Для такой мачты одной пары краспиц маловато. Раз краспицы развернуты назад, мачту должно что-то удерживать от перемещения вперед. Угол 4 градуса между мачтой и вантой выглядит неубедительно.А дальше все было примерно так, как написал Ayrton.Исходный прогиб от приваренного ликпаза. Набитый ахтерштаг, выгибающий середину мачты в нос. Краспицы, толкающие ее туда же. Причем чем больше крен, тем больше сжимающее усилие в краспице и больше проекция силы, направленная в нос.Плюс сжимающие усилия от нагруженного таклажа. В результате - потеря осевой устойчивости.При одной паре краспиц основная ванта, наверное, крепиться достаточно высоко. Поэтому она тоже больше сжимает мачту вниз, чем держит ее вбок. Все в совокупности и привело к печальному результату.Оковка могла вдавиться по двум причинам. Или краспица, работая на излом, вдавила ее, после чего мачта ушла вперед. Или наоборот. Мачта вначале ушла вперед и краспицей вдавило оковку. Но сейчас это уже не важно.
Отвечаю по порядку
КАПИТАН
Основная причина поломки мачты в недостаточном угле разноса вант от мачты.
Минимальный угол между мачтой и вантой в поперечной плоскости обычно принимается в 12 град., нормальным считается 13-15 град. Чтобы этого добиться разносят вант-путенсы к борту или применяют схему стоячего такелажа с многорядными краспицами.
и также для
БАР
4.5 град это угол между БОКОВОЙ ПРОЕКЦИЕЙ основной ванты и мачтой(должно быть по разным правилам не меньше 5-6 град). Между сам'ой основной вантой и мачтой около 10.5 град (должно быть не меньше 10-12 град)
AYRTON
"Середина пролёта" она не между краспицей и верхней точкой крепления вант, а как раз в районе краспиц, ослабленном многочисленными отверстиями - там она и хрупнула, в полном соответствии с теорией.
Согласен с определением середины пролета в районе краспиц для случая устойчивости мачты в продольном направлении. Так момент инерции и счмтается.
Совершенно верно! Основные ванты были недобиты, ты сам выше описал, как настраивал мачту на изгиб "как у свободно лежащей"...
На самом деле основные ванты были набиты хорошо. Я настраивал такелаж так, чтобы не добавлять мачте прогиба, который у нее и так был за счет деформации при сварке - 55 мм. Когда я набил верхние на треть примерно от нормы, я увидел что появился хороший прогиб в районе краспиц, около 2-3 см плюс к тем начальным 55 мм. Я набил основные так, чтоб его убрать и оставить 55 мм. Потом продолжил добивать верхние - опять возник прогиб. Убрал его добив основные. И так далее, пока не дошел до нормированной величины натяжения верхних вант 16-18% от разрывной нагрузки. В итоге получил натяжение основных вант 600 кг, верхних 400 кг, штага 320 кг (при ненабитом ахтерштаге). По идее в моем случае (длина краспиц равна расстоянию от вантпутенсов до мачты, верхний и нижний пролеты примерно одинаковые, то есть верхние ванты идут до краспиц параллельно мачте) и верхние и нижние ванты должны бы показать одинаковое натяжение. Но все же они в вантпутенсах не в одной точке крепятся, поэтому, думаю, есть различие.
Вот тут есть интересный вопрос: во многих источниках пишут, что основные ванты не нужно набивать, только выбрать слабину. Это чтоб ахтерштагом потом гнуть мачту, и основные ванты должны только ограничивать прогиб мачты. Если бы я так сделал, мачта бы имела прогиб думаю милиметров 100.
Я решил так не делать и все же набивал верхние ванты. Может не хватает продольной жесткости профиля мачты?
Народ, как вы настраиваете основные ванты?
И еще. Я закренивал яхту за спинакер фал, выходящий впереди мачты через кольцо. Таким образом мачта получала скручивающую нагрузку как раз такую, что гнездо нагруженной краспицы чуть уходило вперед и таким образом усугубляло возможный уход "топа" краспицы в корму. надо будет почитать справочники и рассчитать величину ухода. Какие мысли на сей счет? Может надо за что-то другое тянуть при закрене, хотя вроде больше не за что, если тянуть надо вбок, по траверзу.
Вообще подозреваю, что закрен яхты за мачту при снятии с мели, например, надо делать грамотно. например при дробном вооружении с бакштагами что-то надо безусловно набить перед закреном и мачту выровнять. Что думают специалисты? Может тему в форуме открыть на этот счет? Ведь бывает, что сядешь так (на бейдевинде), что на гике уже места нет для желающих, а яхта сидит. особенно если она тяжелая.