Бузук Кале
Переход ничего особенного из себя не представил за исключением того, что я, как шкипер, первое - допустил грубейшую стратегическую ошибку, которая могла привести к печальным последствиям, второе - не смог ошвартовать яхту.
Проснулись мы в Чифлике поздно, часов в 10. Так как я сделал домашнюю работу и имел прокладку, то расслабленно ждал завтрака, рассматривая притихший отель Green Platan, слушая плеск волны, периодически прерываемый восклицанием моего брата - "Посмотри какая вода прозрачная!" и вдыхая морской воздух. Хорошо! Я прямо чувствовал как уходят апатия и стресс.
Позавтракали. Так как мой брат был неморской душой, то всю жизнь питался 3 раза в день и даже не имел представления как это можно питаться только 2 раза в день. Как результат, завтрак был откровенно маленький, сухопутный, с расчётом на обед. Добавив хлебом, я начал готовиться к отходу. Отошли. Слышу окрики с причала, машут руками. Мы попросили Сулемана дать нам немного петрушки (тур. майданос) и укропа (тур. дерёту), отчалили, а зеленушку не забрали, ничего страшного, попрактиковался в подходе ещё раз.
Ветра не было. Точнее он был, но 2-3 узла нам к сожалению не ветер. Завели двигатель и бодренько, со скоростью в 5 узлов пошли в Бузук Кале. Однако через часик ветер усилился до 6-8 узлов и я принял решение поднять паруса, что моя команда встретила с некоторой опаской. Так как ветер был на чистый фордак, то надо было ставить превентер, а ставить его не хотелось, кроме этого, я где-то в литературе вычитал, что если идти галсами, то полезная скорость будет выше, на том и порешил. Хочется сказать пару тёплых слов про Баварию. Организация проводки шкотов вызывает крайне приятные ощущения. Стопора правого борта были организованы следющим образом (справа налево) - main halyard, topping lift, 1st reef, kicking strap. Левого борта (слева направо) - main sheet, Cunningham, 2nd reef, genoa halyard. То есть все верёвки были сгруппированы по "одновременности использования" и проведены таким образом, чтобы их нельзя было перепутать в темноте, или если один из членов команды дальтоник - толстенькая верёвочка, тоненькая, толстенькая, тоненькая. После французских лодок мне это показалось Даром Божьим. С стопорами main halyard и topping lift ещё красивее - они рядом и один из них всегда должен быть закрыт иначе в голову прилетит гик. Изящно.
Лодка давала около 4-х узлов под парусами, что было приятно. Тишина, покой, расслабленная болтовня не о чём, ветер приятно ласкает спину, журчание волны ласкает слух. Вот он - Отдых! Даже автопилот, который я в дальнейшем пробовал включать каждый день, заработал, исправно рулил и не показывал свой характер.
В неге прошло около 2-х часов. Мы по чуть-чуть уходили от берега, XTE уже достиг 3-х миль, но не беспокоил меня. Беспокоил меня турецкий сторожевик, выпрыгнувший из-за горизонта. Пеленгатор утверждал что мы идём курсами на столкновение и я решил сделать поворот, дабы не нервничать по этому поводу, да и вернуться к берегу тоже не мешало бы. Проинстуктировав матроса как скинуть один шкот генуи и набить другой, я вышел к гроташкоту сделать контролируемый джайб. Дважды проверив в какую сторону нажать кнопку автопилита, я скомандовал - "Поворот!", быстро нажал её 7 раз и, добавив 70 градусов к курсу, выбрал гроташкот. Автопилот был б.у. Это точно! Его сняли с военного корабля и поставили на Лапину. Мне надо было об это догадаться ешё в Мармарисе, когда он безошибочно, в темноте, распознал старую крепость и уверенно повёл корабль на её взятие. Лодка сделала требуемый поворот, а автопилот его продолжил, направив нас наперерез сторожевику! Он хотел взять сторожевика на абордаж! До него было около полумили, но я отчётливо видел 3 пушки. Грот был в ДП. Так как поворот длился долго, а я не сказал матросу насколько именно набить шкот генуи, он набил его втугую и мы на всех парусах пошли на абордаж. Я опять предстал миру идиотом...
Придерживая гроташкот рукой, я выключил этот зарвавшийся автопилот и начал отворачивать под ветер. Рулевой сторожевика, рассматривая всё это дело через свою призму взглядов на морскою практику, решил не связываться с дураками и отвернул от нас. Мы лягли на курс и больше в тот день я автопилот не включал, по маршруту ешё была крепость в Бузук Кале, кто знает, как бы он на неё отреагировал...
Минут через 20 после поворота ветер выключили. Поболтавшись минут 10 с провисшими парусами, я их убрал и дёрнув дизельшкот пошел к проливу между материком и островом Кизилада.
Через полмили после прохода пролива включили ветер, причём тем способом, который мне был сильно в новинку. Прямо посреди моря была чёрная полоса, войдя в неё, прибор показал 12-14 узлов, но с того же направления! Как будто кто-то большой и невидимый стоял в некой точке моря и дул. Ещё через полмили ветер усилился до 20-ти узлов. Оборачиваешся назад - гладкое море, смотришь вперёд - барашки. Так как до Бузук Кале осталось рукой подать решаю не поднимать грот и дойти только на генуе. Открываем полную геную - 7 узлов, движок в нейтрали. Через менее чем 10 минут ветер уже 20 узлов, вспоминаю, что на полняках он не так сильно чувствуется, и народ часто рифится позже чем нужно, говорю - "Надо подкрутить геную.", слышу в ответ - "Зачем, хорошо ведь идём!", повторяю - "Надо подкрутить геную" . Подкрутили треть генуи, лодка как шла 7 узлов так и продолжила. Перед входом в Бузук Кале ветер усилился до 28 узлов. Я решил свернуть геную до входа в бухту. Такое вообщем-то простое действие вызвало некое затруднение, так как матрос уже успел малость испугаться и слышал отдаваемые команды как через вату.
Вошли в Бузук Кале. Двигатель на 2000 RPM, скорость 2.5 узла. Не могу понять почему. Оглядываюсь. Пока закручивали геную динги перевернулась, пробую её перевернуть, она набрала под себя воды и у меня не хватает сил поднять её вместе с водой, зову брата, тянем вдвоём - такой же результат, перевожу гик как кран - не хватает 20 сантиментров верёвки, чтобы сделать ещё один шлаг на лебёдке. Сажусь подумать. Решаю привязать её как можно короче и пойти против ветра и волны. Буквально через 2 секунды её отрывает от воды. Перевернули и сразу перевели. На причале лодок нет, решаю подойти лагом, завожу швартовы, вывешиваю кранцы, мелькает мысль, что если я не научу матроса хоть чему-нибудь, то так и буду, как мартышка, носиться туда-сюда. При подходе к причалу - владелец ресторана радостно машит мурингом, я уже у причала, говорю брату, идти на нос и взять у него муринг, он идёт, но турок переходит на лодку и заводит муринг сам. Я делаю доворот кормы к причалу, кидаю швартов жене владельца ресторана, она его быстро заводит за кольцо на причале и начинает одерживать лодку, так как при 20-ти узлах бокового ветера её сразу же начало сносить. Турок с носа кричит мне передвинуть лодку, пробую, мля.... не получается, у меня занос кормы на правый борт и ветер с левого борта, то есть они работают вместе. Вижу как у турчанки сквозь загорелую кожу проступили бицепсы (больше моих однако). Все мои знания о разворотах и швартовках или подходах лагом бесполезны в этом случае - мне надо в противоположную сторону от теоретических и мало-мало практических знаний. Пробую ещё раз, вижу уже, в дополнении к бицепсам, красивые мышцы ног турчанки. Турок переходит в кокпит и очень вежливо спрашивает - "Капитан, могу ли я попробовать вам помочь?". У меня выбора нет, я соглашаюсь, что помощь мне нужна. Он говорит - "Не беспокойтесь, я аккуратно.", выворачивает штурвал на ветер и даёт средний вперёд - ОТ ПРИЧАЛА! Муринг не даёт лодке развернуться, на кормовой швартов нагрузка есть, но значительно меньше той, которая была в результате моих неумелых действий. Лодка начинает бочком по чуть-чуть двигаться на ветер, перекидывает рукоятку в средний реверс и лодка, даже с учётом заноса хорошо подходит к причалу, турчанка выбирает 2 метра швартова. Процедура повторяется ещё раз. Мы на месте. К сожалению, я этого не умел.
Привязывем лодку, выполняем все остальные действия сопутствующие швартовке. Рассыпаюсь в благодарностях за помошь в швартовке. Турок спрашивает - "Вы прийдёте в ресторан?", отвечаю - "Конечно!". Спрашиваю - "Откуда ты знаешь этот манёвр?", турок мнётся секундочку и отвечает - "Я, если считать с малых лет, 45 лет в море. Я не всегда был владельцем ресторана, я вообще-то капитан и работал на больших судах.". Мдааа... подумал я...
Пьём пиво, решаю спросить у него совета насчёт Дачи и Книдоса. Спрашиваю, в ответ слышу неодобрительное причмокивание, говорит - "В Даче также как и здесь." (ветер в бухту, юго-восточный, вместо обычного для этих мест северо-западного). "Кроме этого нет мурингов", продолжает он, "Только якорь. Швартуешся к бетонной стенке." Молнией проносится мысль - "Если якорь поползёт, то сразу же навалит на стенку и надо будет отходить и заново ошвартовываться, но уже ночью и без команды". Если бы я не был по природе перестраховщиком и не решил спростить совета, я бы вляпался по полной программе. В Книдосе 2 бухты, одна открыта на юго-восток, куда нам не надо, вторая открыта на северо-запад, где можно встать, меняю план "на ходу", хочу сделать переход сразу на Книдос. Достаю пайлотбук, показываю турку северо-западную бухту, он качает головой и говорит - "Там меньше метра глубины." И точно, в пайлотбуке глубина отмечена почти белым цветом и даже стоит значок "<1". "Странно", а вот из программы Google Earth, этого "почему-то" не было видно. У меня даже одна из прокладок сделана в эту бухту... Аккуратнее надо опираться на гений программирования. Программа SailPlan имеет 3 градации глубины, самая маленькая из них "менее 10 метров". То есть там 8, 5, 3 или 1 метр - ей всё равно. Кроме этого, я знал из прогноза, что ветра будут в основном юго-восточные, то есть я сам решил залезть черти куда и если бы не турок-капитан, то таки залез бы. Приплыли. Идти на Книдос небезопасно.
Размышляя потом, о причинах такого плохого планирования, я пришел к выводу, что школа сыграла со мной злую шутку. В школе ты шкипер на 1 день, что происходит в другие дни - не твоя проблема, завтра ты рулевой или шкотовый, твоя забота маленькая - набивать да травить твой шкот. Нет восприятия похода как единого непрерывного действия, начавшегося отдачей швартова в начале похода и закончившегося ошвартовыванием лодки в конце похода.
Обсуждаем куда пойти. 2 варианта:
1. либо вернуться в Чифлик, потом пойти на Икинжик, потом в сторону Фетие, но время уже потеряно, даже если сразу идти на Икинжик, то полюбому будет отставание от нормального расписания на 1 день, по нормальному расписанию на тот маршрут мы сегодня должны были быть в Икинжике. Идти же завтра из Бузук Кале сразу на Фетие - нахрена козе баян, там более 50 миль переход.
2. либо пойти мне в 4-й раз в сторону Охании, но что там делать - нифига не поймёшь, из всей культурной программы - Марти Марина в Охании, да муэдзин в Бузбуруне. Правда ни того, ни другого не видел мой брат, ему-то всё это в диковинку.
Решил пойти в Оханию, потом вернуться в Бузбурун, потом в Бузук Кале или Сёрче, Чифлик и Мармарис.
Сходили в ресторан, наш турок поджарил нам на гриле 2-х кальмаров, 1-го небольшого осьминога и половинку маленькой барракуды. Как стемнело он завёл генератор, чтобы мы ели при нормальном свете, клиенты как-никак. (В Бузук Кале нет электроэнергии, нет воды, нет дороги и до прошлого года не было мобильной связи, в прошлом году компания Turkcell поставила на входе в Бузук Кале базу, стоимостью в 1 миллион долларов и запитала её от солнечных батарей. Днём связь есть, ночью надо спать, а не по мобильникам трепаться.) Вместе с пивом ужин стоил нам 105 лир или 52 евро на двоих. Я дал ешё 10 лир чаевых и оставив хозяина рестарана в хорошем расположении духа (50 евро это много больше, чем ничего, характерного для этого дня недели), мы пошли на лодку.
Охания, о Охания! Скажу тебе честно - чтобы в следующий раз не попасть к тебе, я возьму в чартер лодку в Новой Зеландии...!