Перейти к содержимому

Фотография
* * * - - 2 Голосов

Карликовая яхта с "клешнёй омара"


Сообщений в теме: 2596

#76 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 04 декабря 2011 - 23:58

Приветствую,Утлюк(а)!Вот и я давно не "ходил" по форумам-текучка заела: то заказ выполняю,то "болван" делаю,то готовлю "болван" к превращению в матрицу.И чем же дело закончилось с "клешней - гафелем? Тогда возникает вопрос :"ПОЧЕМУ?"Ведь кажется "всё просто!" или всё простое и есть на самом деле"КАЖУЩЕЕСЯ"!Так КАК все-таки???С уважением.

С клешней эксперименты пока прекратил. Полученный в варианте № раз опыт надо переварить и сделать с учетом недостатков клешню №2. Проблема одна - нет рифления. Ходовые же качества паруса отличные, но ..... усиление ветра неминуемо ведет к тому, что приходится ретироваться с акватории блинчиком. Вот над этой проблемой и надо думать.
А гафельный парус получился очень хорошим, несмотря на то, что он меня уложил, как говорят доки, "в брочинг", в первом же выходе. Понятно, что т.н. "брочинг" кончился купанием, но на то и шквал, чтобы шкипер не дремал да шкот не выпускал из надежных рук. Зато убедился в герметичности и непотопляемости лодки. Следующий сезон начну конечно же с гафелем. Доработке будет подвергнуты как раз эти "вилы". Сейчас они у меня сработаны из дюралевой трубы 1,5 метра, что мне показалось не совсем оптимальным весовым решением. Думаю заменить на лёгкий стеклопластик. Продолжаю эксперименты с мачтой - заготовил еще одну, потоньше, но с краспицами и двумя парами вант. Хотя с мачтой 60мм удобней - можно не раскреплять вантами ежели без стакселя ходить. Но главная задача - шверцы. Пока остановился на варианте самостоятельных, не связанных друг с другом поворотных "лопат". Заготавливаю материалы и прорабатываю особенности крепления. Чтобы значит надежно и не выворотило. Если сбудется мечта и уйду в очередной раз на заслуженный отдых, то можно будет и внутренностями лодки заняться.
  • 0

#77 medval

medval

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 193 сообщений
  • Из:Kherson
  • Судно: samostroi
  • Название: sultanka

Отправлено 07 декабря 2011 - 12:17

С клешней эксперименты пока прекратил. Полученный в варианте № раз опыт надо переварить и сделать с учетом недостатков клешню №2. Проблема одна - нет рифления. Ходовые же качества паруса отличные, но ..... усиление ветра неминуемо ведет к тому, что приходится ретироваться с акватории блинчиком. Вот над этой проблемой и надо думать.
А гафельный парус получился очень хорошим, несмотря на то, что он меня уложил, как говорят доки, "в брочинг", в первом же выходе. Понятно, что т.н. "брочинг" кончился купанием, но на то и шквал, чтобы шкипер не дремал да шкот не выпускал из надежных рук. Зато убедился в герметичности и непотопляемости лодки. Следующий сезон начну конечно же с гафелем. Доработке будет подвергнуты как раз эти "вилы". Сейчас они у меня сработаны из дюралевой трубы 1,5 метра, что мне показалось не совсем оптимальным весовым решением. Думаю заменить на лёгкий стеклопластик. Продолжаю эксперименты с мачтой - заготовил еще одну, потоньше, но с краспицами и двумя парами вант. Хотя с мачтой 60мм удобней - можно не раскреплять вантами ежели без стакселя ходить. Но главная задача - шверцы. Пока остановился на варианте самостоятельных, не связанных друг с другом поворотных "лопат". Заготавливаю материалы и прорабатываю особенности крепления. Чтобы значит надежно и не выворотило. Если сбудется мечта и уйду в очередной раз на заслуженный отдых, то можно будет и внутренностями лодки заняться.

Приветствую,Утлюл!С клешней все понятно.Не понятно с "очередной раз на заслуженный отдых"!Я как ушел "на заслуженный отдых" - так и отдыхаю уже много лет.Сделал каноэ(5м) к весне сделаю поплавок и так же буду экспериментировать.Меня больше интересует парус как на каноэ "Т2" (см.Building outrigger sailing canoes) и эксперимент англичанина ( не помню фамилии) который РАЗВОРАЧИВАЛ парус (клешню) в горизонтальное положение при "взятии рифов".Объединим усилия при освоении паруса!Больше информации на форум.Успехов.
  • 0

#78 asu_max

asu_max

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 169 сообщений
  • Из:Комсомольск
  • Судно: Проа

Отправлено 07 декабря 2011 - 12:51

http://gik.fordak.ru...hp?topic=2442.0 там много всего и есть теоретики..
  • 0

#79 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 07 декабря 2011 - 18:40

Приветствую,Утлюл!С клешней все понятно.Не понятно с "очередной раз на заслуженный отдых"!Я как ушел "на заслуженный отдых" - так и отдыхаю уже много лет.Сделал каноэ(5м) к весне сделаю поплавок и так же буду экспериментировать.Меня больше интересует парус как на каноэ "Т2" (см.Building outrigger sailing canoes) и эксперимент англичанина ( не помню фамилии) который РАЗВОРАЧИВАЛ парус (клешню) в горизонтальное положение при "взятии рифов".Объединим усилия при освоении паруса!Больше информации на форум.Успехов.

Уже почти два десятка лет на пенсии, но приходится подрабатывать. А цифры, указанные в аватаре и недостаток времени на лодочное хобби провоцируют забить на все дела большой болт и экспериментировать, экспериментировать, экспериментировать.....
Чтобы вращать клешню аж до горизонта придется столько веревочек городить, что не ровен час сам запутаешься. Я свою пробовал, правда не на воде, ставить горизонтально и ловить ветер как на дельтаплане. Вроде не трепетала. Это "трепетанье" на воде, при усилении ветра, меня задолбало. Пробовал "рифить" складывая клешню, т.е. уменьшая угол её раскрытия. Тяга уменьшается, но окончательного мнения о полезности, а главное применимости этого способа "рифления" пока нет. Тряпка то ведь всё равно наружу. Лозунг объединения "пролетариев всех стран" принимаю.
  • 0

#80 medval

medval

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 193 сообщений
  • Из:Kherson
  • Судно: samostroi
  • Название: sultanka

Отправлено 07 декабря 2011 - 23:11

Уже почти два десятка лет на пенсии, но приходится подрабатывать. А цифры, указанные в аватаре и недостаток времени на лодочное хобби провоцируют забить на все дела большой болт и экспериментировать, экспериментировать, экспериментировать.....
Чтобы вращать клешню аж до горизонта придется столько веревочек городить, что не ровен час сам запутаешься. Я свою пробовал, правда не на воде, ставить горизонтально и ловить ветер как на дельтаплане. Вроде не трепетала. Это "трепетанье" на воде, при усилении ветра, меня задолбало. Пробовал "рифить" складывая клешню, т.е. уменьшая угол её раскрытия. Тяга уменьшается, но окончательного мнения о полезности, а главное применимости этого способа "рифления" пока нет. Тряпка то ведь всё равно наружу. Лозунг объединения "пролетариев всех стран" принимаю.

"...Так пусть же наши желания совпадут с нашими возможностями!..." - выходит только ЭКСПЕРИМЕНТ ! Успехов.!
  • 0

#81 medval

medval

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 193 сообщений
  • Из:Kherson
  • Судно: samostroi
  • Название: sultanka

Отправлено 07 декабря 2011 - 23:14

http://gik.fordak.ru...hp?topic=2442.0
там много всего и есть теоретики..

Приветствую,asu-max!У тебя ,кажется,проа?Не пробовал "клешню"?Благодарю за подсказку по "клешне"!Успехов!
  • 0

#82 asu_max

asu_max

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 169 сообщений
  • Из:Комсомольск
  • Судно: Проа

Отправлено 08 декабря 2011 - 11:22

там и так места нет а то еще кучу веревок тягать. И такого паруса хватает, 7кв м, бывает даже стремно когда нужно менять быстро площадь, а ты посреди Днепра и до берега 500м.
  • 0

#83 medval

medval

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 193 сообщений
  • Из:Kherson
  • Судно: samostroi
  • Название: sultanka

Отправлено 08 декабря 2011 - 18:22

там и так места нет а то еще кучу веревок тягать. И такого паруса хватает, 7кв м, бывает даже стремно когда нужно менять быстро площадь, а ты посреди Днепра и до берега 500м.

Понятно.Успехов!
  • 0

#84 Kolia

Kolia

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 36 сообщений
  • Из:Брянск
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 16 мая 2015 - 00:54

Прошел на каноэ с клешнёй по Оке от Серпухова до Кузминского шлюза, Аутригеры не были готовы, поэтому примотал на жерди канализационные трубы. Но речь не об этом, Хочу поделиться впечатлениями от паруса.

Парус не для лавировки в слабый ветер, у меня мачта и гик из орешника, довольно тяжелые по сравнению дюралевыми трубами. Пробовал при помощи шнуровки паруса уплощать его, в результате парус перестал тянуть. Пузо паруса 230 мм при длинне шкаторин 4 метра, площадь 7 м2 . Лодка 4,7 м ширина 0,92 м, ширина тримарана 4 метра.

Прикрепленные изображения

  • каноэ на воде.jpg
  • каноэ.jpg

  • 4

#85 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 16 мая 2015 - 17:43

Прошел на каноэ с клешнёй по Оке от Серпухова до Кузминского шлюза, Аутригеры не были готовы, поэтому примотал на жерди канализационные трубы. Но речь не об этом, Хочу поделиться впечатлениями от паруса.

Парус не для лавировки в слабый ветер, у меня мачта и гик из орешника, довольно тяжелые по сравнению дюралевыми трубами. Пробовал при помощи шнуровки паруса уплощать его, в результате парус перестал тянуть. Пузо паруса 230 мм при длинне шкаторин 4 метра, площадь 7 м2 . Лодка 4,7 м ширина 0,92 м, ширина тримарана 4 метра.

В слабый ветер, когда колдунчики с тонкой нитки не стояли и под своим весом падали, я в детстве на кадете катамаран обходил..., тут важно придать форму парусу используя его же вес, ну и за колдунчиками следить..,

на проа аборигены могли мачту завалить от ДП как на ветер так и под ветер....

---------------------------------------------------------

Кстати, при данной конструкции такелажа что надо сделать для сей возможности????

----------

и у аборигенов кажись был топенант гика...


Сообщение отредактировал Игорь К.: 16 мая 2015 - 22:46

  • 0

#86 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 29 мая 2015 - 17:35

В текущем сезоне сконцентрировался на клешне с мачтами-гиками (магиками) длиной 400см и углом около 60*, сработанной из недоткани - тарпаулинового тента.

 

(отчет о выходе 20 мая из http://gik.fordak.ru...topic=2345.330)

 

Продолжил обкатку клешни. Ветер был с утра слабый, к средине дня усилился до 5 метров, в порывах и больше, но по направлению оставался неустойчивым. Одним словом - ЛЕТО. Солнце пряталось только за парусом, и хотя частенько ставил клешню в положение тента, отрабатывая повороты, морда лица к завершению заплыва изрядно покраснела. Убрал из лодки половину балласта, ту,  которая в виде специальной железяки. Вторая половина - слани, они же тележка, и прочие необходимые предметы (вода, инструменты, топор, лебедка, три колеса) остались в "трюме". Катить лодку на горку стало легче, да и бежать по воде она стала быстрее, что было вполне ожидаемо. На воде, в основном, отрабатывал поворот оверштаг и манипуляции со шверцами. По запросу Александра Сергеевича (Капнемо) пытался сделать селфи видео, но получилось паршивенько. Буду повторять с ассистентом-оператором, либо когда ветер позволит вертеться не далее 50 метров от селфи-камеры. Пожалел, что еще не закончил легкосъемную "пристройку" к парусу для слабого ветра, которую можно будет "втыкать" в ноки магиков, соединяя полотна "пристройки" и непосредственно паруса, липучками. Это позволило бы увеличить общую площадь клешни где-то на 3 метра, удлинив магики всего на метр. Такой себе "спинакер" для клешни. Заманчиво, однако, да и теоретически выглядит вполне себе пристойно, правда шквалы об этом не знают. Кстати, о шквалах. Универсальное средство против них - вывод паруса в горизонтальный левентик. А против шкваликов - стандартное потравливание нижнего шкота. В один из моментов плавания ветер усилился до такой степени, что пришлось испробовать хождение по курсу "под тентом", лишь слегка приподняв из положения горизонтали наветренный магик. Получилось неплохо, лодка медленно, но уверенно шла по курсу. Неоднократно приходилось убеждаться в том, что узел на шкоте галса, стопорящий парус в горизонте, очень полезная вещь. Ну а поскольку в этот выход у меня было уже два галсовых шкота, то и узлов было два. Два шкота галса дают возможность уменьшить опасность "болтания" галсового угла на некоторых режимах работы паруса, т.е. работают как своего рода завал-тали. Другая крайность в положении паруса "рога вверх" - для слабого ветра. Галсовый угол при этом подтягивается к мачте (один из шкотов галса позволяет делать это), плоскость паруса выводится в плоскость ветра а затем подветренный магик подтягивается шкотом на ветер, лодка получает ход. В сильный ветер такие эксперименты конечно проводить не стоит. Обычно угол между биссектрисой клешни и горизонтом не превышает 50 градусов, и чем сильнее ветер, тем он меньше. Есть подозрение, что он также зависит и от степени растяжки паруса на рее. т.е. от размеров пуза у магиков. Поворот оверштаг. Для его выполнения, как и в случае с иным вооружением, желательно иметь достаточную скорость, позволяющую выполнить половину поворота по инерции. Дать руль на приведение, тут же начать выравнивание шкотов магиков, после перехода через плоскоть направления ветра отдать наветренный шкот и подтянуть подветренный. Имеются ньюансы, зависящие от силы ветра. При слабом и среднем ветре галсовый угол можно не выводить в горизонт, лодка легко проскочит плоскость направления ветра. В сильный же ветер парус наверняка "уперётся" в ветер при повороте. Поэтому порядок действий дополняется предварительным сбрасыванием шкота галса до "узла", т.е. выводом клешни в горизонт. Если ветер не порывистый, то во время поворота (начиная от дачи руля на приведение) можно шкотами магиков "сопровождать" поворот. Т.е. плавно выводить парус в горизонт до проходжения плоскости направления ветра, затем подтянуть подветренный и отдать наветренный шкоты. Кстати, шкоты, если ветер не порывистый, можно держать (и следовать парусом за поворотом лодки) как вожжи, в одной руке. Немного об отдаче наветренного шкота, другими словами о положении верхнего магика. Как уже было отмечено выше, с клешнёй можно ходить в положении паруса "под тентом". Этот, крайний случай, показывает, что увеличение угла между плоскостью паруса и горизонтом приводит к увеличению тяги на клешне. При слабом и среднем ветре, наветренный шкот я отдаю (чаще корректирую после поворота) до того момента, пока верхний магик не подойдет к ДП лодки примерно на 5-10 градусов, т.е. всё ещё будет оставаться наветру. И чем сильнее ветер, тем этот угол должен быть больше. Иначе нагрузка со шкота перейдет частично на мачту (огрызок мачты), что достаточно резко увеличит опрокидывающий момент. В нормальном, рабочем положении клешни, основная нагрузка от паруса на лодку передается посредством шкотов. На галсовом шкоте её не померять (там проводка через блоки портит живое ощущение), ну а на подветренном она в разы меньше чем на наветренном шкоте. Отсюда - особое внимание фиксации наветренного шкота. Пришлось испытать "полет змея" при срыве наветренного шкота со стопора. Неприятное ощущение. Кроме того, что усилие на лодку от паруса концентрируется в местах крепления шкотов, для уменьшения опрокидывающего момента также имеет значение расположение плоскости клешни относительно ДП. Нетрудно заметить, что некоторая часть паруса всегда находится на наветренной половине лодки. т.е. парус частично баллансируется. О других курсах. С фордевиндом понятно. Самый простой курс и самый легкий поворот. Если это вообще можно назвать поворотом. Дело в том, что на фордевинде совсем не обязательно задирать "рога вверх". При порывистом и сильном ветре это вообще наказуемо, тем более, если галсовый угол подтянуть к самой мачте. Поскольку клешня является частично сбалансированным парусом, то не существует резкой грани между правым и левым галсом фордевинда. Поменять галс на фордевинде, если в том есть необходимость, можно неспеша. На прилагаемом видео http://youtu.be/s477py1KK4A, хотя его качество желает быть лучше, можно заметить, как лодка, стартовав бакштагом левого галса, уваливается до фордевинда левого галса, затем фордевинда правого галса и ложится на курс бейдевинд правого галса. Поворот оверштаг можно проследить на отрезках 01.14-01.38 и 01.42-02.12. Разобрался и со шверцами. Все оказалось просто, до безобразия. Замена рабочего шверца выполняется после поворота оверштаг. Если убрать рабочий шверц до поворота, то вероятность того, что поворот оверштаг вообще удастся, резко падает. Скорость в этот выход инструментально не удалось измерить. Но в самый сильный ветер лодка бежала явно быстрее 10 км/час.

Прикрепленные изображения

  • crab claw.png
  • 9.JPG

Сообщение отредактировал утлюк: 29 мая 2015 - 17:39

  • 3

#87 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 30 мая 2015 - 11:01

..................... Пробовал при помощи шнуровки паруса уплощать его, в результате парус перестал тянуть...................

 

А я при слабом ветре наоборот - увеличиваю пуза и задираю рога паруса повыше. А на сильном ветре уплощаю.


  • 0

#88 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 06 марта 2016 - 21:21

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Результаты испытаний паруса КЛЕШНЯ в сезоне 2015 года. [/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Всего, за сезон испытаний, на воду под клешней выходил 20 раз. Усреднённое пройденное расстояние в каждом выходе порядка 20 км, итого - четыре сотни километров "укрощения змея" на воде и около 60-и километров на асфальте в режиме тяни-толкай.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]За это время была дважды проведена модернизация паруса. Первая - укрепление рейков деревянными планками, вторая - изменение конфигурации клешни, вследствие которой она получила глубокое декольте, рейки удлинились на метр, несколько уменьшился галсовый угол. Площадь паруса при этом осталась практически той же - немногим более пяти с половиной квадратов.[/color]

Конструкция.

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Выбранная схема Т-образного подвеса, несмотря на присутствие в ней слабого звена - "кардана" в виде куска верёвки, оказалась достаточно надёжной. Кардан-верёвку инспектировал после каждого выхода, и когда она размягчалась или истрёпывалась на выходе из заглушки тройника, просто перевязывал стопорящий узел ниже по длине, попутно внося "антивзлохмачивающие" доработки.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Толщина трубок рейков (25х2 мм) после первых выходов показалась недостаточной (был изгиб в районе рея), что побудило укрепить их в этом месте накладками из деревянных планок. Тем не менее, после приобретения опыта хождения под клешнёй, уверенности, что такое усиление было "жизненно" необходимым поубавилось, возможно изгиб появился по причине не совсем умелого обращения с парусом на этапе его освоения. Тем не менее, деревянные планки усиления оказались удобным элементом для крепления колец скольжения, связывающих рейки и рей, хотя они и привели к изменению конфигурации паруса, поскольку изменилась кривая изгиба рейков на усиленных участках. Вопрос о диаметре труб всё ещё остается открытым. Пока склоняюсь к их замене на трубы большего диаметра - 35х1,2 мм, тонкостенные, чтобы избежать повышения веса конструкции. Сам скользящий узел крепления рейков к рее требует некоторой доработки, хотя схема с использованием "багетных" колец, добавленная после первых выходов на воду, вполне рабочая. [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Поперечный рей для крепления паруса, который изначально брался с запасом по длине, в процессе эксплуатации был несколько укорочен (отрезано около 25 см). [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Утки-стопоры для крепления снастей растяжки рейков были перенесены с центральной части рея, где они препятствовали полному сведению рейков, на деревянные заглушки в торцах трубы. За всё время эксплуатации клешни лишь единожды произошел самопроизвольный срыв снасти растяжки магика с утки-стопора на поперечной рее. [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Полностью оправдала себя проводка шкота галсового угла "в две нитки", т.е. один шкот проходит через блок у мачты, а второй через блок, отстоящий от неё около метра к носу лодки. На попутных курсах намного удобнее использовать шкот "ближнего" блока, который позволяет клешне становиться вертикально, а при "наклонютом" парусе даже выводить его верхнюю часть за мачту, вперёд по ходу лодки.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]К материалу паруса клешня неприхотлива. Свою я скроил из трёх частей, в которых использован материал различной плотности и веса. Самый тяжелый в галсовом углу, и чем далее от него, тем материал легче. [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Пришлось отказаться от планировавшейся изначально качающейся мачты по причине резкого увеличения количества "верёвочек для дёргания". [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Сборка и установка паруса из "походного" положения, т.е. принайтованного на палубе, в стакан на лодке, занимает не более 5-10 минут (с учётом проводки 4-х шкотов).[/color]

Управление парусом.

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Для управления парусом предназначены 4 шкота. [/color]

Два шкота галсового угла[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);] используются сравнительно редко - при отходе от берега, причаливании, выводе паруса в [/color]"горизонтальный левентик" (ГЛ)[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);], "виртуальном" рифлении клешни. Обычно используется один из этих шкотов, хотя иногда, для фиксации галсового угла от перемещения вперёд-назад (растягивании галсового угла между точками крепления), применяются оба. При использовании одного "подмачтового" шкота, клешня в большей степени располагается по обе стороны мачты (ДП), т.е. степень балансирности (и подвижности) паруса больше чем при использовании "дальнего" блока (шкота) галсового угла. Дальний шкот иногда полезно использовать для ограничения непроизвольного перемещения галсового угла при качке на волне. Хотя такая "завал-таль" и не даёт стопроцентной, "мёртвой" фиксации галсового угла паруса (который может немного "выскользнуть" по направлению вверх и к ДП за счёт люфтов в "кардане" рея), передний шкот частенько применялся для успокоения болтанки клешни на волне от моторных лодок и "утюгов". На одном из шкотов галсового угла, или даже на обоих, необходимо завязать узелок, стопорящий в отверстии организатора подъем галсового угла выше горизонта. [/color]

Два шкота рейков[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);] попеременно, в зависимости от галса, меняются ролями - работают либо вантой, либо шкотом. Неплохо показал себя "бесконечный" шкот рейков, т.е. одна снасть которая оконечностями крепится к шпрюйтам на рейках. Подобная схема, при правильно подобранной длине шнура, полностью исключает перепутывание шкотов как в кокпите так и в голове. В стандартной ситуации, т.е. при среднем ветре, на курсе бейдевинд и галфвинд, шкот верхнего рейка отпускается на длину, обеспечивающую нахождение этого рейка на линии продолжения мачты вверх, т.е. "крен" клешни близок к 90 градусам.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Чем ближе к курсу бакштаг и фордевинд, тем меньше действует это правило, т.е. уже не только нижняя часть паруса переходит через ДП к наветренному борту, но и частично верхняя, степень балансирности паруса возрастает, шкоты рейков начинают работать в режиме "вожжи". [/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]От парусов других типов, клешня в Т-образном подвесе отличается возможностью установки плоскости паруса горизонтально, в виде тента, т.е. в положение "горизонтальный левентик" (ГЛ). Положение ГЛ очень удобно для хода под вёслами или мотором, при отходе от берега и причаливании, особенно к заросшему деревьями берегу, проходе под препятствиями (мосты, ЛЭП и т.п.), а также для пропуска шквалов (хотя привычный вариант - отдать шкот нижнего рейка, тоже работает). Кроме того, ГЛ является прекрасным инструментом "виртуального" рифления клешни. Дело в том, что выведенный в ГЛ парус полностью теряет тягу и способен выдержать значительное усиление скорости воздушного потока, хотя конечный результат зависит от прочности ткани, размеров паруса, силы ветра и волнения. Конечно же, волнение можно отыгрывать шкотами рейков, но занятие это довольно опасное, в сильный ветер и большую волну лучше в положении ГЛ смайнать клешню к биссектрисе и поставить на огрызок мачты "носовой платок". При создании некоторого крена из положения ГЛ, величина которого зависит от силы ветра и курса, парус подхватывает поток, однако в силу того, что полная подъемная сила направлена преимущественно вверх, клешня не создает в этом положении сколь-нибудь значимого опрокидывающего момента. Изменяя крен клешни шкотами рейков и немного регулируя высоту галсового угола, можно установить приемлемую для данных условий тягу паруса по курсу при небольшом опрокидывающем моменте, т.е. виртуально "зарифить" парус. Уникальными особенностями подобного "взятия рифов" является его бесступенчатость и высокая скорость изменения степени "рифления", исчисляемая секундами. Для "рифления" клешню совсем не требуется предварительно выводить в ГП, достаточно представить необходимое вам положение паруса в пространстве и установить его шкотами. [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Если в сильный ветер в той или иной степени приходится "рифить" парус (приподнимать галсовый угол, уменьшать крен паруса), то чтобы заставить работать клешню в слабый ветер, действовать приходится совсем наоборот. При слабых дуновениях, галсовый угол нужно полностью подтянуть ближним шкотом к мачте (положение "рога вверх"), шкотами рейков совместить плоскость паруса с направлением ветра, затем задать ему угол атаки. Чтобы парус охотнее занял рабочее положение, желательно при этом хоть немного накренить лодку под ветер, т.е. сесть "наоборот", на подветренный борт.[/color]

Управление лодкой.

Поворот оверштаг [color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]под клешнёй (как и под любым иным парусом) легко выполняется при соблюдении единственного условия - наличии скорости движения лодки. Если её нет, или движение руля и перекладка паруса шкотами рейков не синхронизированы, то лодка может "упереться" и прекратить маневр. Если обстановка позволяет, надо снова набрать скорость и повторить маневр, или следуя за движением лодки "взад" развернуться через корму, т.е. выполнить коровий оверштаг, тем более, что [/color]поворот фордевинд [color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]выполняется легко и безболезненно (гиком точно по башке не даст). Обычно, вся площадь паруса на курсе фордевинд находится в пространстве за мачтой к носу (возможны исключения о которых ниже), поэтому при смене галса он просто проворачивается относительно точки крепления на топе мачты, галсовый угол и "рога" меняются бортами.  Это движение клешни не сопровождается каким-либо резким изменением центровки. Если курс лодки близок к 100%-му фордевинду, то для исключения таких же, но произвольных проворотов (болтания) клешни от заходов ветра, целесообразно вывести парус в такое положение, когда его верхняя часть будет находиться за мачтой к носу, а нижний треугольник наоборот - переместится за мачту, но в сторону кормы, т.е. клешня будет несколько наклонена раструбом по ветру. Понятно, что такое положение паруса возможно, если шкотами рейков ему будет задан небольшой крен, порядка 15-20 градусов. Если же на курсе фордевинд галсовый угол находится далеко к носу от мачты, т.е. "рога" паруса сильно наклонены к корме, то рабочая площадь и тяга клешни несколько уменьшаются. [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]При сильном, неустойчивом ветре целесообразно идти бакштагом и фордевиндом, поставив биссектрису клешни параллельно горизонту (или под небольшим углом к нему). Из этого положения парус в одно мгновение выводится в ГЛ (или рифится) одними только шкотами рейков, поскольку шкот галса уже отдан на необходимую длину. [/color]

Настройки паруса.

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Настраиваемым элементом клешни является её конусность, в привычной терминологии "пузо" паруса. Регулировка производится растягиванием рейков по рее. Несмотря на неоднократные попытки постичь "тайну конуса" и её связь с "вихрями Мархая" (или с пресловутой vortex lift), вещь сия всё ещё остаётся окончательно непознанной. Очевидно, что чрезмерное пузо на бейдевинде несколько снижает тягу, а главное - увеличивает возможность заполаскивания не только передней шкаторины, но и всего паруса. На галфвинде и бакштаге, клешня, если ей дать такую возможность, сама регулирует "пузо", но на фордевинде подобная свобода может привести к её схлопыванию - весь поток уйдёт в "трубу". Конечно же, в последующих выходах на воду опыты в этой области будут продолжены, а там, глядишь, подтянутся и другие "энтуазисты" со своими результатами экспериментов. [/color]

Итого:

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]В процессе испытаний определены положительные качества клешни:[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]1. Простота изготовления, "всеядность" по отношению к используемым материалам, и как следствие - низкая стоимость.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]2. Короткая, свободностоящая мачта, отсутствие стоячего такелажа, небольшой вес рангоута и всей конструкции.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]3. Легкость оснащения лодки парусом и наоборот - свёртывания его в походное положение. Очень важный момент для тех, кто хранит лодку не на воде и часто вывозит её на акваторию на непродолжительное время.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]4. Отсутствие над кокпитом низкого гика и, как следствие,  повышение безопасности и удобства для пассажиров (экипажа) на маленьких лодках.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]5. Балансирность клешни, а также передача тягового усилия [/color][color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]через шкоты рейков, зафиксированных на палубе, значительно снижают опрокидывающий момент от паруса.[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]6. Возможность плавного, бесступенчатого (виртуального) рифления паруса.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]7. Безопасный поворот фордевинд, в том числе и "непроизвольный".[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]8. Возможность прохода под низкорасположенными препятствиями не заваливая мачту.[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]9. Вполне приемлемые лавировочные и тяговые характеристики парусного вооружения клешня, показанные на небольшой туристической лодке с достаточно развитой надстройкой: (ДхШ 350х145 см, полная масса 200-250 кг, площадь паруса 5,5 кв.метра):[/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]- лавировочный угол ~ 90-120 градусов; [/color]
[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]- скорость 8-10 км/час в умеренный ветер, 12-14 км/час в свежий.[/color]

Снимок.png


  • 3

#89 Wagavik

Wagavik

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 259 сообщений
  • Из:Затон Ёлнать
  • Судно: самострой
  • Название: разные

Отправлено 06 марта 2016 - 23:43

коллега,постоянно слежу за Вашими темами по клешне, и высоко ценю Ваш энтузиазм ,дай Вам Бог здоровья, но словесные описания не очень хорошо укладываются в мозгу.  Простейшие схемки очень бы помогли.

  И еще если можно повторите где нибудь размеры клешни и габариты корпуса.

С уважением и пожеланием успеха в начатом деле.


  • 0

#90 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 06 марта 2016 - 23:50

коллега,постоянно слежу за Вашими темами по клешне, и высоко ценю Ваш энтузиазм ,дай Вам Бог здоровья, но словесные описания не очень хорошо укладываются в мозгу.  Простейшие схемки очень бы помогли.

  И еще если можно повторите где нибудь размеры клешни и габариты корпуса.

С уважением и пожеланием успеха в начатом деле.

5квадратов кажется маловатым для плоскодонки с её площадью смоченой, а вот достигнутая при этом скорость показательна эффективностью...


  • 0

#91 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 07 марта 2016 - 00:23

 Простейшие схемки очень бы помогли.

Огласите список схемок, которые помогут. Такого плана? фордак.JPG Или по конструкции?

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Лодка: ДхШ 350х145 (см), длина рубки 150 см, [/color][color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]максимальная[/color][color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);] [/color][color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]высота рубки 90 см, полная масса 200-250 (кг), площадь паруса 5,5-6 (м[/color]2[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);])[/color]


Сообщение отредактировал утлюк: 07 марта 2016 - 00:24

  • 0

#92 Wagavik

Wagavik

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 259 сообщений
  • Из:Затон Ёлнать
  • Судно: самострой
  • Название: разные

Отправлено 07 марта 2016 - 01:28

Огласите список схемок, которые помогут. Такого плана? Изображениефордак.JPG Или по конструкции?

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]Лодка: ДхШ 350х145 (см), длина рубки 150 см, [/color][color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]максимальная[/color][color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);] [/color][color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]высота рубки 90 см, полная масса 200-250 (кг), площадь паруса 5,5-6 (м[/color]2[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);])[/color]

Да даже такого плана в нужных местах очень помогут, но это на будущее, пока так разберемся.

 А еще если можно последние размеры паруса и схему крепления и проводки.


  • 0

#93 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 07 марта 2016 - 13:26

Для паруса нужны два рейка (трубки, бамбучины и т.п., чем легче и прочнее, тем лучше) длиной 500 см. Диаметр 30мм будет в самый раз, если бамбук, то по понятным причинам (трава, однако) немного толще. Ещё потребуется труба (или та же бамбучина, или цельнодеревянный дрын) для мачты, диаметр 35-40 мм, высотой над палубой около 150 см . То же самое, диаметром 30-35 мм для поперечного рея.

Угол между рейками паруса - 54о. При кройке полотна паруса следует разложить его на ровной поверхности, зафиксировать рейки на рее стопорами на 54о, свести рейки за ноки и закрепить их снастью, чтобы рейки приняли вид дуги с максимальным расстоянием от хорды 15-20 см. Прочертить по внутренней стороне рейков форму паруса.

2.png 3.png 7.jpg


  • 1

#94 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 07 марта 2016 - 13:48

свести рейки за ноки и закрепить их снастью, чтобы рейки приняли вид дуги с максимальным расстоянием от хорды 15-20 см. 

А зачем "вид дуги"? Почему не прямые?


  • 0

#95 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 07 марта 2016 - 16:25

А зачем "вид дуги"? Почему не прямые?

Меня так учили балийские гуру. B)

Выкройка с серпами по шкаторинам предотвращает образование складок когда под давлением потока, рейки, зафиксированные от схождения друг к другу на рее, прогнутся, пуза уйдут в прогибы, а плоскость паруса не будет морщиться.


  • 0

#96 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 07 марта 2016 - 16:32

Меня так учили балийские гуру. B)

Выкройка с серпами по шкаторинам предотвращает образование складок когда под давлением потока, рейки, зафиксированные от схождения друг к другу на рее, прогнутся, пуза уйдут в прогибы, а плоскость паруса не будет морщиться.

Т.е. парус кроится не с прямыми шкаторинами? В них изначально закладываются серпы, равные исходному прогибу рейков?


  • 0

#97 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 07 марта 2016 - 17:35

Т.е. парус кроится не с прямыми шкаторинами? В них изначально закладываются серпы, равные исходному прогибу рейков?

Да. Серпы присутствуют. Их размер, конечно, ещё та вещь в себе. Если бы рейки гнулись как нам надо и не больше, но.... Поэтому выбираем прогиб как нечто среднее... 


  • 0

#98 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 07 марта 2016 - 17:57

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]"......чтобы заставить работать клешню в слабый ветер, действовать приходится совсем наоборот. При слабых дуновениях, галсовый угол нужно полностью подтянуть ближним шкотом к мачте (положение "рога вверх"), шкотами рейков совместить плоскость паруса с направлением ветра, затем задать ему угол атаки......"[/color]

IMG_0038.JPG IMG_0039.JPG

 

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]"...... Если курс лодки близок к 100%-му фордевинду, то для исключения таких же, но произвольных проворотов (болтания) клешни от заходов ветра, целесообразно вывести парус в такое положение, когда его верхняя часть будет находиться за мачтой к носу, а нижний треугольник наоборот - переместится за мачту, но в сторону кормы, т.е. клешня будет несколько наклонена раструбом по ветру. Понятно, что такое положение паруса возможно, если шкотами рейков ему будет задан небольшой крен, порядка 15-20 градусов......[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);] [/color]IMG_0042.JPG IMG_0043.JPG

 

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]"....Положение ГЛ (горизонтальный левентик) очень удобно для хода под вёслами или мотором, при отходе от берега и причаливании, особенно к заросшему деревьями берегу, проходе под препятствиями (мосты, ЛЭП и т.п.), а также для пропуска шквалов (хотя привычный вариант - отдать шкот нижнего рейка, тоже работает). Кроме того, ГЛ является прекрасным инструментом "виртуального" рифления клешни. Дело в том, что выведенный в ГЛ парус полностью теряет тягу и способен выдержать значительное усиление скорости воздушного потока, хотя конечный результат зависит от прочности ткани, размеров паруса, силы ветра и волнения..."[/color]

IMG_0044.JPG IMG_0045.JPG

 

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);]"......При создании некоторого крена из положения ГЛ, величина которого зависит от силы ветра и курса, парус подхватывает поток, однако в силу того, что полная подъемная сила направлена преимущественно вверх, клешня не создает в этом положении сколь-нибудь значимого опрокидывающего момента. Изменяя крен клешни шкотами рейков и немного регулируя высоту галсового угола, можно установить приемлемую для данных условий тягу паруса по курсу при небольшом опрокидывающем моменте, т.е. виртуально "зарифить" парус....."[/color]

[color=rgb(0,0,0);font-family:Tahoma, Arial, Verdana, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(240,244,247);] [/color]IMG_0046.JPG IMG_0047.JPG


  • 3

#99 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 07 марта 2016 - 18:37

Различные положения паруса. №1 наибольшей тяги, далее с уменьшением. Т.е. при усилении ветра поднимаем галсовый угол, и соответственно, регулируем шкотами рейков угол крена.

1.png 2.png 3.png IMG_0046.JPG


  • 3

#100 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 07 марта 2016 - 18:43

Вмордувинд на взлетает?


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей