в руках и получать приемлимую точность в наблюдениях.

С т.з. расположения на штативе - ещё куда не шло.

 

P.S. https://dic.academic...ea/9028/СФЕРАНТ


  • 0

#762 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 25 апреля 2021 - 23:48

Тот же "пузырьковый" секстант, вид сбоку.
Любой, кто на ИАС-1(М) попадает в пару миль от истины, наверняка и со сферантом справится.
:)

Мне казалось, что вы уже упоминали сферант, перечисляя всякие приспособы, рассматривавшиеся ВВС РККА в тысяча девятьсот тридцатые годы. А тут - его более или не менее толковое описание.
  • 0

#763 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 26 апреля 2021 - 10:31

Да, помню. Были всякие усложнённые конструкции (в т.ч. секстант Ветчинкина), но до массового применения дело так и не дошло.


  • 0

#764 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 26 апреля 2021 - 14:53

Сайт ещё одного любителя астронавигации.

Он доработал планисферу, чтобы она лучше отвечала требованиям штурманов.
Есть и другие полезные вещи.

Попробую на-3D-печатать его транспортир...
  • 1

#765 mackz

mackz

    Юнга

  • Пассажиры
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Из:Алматы
  • Судно: навител

Отправлено 26 апреля 2021 - 19:14

Очень стыдно, но прошу пояснить, что такое UT1 и GST? :(
Далее, проверяйте: имеем "коридор" в широте и долготе (от и до), приемлимые звёзды (известные склонения, примерный "коридор" положительных высот от 10 до 80 в течение сумерек или ночи; как следствие - ограничение в местном часовом угле). Далее создаётся (графически) "поле" высот.

В нужное время входим в таблицу со счислимой широтой и местным часовым углом. Получаем высоту, сравниваем с измеренной/исправленной

-----------------

Вообще, идея именно с самостоятельной подготовкой таблиц мне нравится. Я подобным образом делал таблицы приливов для Белого моря: строго по ограниченному набору точек и временному интервалу.

 

Есть и другие варианты программ. По указанной Вами не всё так просто, к примеру: https://isupport.kz/aerosemka

Может, что-то проще выбрать?


Сообщение отредактировал mackz: 26 апреля 2021 - 19:14


#766 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 26 апреля 2021 - 19:53

UT1 - всемирное время
GST == Greenwich Siderial Time - звёздное время на Гринвичском меридиане.

Да, наблюдая звёзды, находим сочетание их высот в таблице, смотрим, какому местному звёздному времени (LST) это соответствует и какой широте, из альманаха узнаём гринвичский часовой угол точки весеннего равноденствия, - вычитая GST из LST узнаём свою долготу.
  • 0

#767 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 21 июня 2021 - 18:31

К вопросу о времени.

С тех пор, как узнал о существовании радиостанции RWM (эталон частоты и времени), прекратил поверять часы по "шестому сигналу", так как ни на СВ (1413kHz), ни на УКВ ("Маяк", "Вести-FM") этот сигнал в нынешнюю цифровую эпоху не передаётся без задержки/обработки.

В Санкт-Петербурге запаздывание шестого сигнала доходило до ~семи секунд относительно эталона.

Довелось побывать в Москве, решил сравнить величину задержки шестого сигнала на радиостанции "Вести-FM" с нашей (питерской).
Перед поездкой - проверил, какова задержка в СПб, - был удивлён заметить, что она снизилась до ~двух секунд.

А в Москве (сидя на скамейке в парке Фили) я обнаружил, что запаздывание невелико, - около полусекунды.

Видимо, что-то изменилось в инфраструктуре раздачи радиовещательных программ...
  • 0

#768 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 21 июня 2021 - 19:16

К вопросу о времени.

С тех пор, как узнал о существовании радиостанции RWM (эталон частоты и времени), прекратил поверять часы по "шестому сигналу"...

И правильно! Шестой не катит, время следует сверять по двенадцатому удару курантов  :D


  • 0

#769 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 27 июня 2021 - 18:00

К вопросу о времени.

С тех пор, как узнал о существовании радиостанции RWM (эталон частоты и времени), прекратил поверять часы по "шестому сигналу", так как ни на СВ (1413kHz), ни на УКВ ("Маяк", "Вести-FM") этот сигнал в нынешнюю цифровую эпоху не передаётся без задержки/обработки.

В Санкт-Петербурге запаздывание шестого сигнала доходило до ~семи секунд относительно эталона.

Довелось побывать в Москве, решил сравнить величину задержки шестого сигнала на радиостанции "Вести-FM" с нашей (питерской).
Перед поездкой - проверил, какова задержка в СПб, - был удивлён заметить, что она снизилась до ~двух секунд.

А в Москве (сидя на скамейке в парке Фили) я обнаружил, что запаздывание невелико, - около полусекунды.

Видимо, что-то изменилось в инфраструктуре раздачи радиовещательных программ...

Совсем забыл. Хорошая новость. Докладываю, что проверил RWM на даче (МО, Чеховский район). На бытовой КВ приёмник с SSB модуляцией сигнал ловится вечерами на слух на 4996 кГц. На остальных двух, более высоких частотах, вечерами ничего не слышал. Часовой сигнал совпадает с "Маяком" на 103,4 МГц

Выводы:

RWM -более глобально, но начало сигнала после паузы...... неожиданно, что-ли. "Маяк" - более удобно (начало шестого сигнала), но не глобально.


  • 0

#770 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 28 июня 2021 - 12:56

Пятисекундные паузы: Сигналы времени 56, 57, 58, 59-й секунд, следующие после 9, 14, 19, 24, 29, 39, 44, 49, 54 и 59-й минут, пропускаются.
Основная часть минутных импульсов отчётливо слышна в обычном ритме.

Часы необязательно выставлять по границе часа, я синхронизирую в любую удобную минуту.
  • 0

#771 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 28 июня 2021 - 13:37

Стесняюсь спросить, а у вас там где радио принимает жпс не ловится что ли? Я часы по спутникам выставляю. 


  • 0

#772 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 28 июня 2021 - 14:21

По каким спутникам? По ГЛОНАССу?
RWM - российский эталон, а вот GPS управляется потенциальным противником.

Кстати, было бы интересно узнать, как вы это делаете?
На айфонах, например, по ГНСС выставляется только часовой пояс, время устанавливается только по NTP (требуется доступ в сеть).
  • 0

#773 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 30 июня 2021 - 16:43

Скопирую сюда найденную информацию про traverse board, (по-Русски - галсовую/вахтенную доску), - неэлектронную помощь в счислении места.
  • 0

#774 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 30 июня 2021 - 16:58

В бытность работы в Сахалинском пароходстве попал на судно на мостике которого обнаружил нарисованную на рабочем столике таблицу где по вертикали указаны курсы судна а по горизонтали его скорость. Спросил штурманов что это за таблица, как ее применить. Мне ответили что сами не знают но кто-то вспомнил что таблица была нарисована старшим помощником который был откомандирован на период зимнего плавания из Тикси.  То есть штурман с опытом плавания во льдах. В те времена никаких спутниковых систем навигации не было и вдали от берегов только счисление. И эта таблица позволяла вести прокладку пути судна по счислению когда судно постоянно маневрирует изменяя курс и скорость. Каждые пять минут эти курс и скорость вносились в таблицу и в конце вахты значения осреднялись давая примерное положение судна на окончание вахты.


Сообщение отредактировал В. Мельников: 30 июня 2021 - 19:37

  • 0

#775 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 30 июня 2021 - 19:05

... на рабочем столике таблицу где по вертикали указаны курсы судна а по горизонтали его скорость.


Было бы интересно посмотреть и научиться пользоваться.
  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей