Доброго времени, джентльмены!
Хочу оживить старую тему - форма барабана лебёдки. Опять в 100-й раз по кругу: цилиндр, конус вершиной вверх, конус вершиной вниз.
Для чего.
Делаю то, чаво не может быть - брашпиль с бензоприводом. Назначение двойное: 1. экстремальная выборка якоря против ветра 25 м/с с полутонной капусты на канате; 2. Выволакивание катамарана на берег по каткам. Редуктор двухскоростной, на первой скорости усилие чуть больше тонны, на второй - около 300 кг. Основные технические вопросы решены, дело за барабаном. Буду его лить самостоятельно, сейчас морочусь формой, и немножко - размерами.
Предыстория:
Много лет использую в качестве якорной лебёдки маленькую шкотовую №6, одну износил, сейчас юзаю вторую. Для мирного времени её хватает. Обычно, лебёдка эта используется в качестве стопора. Два матроса идут на бак, закладывают на барабан пару шлагов и тянут ходовой конец. Как правило, этого хватает. По прямому назначению лебёдка используется редко. Как правило - для выдирания зацепившегося якоря с панера при помощи мотора. После некоторых приключений последнего года, я решился на изготовление моторного брашпиля. Только так, и ША! Про существование гидро и электро я в курсе, мне не подходят. Барабан будет проходной, как у шкотовой лебёдки с двумя трещётками.
Итак, барабан. Сначала - про размеры. Я использую трёхпрядки 12-14 мм. Покопавшись в характеристиках разных шкотовых лебёдок, я пришёл к выводу, что на таких верёвках и для усилия в тонну нужен барабан не менее 85 мм. Меньший барабан просто по трению не вытянет столько, а если решать проблему увеличением количества шлагов, то начнутся проблемы со схлёстыванием первых шлагов.
Форма барабана. Для большего понимания, представим себе шпиль закреплённый на палубе. Коренной конец снизу, ходовой - сверху. Насколько я понимаю, сужающийся кверху барабан облегчает сдвигание шлагов, поскольку ослабляет верхние шлаги. Тем не менее, я лично убеждался, что барабаны с обратной конусностью работают ничуть не хуже. Странно, но это точно так.
Если набрать в яндекс-картинках "брашпиль", то будет много фото здоровенных корабельных лебёдок с самыми разными барабанами. Самый распространённый - симметричный и вообще не имеющий цилиндрической части. Где искать истину?
Есть у меня смутная догадка, зачем придумали конус сужающийся книзу. Это как раз для того, чтобы не было схлёстывания шлагов при использовании лебёдки в качестве стопора. Как мы заводим шкот на лебёдку? Сначала закладываем шлаги, а потом выбираем слабину за ходовой конец. Ключ вставляем уже тогда, когда вручную тянуть тяжело, хотя это и быстрее. Момент, когда шкот тянется за ходовой конец без ключа, это и есть режим стопора. И если барабан сужается кверху, то коренные шлаги перетягиваются и перестают сползать вверх.
Вторая возможная причина - схлёстывание шлагов при растравливании лебёдки. Со стороны ходового конца шлаги соскальзывают легко (барабан сужается к верху), а коренные шлаги подклинивает. При обратной конусности всё наоборот, т.е. коренные шлаги ослабляются и шкот стравливается без проблем.
Какие будут соображения? Интересно мнение общественности, угадал я с диаметром барабана?
И ещё такой вопрос: на сколько шлагов надо рассчитывать длину барабана, хватит ли 85мм для тонны? Какое их количество считать предельным для нормальной работы лебёдки? Нужен ли лекальный переход с нижней щеки лебёдки на барабан? На шкотовых чаще встречается конус, почти сразу переходящий в барабан, т.е. никаких лекал.
Сообщение отредактировал Илья МГУ: 24 декабря 2017 - 20:48