Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1895

#1301 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 октября 2020 - 17:02

https://youtu.be/QiPxrRaREJ8

https://youtu.be/fb41vfJjK30

https://youtu.be/6dqiC6soByc

Пара хороших видео, что из себя представляют дешевые китайские контроллеры. (Включаем субтитры и перевод, кто не говорит по-немецки - работает). Там не все товарищ правильно говорит, но суть работы контроллеров полностью отражена.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 октября 2020 - 17:22

  • 0

#1302 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 14 октября 2020 - 18:11

Сезон кончается неприятным фактом. За два года гибкие панели при расположении на леерах деградировали примерно в 2 раза, как тут уже отмечали. Что приводит к размышлениям, что со всем этим делать: менять панели периодически или делать арку и ставить стеклянные. Корма у меня узкая и лишняя парусность мне лично сильно не по душе. Но и энергия тоже нужна...

И, если не писал, синие дешевые китайские контроллеры-таки да, сделаны по уе--щной схемотехнике: когда батарея разряжена - работают в режиме КЗ, т.е теряется около 30% мощности, екраный бабай!. Ну, вот объясните, с какого хрена МППТ намного дороже? там к тому, что в дешевых только контроллер стоит (в общем и целом), который 5 копеек стОит. Посоветуйте МППТ дешевый на 20 и на 30А (для разных вариантов).

Вместо гибких можно на леера поставить стеклянные вертикально. Они будут давать половину номинала, в отличие от горизонтальных, но хотя бы не будут деградировать. Или сделать их откидными, как на Anemos (Stefini36). На время швартовки их опускать, чтобы не мешали. Все остальное время - они горизонтальны и дают больше энергии.

 

С другой стороны, если гибкие устраивают, и их хватает на 2 года, может опять поставить гибкие и выбрасывать каждые 2 года? Они же сейчас в разы подешевели и стоят столько же, сколько и стеклянные, меньше евро за ватт?

 

Самые недорогие контроллеpы - Tracer A серии. 

Можно купить на 20А и подключить до 500Вт панелей на 24В. 

https://s-ways.ru/pr...12-24v-20a.html


  • 0

#1303 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 октября 2020 - 19:54

Насколько я понимаю, 20А - это зарядный ток батарей. сеть 12В.


  • 2

#1304 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 октября 2020 - 21:25

.... 
Самые недорогие контроллеpы - Tracer A серии. 
Можно купить на 20А и подключить до 500Вт панелей на 24В.

Немножко не так, коллега.
Tracer A[N], самые недорогие из хороших, они реально хороши!
То есть соотношение цена/качество - врядли найти лучше.

А дешевые МППТ есть еще SRNE, но вот их я бы не рекомендовал.
Там очень "упрощенная" схемотехника.
Вплоть до того, что через него в обратку разряжался аккумулятор ночью на СП (у соседа так было пока не поставил доп. диоды на СП)
Я сам не добрался до причин этого явления, но на мой взгляд этого быть категорически не должно.
Так же возможно сосед чето не то, или не так сделал, ибо я в этом процессе не участвовал и не знаю точно что и как.

Но тем не менее это не снимает факт очень сильно удешевленной схемы в SRNE по сравнению с Tracer'ами.
Поэтому, ИМХО, выбор очевиден.
 


  • 1

#1305 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 октября 2020 - 21:30

Насколько я понимаю, 20А - это зарядный ток батарей. сеть 12В.

Это максимальный зарядный ток этого девайса. Ну то есть то что он может выдать, конечно  при условии что СП на вход ему дадут.

Если батареи смогут "взять" больше, а СП больше "дать", то как раз контроллер станет узким горлышком и будет работать в режиме ограничения зарядного тока.

При этом еще и КПД у него упадет, ибо это предельные режимы.

 

Если Вы возьмете СП на 24 вольта (оптимально для 12V системы и MPPT контроллера), то приблизительно можно считать что MPPT это DC / DC трансформатор.

Грубо (очень грубо) СП сумела выдать 24V / 5A, на выходе контроллера получим 12V / 10A

Еще дополню; В общем через мощность всё удобнее считать и минус потери контроллера.


Сообщение отредактировал nvc: 14 октября 2020 - 23:49
дополнил пост

  • 0

#1306 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 15 октября 2020 - 00:45

Посоветуйте МППТ дешевый на 20 и на 30А (для разных вариантов).

Новосибирский. Он ...хм... со странностями, но если работает -- то ураган.

Но я, лично, чёта склоняюсь к выкидыванию всех этих контроллеров... Не нужны они ни нафиг.
  • 0

#1307 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 15 октября 2020 - 04:54

Новосибирский. Он ...хм... со странностями, но если работает -- то ураган.

 

Кстати да. У меня есть их инвертор на 3 кВт и вроде работает. 

Солнечный контроллер от А-электроники дешев и мощность у него большая.


  • 0

#1308 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 15 октября 2020 - 10:00

Новосибирский. Он ...хм... со странностями, но если работает -- то ураган.

Но я, лично, чёта склоняюсь к выкидыванию всех этих контроллеров... Не нужны они ни нафиг.

Как это? Обычная 12 вольтовая панель без контроллера на солнце выдаёт до 24 вольт. Любой аккумулятор (12вольтовый естественно) будет убит. В чем ошибаюсь?
  • 0

#1309 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 15 октября 2020 - 13:30

Во всем. Панель - токовый прибор, т.е. если подключить на большую нагрузку ток почти не изменится, а напруга просядет.

Непосредственное подключение к батарее требует ручного контроля напряжения на батарее, чтоб не допустить перезаряда и ручного же отключения при достижении полного заряда. При этом средний КПД заряда будет процентов на 30 ниже, чем при использовании МППТ. Т.е МППТ в данном примере позволит на 30% уменьшить площадь батарей для достижения тех же Ач, что и в случае прямого подключения.


Сообщение отредактировал alexk61: 15 октября 2020 - 13:35

  • 0

#1310 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 459 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 15 октября 2020 - 13:38

Хорошо, источник тока. И какое будет напряжение, в случае полностью заряженной АКБ?
Ps. 24В то не дает 12в панель, скорее 19в там будет без нагрузки.
  • 0

#1311 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 15 октября 2020 - 13:45

Я так понимаю, что маркетологи приложили лапу к тому, чтобы нормальных ШИМ контроллеров с "усредненной" рабочей точкой не выпускали. Т.е. если рабочую точку панелей по входу ШИМ расположить "компромиссным" образом - там, где в большинстве ситуаций она окажется близкой к оптимальной, которую регулирует МППТ, то различие в эффективности ШИМа и МППТ будут весьма невелики, думаю, 1-2 процента. Ну, либо примитивные ШИМы типа "синего" китайского чисто по схемотехнике настолько просты, что если чуть усложнить схему (надо вторую ОС заводить на ШИМ) не сильно дешевле введения контроллера. Кстати, коллеги электронщики, я не очень понимаю, почему в МППТ везде стоят дроссели по выходу (понятно, что они стОят, вероятно, как вся остальная плата). В принципе, я не вижу, почему для снижения себестоимости их китайцам не выкинуть? Или они просто тупо копируют фирменные схемы? Зачем дроссель я, само собой, понимаю.


Сообщение отредактировал alexk61: 15 октября 2020 - 19:16

  • 0

#1312 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 15 октября 2020 - 13:48

Хорошо, источник тока. И какое будет напряжение, в случае полностью заряженной АКБ?
Ps. 24В то не дает 12в панель, скорее 19в там будет без нагрузки.

Чего непонятного, батарея достигнет, скажем 14В и, если СП не отключить - будет повышаться дальше, пока не сравняется с напряжением XX панели (17-19В) Или кипеть будет и напруга будет несколько ниже - я не очень в курсе, что происходит со свинцом точно. Т.е. кипеть будет по-любому, а что будет с напряжением - точно не скажу.


Сообщение отредактировал alexk61: 15 октября 2020 - 19:15

  • 0

#1313 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 15 октября 2020 - 13:57

Ручной контроль напряжения это как? Весь день смотреть на вольтметр и держать руку на кнопке вкл-выкл? Повышенное напряжение это причина, кипение - следствие. 24В это реально замерял, правда без нагрузки.

Сообщение отредактировал gals08: 15 октября 2020 - 14:01

  • 0

#1314 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 15 октября 2020 - 16:35

Это так. Потому кроме тестов так никто не делает.


  • 0

#1315 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 15 октября 2020 - 18:08

Это так. Потому кроме тестов так никто не делает.

Вот именно. Но FStager кажется хочет так сделать.
  • 0

#1316 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 131 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 15 октября 2020 - 18:49

 

 

 если СП не отключить - будет повышаться дальше, пока не сравняется с напряжением КЗ панели (17-19В) Или кипеть будет и напруга будет несколько ниже - я не очень в курсе, что происходит со свинцом точно. Т.е. кипеть будет по-любому,

Будет кипеть, а повышаться не так сильно - в зависимости от мощности батареи. Для десульфатации например прямое подключение, ток 2-3А на 100 а/ч, напряжение до 16 В.  Мощная панель при большом токе может и навредит (еще лопнет корпус например), но при обычных условиях неопасно. Раз в год водички подлить. Другое дело гелевые и АГМ - эти быстро пересохнут и кирдык. И лампочки накаливания можно пожечь, если где есть.

На вольтметр (в составе какого-нибудь токо-амперо-ачметра) поглядывать так и так любопытно... У меня самая большая панель на 30 Вт :D через конроллер подключена, он конечно полезен - кроме основного назначения, позволяет одной кнопкой отключить те нагрузки которые подключены к его выходу, от КЗ в этих цепях защищает, ну и цветом лампочки сразу показывает примерное состояние акков, а если заряда много (например при подзарядке от сети) начинает моргать. А 15 Вт переносную панельку цепляю напрямую. Днем посмотрел на напряжометр - если полный заряд, холодильничек вкл. 


  • 0

#1317 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 15 октября 2020 - 19:14

"Вот именно. Но FStager кажется хочет так сделать."

Личное дело участника...


Сообщение отредактировал alexk61: 15 октября 2020 - 19:15

  • 0

#1318 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 459 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 15 октября 2020 - 23:31

Чего непонятного, батарея достигнет, скажем 14В и, если СП не отключить - будет повышаться дальше, пока не сравняется с напряжением XX панели (17-19В) Или кипеть будет и напруга будет несколько ниже - я не очень в курсе, что происходит со свинцом точно. Т.е. кипеть будет по-любому, а что будет с напряжением - точно не скажу.

 

Ну вот и я то так считал... 

Хотелось бы услышать соображения FStager - по-моему, у него есть свое мнение на этот счёт.


  • 0

#1319 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 15 октября 2020 - 23:39

Обычная 12 вольтовая панель без контроллера на солнце выдаёт до 24 вольт. Любой аккумулятор (12вольтовый естественно) будет убит. В чем ошибаюсь?

Во всём.

 

Непосредственное подключение к батарее требует ручного контроля напряжения на батарее, чтоб не допустить перезаряда и ручного же отключения при достижении полного заряда.

Не обязательно.
 

При этом средний КПД заряда будет процентов на 30 ниже, чем при использовании МППТ. Т.е МППТ в данном примере позволит на 30% уменьшить площадь батарей для достижения тех же Ач, что и в случае прямого подключения.

Это не так.
 

Т.е. кипеть будет по-любому

Не обязательно

 

Это так. Потому кроме тестов так никто не делает.

Не так. И "так" как-раз обычно и делают.

 

Короче, у вас всех какие очень мистические представления о солнечных батареях и аккумуляторах. Там, конечно, все сложно, но не настолько, чтобы считать контроллер божественным откровением. Контроллер не нужен.


  • 0

#1320 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 16 октября 2020 - 00:26

Зачем дроссель я, само собой, понимаю.

И зачем, по Вашему,  там дроссель  ?


  • 0

#1321 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 16 октября 2020 - 01:07

Ну вот и я то так считал... 
Хотелось бы услышать соображения FStager

Да соображения там тривиальные. Солнечный элемент даёт напряжение 0.5V (ну, примерно). Это напряжение не зависит от освещённости, и всегда такое, или 0, если света мало.

Аккумулятор имеет внутреннее сопротивление очень маленькое, и его смело можно считать нулевым. Полностью заряженный аккумулятор может иметь, однако, ненулевое, хотя и небольшое сопротивление (он "кипит").

Чтобы аккумулятор "кипел", на него недостаточно подать напряжение. Нужно, чтобы плотность тока превышала известную величину. Через аккумулятор на 100 ампер-часов нужно пропустить весьма дофига тока, чтобы получить требуемую плотность, и электролиз начался. Ну и начался электролиз и что? "Просто долей воды".

Дальше. Максимальная мощность солнечного элемента определяется максимальной площадью прямоугольника, который можно запихать под вольт-амперную характеристику (тривиально, да?). Все вольт-амперные характеристики солнечных элементов примерно одинаковы, и для всех высота этого прямоугольника (рабочее напряжение) равна примерно 75% напряжения холостого хода.

Помня сказанное выше о нулевом сопротивлении аккумулятора, понимаем, что напряжение на батарее солнечных элементов, напрямую подключенных к аккумулятору, будет равно напряжению аккумулятора. А помня, что это напряжение должно быть равно 75% напряжения холостого хода, понимаем, что напряжение холостого хода батареи солнечных элементов для зарядки 12-ти вольтового свинцового аккумулятора должно быть 18 вольт.

Смотрим напряжение холостого хода "12 вольтовой" солнечной батареи -- и, внезапно, обнаруживаем, что оно именно 18 вольт. Считаем квадратики -- ба, их 36.

Контроллер не нужен.


  • 0

#1322 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 16 октября 2020 - 01:23

Считаем квадратики -- ба, их 36.

 

А теперь тоже самое, только квадратиков 72

?


  • 0

#1323 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 16 октября 2020 - 01:46


  • 1

#1324 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 16 октября 2020 - 02:22

А теперь тоже самое, только квадратиков 72

?

2x36?


  • 0

#1325 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 16 октября 2020 - 02:29

от освещенности и от температуры, до которой нагрелась панель, напряжение меняется

От освещённости не меняется. Зависимостью от температуры можно пренебречь.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    Bing (1)