Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1895

#501 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 988 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 05 июля 2018 - 13:50

Вы не совсем корректно высказываетесь. "От контроллера не зависит максимальный ток" - чего?, СБ или возможного мах выхода с контроллера? "От контроллера зависит выработка Ач в сутки. Но для одной панели это будет несущественная разница, несколько Ач." - А сколько по вашему существенная разница? Если мы получаем "лишний" ампер в течении 6-8 часов, то это 6-8 а.ч. в сутки дополнительно. Мах. эффективное использование имеющегося оборудования - это цель любого яхтсмена. Потратить 14000 руб на СБ и экономить 1400 руб. на контроллере, мне кажется, не рационально.  

Я имел в виду, что для одной панели за 5-6 тыс руб покупать контроллер за 2-3 тыс руб. не очень рационально. Получите лишние 2-4 Ач в сутки. Если получите, поскольку большой контроллер и ест больше. Насколько это кому критично - каждый решает сам. Если панелей много - покупать дорогой и умный контроллер конечно имеет смысл.


  • 0

#502 yuryT

yuryT

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 24 сообщений
  • Из:Петербург

Отправлено 05 июля 2018 - 17:47

Сейчас стеклянная солнечная панель 100Вт стоит 100$. И выдает 5.5А днем летом.

От контроллера не зависит максимальный ток, поскольку он зависит только от конструктива панели. От контроллера зависит выработка Ач в сутки. Но для одной панели это будет несущественная разница, несколько Ач. Поэтому тратить более 600 руб. на контроллер нет смысла. 

А вот если 300 Вт и более панелей - есть смысл в МРРТ контроллере.

 

P.S. На видео какая-то нестыковка по напряжению. С чего вдруг напряжение панели поменялось? Она все время выдает 19В. А у них то 13, то 29. Поэтому и токи гуляют. Я на своих замерял - все так, как на обратной стороне на этикетке указано.

Скажите, а что Вам мешает узнать разницу между ШИМ (PWM) контроллером и МРРТ? Если бы узнали, то все это не писали бы.
О чем в приведенном ролике говорят показания контроллера в режиме ШИМ. Напряжение заряда батареи равно напряжению на батарее = 12,6 В. При достижении напряжения батареи 13,4 В контроллер отключит заряд. Т.е. это не напряжение солнечной панели, а предельное напряжение заряда. Это и есть принцип работы ШИМ контроллера - он режет напряжение. Возьмем вашу солнечную панель - 100 Вт. Допустим, что напряжение на АКБ тоже 12,6 В. В этом случае вы "заливаете" в батарею 12,6 х 5,5 = 69 Вт. А могли бы 100 Вт. Ваши потери 100 - 69 = 31 Вт / 12,6 = 2,46 Ач за 1 час. Ну или по-максимуму 13,4 х 5,5 = 73,7 Вт. 100 - 73,7 =26,3 / 13,4 В = 2 А 
В режиме МРРТ в ролике контроллер показывает максимальную мощность, которую можно снять с солнечной панели. В Вашем случае 100 вт. И контроллер будет "заливать" в батарею 100 Вт / 12,6 В = 7,9 А. В этом и есть принцип работы МРРТ - он определяет максимальную мощность, которую можно снять с панели и увеличивает ток заряда. - для этого увеличения там установлен трансформатор.
Использование PWM или МРРТ контроллеров определяется не мощностью панелей, а временем, за которое потребители "высасывают" АКБ. Если это время меньше суток 2 - то лучше использовать МРРТ, если больше - то PWM. И использование режима PWM считается более щадящим для АКБ.
 


Сообщение отредактировал yuryT: 05 июля 2018 - 17:52

  • 0

#503 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 05 июля 2018 - 19:37

А почему более щадящим? из-за того что ток на ШИМ меньше чем на МППТ?

 

И использование режима PWM считается более щадящим для АКБ.
 


  • 0

#504 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 988 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 05 июля 2018 - 21:48

Скажите, а что Вам мешает узнать разницу между ШИМ (PWM) контроллером и МРРТ? Если бы узнали, то все это не писали бы.
О чем в приведенном ролике говорят показания контроллера в режиме ШИМ. Напряжение заряда батареи равно напряжению на батарее = 12,6 В. При достижении напряжения батареи 13,4 В контроллер отключит заряд. Т.е. это не напряжение солнечной панели, а предельное напряжение заряда. Это и есть принцип работы ШИМ контроллера - он режет напряжение. Возьмем вашу солнечную панель - 100 Вт. Допустим, что напряжение на АКБ тоже 12,6 В. В этом случае вы "заливаете" в батарею 12,6 х 5,5 = 69 Вт. А могли бы 100 Вт. Ваши потери 100 - 69 = 31 Вт / 12,6 = 2,46 Ач за 1 час. Ну или по-максимуму 13,4 х 5,5 = 73,7 Вт. 100 - 73,7 =26,3 / 13,4 В = 2 А 
В режиме МРРТ в ролике контроллер показывает максимальную мощность, которую можно снять с солнечной панели. В Вашем случае 100 вт. И контроллер будет "заливать" в батарею 100 Вт / 12,6 В = 7,9 А. В этом и есть принцип работы МРРТ - он определяет максимальную мощность, которую можно снять с панели и увеличивает ток заряда. - для этого увеличения там установлен трансформатор.
Использование PWM или МРРТ контроллеров определяется не мощностью панелей, а временем, за которое потребители "высасывают" АКБ. Если это время меньше суток 2 - то лучше использовать МРРТ, если больше - то PWM. И использование режима PWM считается более щадящим для АКБ.
 

На одной яхте у меня ШИМ, на другой МППТ. Токи - одинаковые, 5.5А в максимуме на 100Вт, напряжения - одинаковые, 13.5В на зарядке. Что я делаю не так? :)

Поэтому меня очень удивили цифры в ролике. И по напряжению, и по току. Какая-то альтернативная электротехника. :) Токи зависят от степени разряда аккумуляторов. Если аккумы полные, то токи будут меньше ампера, а напряжение все равно 13.5В. 12.5В от контроллера на аккумы не идет никогда. Если пустые - будет максимальный ток, который указан в характеристике панели. Для 100Вт - это 5.5.А.

 

Что такое "время высасывания АКБ в сутках" - вообще не понял о чем это. АКБ в системе с потребителями и генераторами работает в качестве ресивера. Т.е. постоянно идет процесс разрядки и зарядки, если есть солнце или идет энергия от генератора двигателя. В идеале баланс энергии должен быть положительным. Т.е. аккумуляторы должны заряжаться на 100% каждый день.


  • 0

#505 motoras

motoras

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 910 сообщений
  • Из:Дзержинск
  • Судно: Адмиралец
  • Название: АЛАГАЗ

Отправлено 05 июля 2018 - 22:38

Для 100Вт - это 5.5.А.

Почему так?

Я при своей 105 Вт панеле видел максимум 7,2 А и напряжение шло на батареи 13,8 В. При 14,2 В зарядка отрубалась. 

Обычно в час-два дня в солнечную погоду конец июня-начало июля 6,2-6,7 А давала в аккумы.

Вообще 7,2*13,8=99 Вт. Мне кажется 5,5 маловато. Я не про средние значения. Про максимальные.


  • 0

#506 Vit27

Vit27

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 17 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 05 июля 2018 - 23:46

Про какие панели речь?

Говорят, монокристаллические эффективнее поликристаллических.

У нас поликристаллическая, 100Вт, самая дешёвая с ebay. Ток КЗ в районе 6А, а ток зарядки сильно зависит от заряженности аккумуляторов, максимум тоже в районе 5А.


  • 0

#507 motoras

motoras

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 910 сообщений
  • Из:Дзержинск
  • Судно: Адмиралец
  • Название: АЛАГАЗ

Отправлено 06 июля 2018 - 00:07

Про какие панели речь?

Говорят, монокристаллические эффективнее поликристаллических.

У нас поликристаллическая, 100Вт, самая дешёвая с ebay. Ток КЗ в районе 6А, а ток зарядки сильно зависит от заряженности аккумуляторов, максимум тоже в районе 5А.

У меня была гибкая, моно. Вроде гибкие только моно.

Сейчас две гибкие моно. Буду тестить... Отпишусь. Погода правда не айс ожидается.


  • 0

#508 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 06 июля 2018 - 00:07

Я для себя за 6 лет использования солнечными панелями в Турции и Греции вывел следующую формулу - мощность панели * 6 = количество Втч за день. Т.е. если панель 100 ватт, то за день вы с нее получите 600 Втч +- 5%. 

Ну и нормальный ток в 80% от максимального это почти идеал для любой панели. 100 / 13.8 * 0.8 = 5.8А

Чтоб не разочаровываться в купленных за дорого панелях лучше ориентироваться на эти данные.

Ну и основное отличие MPPT контроллеров это умение из большего напряжения делать нужное для зарядки, т.е. вы можете использовать панели на 24 В в системе на 12В или подключать панели последовательно и тогда у вас провода идущие к солнечным панелям могут быть более тонкие. На лодке правда лучше больше 48В наверное не стоит делать. 


  • 0

#509 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 988 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 06 июля 2018 - 00:13

Почему так?

Я при своей 105 Вт панеле видел максимум 7,2 А и напряжение шло на батареи 13,8 В. При 14,2 В зарядка отрубалась. 

Обычно в час-два дня в солнечную погоду конец июня-начало июля 6,2-6,7 А давала в аккумы.

Вообще 7,2*13,8=99 Вт. Мне кажется 5,5 маловато. Я не про средние значения. Про максимальные.

Мы же уже выяснили, что у вас была панель 150Вт, а не 105. Поэтому и токи выше. 

Рабочее напряжение панели - 19В. 100Вт/19В=5,26А Вот правильная формула. Эти параметры указаны в паспорте панели.


  • 0

#510 motoras

motoras

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 910 сообщений
  • Из:Дзержинск
  • Судно: Адмиралец
  • Название: АЛАГАЗ

Отправлено 06 июля 2018 - 00:58

Мы же уже выяснили, что у вас была панель 150Вт, а не 105. Поэтому и токи выше.
Рабочее напряжение панели - 19В. 100Вт/19В=5,26А Вот правильная формула. Эти параметры указаны в паспорте панели.

Панель была 105 Вт. Размер 1200*600. Перечитал свои посты. Осталось старые фото найти. Но вряд ли найду. Сейчас такой в продаже нет. Верней есть 105 Вт, но на картинке она немного другая.
  • 0

#511 motoras

motoras

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 910 сообщений
  • Из:Дзержинск
  • Судно: Адмиралец
  • Название: АЛАГАЗ

Отправлено 06 июля 2018 - 08:12

Я для себя за 6 лет использования солнечными панелями в Турции и Греции вывел следующую формулу - мощность панели * 6 = количество Втч за день. Т.е. если панель 100 ватт, то за день вы с нее получите 600 Втч +- 5%.
Ну и нормальный ток в 80% от максимального это почти идеал для любой панели. 100 / 13.8 * 0.8 = 5.8А
Чтоб не разочаровываться в купленных за дорого панелях лучше ориентироваться на эти данные.
Ну и основное отличие MPPT контроллеров это умение из большего напряжения делать нужное для зарядки, т.е. вы можете использовать панели на 24 В в системе на 12В или подключать панели последовательно и тогда у вас провода идущие к солнечным панелям могут быть более тонкие. На лодке правда лучше больше 48В наверное не стоит делать.

Хорошая методика. Склоняюсь к тому, что мне 2*100 Вт панелей маловато. Во первых далеко от экватора, хотя и световой день дольше и практически не темнеет. Во вторых пока солнышка было не много. В третьих постоянный потребитель (холодильник) ест примерно 140 Вт, а это около 1,6 кВт*ч в сутки. А я получал с двух панелей не более 600 вт*ч в сутки, с учётом пасмурно погоды.
  • 0

#512 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 07 июля 2018 - 17:17

Кстати, летом СП дают меньше, из-за перегрева снижается эффективность. Не верите? Вылейте на них ведро холодной воды...
  • 0

#513 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 07 июля 2018 - 18:24

Это вопрос не веры, а чтения документации. У СП есть "температурный коэффициент", показывающий как снижается эффективность с отклонением температуры от оптимальной на каждый градус.

У меня такая панелька

https://vinur.com.ua...nic-vbhn245sj25

температурный коэффициент "-0,29 %/°С", что означает снижение эффективности на 0,29% за отклонение от номинала на каждый градус. Номинальная температура 25 градусов. Т.е., скажем при 35 градусах тепла на СП я потеряю 2,9% мощности от номинальной.

У ноунейм китайских панелей вряд ли проводят такие замеры либо там так печально что даже не пишут в описании.


  • 0

#514 yuryT

yuryT

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 24 сообщений
  • Из:Петербург

Отправлено 08 июля 2018 - 01:04

А почему более щадящим? из-за того что ток на ШИМ меньше чем на МППТ?

Нет. Пишут - из-за того, что что ток зарядки на ШИМ импульсный.


  • 0

#515 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 08 июля 2018 - 02:16

Нет. Пишут - из-за того, что что ток зарядки на ШИМ импульсный.

Что-то такое нагуглил

http://zaryad.com.ua...noe-ustrojstvo/

 

Если АКБ литиевая то это правило не работает.


  • 0

#516 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 08 июля 2018 - 09:12

А если конденсатор поставить..., впрочем, об этом уже писали.


  • 0

#517 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 988 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 июля 2018 - 14:09

Это вопрос не веры, а чтения документации. У СП есть "температурный коэффициент", показывающий как снижается эффективность с отклонением температуры от оптимальной на каждый градус.

У меня такая панелька

https://vinur.com.ua...nic-vbhn245sj25

температурный коэффициент "-0,29 %/°С", что означает снижение эффективности на 0,29% за отклонение от номинала на каждый градус. Номинальная температура 25 градусов. Т.е., скажем при 35 градусах тепла на СП я потеряю 2,9% мощности от номинальной.

У ноунейм китайских панелей вряд ли проводят такие замеры либо там так печально что даже не пишут в описании.

Открою страшную тайну - все панели китайские. :) Даже те, которые якобы собраны в европе, или имеют только шильдик европейский, или собираются из китайских пластин. Да, есть разные грейды пластин. Но по факту отдача отличается на проценты. Ибо КПД панелей пока крайне мал. На форуме полно отчетов об эксплуатации солнечных панелей. От 100$ за 100Вт до 300$/100Вт. Максимальный ток - одинаковый, 5.5А на 100Вт. Хоть на дешевой, хоть на дорогой панели.


  • 0

#518 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 08 июля 2018 - 16:17

Ничего себе вы тайны открываете)
Отличие между ноунейм продукцией и брендовой - в контроле качества перед продажей и гарантией. Какой ноунейм даст вам 5 лет гарантии? Может даже даст но когда дело дойдёт до гарантийного случая, конторы что отвечает за продукцию уже может и не быть. А панасоник ещё долго будет. Им есть смысл потратит ещё немного времени перед продажей для поиска косяков, т.к. по гарантии ремонтировать дополнительный геморрой и множество гарантийных случаев приведут к проблемам с "качественным" брендом, продукцию которого покупают именно потому что есть доверие от покупателей к имени бренда

То что на одном заводе делается - никто не спорит. Но контроль качества на заводе можно заказать, а можно сэкономить...

Сообщение отредактировал SharkRocks: 08 июля 2018 - 16:22

  • 0

#519 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 08 июля 2018 - 17:23

А почем контроль качества? У меня китайское стекло пашет и пашет, на катере зимует.


  • 0

#520 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 08 июля 2018 - 17:40

Без контроля качества получается лотерея. Кому-то повезет, кому-то нет
  • 0

#521 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 08 июля 2018 - 18:13

Это слова, я думаю есть и вероятностная оценка - кривульки, наверное, почти совпадают. Может ведь и с дорогими не повезти. А с гарантией возиться гемор.


  • 0

#522 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 08 июля 2018 - 19:50

Если покупаю в магазине напротив с гарантией проблем нет.
Если в алиекспресс просто выкидываю. :)


  • -1

#523 Их Тиандр

Их Тиандр

    Фикус-яхтсмен

  • Капитан
  • 1 301 сообщений
  • Из:Питер

Отправлено 08 июля 2018 - 22:29

Ну вот щас с неработающими панелями и сдохшим альтернатором, было ссыкотно на 3 дня уйти шляться. 750-амперный банк за сутки уходил в минус на 20%. В принципе, за три дня просадка 60%, аккумуляторы глубокого разряда Sonnencshein вроде как позволяют. Но очень ссыкотно, поэтому щас на неделе поставлю 360-ваттную панель и еще к ней в помощь две стоваттки китайские приделаю...


  • 0

#524 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 988 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 июля 2018 - 00:08

Без контроля качества получается лотерея. Кому-то повезет, кому-то нет

Почему вы считаете, что на китайских заводах нет контроля качества? В вообще представляете объемы китайского рынка? :) То, что оттуда приходит в европу или РФ - доли процента от общего выпуска. Поэтому на заводах там все замечательно с контролем качества. Тем более, что конкуренция сейчас достаточная.


  • 0

#525 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 09 июля 2018 - 11:15

У меня по размеру и внешне стоят абсолютно одинаковые панели, родные с 2014г 4шт и новые 2017г 4шт,
Первое фото левые 4шт старые, правые 4шт новые.
Второе фото-новые панели
одинаковые 2 мппт tracer 4210a,одинаковая толщина и длина проводов. одинаковые настройки мппт,
ПРЯМО СЕЙЧАС В 10.11 часов, греция новые 17.7а старые 14а, те +25%.
При покупке было два варианта за 100е и 150е, купил за 150е.

Прикрепленные изображения

  • 20180709_100431.jpg
  • 20180709_100320.jpg

  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей