Доехали до Лиссабона. Сломался генератор/альтернатор. В остальном все в порядке.
3.
Утром быстренько собрался и на метро, без проблем приехал на «Викторию». В запасе еще час, но ходить что-то смотреть нет никакого желания — тяжелые вещи не располагают к прогулкам. Зато посмотрел как организовна посадка в междугородние автобусы в Лондоне. Почти как в самолет в аэропорту. Держали пассажиров в накопителе и разрешили подойти к автобусу только за 15 минут до отхода. А отправление, кстати, задержали на 10 минут — вот и английская хваленая пунктуальность, нет в мире совершенства. Потом целый день ехали по Англии. Дико для нашего человека смотреть, как мы едем по левой стороне дороги и почему-то не сталкиваемся со встречными машинами, и еще более ужасно смотреть как поворачивают на другие дороги. Очень «режет глаз» шоферу со стажем. Не буду здесь рулить, - инстинкты не туда заведут. До Плимута ехали быстро, по магистральным шоссе, без перекрестков и светофоров. А потом выехали из Англии и оказались в Корнуоле. И тут начались веселые дороги! Как же они петляли по холмам! Какие же они там узкие! Удивительно, как наш здоровенный автобус умудрялся проезжать там и разъезжаться со встречными. Разъезд на Конуольских дорогах, это особая песня английской вежливости и культуре. Водители пропускают друг-друга без попыток пролезть без очереди! (И как тут наши «бизнесмены-проныры» уживаются, поди, совершенно дикими людьми считаются с их российскими «бизнес» привычками.) Наконец, попетляв вдоволь и заехав, наверное, во все корнуольские деревни и хутора мы въехали в Фалмут. Это не большой симпатичный городок с курортным уклоном. Ведь, не смотря на дождь и холод, здесь крайний Юг Британии, а потому — курорт. Теперь надо найти мой отель. На мою беду он имеет трудно произносимое название Gilingwase, и я спрашивал прохожих произнося это со всеми своими слабыми знаниями английского языка. Никто так и не понял меня, или тут все тоже приезжие. Пришлось достать КПКашку и по ней уже легко вышел прямо к цели. Миленький особнячок с клумбами и газонами вокруг. Я позвонил в дверь, хозяин меня встретил и спросив: «Из России ли я», выдал ключи от комнаты. Моего ответа оказалось достаточно для удостоверения моей личности. Англия с её уважением к человеку и его честному слову все больше и больше начинает нравиться, (даже без пива/эля). Хозяин дал мне ключ от внешней двери и моей комнаты, и пожелав мне всего хорошего, удалился. Больше я его в тот вечер не видел. Да, и вообще в отеле в тот вечер я никого не видел, хотя люди там были. Вечерком я сходил налегке прогуляться по юго-западной окраине Британии. Было уже темно и потому показалось не интересно, а местный паб меня в этот раз не соблазнил. Взял в магазине с собой бутылочного эля и сидра и с бутербродами, в расслабленности лежа на кровати, смотрел в своей комнате телевизор, вживался в английский язык.
На следующий день с утра-пораньше вышел к завтраку. Здесь уже был полноценный английский завтрак — яичница с беконом, бобы и грибы. Ну и, конечно, «тосты» с джемом и маслом, и чай, но я брал без молока, как люблю. Вот это уже еда, пища, а не какой-то глупый континентальный завтрак, после которого сразу начинаешь думать о ланче. В тоже время, для желающих, есть всякие мюсли и прочая чепуха в ассортименте. Но это все «лирика», хотя забавно «погружаться» в английский образ жизни. Главная моя цель — лодка!
Бодренько иду к ближайшей яхтенной марине и спрашиваю: «Где тут стоит такая-то лодка? Я ее в интернете нашел». У меня для этого специальная распечатка заготовлена, - показываю. «Нету тута такой», отвечают мне вежливо по-английски. «Сходите в другию марину, может там чего-то и найдете». Иду. Прохожу по узким улочкам мимо завлекательных пабов и разных магазинчиков, но туда позже, сейчас — дела! Добрался до следующей марины. И в глубине столпотворения лодок, узрел мечту свою, вожделенного Колвика Ватсона, стоящего на берегу. Разглядываю его живьем. Это не то, что на картинках в компьютере. Тут можно пощупать, примерить его к себе и себя к нему. Понравился! Хорош! Надеюсь, мы подойдем друг к другу. Иду в офис марины: « так мол, и так, хочу купить тот, что у вас стоит. Вот и фото из интернета, пожалуйста, и объявление прилагается». Оказыватся это не тот Колвик и этот не продается. Жаль, я уже готов был обнять его, тайком по корпусу гладил, пытался объясниться в любви. Но любовь штука сложная, на этот раз взаимности не получилось. А марин в Фалмуте всего две, и где же мне тогда искать мою суженую? В офисе говорят, - а ты позвони и спроси как ее найти. Уговариваю добрую женщину помочь мне, так как и телефона у меня нет, и по-английски я так плохо говорю, что никак не смогу понять что мне скажут. Англичанка пожалела меня не англоговорящего. Дозвонилась к владельцу и потом долго мне объсняла куда надо идти. Очень хорошая женщина! Англичане вообще, дружественный народ в личном общении и отзывчивый, готовый помочь. Надо этому учиться и нам. (Я уже стараюсь!)
Хорошо, что Фалмут городок маленький. Я даже не пытался найти автобус или взять такси, как советовали англичане, прошел пешком, заодно любовался окрестностями, благо дождя сегодня не было. Опять достал свою КПКашку с картами Англии и по ней нашел нужный адрес.
Владелец лодки предложил встретиться завтра в 14-00, хотя мы связывались всего в 11 утра. Я, конечно, согласился на завтра, но подумал, а почему бы мне сегодня не сходить и посмотреть лодочку, хоть одним глазком. Заодно и дорогу разведать, чтобы завтра не плутать. Иду вдоль берега залива, гляжу по сторонам, любуюсь английской экзотикой. Домики разные стоят, не шикарные, но аккуратные, даже появляются мысли, что и мне такой домик не помешало бы иметь для полного счастья. Но по другую сторону дороги, на берегу залива и у самой кромки воды, гораздо интереснее виды. Лодок всяких, видимо-невидимо! А уж типов и конструкций - «и не сосчитать». Колвики Ватсоны стоят разных видов и окрасов, - выбирай любой, если продается. Но продают не так уж и много. Так что с пылкой любовью с первого взгляда, надо повременить — не прочное это чувство, легкомысленное. А мне в данном случае нужна английская надежность и традиционная стабильность. Я выбираю подругу для длительных отношений, ищу родственные чувства и взаимную привязанность!
Наконец, я увидел ЕЁ! Вот, она красавица английская, женщина, тоесть лодка, приятная, радующая глаз своими формами, выпуклостями и вогнутостями всякими уместными. Косметику, тоесть окраску, применяет умеренно, тона, колера достойные уважения. Вцелом, производит впечатление мечты зрелого мужчины моих лет, расчитывающего на длительное совместное проживание с необременительными приключениями. А вот, и её ухажер — нынешний владелец. Что-то он там с ней, дорогушей моей, делает, к чему-то там руки свои прикладывает - нахал. Ну, что же, имеет право — его она, не моя пока еще. Знакомимся. Он - Майкл Ломакс. Что-то фамилия его не сильно на английскую похожа, да и сам он больше смахивает на одессита, чем на англичанина или кельта какого-нибудь местного. Ну, да это ничего, лишь бы человек был хороший. К сожалению, Майкл не говорит по-одесски, только по-английски. Он несколько удивлен моим сегодняшним визитом, а я очень доволен, что не поленился и не пошел в пивнушку. Макл, как раз занимался косметичесим ремонтом — замазывал к завтрашнему дню дефекты. Но, раз уж я пришел, он все же разрешил мне немного посмотреть лодку. Я посмотрел и мы условились о встрече на завтра, как запланировали. Я не стал долго утомлять английского одессита своим присутствием, мне вполне хватило получаса, чтобы составить первичное мнение о предлагаемой к продаже лодке.
Распрощались. Я пошел обратно в город к моему отелю. Мне требуется некоторое время для принятия обоснованного и взвешенного решения. Прогуливаясь по тихим улочкам Фалмута, я анализировал увиденное и готовил завтрашнее решение. А увидел я лодку, которой длительное время 2-3 года, как минимум, никто не занимался. Лодка стоит пустая, никаких признаков жизни внутри нет, и это при том, что лодке около 30 лет. Оборудование очень скудное и очень древнее, правильнее сказать оборудования в лодке нет. Это вариант Колвика Ватсона с кормовой каютой. Да, это хорошо, когда на корме отдельная каюта и пайлотхаус довольно велик и можно спать там на двухметровом диване. Но в носовом отсеке уже всего одна каюта-салон-кухня, вместо двух. А кокпита в котором так хорошо посидеть-полежать под тентом, находясь в теплых морях, практически нет совсем. Это очень плохо для меня. Сравнительная характеристика этой лодки и лодки предложенной в Шотландии, склоняет меня в сторону поездки для продолжения поисков. Так в спокойных размышлениях я прогуливался по курортному Фалмуту. В пабы не входил принципиально, дабы не ослаблять остроту мысли расслабляющими напитками. Придя к выводу, что эта лодка мне не очень подходит, но все же сможет удовлетворить, если все остальные имеющиеся в Англии окажутся совсем плохими по каким-то не известным пока причинам, я успокаиваюсь. На завтра планирую дальнейший осмотр лодки, проверку систем и выяснения продажной цены, на которую способен Майкл Ломакс. Торговаться с одесситом конечно трудно, но можно, если очень надо. Попутно вспоминаю о своих хохляцких предках, вроде, они освоили методы торгового общения с одесситами, значит, обратимся к генетической памяти заложенной в меня.
С такими мыслями я, теперь уже успокоившийся, снова принялся разглядывать этот симпатичный городок. И уже с чувством исполненного долга захожу в магазины и питейно-едальные заведения. Накормив и напоив себя, (умеренно, чтобы завтра быть в форме), начал строить планы на дальнейшее движение по Англии и окрестностям. Сразу ехать в «к черту на куличики» в еще более холодную и дождливую Шотландию, не хотелось. Хотя, лодка там, очень привлекательная для меня. Я даже пытался ранее купить ее без личного приезда в Англию. Но ее хозяин не захотел сложных схем и предложил приезжать и брать сразу. Зато, почти рядом в Плимуте продается еще один Колвик Ватсон, подходящий, в первом приближении. Надо проверить непосредственно.
В отеле прошу хозяина помочь мне в разговоре по телефону с владельцем Плимутской лодки. Договариваемся втроем, при этом хозяин отеля в разговоре по телефону называет меня «русский джентльмен», пустячек, а приятно. Меня впервые в жизни всерьез называют «джентльменом». Буду стараться соответствовать, раз я уже, хоть иногда, произвожу на людей столь лестное впечатление. Позднее были еще разговоры и общие дела джентльменов, включая меня.
С успокоившейся душой, прогулялся по окрестностям и, когда стемнело, пошел ужинать опять к себе в номер, мне там понравилось — уютный отель.
С утра бодренький, проснулся, умылся, по-джентльменски скушал «инглишь брекфест» (позавтракал, стало быть) и ясным днем, без дождя пошел на вторичный визит к лодке. Теперь уже осматривал обстоятельно и писал список замечаний. Список писал, естесственно по-русски, но в данном случае это даже лучше, что противоположная строна не знает истинного моего мнения о состоянии лодки. Нам ведь еще предстоит торговаться. Как и в любой лодке, что-то понравилось, что-то нет. Диванчик-койка длиной 2 метра в ходовой рубке очень хорош, так и хочется на него прилечь. Но запущенность и практическое отсутствие внутренней отделки и обстановки, - огорчает. Хотя теперь, после принятия решения о продолжении поисков, уже не так сильно расстраиваюсь об этом. Ведь поиски могут доходить даже до Ирландии, если моя виза туда сгодится. Владелец Колвика Ватсона, конечно, еще не успел замазать все огрехи на лодке и продолжает заниматься этим благим делом при мне (а лучше бы пораньше это сделать и потщательнее, а то часть дефектов все еще видно). Мне вообще показалось, что Майкл купил эту лодку с целью перепродажи, уж очень он не похож на пользователя-шкипера лодки и зачем-то врет, что лодка еще в этом году плавала по воде (ну, ведь видно же и корпус и выхлопную трубу и другие снасти — ничего уже давно работало). Надо реально приводить лодку в порядок, а не ждать, что придет покупатель-лох, которому можно «навешать лапши на уши», хотя изредка такое «прокатывает» с теми, кто «клюет» на «первую любовь».
Электрооборудование, Майкл, оказываеься временно отключил, но оно все работает, только не сейчас. Огорчил меня Майкл, только что меня джентльменом сочли, а теперь лохом технически-безграмотным делают. Мне уже надоело слушать бредни об отличном состоянии лодки и я показал длинный список замечаний с демонстрацией этого на лодке. Это несколько успокоило Майкла и тогда решили назначать цену. На 20% я смог «уломать» Ломакса, но все же цена «шотландского» Колвика, даже первичная, меньше, а состояние этой лодки трудно было сделать хуже. В итоге, - цена для меня великовата, а состояние лодки и её планировка мне не понравились. Значит надо продолжать искать! Но на всякий случай эту лодку я буду иметь в виду.
Мы с Майклом любезно, как два джентльмена, правда не английских, распрощались, договорившись, что я еще поезжу по Англии и посмотрю другие предложения. Разумеется, мы сможем снова встретиться и продолжить нашу куплю-продажу.
Не сочтите меня националистом. Я скорее наоборот, все более и более становлюсь гражданином мира или даже космополитом. Я с большим удовольствием путешествую по самым разным странам, знакомлюсь там, и всегда нахожу хороших людей, но встречаются и наоборот. И национальность здесь совершенно ни при чем. Живой пример из моей жизни. В прошлом году имел денежные отношения с самыми разными людьми. Люди, которые, вроде бы, относятся к национальностям которые «должны» были меня обмануть, оказались честными и порядочными, мы выполнили все наши устные договоренности, и даже больше. Разумеется, продолжаем относиться друг к другу со взаимным уважением и готовностью к дальнейшему сотрудничесву. А один старый прощелыга, вроде бы «честной» русской национальности, обманул меня самым подлейшим образом. Ну, и как я могу разделять людей по национальностям? Правильнее определять людей по их делам!
Конечно, смешно отрицать национальные особенности у людей, они есть и достаточно хорошо заметны. Но это не форма носа или цвет волос, эти приметы вторичны. Главное - манера поведения и система ценностей, которой он следует. А эти качества, я думаю, прививаются человеку с детства в семье, где он воспитывался и в окружающем обществе, где он проживал. А когда человек вырастает до состояния собственной разумности, то уже самостоятельно определяет свои жизненные приоритеты. Поэтому, после 30 лет у человека мыслящего стираются национальные отличия в поведении и образе жизни, а взамен им приходят его собственные приоритеты и культурные ценности. Бывает, что и в более раннем возрасте человек начинает самостоятельно мыслить, а бывает и позднее, к сожалению случается, что человек за всю свою жизнь так и не смог научиться самостоятельно мыслить. В этом случае следует уповать на его врожденную доброту или держаться от таких подальше, - это фанатики. Вот, и получается, что в облике взрослого человека важнее не его национальность, а его человеческая разумность и следование, в общении с окружающим миром, правилам, которые определяет его собственный разум или хотя бы воспитание.
Я поспешил на поезд в Плимут. Хотелось приехать пораньше в незнакомый город. С трудом разобравшись в расписании, я ждал свой поезд. Хотя, поездом в русском понимании этого слова, его назвать нельзя. Это был один единственный вагон с дизелем в подбрюшье и двумя кабинами машинистов по торцам. Можно сказать автобус для движения по рельсам. «Автобус» этот был довольно чумазый, даже как-то удивительно. Я то думал, что в Англии для местных и приезжих джентльменов все должно быть кристльно чистым. Ну, стало быть не все тут джентльмены, попадаются и просто люди со свойственными им недостатками. В ж/д автобусе выяснилось, что я не местный, и мне долго объясняли, где мне выйти и на какой поезд пересесть. Потом выяснилось, что я русский — редкое здесь явление. Это уже было любопытно и пасажиры стали внимательно разглядывать это странное существо из другого мира, почти инопланентянина и, наверное, очень враждебного. Хотел я им объяснить, что я джентльмен (меня так уже называли), но передумал, все равно они не поймут моего «джентльменского языка». Зато один парень подсел ко мне попрактиковаться в русском языке (изучает!). Быстренько выдал известное стихотворение о том, что «хорошо в деревне летом, пристает... » и так далее. Молодец, длинную поэму выдал, причем, перевод знал плохо, и был рад, когда я посильно переводил это на английский. Окружающая публика тоже порадовалась русской поэзии с прямым переводом.
Дополнительно объяснял почему в русском поле «далеко тебя видать», это английские поля маленькие и разделены высокими живыми изгородями, а русское раздолье — необозримо. ( И хорошо просматривается
).
Так мы доехали до станции пересадки. Мне показали на какую платформу надо перейти, а одна девушка взяла надо мной шефство, постоянно посмеиваясь над этим смешным русским. Дождались следующего поезда, но он тоже оказался не очень поездом, теперь уже два вагона-автобуса сцепленных вместе. Да это уже не важно, главное, что сели и поехали. Правда, в вагоне один английский джентльмен (или не совсем джентльмен) облил меня и еще двух человек чаем. Наверное, все же джентльмен — извинился. Лучше бы не таскал с собой стаканы с чаем по вагонам. (Это я ворчу «про себя», потому как в душе еще не дошел до полного джентльменства). Но у них там так принято, везде продается чай в картонных стаканах с крышкой и его пьют, где, ни попадя. Расплескивают чай в транспорте, извиняются-сожалеют и продолжают плескать дальше, но все это делают вежливо, без скандалов и взаимных оскорблений, по-джентльменски. Другая страна - другие привычки у людей, тут уж ничего не поделаешь. Ведь это я к ним приехал, буду учиться быть вежливым, даже, когда не хочется. А, все же, мне нравится, что в России обливать людей транпорте чаем или еще чем-то, считается не приличным и не достойным джентльмена. В Великобритании на столько развит индивидуализм, что можно облить соседа чаем и при этом оставаться вежливым человеком — джентльменом или леди. Вот, и поди пойми, что такое дикость в поведении людей, а что культура?
Приехали в Плимут. Кто-то пересаживается в следующий поезд, ехать дальше, а я иду искать свой отель. Это не так просто. Ведь надо найти не огромный небоскреб, а скромный домик, каких здесь сотни в длинных рядах. После третьего объянения, поплутав немного — нашел! Уже ощущаю некоторые успехи в понимании английской устной речи, до половины понимаю объяснения прохожих! Вселился в комнатку на самом верху под крышей, ихний 2-й, наш 3-й этаж. Хорошо. Уютно. Жаль что в Старой Доброй Англии душ и туалет не в номерах, да и в умывальнике могли бы уже поставить нормальный кран-смеситель, а не делать два отдельных по углам раковины. В таком случае, не захочешь, а придется умываться в самой раковине, напустив туда воду. Им то что, привыкли в грязной воде умываться, а я не хочу, вот и приходится или совсем горячей или совсем холодной водой умываться — дикость! И отопление английское бережливое огорчает. Думал в Фалмуте случаность, может поломалось чего, так нет, здесь тоже — включают батареи только на 1-2 часа утром и так же вечером. А в промежутках надо мерзнуть как настоящий англичанин.
Утром опять «инглишь брекфест» - мне понравилось (яичница с беконом, бобы, грибы, все это горячее и чай с «тостами», маслом и джемом). А всякие «мюсли» всех систем и прочие хлопья, пусть едят американцы и подражатели. «Пориджем» я объелся позднее, уже в лодке, там с разносолами было труднее и я упрощал готовку. Попросил хозяев подсказать мне, как добраться до Милбрука, деревеньки, рядом с которой стоит интересующая меня лодка. Кстати, в этом отеле командует хозяйка, а мужчина ее, только на кухню допущен и к деньгам даже не подходит - эмансипация. Вот он, милейший человек, и объяснял мне, как добраться, с разрешения Главнокомандующей. Мы с ним поладили, он даже иногда баловал меня на завтрак дополнительной сосисочкой и маслом, когда Хозяйка не видела. Вот, оказался «под каблуком» мужчина-муж, а в тоже время радостный такой, и, похоже, не переживает за свое такое положение. Он ведь старше ее лет на 15 и ему уже не охота делами заниматься, а на кухне попроще.