Вот пара ссылок на другую схему завала мачты, вперед с использованием штатного гика в качестве стрелы:
№ 1 и
№ 2
Обратите внимание на растяжки, идущие от нока гика к вант-путенсам - получается аналог А-образной стрелы. Использование их принципиально важно, чтобы вся система при подъеме не ухнула в сторону. Точно так же можно заваливать мачту назад, используя раскрепленный по бортам спинакер-гик либо специальную приблуду с закрепленной лебедочкой:
Вот такую
Тут есть нюансы. Чем выше упирается в мачту импровизированная стрела, тем считается хуже: больше нагрузки на нее на первых-последних метрах подъема-спуска. Можно загнуть даже гик, не то что спинч-гик! Бывает, ставят на баке перед мачтой специальный рым для упора и т.п. В этом смысле А-образная стрела, закрепленная в вант-путенсах, которые как правило ниже степса, безусловно рулит. Недостаток ее только в том, что на борту появляется дополнительные нештатные детали, и даже в польском облагороженном виде мне лично она не нравится.
Поэтому для себя я выбрал вариант завала с использованием штатного спинч-гика. Чтобы опустить точку упора, смонтировал вдоль передней части мачты почти от степса Т-образный погон длиной около 2 м, по которому ходит каретка с кольцом. Заодно получил возможность тоньше настраивать спинакер, а также хранить спинакер-гик прищелкнутым к мачте и всегда вооруженным оттяжкой и топенантом (для этого на мачте выше погона смонтировано пластиковое полукольцо, как для фиксации канализационных труб диаметром 50мм, а еще выше приклепано обычное кольцо для второго клюва спинакер-гика).
Отчет об испытаниях
При испытаниях, так же, как на видео, снял гик, зацепил стаксель-фал за релинг для страховки, ослабил такелаж, скинув передние основные и топ-ванты, спинакер-гик зацепил клювом за каретку, расположив горизонтально и раскрепил его по вант-путенсам передних основных с помощью 8 мм шкота.
Внимание, коллеги, в этом было слабое место! В один конец шкота был ввязан отцепной карабин, который я защелкнул на вант-путенс, потом я провел с натяжкой! шкот через клюв, сделав вокруг клюва доп. шлаг, провел через вант-путенс, также с доп. шлагом, увел на стопор в кокпит и набил.
В качестве основной рабочей снасти для завала использовал галс геннакера (блок как раз на передней части штаг-путенса!), который продернул через клюв спинч-гика. Отцепил штаг с закруткой, зацепил его за карабин геннакер-галса (ходовой конец уже был с тремя шлагами на лебедке и на стопоре!) и с замиранием сердца скинул стопор стаксель-фала.
Мачта вообще не двинулась с места. Пришлось обнаглеть и активней травить с лебедки галс геннакера. Вес мачты через 16-ую лебедку был практически неощутим, хорошо пошла, никогда так хорошо не шла! И тут на последних дюймах случился таки афронт - отдался узел карабине шкота растяжки спинч-гика, зацепленного за вант-путенс! Мачту уже практически держали в руках, а штаг с закруткой и спинакер-гиком ушли на другой борт, и спинч-гик загнуло об леера. Штаг-пирс, слава богу, остался цел, спинч-гик пошел под замену.
Выводы
Легко, можно делать в одиночку. Требует освоения определенной техники. Очень важно раскрепить стрелу, может лучше использовать раздельные концы. При А-образной стреле, конечно, будет проще. Ванты, провисающие при спуске, имеет смысл подбирать по ходу. Подпорка для мачты на корме крайне желательна.