Весна пришла и тема снова всплыла
"Народный" парусный катамаран!
#5427
Отправлено 31 марта 2017 - 12:31
Кстати наткнулся тут на проект Catalac 27. Коллеге a_max стоит на него взглянуть. Обводы как у ОБраена, с рубкой, лавирует хорошо, мореходный, на нем Атлантику пересекали, простой.
http://www.catamaran...catalac_8m.html
#5428
Отправлено 31 марта 2017 - 12:32
Народный- значит доступный и недорогой в постройке. Таким многокорпусником может стать каноэ с аутригером. Судно с двумя корпусами- разной плавучести. Лодки полинезийского типа идеальны с точки зрения расхода материалов и простоты конструкции. В нашей стране эти лодки пока не пользуются широкой известностью.
На нем, вообще-то, еще и ходить надо. И лавироваться.
Дешево - не всегда хорошо.
Наобсуждались уже в темах о проа.
Весна пришла и тема снова всплыла
Да, весеннее обострение.
#5429
Отправлено 16 июня 2017 - 12:50
Баловства псто.
"Метель-580"
Все очень эскизно, в первом приближении. Расчеты на прочность балок особо не делал, так, пальцем в нос, взглядом в потолок
Габаритные размеры 5800х3100.
Водоизмещение 700 кг (300 сухой вес (по прикидкам не вписывается, будет скорее ближе к 350-400), полезная грузоподъемность 400 кг (4 человека))
парусность 20 квадратов (12,5 гафельный грот и 7,5 стаксель)
Две одноместные койки в поплавках и одно двухспальное место в складной рубке.
Общая идея - минимальный крейсер-катамаран для "семьи". По возможности простой и дешевый. Понятно, что маленький и тяжелый катамаран хорошим ходоком все равно не будет, поэтому обводы корпусов упрощенные, плоскодонкой, грот гафельный, шверт и руль центральные.
Изображден вариант для изготовления корпусов из стеклопластика во временной фанерной матрице, поэтому некоторые грани скруглены и виден фланец стыка верхней и нижней частей поплавков. В принципе все тоже самое можно и из фанеры изобразить.
#5430
Отправлено 16 июня 2017 - 13:26
Корпус. Шпангоутами делится на три отсека, форпик, средний и кормовой, с койкой.
Люк "танковый". На койке можно лежать, высота до подволока 650 мм.
Можно сидеть, высунув голову в люк. Перед сидящим можно организовать откидной столик для миникамбуза, например. Или ноутбук поставить. Но в локтях будет узко, ~800 мм.
В принципе можно сделать стояночный "высокий" люк, с высотой 400 мм. Веранду такую для помещения туда головы
Корпус - видимо самая тяжелая сборочная единица, где-то ~120 кг.
#5431
Отправлено 16 июня 2017 - 13:53
Основа рубки фанерная. Передняя фанерная коробчатая балка 200х200, задняя 290х100. Между ними фанерное днище рубки - двухспальная койка 2400х1200.
балки 2800 (да, знаю, плохой размер).
Конструкция не нравится, очень тяжелая.
К передней балке на полосе-петле из ПВХ ткани приклеена стеклопластиковая крыша рубки. Она может подниматься-опускаться, навроде крышки чемодана. (механизм фиксации не изображен).
В поднятом состоянии высота до подволока ~900 мм.
Боковые и задняя стенки рубки тоже из ПВХ ткани, в задней стенке люк. (на молнии или рукавом)
Задняя балка силовая, сверху на ней степс мачты, снизу точка крепления центрального шверта на кардане. Шверт крепится четырьмя растяжками на талрепах к этой-же балке
Конструкция не нравится. Вес получается за 80 кг, как это взгромоздить на корпуса и привинтить к ним в одиночку пока не вполне понятно. Наверно надо переделать на меньшие сборочные единицы, балки отдельно, пайол отдельно.
#5433
Отправлено 17 июня 2017 - 02:25
"Метель-580" Общая идея - минимальный крейсер-катамаран для "семьи". По возможности простой и дешевый...
Шверт приходятся сильно отклонять назад для сохранения центровки.
Интересный проектик.
Может для упрощения мачту поставить на переднюю балку и перейти на вооружение кэт, так сказать на первое время? А со временем и на иол с бушпритом?
#5434
Отправлено 17 июня 2017 - 11:01
Интересный проектик.
Может для упрощения мачту поставить на переднюю балку и перейти на вооружение кэт, так сказать на первое время? А со временем и на иол с бушпритом?
Гм. В принципе вроде можно. При перемещении той-же мачты с гафельным гротом (12.5 квадратов) на переднюю балку центровка получается неплохой со швертом на второй балке, стоящим в человеческой позиции , близко к вертикали.
Возникает проблема - маловат угол между штагом и мачтой, 11 градусов. Хотя может и ничего.
Вторая проблемка - неудобный доступ к мачте. Чтоб поднять-опустить грот или зарифиться нужно будет прыгать через рубку,или облазить её сбоку по потопчине. Это нехорошо.
Но визуально выглядит вроде неплохо.
Дальше попробовал изобразить кеч (это кеч, не иол) с маленьким бушпритом.
Стаксель 6.5 квадратов, бизань 3.5. Общая (12.5+6.5+3.5)= 22.5 квадрата.
Сцентрована под одним гротом, или под всеми парусами, или под стакселем+бизанью.
Но выглядит ИМХО ужасно не нравится.
В принципе я еще думал над бипланным вооружением, две мачты на корпусах, в районе рубки-центрального отсека. С центровкой и позицией шверта вроде получается неплохо, но как это будет ходить - непонятно. Бипланное вооружение мало распространено в наших широтах
Плюс гики, стоящие в ДП корпусов, будут мешать жить экипажу, сидящему на крышах кают.
В общем пока классика мне нравится больше всего.
#5435
Отправлено 17 июня 2017 - 13:02
Возникает проблема - маловат угол между штагом и мачтой, 11 градусов.
В чём именно проблема? На шлюпах этот угол больше только потому что там стаксель.
Вторая проблемка - неудобный доступ к мачте. Чтоб поднять-опустить грот или зарифиться нужно будет прыгать через рубку,или облазить её сбоку по потопчине. Это нехорошо.
Процедура не частая. Тем более при ширине 3100 не должно возникнуть проблем обойти носовую каюту шириной около 2 м.
Зато становится гораздо удобнее доступ в носовую каюту.
Дальше попробовал изобразить кеч (это кеч, не иол) с маленьким бушпритом...
...выглядит ИМХО ужасно...
Бушпритик маловат и высоковат
Для себя выбрал иол, чтобы при ходе по мелководью, поднять всё что поднимается, в том числе руль. Рулить можно бизанью.
Так же при форс-мажоре рубишь основные паруса и с оставшейся бизанью лодка встаёт носом против волны.
Так в книжках пишут. Осталось проверить
#5436
Отправлено 17 июня 2017 - 13:45
В принципе я еще думал над бипланным вооружением, две мачты на корпусах, в районе рубки-центрального отсека. С центровкой и позицией шверта вроде получается неплохо, но как это будет ходить - непонятно. Бипланное вооружение мало распространено в наших широтах
Ходить, по идее, должно нормально. Корпуса разнесены достаточно далеко и если расстояние между мачтами будет порядка хорды, то взаимное влияние окажется малым. Только на каких-то отдельных курсах могут возникнуть проблемы. Вот как это покажет себя в эксплуатации - постановка/уборка при отходе, рифление и т.д. - вопрос открытый.
Сложности с гиками могут быть решены, хотя бы частично, использованием паруса типа Стриж (виндсерфинга)
#5437
Отправлено 17 июня 2017 - 17:22
Коллега Ван Йок , по-моему зря Вы от рубок корпусов отказываетесь, может и палатка на мосту не понадобится. Вот прикидывал в теме "Нарисуем катамаран.." такой кат, Бумеранг из книги "Парусные катамараны" как прототип. в 400кг должен уместиться, если без фанатизма. Если гальюн не ставить, то 5-6 сп.мест получится, и камбуз портативный, в корпусе 1350-1400мм высота, сидеть можно, около камбуза встать в люке. кормовые койки трансформировать в диван и столик на пару человек, поесть на ходу.
Обводы такого типа более для малых размеров подходят, лыжа очень узкая получится в 6м, или ящик, что не гуд. Килеватость, широкое днище в корме..
Если интересно скину незаконченные модельки..
#5438
Отправлено 17 июня 2017 - 23:32
И все-таки в этом размере мне больше компоновка с "будкой" нравится. Вроде такого:
http://www.sailingca...25ft/161-wizard
И "удобства", и заночевать до пяти человек могут, и есть - где за столом посидеть (а то какой же он без застолья "народный").
#5439
Отправлено 18 июня 2017 - 00:29
Тут надо разделять все-таки назначение лодок. Имеют право на жизнь разные. Когда говорят про размер 6м, обычно хотят возить на "легковом" прицепе без тормозов (до 550кг+200кг прицеп) и иметь возможность сборки и спуска на необорудованном берегу. Такой вариант имеет смысл. Лодки весом под тонну и выше нужно просто делать больше. Даже если и разборный, то собирать скорее в яхт-клубе, спускать на слипе.
#5442
Отправлено 18 июня 2017 - 02:02
"Для чего килеватось? Чтобы усложнить постройку и уменьшить высоту в корпусе?"
А иначе не получается в таком размере совместить достаточное водоизмещение в оконечностях и при этом чтоб не хлопало днищем по волне. Либо как serj рисовал, лыжа с загибом, но это сложнее на мой взгляд. Коллега Ван Йок думаю пока свой эскиз на центровку не проверял, там траблы и вылазят.
Нарисуйте корпусочек с лыжей, 6м на 350-400кг водоизмещения, Вы же умеете, посчитаем, сравним.
"И в итоге идут в магазин и покупают надувную"
Ну кто строить не хочет ничего, наверное так. А если разобраться, то комфорт того что я показал и надувного "колхоза" в одной палатке несравнимы.
#5443
Отправлено 18 июня 2017 - 02:40
Просто многократно проверено. То, что выходит за грань "посидеть зорьку с удочками", должно хоть как-то удовлетворять условиям семейного отдыха. Семейный отдых подразумевает наличие на борту женщин со всеми вытекающими последствиями. Сколько судостроителей на этом погорело - считать не берусь. И чем дальше, тем уже становится выбор подруг, согласных на палатку и кустики на берегу.
#5444
Отправлено 18 июня 2017 - 02:46
В чём именно проблема? На шлюпах этот угол больше только потому что там стаксель.
Процедура не частая. Тем более при ширине 3100 не должно возникнуть проблем обойти носовую каюту шириной около 2 м.
Зато становится гораздо удобнее доступ в носовую каюту.
Бушпритик маловат и высоковат
Для себя выбрал иол, чтобы при ходе по мелководью, поднять всё что поднимается, в том числе руль. Рулить можно бизанью.
Так же при форс-мажоре рубишь основные паруса и с оставшейся бизанью лодка встаёт носом против волны.
Так в книжках пишут. Осталось проверить
Маленький угол между штагами-вантами и мачтой плох тем, что увеличивает сжимающие нагрузки на мачту. А она и так получается толстенная-здоровенная-тяжеленная Краспицы городить не хочется.
На иоле бизанью (если нет большой волны) рулить можно. Я ходил на дрэскомбе, в принципе это работает. Но на мелководье - не надо забывать - нужно еще и чем-то дрейф контролировать. Даже если рулим мы воздушным рулем вбок все равно воде надо чем-то сопротивляться.
Вариант с минимальной осадкой это планки-уширения днища, chine runner (?) как на парадоксе, наверное
Сообщение отредактировал Ван Йок: 18 июня 2017 - 02:46
#5445
Отправлено 18 июня 2017 - 02:53
Ходить, по идее, должно нормально. Корпуса разнесены достаточно далеко и если расстояние между мачтами будет порядка хорды, то взаимное влияние окажется малым. Только на каких-то отдельных курсах могут возникнуть проблемы. Вот как это покажет себя в эксплуатации - постановка/уборка при отходе, рифление и т.д. - вопрос открытый.
Сложности с гиками могут быть решены, хотя бы частично, использованием паруса типа Стриж (виндсерфинга)
Надувные катамаранщики строили лодки с бипланным вооружением, но как-то не прижилось. Вроде много плюсов с точки зрения сопромата, но, говорят, сложно настраивать на ходу. Гики почему-то хотят стоять под разным углом к ДП, и все это непривычно и неудобно.
Хотя вроде буржуи ходят и не жужжат. Я сам не пробовал и мнения по этому поводу не имею. Возможно надо просто привыкнуть-переучиться и все станет хорошо.
Парус с уишбоном все равно имеет ометаемый радиус, где жить толком нельзя...
И все-таки в этом размере мне больше компоновка с "будкой" нравится. Вроде такого:
http://www.sailingca...25ft/161-wizard
И "удобства", и заночевать до пяти человек могут, и есть - где за столом посидеть (а то какой же он без застолья "народный").
Симпатичная лодка. Но это другой размерный класс. Она на метр длиннее и в два раза тяжелее.
В мой гараж (5900 в длину) она заведомо не влезает
#5446
Отправлено 18 июня 2017 - 02:57
"То, что выходит за грань "посидеть зорьку с удочками", должно хоть как-то удовлетворять условиям семейного отдыха. Семейный отдых подразумевает наличие на борту женщин со всеми вытекающими последствиями"
Ну так начально так и задумывалось. Автогабарит позволяет корпус до 1250 шириной, как раз двуспальная койка, ну и камбуз в один корпус, гальюн в другой. Необходимый минимум.
#5447
Отправлено 18 июня 2017 - 03:01
В каком смысле "на центровку" ? если на парусную (соотношение ЦП и ЦБС) так все вроде неплохо, ну кроме шверта с излишней стреловидностью.
Если на весовую дифферентовку - то в первом приближении все хорошо, а в реальности такие лодки дифферентуются передвижением переменных грузов (экипажа, топлива, запасов), и большого смысла этим загружать голову я не вижу.
"Гидродинамический" корпус во фришиповском формате в приложении.
Прикрепленные файлы
#5448
Отправлено 18 июня 2017 - 05:29
"Для чего килеватось?
А иначе не получается в таком размере совместить достаточное водоизмещение в оконечностях и при этом чтоб не хлопало днищем по волне.
1) Для какой цели увеличивать водоизмещение оконечностей? Призматического коэффициента 0,6 вполне достаточно для скоростей семейного крейсерочка.
2) У лодки "Ван Йока" на миделе ширина днища 400, к форштевню заостряется до 50 мм. Чему там хлопать?
Нарисуйте корпусочек с лыжей, 6м на 350-400кг водоизмещения, Вы же умеете, посчитаем, сравним.
Рисовать, а потом считать? Обычно делается наоборот. Такие вещи чуть ли не в уме считаются ещё за долго до начала рисования.
Для водоизмещения одного корпуса 400 литров, в первом приближении примем BWL/T=2 ;Cp=0,6
Берём калькулятор и вуаля!
Погруженная часть миделя имеет прямоугольник 470 на 235.
Превратим его в усечённую пирамиду с шириной по ватерлинии 540, а по днищу 400.
И даже после этого ещё очень рано тыкать в проги для рисования
Маленький угол между штагами-вантами и мачтой плох тем, что увеличивает сжимающие нагрузки на мачту.
Там вся нагрузка от того с какой силой Вы шкот тянете. Отпустите шкот и штаг провиснет
На иоле бизанью (если нет большой волны) рулить можно. Я ходил на дрэскомбе, в принципе это работает. Но на мелководье - не надо забывать - нужно еще и чем-то дрейф контролировать. Даже если рулим мы воздушным рулем вбок все равно воде надо чем-то сопротивляться.
Однокорпусный дрескомб против двух стройных гранёных корпусов...
Что же будет лучше сопротивляться дрейфу? Делаем ставки
Понятно что не так остро к ветру как хотелось бы, но худо-бедно кат без швертов полезет на ветер лучше любого швертбота без шверта.
Вариант с минимальной осадкой это планки-уширения днища, chine runner (?) как на парадоксе, наверное
Предположу, что эти планки начинают работать при крене.
Автогабарит позволяет корпус до 1250 шириной...
Половина автогабарита - 1275 мм
#5449
Отправлено 18 июня 2017 - 13:13
#5450
Отправлено 18 июня 2017 - 13:21
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
-
Bing (1)