Перейти к содержимому

Фотография

Попадание молнии


Сообщений в теме: 355

#201 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 25 октября 2015 - 22:57

Лже наука против (забыл - астрофизики, биофизики...)

Это не моя, ЮЛЫ.


  • 0

#202 kaa39518

kaa39518

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
  • Из:______________
  • Судно: _____________

Отправлено 25 октября 2015 - 23:00

Это не моя, ЮЛЫ.

Юлу забанили :( Так что продолжай его детище. Уходят лучшие из нас .


  • 0

#203 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 25 октября 2015 - 23:02

Ладно :)


  • 0

#204 kaa39518

kaa39518

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
  • Из:______________
  • Судно: _____________

Отправлено 25 октября 2015 - 23:06

Договорились.

Ты теперь ответственный либерал.

Вас мало осталось.. Боб не считается - у него фора.

На тебя вся надежда.


  • 0

#205 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 25 октября 2015 - 23:13

Во я попал...


  • 1

#206 kaa39518

kaa39518

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
  • Из:______________
  • Судно: _____________

Отправлено 25 октября 2015 - 23:16

Во я попал...

а то!

Ну можешь еще Данева вытащить, а то он вообще в в сумрак ушел - огрызается от туда не понятными фразами...

Спасай человека.


Сообщение отредактировал kaa39518: 25 октября 2015 - 23:20

  • 0

#207 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 25 октября 2015 - 23:28

Часовню Обустройку тоже я развалил должен тянуть?


Сообщение отредактировал Илья Филлер: 25 октября 2015 - 23:28

  • 0

#208 Борис Дмитриевич

Борис Дмитриевич

    к

  • Офицер
  • 11 083 сообщений
  • Из:Населённый пункт

Отправлено 25 октября 2015 - 23:35

Договорились. Ты теперь ответственный либерал. Вас мало осталось.. Боб не считается - у него фора. На тебя вся надежда.

Объесняйт! Что есть фора у Bob? Битте, нах:)
  • 0

#209 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 994 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 26 октября 2015 - 00:05

Либер, при всем уважении, идеальный проводник для СВЧ - волновод, ток вообще не течет - сплошной скин-эфект... но при этом труба :)

 

ПС, Илья, или это надо было в твою тему? :)

Тут говорят Вы лодку уже сделали - уважаю! А почему теперь не имеете? Не хорошо без лодки жить на нашем форуме. :nono:

 

Ну а на счет волноводов и формул, извините, опять не попали. И 9-го класса здесь маловато будет.

Токи в волноводе распределяются очень неравномерно, если Вы имеете в виду прямоугольные. Даже поляризацию крутят (если это Вам о чем-то говорит?), проворачивая волновод. Уж, поверьте старому локаторщику. (А можете чего-нибудь почитать на эту тему). Но есть еще и круглые. :w00  Там еще веселее ведут себя токи. И только троешники из девятого класса думают, что раз все серебром покрыли, - значит токи везде одинаковые.

Вообще, электродинамика очень мутная наука. Я её и сам не достаточно хорошо знаю. Предлагаю закончить дискуссию на эту тему. :D  Для  общего успокоения могу признать себя неправым во всём. :)  :cry:  :w00  :tease:


  • 0

#210 Борис Дмитриевич

Борис Дмитриевич

    к

  • Офицер
  • 11 083 сообщений
  • Из:Населённый пункт

Отправлено 26 октября 2015 - 00:12

...и перейти в наливочную. Выпить за истину, рождённую в споре.:)
  • 0

#211 Vladimir_A

Vladimir_A

    Вечный юнга

  • Капитан
  • 4 140 сообщений
  • Из:Подмосковье
  • Судно: MacGregor26M

Отправлено 26 октября 2015 - 19:59

Тут говорят Вы лодку уже сделали - уважаю! А почему теперь не имеете? Не хорошо без лодки жить на нашем форуме. :nono:

 

Ну а на счет волноводов и формул, извините, опять не попали. И 9-го класса здесь маловато будет.

Токи в волноводе распределяются очень неравномерно, если Вы имеете в виду прямоугольные. Даже поляризацию крутят (если это Вам о чем-то говорит?), проворачивая волновод. Уж, поверьте старому локаторщику. (А можете чего-нибудь почитать на эту тему). Но есть еще и круглые. :w00  Там еще веселее ведут себя токи. И только троешники из девятого класса думают, что раз все серебром покрыли, - значит токи везде одинаковые.

Вообще, электродинамика очень мутная наука. Я её и сам не достаточно хорошо знаю. Предлагаю закончить дискуссию на эту тему. :D  Для  общего успокоения могу признать себя неправым во всём. :)  :cry:  :w00  :tease:

Не понял. Объясните, пожалуйста. Можно (и даже лучше) в личку, и со ссылками, если есть.


  • 0

#212 RomBar

RomBar

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 004 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 27 октября 2015 - 01:58

Извините коллеги, я не совсем ”в теме", но разве разряд молнии - это токи высокой частоты? Никогда не видел коробчатой формы волновод (как на РЛС) от громоотвода в "землю".
  • 0

#213 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 27 октября 2015 - 03:12

Извините коллеги, я не совсем ”в теме", но разве разряд молнии - это токи высокой частоты? Никогда не видел коробчатой формы волновод (как на РЛС) от громоотвода в "землю".

Так вот жешь: http://parusanarod.r...pers/2015/grsh/ Читали ?

Поскольку разряд молнии является ВЧ импульсом, для его отвода важно минимальное индуктивное сопротивление заземления. Из-за наличия сопротивления напряжение при разряде молнии даже в прямой молниеотвод бывает достаточным для выброса боковых искр к соседним заземленным предметам. Изгибы линии заземления увеличивают индуктивное сопротивление, при этом боковые разряды могут оказаться сравнимы по мощности с основным.

Конечно там не СВЧ. Поэтому коробка и не нужна Но всё таки там ВЧ - поэтому поверхностный эффект еще как имеет место быть. И в результате этого заземление шин на крашенный металлический фальшкиль достаточной площади, через килевые болты, считается нормальным и допустимым. Ибо как тот слой краски на киле для ВЧ токов проницаем, нечто вроде конденсатора получается, который, как известно, ВЧ токи пропускает. Но я сам думаю, что красочка на фальшкиле облетит :)
  • 0

#214 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 27 октября 2015 - 06:45

Так вот жешь: http://parusanarod.r...pers/2015/grsh/ Читали ? Конечно там не СВЧ. Поэтому коробка и не нужна Но всё таки там ВЧ - поэтому поверхностный эффект еще как имеет место быть. И в результате этого заземление шин на крашенный металлический фальшкиль достаточной площади, через килевые болты, считается нормальным и допустимым. Ибо как тот слой краски на киле для ВЧ токов проницаем, нечто вроде конденсатора получается, который, как известно, ВЧ токи пропускает. Но я сам думаю, что красочка на фальшкиле облетит :)

Где то читал что краска таки отлетела. :)


  • 0

#215 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 649 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 27 октября 2015 - 18:43

Но я сам думаю, что красочка на фальшкиле облетит :)

 

 

Где то читал что краска таки отлетела. :)

:offTopic:

Тут народ в соседней теме интересовался, как винт от ракушек очистить.

Вот и рецепт - заземление через гребной вал.  :D  И - в грозу.

:offTopic:

А если серьезно - почему краска должна отлететь? Если не будет сильного нагрева. У конденсатора же диэлектрик не разрушается.


  • 0

#216 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 27 октября 2015 - 19:13

А если серьезно - почему краска должна отлететь? Если не будет сильного нагрева. У конденсатора же диэлектрик не разрушается.

Ууууу... еще как разрушается :) При превышении допустимых напряжений. Ну и Вы же понимаете, какой там там диэлектрик... наверняка краска с микротрещинами и прочим. Там скорее скопище конденсаторов и резисторов. Да если и пооблетит хрен бы снею. Важно чтобы основной заряд туда таки ушел, а не по корпусу.
  • 1

#217 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 649 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 27 октября 2015 - 20:22

Ибо как тот слой краски на киле для ВЧ токов проницаем, нечто вроде конденсатора получается, который, как известно, ВЧ токи пропускает.

 

Ууууу... еще как разрушается :) При превышении допустимых напряжений.

Ну, электролитические еще и взрываются.  :lol:

Я предполагал, что Вы имеете ввиду не пробой, а нормальную работу. 

А в таком режиме понятно, почему отлететь может.


  • 0

#218 Oleg_Baltika

Oleg_Baltika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 217 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: raznie

Отправлено 27 октября 2015 - 23:01

Как-то лет 25 30 назад гонялись на Муху Вяйнской регате на польской 25Р... И в проливе Виртсу рядом с нами (метров 40) оказался nаллинский 1/4 и внего жахнула молния...  Пришли в Пярну и сразу к ним -все живы здоровы, вся электроника и аку в дым, а на мачте вместо верушки и ветроуказателя 5 см расплавленная дюралевая хрень... Так что жить и в грозу на яхте можно! 

 

 


  • 0

#219 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 945 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 28 октября 2015 - 03:09

[color=rgb(68,68,68);font-family:Georgia, 'Lucida Bright', 'Times New Roman', serif;font-size:12px;] С помощью фоторегистратора с временной разверткой было детально изучено развитие разряда молнии от облака до земли. Разряд развивается лавинообразно, сначала в виде ионизованного канала, получившего название лидера молнии, который ступенчато продвигается от облака к земле. Скорость ступенчатого движения лидера к земле равна приблизительно 45·10[/color]6[color=rgb(68,68,68);font-family:Georgia, 'Lucida Bright', 'Times New Roman', serif;font-size:12px;] м/с, причем интервал между ступенями составляет около 100 мкс. Длина каждой ступени лидера – около 45 м, так что полное время движения до земли может достигать 0,02 с. Затем по этому ионизованному каналу от земли к облаку движется основной разряд со скоростью от 2·10[/color]7[color=rgb(68,68,68);font-family:Georgia, 'Lucida Bright', 'Times New Roman', serif;font-size:12px;] м/с до 15·10[/color]7[color=rgb(68,68,68);font-family:Georgia, 'Lucida Bright', 'Times New Roman', serif;font-size:12px;] м/с. Он обычно глубоко проникает внутрь облака, образуя множество разветвленных каналов. Свечение этого яркого разряда, [/color]


  • 0

#220 Alina Plakhova

Alina Plakhova

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 19 сообщений
  • Из:Malaysia
  • Судно: Кетч Celestial 48
  • Название: s/y Ao

Отправлено 29 октября 2015 - 16:45

Вот сидим сейчас с мужем на кокпите силой мысли тучки отгоняем, а гром гремит, молнии сверкают, ветерок 32 узла, гроза... А молнии яркие, огромные, поблизости в землю бьют... все приборы выключили, сидим, затаились... пусть нас обойдёт...:-)
  • 0

#221 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 29 октября 2015 - 16:55

Пусть обойдет! :)


  • 1

#222 Mike59

Mike59

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 258 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Maxus 24
  • Название: Зефир

Отправлено 29 октября 2015 - 18:40

По поводу иконы на носу и заземления все ясно теоретически, а как это выглядит на практике когда все вокруг на сквозь промокло, кто нибудь испытал попадание молнии в яхту,как ощущения? или те уже ничего не говорят? единственное упоминание об этом нашел в теме разбор полетов похождение яхты звезда но так всколзь.

На самом деле, "все вокруг промокло" дождевой водой. Дождевая вода - это почти что дистиллированная вода, и стало быть, довольно приличный изолятор. Ключевая фраза из школного учебника по физике: "ток течет по пути наименьшего сопротивления". Если есть мачта, ток от молнии потечет по ней, а не по мокрой одежде яхтсмена. Если мачта при этом заземлена на металлический фальшкиль, то молния и уйдет в воду через него. Но надо понимать, что заземляющий провод должен быть соответствующий, иначе он просто сгорит (закон Джоуля-Ленца), и оставшаяся часть заряда пойдет искать себе альтернативный путь. И тут уже может натворить бед. Обычно кладут или медь сечением 20 кв.мм, или сталь 50 кв. мм.

 

А вот, что делать, куда землить мачту на пластиковом швертботе - ума не приложу. Подмачтовый пиллерс до воды, естественно, не доходит. Если словлю молнию, прожжет дыру в днище, скорее всего. :(

 

Реально слышал несколько историй про попадание в мачту молнии - у всех более или менее обошлось. Без трагических последствий. Электроника сгорела даже выключенная. Это вообще распространенное заблуждение, что выключенный электронный прибор защищен о наводок. С чего бы?


  • 0

#223 D.A.

D.A.

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 168 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 29 октября 2015 - 18:47

Здравствуйте, Уважаемые Хочу сказать несколько слов по поводу защиты РЭО яхты. С одной стороны, не возьмусь утверждать, что производители полностью игнорируют вопрос устойчивости своих изделий к ЭМИ, ограничиваясь лишь вопросами ЭМСа, да и то лишь теми, что указаны в различных регламентах, с другой стороны - пока всё, что попадало мне в руки или было видено на яхтах, не имело достаточной степени встроенной защиты и общий монтаж так же был выполнен без учета факторов, позволяющий снизить негативные воздействия от ЭМИ. Если ограничиться только российскими требования регистров, то, думаю, отчасти такое положение дел в значительной степени объясняется тем, что пракктически все интересующие нас в этом вопросе регламенты подразумевают требования к цельнометаллическим судам, где сам корпус формирует защитную среду. Соответственно, для "пластика" эти вопросы особо не прорабатывались. Теперь несколько слов непосредственно о защите РЭО. Рискну возразить некоторым участникам, склонным считать, что защитить стационарную аппаратуру невозможно и остается только запихивать все в духовку. Методы защиты РЭО от ЭМИ и иных факторов существуют и достаточно хорошо известны в узких кругах. Так же, как и методика расчета и последующая практическая оценка эффективности данной защиты.  Применительно к яхтам, защитить всю аппаратуру, скорее всего не удастся, ибо часть устройств изначально подразумевает свою ЭМ-открытость (антенные устройства приемопередатчиков, экраны приборов и т.п.), все остальное вполне возможно защитить. Вопрос лишь в том надо ли это самим производителям? Ибо для большей лучшести привычные всем приборы должны быть выполнены несколько в иной компоновке, разделяющей ключевые защищенные элементы и дешевые "жертвенные" части, которые в случае чего, просто меняются на запасные.  По ценику же возможные потери от удара молнии вполне можно вогнать под планку в первые сотни евро...  


  • 0

#224 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 30 октября 2015 - 19:31

.... Рискну возразить некоторым участникам, склонным считать, что защитить стационарную аппаратуру невозможно и остается только запихивать все в духовку. Методы защиты РЭО от ЭМИ и иных факторов существуют и достаточно хорошо известны в узких кругах. Так же, как и методика расчета и последующая практическая оценка эффективности данной защиты.

Излагайте, с интересом почитаем. Только пожалуйста с пруфлинками, желательно с указанием применяемых изделий для защиты и т.п. т.д.

Применительно к яхтам, защитить всю аппаратуру, скорее всего не удастся, ибо часть устройств изначально подразумевает свою ЭМ-открытость (антенные устройства приемопередатчиков, экраны приборов и т.п.), все остальное вполне возможно защитить. Вопрос лишь в том надо ли это самим производителям? Ибо для большей лучшести привычные всем приборы должны быть выполнены несколько в иной компоновке, разделяющей ключевые защищенные элементы и дешевые "жертвенные" части, которые в случае чего, просто меняются на запасные.  По ценику же возможные потери от удара молнии вполне можно вогнать под планку в первые сотни евро...

Давайте прикинем: Картплоттер от ~ $1000 - до дохрена. АИС ~ $450-$1000. Автопилот ~ $2000-$4000. Инструменты (лаг эхолот )- ~$350-400 каждый, штуки три или более на лодке. Ветроуказатель ~800-$1500. Радиостанция - $200-$400. Электросеть в лодке в целом. Зарядники, разделители, акк батареи. Суммы в зависимости от лодки могут быть достаточно большими $10000 и более. В свете этого первые сотни евро, при достаточно надежной защите, вполне себе кажуться невысокими. Но хотелось бы подробностей. А так же какое оборудование сразу в жертву будем приносить. Для широких кругов так сказать :) Заодно и обсудим.
  • 0

#225 D.A.

D.A.

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 168 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 31 октября 2015 - 14:03

Излагайте, с интересом почитаем. Только пожалуйста с пруфлинками, желательно с указанием применяемых изделий для защиты и т.п. т.д. В свете этого первые сотни евро, при достаточно надежной защите, вполне себе кажуться невысокими. Но хотелось бы подробностей. А так же какое оборудование сразу в жертву будем приносить. Для широких кругов так сказать :) Заодно и обсудим.

 

 

Начну с конца.

В жертву потенциально приносятся:

- входной тракт антенны ГНСС (либо вся смартантена)

- антена радиостанции

- первичные датчики ветра на самой мачте - лампы мачтовых огней - дисплеи приборов, установленных в кокпите Это при условии, что приборы имеют модульную конструкцию и разделены на сами функциональные блоки, первичные датчики и средства отображения и ввода информации.  Первое и, частично, второе вполне можно защитить. А, назовем это так, смартдисплеи могут быть унифицированы и их цена в серии может составлять что-то около 50-70 за малый (типа лага, виндекса и автопилота) до пары сотен за дисплей картплоттера. Всё остальное, включая генераторы, батареи, саму рацию, инверторы и т.п., а так же розетки и проводка, короче все внутри яхты, защищается единым контуром сплошной экранировки. Правда простая оплетка тут может не сгодиться, её ВЧ-составляющая ЭМИ скорее всего пробъет, так что нужны цельные металлорукава и ящики. Тут никаких волшебств нет, все давно придумано за нас. Повторюсь, это для случая правильного разделения аппаратуры на исполнительные и оконечные блоки. Такое в принципе есть, но не в маломерном флоте. Тут производителям проще все упихать в один корпус того же картплоттера. Сгорит, так им еще лучше - придете за новым. Но и тут тоже можно сделать хотя бы полную экранировку всей внутренней электрики и электроники, а картплоттеры и приборы, установленные в кокпите, подстраховать дополнительно, разобрав пластиковые корпуса и нанеся(напылив) на них изнутри слой металлизации, заземлив и его. Теперь по поводу расчетов и проверки. Линки я сейчас дать не готов, не было нужды их искать в сети, хватало материала в бумажном виде.  Основные параметры разряда можно посчитать по формулам физики обычной школы, пересчитать это в напряженность ЭМ-поля и обратно в токи наводки тоже не должно составлять проблем. Это для любителей чисел.  Для практиков все еще проще - разряд молнии симитировать можно, но очень сложно и не в домашних условиях, а вот генераторы ЭМИ в природе существуют и весьма портативны. В настоящий момент сам к ним доступа уже не имею, но в работе выглядит очень просто - втыкаете в сеть вилку, полминуты-минуту идет зарядка, далее жмете на кнопку, раздается весьма громкий звуковой хлопок. Параметры формируемого поля по мощности могут превышать то, что генерит среднестатистическая молния. Только надо не забывать снимать с себя весь металл и убирать всю нужную электронику в железный ящик. Еще один момент по поводу заземления мачты. Если штырь молниеотвода закрепить выше всего оборудования мачты, при этом надежно изолировав его от самого материала мачты (конечно же заземленной у киля), сбросив от него внутри мачты так же хорошо изолированный провод до самого киля, то в случае попадания молнии заряд пойдет не по мачте, а по внутреннему проводу. В этом случае мачта сыграет роль дополнительного экрана, как в коаксиальном кабеле. И еще, не возьмусь утверждать сам (проверять пока не довелось), но есть стороннее мнение, что штырь молниеотвода должен быть металлическим толстым (для бОльшей теплоемкости) и острым на конце, в этом случае физические разрушения якобы будут минимизированы. 

 

P.S. Так же для проверки устойчивости аппаратуры есть высоковольтные генераторы. Последний, что я держал в руках, был размером с фен, выдавал до 10 или 15 кВ (не помню) и им тыкали непосредственно во все торчащие из изделия металлические концы, включая контакты на интерфейсных разъемах, и смотрели, что горит а что нет и на что менять. Суть этого в том, что существующая элементная база позволяет ограничить наведенные напряжения по внутренним цепям до величин, при которых она не только сохранит работоспособность, но и продолжит нормально функционировать. Опять же, проблема тут только одна - нужно, чтобы это было кому-нибудь нужно...  


Сообщение отредактировал D.A.: 31 октября 2015 - 14:16

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей