Руль нужен, что бы управлять яхтой.
Спасибо, прям открыли мне глаза. А то уж я начал забывать, зачем этот руль нужен, катаясь под парусом вовсе без руля, и умудряясь при этом ещё и управлять своим парусником. В том числе, двигаться прямо. Представляете? Без руля - и прямо!
Вообще-то, если вы не поняли, речь шла не о том, зачем нужен руль, а о том, может ли лодка, спроектированная как бермудский шлюп, быть отцентрованной, двигаясь под одной генуей.
С увеличение крена растет приводящий момент. Ну и как вы собираетесь заставить лодку ехать прямо без руля?
Например, не увеличивать крен. Тогда приводящий момент не будет увеличиваться. Возможно, ничего не делать, если у корпуса лодки с увеличением крена возникает и увеличивается момент на уваливание - случай для яхт редкий, но теоретически возможный. Или поменять дифферент, отправив часть экипажа на нос. Для шлюпа проще всего подобрать стаксель или геную, а грот чуть потравить. Короче, попробую восстановить центровку, чтобы не тормозить лодку рулём. Потому что есть только одно положение пера руля, когда его вклад в сопротивление корпуса минимален, при всех прочих положениях руля его сопротивление увеличивается.
Ок, настроили лодку парусами так что бы при этом крене лодка ехала прямо. Крен изменился - опять тонкая перенастройка? А на легкой лодке вообще - матрос с палубы вниз спустился, опять перенастраивать?
Меньше слушайте теоретиков ( ). В этих их книжках понаписано про "яхту будет уваливаться", "яхта будет приводится" - но нигде не написано насколько сильно. И все теоретики почему то думают - что это будет заметно
Вы их всех сами опрашивали?
Но практики-то знают, что даже под нормально работающим одним стакселем или одним гротом достаточно минимальной коррекции рулем что бы компенсировать такие тенденции.
Вы и практиков всех опросили? И когда успели-то?
Вот если увалится до полного бейдевинда, выбрать в доску стаксель и растравить грот - тогда конечно да, валить будет заметно. И то - что бы во время поворота оверштаг нос лодки завалить на новый галс надо стаксель вообще оставить на наветренном борту, вот тогда он нос заносит. И тот же классический дрейф - лодка со стакселем на наветренном борту как-то не спешит так уж уваливаться под ветер.
Она бы поспешила увалиться, да ей грот с подветренного борта не даёт.
Вообще-то практиков я повидал всяких. И таких, которые уваливания не чуют, пока им на самопроизвольном фордаке гиком по кумполу не прилетит, и таких, которые приведения не чуют, пока лодка не встанет острее крутого бейдевинда. Я так считаю, что у хорошего практика лодка должна быть отцентрована так, чтобы рулём работать почти не приходилось. Пусть она при крене на порыве немного приводится, в соответствии с увеличившимся приводящим моментом; порыв пройдёт - и она сама немного увалится до прежнего курса, шевелить румпелем при этом нет никакой необходимости. Более того, шевеление румпелем в этих условиях, в моих глазах, характеризует практика скорее отрицательно, как человека суетливого и плохо чувствующего свою лодку, деятельного, но бестолкового. То есть, не дружащего с теорией.