Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1895

#1401 apred

apred

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 465 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: Кр. швертбот
  • Название: АМУЛЕТ

Отправлено 19 ноября 2020 - 07:08

Если вбить Севастополь и Владивосток, которые примерно на одной широте, то среднегодовая выработка 136,1 и 145 кВтч. Разница 6%, совсем небольшая.

На яхте основные потери - от затенения рангоутом, в зависимости от ориентирования к солнцу. 

Инсоляция зависит только от широты, (долгота не причем), ну и от наличия облаков-но это в пределах +-10% 


  • 1

#1402 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 19 ноября 2020 - 14:41

Инсоляция зависит только от широты, (долгота не причем)

Она даже от широты не зависит...


  • -1

#1403 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 19 ноября 2020 - 16:21

Инсоляция зависит только от широты, (долгота не причем), ну и от наличия облаков-но это в пределах +-10%

Ну не скажи, инсоляция на уровне поверхности очень даже. Возьми Лондон и Нур-Султан. Широта почти одинаковая - 51 градус. Солнечная батарея 1000Вт.
Лондон: Среднегодовая выработка электроэнергии: 2.90 кВт•ч/сутки, максимум 4,29, минимум 1,28.
Нур-Султан: Среднегодовая выработка электроэнергии: 3.52 кВт•ч/сутки, максимум 6.54, минимум 0.96.
Летом разница по выработке больше 30%. Зимой тоже, только в другую сторону.

Сообщение отредактировал syoma: 19 ноября 2020 - 16:21

  • 1

#1404 Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 147 сообщений
  • Из:Батайск

Отправлено 19 ноября 2020 - 16:39

Ну не скажи, инсоляция на уровне поверхности очень даже. Возьми Лондон и Нур-Султан. Широта почти одинаковая - 51 градус. Солнечная батарея 1000Вт.
Лондон: Среднегодовая выработка электроэнергии: 2.90 кВт•ч/сутки, максимум 4,29, минимум 1,28.
Нур-Султан: Среднегодовая выработка электроэнергии: 3.52 кВт•ч/сутки, максимум 6.54, минимум 0.96.
Летом разница по выработке больше 30%. Зимой тоже, только в другую сторону.

Я извиняюсь, а Нур-Султан - это бывший Астана?


  • 0

#1405 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 19 ноября 2020 - 17:54

Ну не скажи, инсоляция на уровне поверхности очень даже. 

Широта и состояние атмосферы.


  • 0

#1406 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 01 декабря 2020 - 01:29

Водрузил... нет, ВОЗДВИГ :) я таки на прошлой неделе свои СП на арку.

Но были пасмурные деньки, а намедни выдался солнечный, и я собрав по времянке схему померял выдаваемую  СП мощность.

 

Еще раз для напоминания:

СП типа PERC TP ~39вольт х/х, ~33V MPP, 330W паспортная. Расположены ровно горизонтально.

 

Условия "опыта": Ясное небо, высота солнца над горизонтом ~25 градусов.

Померяна строительным угломером - ну нету у меня секстана :)

MPPT контроллер Tracer XTRA XDS2.

Температура воздуха ~14C, температура панелей... ну потеплее конечно, но не знаю сколько.

 

Ну что.... одна СП (после МППТ ) выдает в этих условиях ~120 ватт мощности. Если точнее ~14V и ~8.5A

Точно не сказать, ибо оно все время "плавает" - атмосфера "дрожит:

Две СП соответственно 240 ватт. А это, на всякий случай, практически 19 (для ровной "красивой" цифры скажем 20  ампер зарядного тока! ) :)

Считаю, что затраты  и на арку (немалые) и все остальное - оправдано.

 

Так же надеюсь, что летом будет "шпарить" на все свои 660 ватт (две СП) чего мне хватит, ну если не "продавать на энергию на сторону", то уж для себя любимого, так точно :D

Ну эт уже "пожуем увидим"

 


  • 6

#1407 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 01 декабря 2020 - 10:49

Водрузил... нет, ВОЗДВИГ :) я таки на прошлой неделе свои СП на арку.

Фото ждем. 


  • 0

#1408 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 01 декабря 2020 - 17:29

Водрузил... нет, ВОЗДВИГ :) я таки на прошлой неделе свои СП на арку.

Но были пасмурные деньки, а намедни выдался солнечный, и я собрав по времянке схему померял выдаваемую  СП мощность.

Вопросы имею: сколько было в пасмурный день?

Если в курсе, просветите, насклько различаются рабочие напряжения панелей разных производителей, которые они указывают, скажем 12-ти вольтовых панелей. У меня в наличии две разных: гибкие (мои) и стеклянная от предыдущего владельца. Указанные напряжения отличаются на сотню милливольт, что, скорее всего связано с разными методиками тарирования.


  • 0

#1409 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 03 декабря 2020 - 23:15

Eще раз хочу поднять тему обозначений МППТ. Заявлено, к примеру, 30А. Это ЗАРЯДНЫЙ ток или ВХОДНОЙ? Я всегда считал, что зарядный. Основание - ключи будут работать в импульсе именно на зарядном токе, также, как и индуктивность, последовательно с ними включенная. КПД - да будет немного разным, но ток, отдаваемый в аккумулятор ограничивается только током ключа индуктивности и диода.

ОДНАКО, все китайцы пишут, что если подключить, скажем 2 панели по 18В номинального напряжения последовательно - 36В, то их контроллер будет отдавать вдвое больше мощности, чем при параллельном подключении на 18В. Кроме того, я многократно читал здесь посты известных коллег, что так оно и будет - МППТ на 30 А, при параллелЬном включении батарей отдаваемая в аккумулятор мощность по максимуму будет 360 Вт., а если добавить еще одну группу батарей и подключить их последовательно, то, мол, напряжение на входе возрастет (контроллер допускает до 60В), а входной ток не изменится, т.е. МППТ  тогда отдаст в батареи в два раза большую мощность и, соответственно, ток на заряд. Можете почитать бумажки на китайские МППТ контроллеры - Трейсеры, например. Я, будучи некогда инженером-электронщиком (давно), думаю, что это - художественный свист. И МППТ 30А выдаст на заряд батареи не более 30А, что там на входе не подключай и как. В противном случае сгорит.

 

Поправьте, если я неправ.

 

(собственно, мне-то все понятно более менее, но вдруг я чего-то не знаю...) А так - больше для коллег стараюсь, у кого профессия другая.

 

Еще конкретнее, чтоб КАЖДОМУ было понятно, что я имею в виду: Есть МППТ 30А. Я могу к нему подключить 3х120Вт  панелей либо параллельно, либо последовательно. Будет немного разный КПД. 720Вт панелей последовательно я подключить к нему НЕ МОГУ! (сгорит) Так понимаю лично я.

 

 

Еще одно добавление: если при последовательном подключении панелей также увеличить номинальное напряжение сети в 2 раза - с 12 до 24В, то да, МППТ выдаст в 2 раза болЬшу мощность, (но не ТОК!)


Сообщение отредактировал alexk61: 03 декабря 2020 - 23:30

  • 1

#1410 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 03 декабря 2020 - 23:38

_


  • 0

#1411 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 04 декабря 2020 - 03:36

Eще раз хочу поднять тему обозначений МППТ. Заявлено, к примеру, 30А. Это ЗАРЯДНЫЙ ток или ВХОДНОЙ?

1) Это максимальный ток заряда аккумуляторов, то есть выходной.

2) Контроллер является трансформатором мощности.
Поэтому хоть параллельно СП ему давай хоть последовательно, только если дать сильно высокое относительно аккумуляторов (выходного) то эффективность падает.
Оптимально 2:1 (например 24V СП : 12V аккумулятор) напряжение я указал по номиналам (паспортным)

3) Контролер не сгорит, если в него сунуть больше панелей, хоть параллельно хоть последовательно.
Только нужно соблюсти условие не превышения входного напряжения (в обычных трейсерах 100 вольт)
Но надо помнить, что последовательное соединение СП должно сопровождаться установкой bypass diode на каждую СП.
Это я про лодки, на солнечных эл. станциях этого не нужно, там теней нет.

4) Контроллер не сгорит (п3) а просто ограничит выходной ток своим лимитом и все.
То есть не будет "брать" с СП избыток (в общем площадь панелей "в никуда" уйдет)
 

ОДНАКО, все китайцы пишут, что если подключить, скажем 2 панели по 18В номинального напряжения последовательно - 36В, то их контроллер будет отдавать вдвое больше мощности, чем при параллельном подключении на 18В. Кроме того, я многократно читал здесь посты известных коллег, что так оно и будет - МППТ на 30 А, при параллелЬном включении батарей отдаваемая в аккумулятор мощность по максимуму будет 360 Вт., а если добавить еще одну группу батарей и подключить их последовательно, то, мол, напряжение на входе возрастет (контроллер допускает до 60В), а входной ток не изменится, т.е. МППТ тогда отдаст в батареи в два раза большую мощность и, соответственно, ток на заряд. Можете почитать бумажки на китайские МППТ контроллеры - Трейсеры, например. Я, будучи некогда инженером-электронщиком (давно), думаю, что это - художественный свист.

Покажите мне пожалуйста место в инструкции на Tracer, где это в таком аспекте написано ?
Ну блин... P=V*I, че тут думать то ? Ничего не придумали другого аж никак.


  • 0

#1412 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 04 декабря 2020 - 13:23

Сгорит или не сгорит - зависит от того, как конкретный китаец реализовал схему и что ему приходило в голову при этом. Как в "Собачьем сердце". Пишут же они на ключевых контроллерах МППТ.


  • 0

#1413 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 04 декабря 2020 - 14:06

А интересно, панели с рабочим напряжение, 14В делают? Вот их-то можно было бы как раз с примитивным контроллером достаточно эффективно использовать...


  • 0

#1414 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 04 декабря 2020 - 15:37

А интересно, панели с рабочим напряжение, 14В делают? Вот их-то можно было бы как раз с примитивным контроллером достаточно эффективно использовать...

https://forum.katera...53#entry2458168


  • 0

#1415 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 04 декабря 2020 - 16:42

А интересно, панели с рабочим напряжение, 14В делают? Вот их-то можно было бы как раз с примитивным контроллером достаточно эффективно использовать...

"Двенадцативольтовая" панель выдает 19В. Но для более эффективного поиска точки максимальной мощности, на вход контроллера МРРТ нужно подать 38В. 


  • -2

#1416 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 04 декабря 2020 - 17:52

Не поверю, что Вы не смотрели ВАХ панелей. Спад у всех начинается на напряжении около 17В.


  • 0

#1417 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 04 декабря 2020 - 20:01

Не поверю, что Вы не смотрели ВАХ панелей. Спад у всех начинается на напряжении около 17В.

Что Вы не поняли в словах про прямоугольник максимальной площади?


  • 0

#1418 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 04 декабря 2020 - 23:52

Что Вы не поняли в словах про прямоугольник максимальной площади?

 
Наверное он хотел сказать, что у панели с напряжением холостого хода 19В, точка максимальной мощности будет находиться где-то в районе 17В независимо от ее освещенности. Это следует из ВАХ, указанных в даташитах на СБ. Поэтому если преобразователь будет работать на батарею 12В, нет смысла удваивать входное напряжение. Это только снизит КПД преобразователя, причем существенно - на 5-10%
 

Поправьте, если я неправ.


Ну в принципе так и есть. Если взять стандартную схему понижающего DC/DC, то там и транзистор и диод стоят на входе и соответственно транзистор коммутирует входной ток преобразователя и соответственно его ограничивает своими характеристиками.


Сообщение отредактировал syoma: 04 декабря 2020 - 23:55

  • 0

#1419 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 05 декабря 2020 - 00:43

Что Вы не поняли в словах про прямоугольник максимальной площади?

Понял, что Вы некорректно понимаете сущность процесса. Так уж мне кажется. И не только мне. Я в последние 20-30 лет привык высказываться ... "политкорректно". Раньше говорил прямо и без обиняков. Смело ставьте минус! Все, кто использует МППТ - мудаки.

 Если  бы были в продаже батареи с 14В рабочего и 14,5В ХХ - да, можно было бы их подключать напрямую хоть к кислотному, хоть к литию. Однако, по совершенно "непонятным" причинам :w00 , производитель делает панели на рабочих 17-18В, что явно требует применение степ-даун конвертера, чтоб не потерять мощность.


 Ну в принципе так и есть. Если взять стандартную схему понижающего DC/DC, то там и транзистор и диод стоят на входе и соответственно транзистор коммутирует входной ток преобразователя и соответственно его ограничивает своими характеристиками.

Транзисторы и диоды побоку - копейки нынче стОят. А медь и феррит - СТОЯТ!


Сообщение отредактировал alexk61: 05 декабря 2020 - 00:44

  • 0

#1420 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 05 декабря 2020 - 00:46

Панели делают НЕ ДЛЯ НАС!!! Для полей, и там - доли процента эффективности нужны и важны. Нам же плюс-минус 3-4% в принципе пофиг.


  • 0

#1421 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 05 декабря 2020 - 01:16


  • 0

#1422 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 05 декабря 2020 - 01:35

Панели делают НЕ ДЛЯ НАС!!! Для полей, и там - доли процента эффективности нужны и важны. Нам же плюс-минус 3-4% в принципе пофиг.

Нуда нуда....

660 ватт (у меня) - возьмем 600 для расчетов.

4% - 24 ватта в час.

8 часов - минус 192 ватта или 192/12 = 16 ампер часов

Вам пофиг ?

Мне ни разу не пофиг. Это МНОГО!


  • 0

#1423 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 05 декабря 2020 - 02:43

Понял, что Вы некорректно понимаете сущность процесса.

А Вы, очевидно, плохо понимаете написанное.
 

Если  бы были в продаже батареи с 14В рабочего и 14,5В ХХ - да, можно было бы их подключать напрямую хоть к кислотному, хоть к литию. Однако, по совершенно "непонятным" причинам :w00 , производитель делает панели на рабочих 17-18В, что явно требует применение степ-даун конвертера, чтоб не потерять мощность.

Я сожалею, но вот это всё -- бред, простите.


  • 0

#1424 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 05 декабря 2020 - 17:48

Угу, конечно...

Я про то, что у нас панели ЗАВЕДОМО установлены неоптимально и никто (почти) не делает поворотные крепления, тем более автоматические. А это уже ДЕСЯТКИ процентов. Еще раз: богатым и здеровым быть, безусловно, лучше. Вопрос в цене.


Сообщение отредактировал alexk61: 05 декабря 2020 - 17:48

  • 0

#1425 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 05 декабря 2020 - 17:52

А Вы, очевидно, плохо понимаете написанное.
 

Я сожалею, но вот это всё -- бред, простите.

Вы, по своему обыкновению, голословны. Нарисуйте свои прямоугольники, определите, при каком наклоне ВАХ Вы будете правы и сравните с ВАХ панелей.

А заодно объясните, как у товарища на видео, которое я приводил, при подключении двух одинаковых панелей, стоящих рядом одну через МППТ, вторую - через устройство, коммутирующее панель напрямую к аккумулятору такие разные зарядные токи.


Сообщение отредактировал alexk61: 05 декабря 2020 - 18:12

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей