Катера с ВВД
#1
Отправлено 12 февраля 2008 - 08:55
http://katera.ru/for...ic=16631&st=150
и здесь
http://katera.ru/for...ic=16110&st=325
вызвала определенный интерес, но быстро "вышла за рамки."
Поэтому перенесу сюда все наиболее интересное и продолжим обсуждение.
В 94 году ко мне обратился приятель, который помогал мне на строительстве первой лодки. Умница и умелец – золотые руки, он просил совета, какой проект взять за основу, катер нужен для походов на родину предков – в Лопшеньгу, -это примерно пол пути до Соловков. Катер должен быть мореходным, достаточно быстроходным, спрятаться от погоды можно только в Пертоминске, желательно водометным, т.к. подходы мелководны, грузоподъемным - нужно вывозить урожай, ну и конечно дизельным - бензина там не найти, причем дизель должен быть советским, другие не по карману да и не было их тогда, у нас по крайней мере. Сам он, начитавшись КиЯ, склонялся к саням Фокса с дизелем Беларусь – 75л.с. но знал, что по прогнозам Синильщикова глиссирующий катер с советским дизелем построить практически невозможно. Ну и пришел ко мнеза советом.
Что бы уважаемые форумчане посоветовали корефану на моем месте? Напоминаю, он мне очень много помогал на первой лодке и я не должен его пидмануть.
Было принято решение строить катер, используя материалы, опубликованные в 74 номере КиЯ: Афрамеев, Рабинович, «Подводные крылья на катерах – катамаранах». В статье приведены кривые обратного гидродинамического качества для различных компоновок крыльевых систем, которые показывают преимущество катамаранов на крыльях над однокорпусным катером при числах Фруда более 1.0, что и требовалось. Длина катера была принята 8м. ширина макс. 3.5 м. Обводы соответствовали приведенным в статье.
Корпус построен прочно, чтоб «до пенсии», с применением бакфанеры, поэтому перетяжелен, тем более, что оценив получающиеся объемы, строитель дал волю разыгравшемуся аппетиту и разместил в катере:
Салон, с внутренним постом управления;
Три изолированных двухместных каюты ;
Камбуз;
Гальюн;
Машинное отделение;
Кокпит имел длину не менее 2 м. при полной ширине.
Катер имел вспомогательное парусное вооружение (от четверти)
Взвесить катер за все годы он не смог, поэтому точное водоизмещение привести не могу, расчетное водоизмещение закладывалось на уровне 2.5т. Под дизелем от трактора Беларусь с водометом скорость превышала 20 узлов (точно не помню, записи пока не нашел) расчетная скорость 10 м/с. Дизель хозяин «подкручивал», хотелось прибавить мощи еще чуть – чуть.
Как видим катер сам по себе достаточно интересен, но главный интерес представляет водомет. Я отдавал себе отчет, что спроектировать с нуля водомет мне не удастся. Поэтому, будучи еще тогда в Ленинграде нашел возможность встретиться с Мавлюдовым. Марат Абдарахманович пошел навстречу и дал исчерпывающие рекомендации и чертежи двух вариантов вентилируемого водометного движителя с различными диаметрами рабочего колеса – 0.3м и 0.415 м. График располагаемой тяги для n= 2200 об/мин.,
N= 75 л.с. прикладывается, он есть под рукой. Был выбран вариант с D=0.415 м требующий редуктора, т.к. он давал выигрыш на скорости до 10 м/с, хотя и проигрывал на больших скоростях. По графикам выходило, что максимум кпд доходил до 0.7, что нас, несомненно, устраивало. Конструкция ВВД проста, так для изготовления водовода была применена фанера, изгиб в одной плоскости потребовался только для одного листа. Реверса не было, по оси водомета на срезе водовода сразу за ротором установлен руль, спрямляющих устройств нет. Ротор был выполнен из обычной стали, поэтому интенсивно коррозировал, что несомненно влияло на результат. Мои неправильные начальные установки (выбранные слишком большими размерения, расчет на максимальную мощность, при старом двигателе, постройка без должной заботы о снижении веса, привели к тому, что катер не смог показать все, на что был способен. Тем не менее, он выдавал скорость более 20 узлов, а в благоприятных условиях, и при использовании парусного вооружения летал как угорелый. Хозяин рассказывал, что на параде в честь Дня ВМФ в Архангельске в 1999 году «все ошалели» от того как он носился вдоль строя кораблей. Сам я при этом не присутствовал, поэтому ничего добавить не могу. Может кто – то из присутствующих на форуме был на том параде даст свою версию событий. Катер в те годы был сине-белый и назывался «Феникс».
На фото сброс катера 08.08.98.
С уважением 977.
#8
Отправлено 13 февраля 2008 - 14:02
#10
Отправлено 13 февраля 2008 - 14:55
Аппарат и на самом деле видать удался(безо всякой иронии!). Обмыли "по взрослому". Вот особенно понравилось: благоденствующий на палубе член команды:Как видим «Феникс» получился по своему уникальным: мореходным, вместительным, комфортабельным ну и глиссирующим при ограниченной мощности. Этот комплекс качеств стал возможен благодаря совместному использованию подводных крыльев, описанных в КиЯ № 74 стр. 34 Афрамеев Э.А., Рабинович Я.С. «Подводные крылья на катерах-катамаранах» и ВВД см. КиЯ №181 стр. 62 Мавлюдов М. Яковлева О. «Вентилируемые водометные движители».
Применение этих решений позволило достигнуть «таких свойств, которые старыми апробированными способами невозможно получить» - цитирую Мавлюдова по КиЯ №193 стр. 76 «Водометы сегодня и завтра».
С уважением 977.
Пытаюсь угадать кто рулит(может конечно от торпед уходили?).
Это вам не виртуальная "наливочная"! ВВД начинает мне нравиться.
#14
Отправлено 15 февраля 2008 - 19:33
#15
Отправлено 15 февраля 2008 - 19:43
Человек без крика "Я лучший спец!" спроектировал и помог сделать приличную лодку. Мне и завидно и приятно, что есть такие.
Вообще-то нужно сделать реверанс в сторону Мавлюдова. Удивительно, что человек с таким имененм пошел навстречу пожеланиям частного лица, да еще и дал готовые чертежи водомета.
О согласовании характеристик водомета с корпусом надо как-то поподробнее. Ведь, на момент передачи чертежей ВД, насколько я понимаю, катера как такового еще не было, ничего не было известно ни о его сопротивлении в зависимости от скорости, ни о том, как поведут себя крылья в сочетании с катемаранными обводами (эту статью в "КиЯ" я помню, ничего определенного, пригодного для использования при проектировании, там нет). Не говоря уже о скорости, которую судно с этим ВД способно развить. Просто чудо какое-то, что все сразу "слепилось". У нормальных людей так не бывает.
#18
Отправлено 15 февраля 2008 - 20:25
Нормальные люди и прорывы готовят и данные водометов дают тем людям кто идею на корню не загубят,вот почему и идея сработала и человек свое ученое имя не потерял. Дай бог им обоим сдоровья и успехов. Испытания прорывных направлениях надо проводить на грамотных "КОШЕЧКАХ", иначе любую идею можно профукать.Совмещение грамотной науки и производства_ вот и необычныя результат. Успехов им.А нормальные люди и прорывов не планируют ( и один водомёт в катамаран не ставят).
#19
Отправлено 15 февраля 2008 - 20:33
По моему мнению, и по тому что слышал - ЦНИИ - вцы вынуждены были расчитывать на Северодвинцев ради реализации проекта. Кто бы ещё помог наработки донести до рынка? Планы строили на орг. пр-ва. Хорошо что у ребят удалось ...Вообще-то нужно сделать реверанс в сторону Мавлюдова. Удивительно, что человек с таким имененм пошел навстречу пожеланиям частного лица, да еще и дал готовые чертежи водомета.
О согласовании характеристик водомета с корпусом надо как-то поподробнее. Ведь, на момент передачи чертежей ВД, насколько я понимаю, катера как такового еще не было, ничего не было известно ни о его сопротивлении в зависимости от скорости, ни о том, как поведут себя крылья в сочетании с катемаранными обводами (эту статью в "КиЯ" я помню, ничего определенного, пригодного для использования при проектировании, там нет). Не говоря уже о скорости, которую судно с этим ВД способно развить. Просто чудо какое-то, что все сразу "слепилось". У нормальных людей так не бывает.
Но до серьёзной серии и т. д. далековато как в силу конкуренции, так и в силу "незрелости" потребителей.
Тут с платёжеспособностью типаж завсегдатаев "бутиков", но небритых преобладают. Лейбл - дороже.
И 10 м/с даже для судна "до пенсии" основной контингент не согревают...
СФГ
#20
Отправлено 15 февраля 2008 - 21:10
#21
Отправлено 15 февраля 2008 - 22:14
УВАЖАЕМЫЙ SKR, Извините не знаю Вашего И.О. к сожалению , но я посчитал может быть ошибочно? но прямой контакт науки с производителем считаю конструктивным,я не знаю всеподробности этих отношений, я слишком далек от этих взаимоотношений и мы не видя всей проблемы , можем ошибаться, но для этого существует Форум и на нем далеко не однозначные мнения, возможно не совсем професиональные. но увы это форум, а не научная дискусия. С УВАЖЕНИЕМ А.В.Может я тупой, никак в толк не возьму, что вы друзья увидели в Фениксе такого прорывного?
Поверьте, на просторах нашей Родины достаточно много людей, которые построили своими руками не одну удачную лодку, по всем параметрам превосходящие тот же Феникс, но почему-то ни кто не кричит, что это прорыв.
#23
Отправлено 16 февраля 2008 - 22:04
Это не контакт науки с производителем, и тем более не прямой. Это контакт с частным лицом, самодельщиком. Мезальянс. В нормальных правовых и экономических условиях такого не бывает - слишком уж разные масштабы контактеров.
Абсолютно верно!
Науке и Промышленности маломерный флот до такой фени, что не в сказке сказать, ни пером описать. Справедливости ради, можно сказать, что в ЦНИИ им. Крылова сушествовало несколько людей, которые пытались переломить эту ситуацию, но силы были не равны.
Посмотрите в архиве и КиЯ последних лет, там есть информация о человеке, который сам создал привод с ЧПВ основываясь только на обрывочных данных из разных источников. Никакая наука ему не помогала, он самостоятельно прошёл весь путь познания и реализации. В нашей стране мы обречены на самообразование. Это единственный продуктивный путь, а ждать, что кто-то пойдёт нам навстречу, глупо. Уже приводил, как пример. Ни кто из наших серьёзных отечественных производителей не заказывает проекты яхт и катеров у представителей отечественной промышленности, а покупают за рубежом. Попробовали, обожглись и больше не хотят выбрасывать деньги впустую. Все, кто сунулся в объятия наших корабелов, очень быстро избавились от иллюзий и денег.
#24
Отправлено 18 февраля 2008 - 11:34
Согласен с предыдущими ораторами!++++++++++++++++
Наша "Наука" в сало-мало тоннажке лишь нехотя почёсывалась.
Все диссертации и дивиденты лежали в области "большого и чистого" и очень секретного.
При этом всякие не сулящие регалий или большой серийности потребности как гражданского, так и военного характера - накапливались и накапливались под сукном.
Ну хоть пр. 1398 Б - "Аист" можно назвать приемлемым для пограничной службы на 100%?
Все "прорывы" - были уделом энтузиастов. Вологдиных, Бурачеков, Вейнбергов, Голдобиных, Алексеевых, Чайкиных, Курбатовых и многих и многих ещё и ёщё....
Люди то были. Но не они правили. Всё равно Спасибо им!
Что же касается "корабелов" - то практики и опыта решения именно кучи прикладных задачек связанных с малотоннажкой и, тем более потребительской - ни у кого, практически, не оказалось "достаточно".
А те кто бил себя кулаком в грудь - обычные авантюристы в подавляющем большинстве. И малейшего понимания не видно. Не говоря уж о тех, кто пришёл в нашу сферу от прилавков гастрономов и др. уважаемых "торговых" предприятий.
"Некогда нам думать (о качестве) - мы тут БИИИИИЗНЕСОМ заняты! Бабло гребём!".
СФГ
#25
Отправлено 11 февраля 2009 - 12:59
Хотелось бы продолжить эту тему.Тема начала развиваться вот здесь:
http://katera.ru/for...ic=16631&st=150
и здесь
http://katera.ru/for...ic=16110&st=325
вызвала определенный интерес, но быстро "вышла за рамки."
Поэтому перенесу сюда все наиболее интересное и продолжим обсуждение.
В 94 году ко мне обратился приятель, который помогал мне на строительстве первой лодки. .....
С уважением 977.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей