Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Ржавеющая нержавейка


Сообщений в теме: 21

#1 Кристобаль Хунта

Кристобаль Хунта

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 80 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: мотобот

Отправлено 20 августа 2010 - 16:13

Добрый день!
На Laser SB3 столкнулся со следующей проблемой:
на пере руля под болтами из нержавейки стали ржаветь шайбы, которые на вид тоже из нержавейки.
Может кто сталкивался с подобным?
Сами болты и гайки в порядке, но покрыты ржавыми потеками от шайб. Шайбы конечно на замену, но чем можно почистить гайки и болты.
  • 0

#2 Aleksk

Aleksk

    sdƃ qvǝɯɐҺoıvʞʚ

  • Капитан
  • 10 808 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 20 августа 2010 - 16:20

Добрый день!
На Laser SB3 столкнулся со следующей проблемой:
на пере руля под болтами из нержавейки стали ржаветь шайбы, которые на вид тоже из нержавейки.
Может кто сталкивался с подобным?
Сами болты и гайки в порядке, но покрыты ржавыми потеками от шайб. Шайбы конечно на замену, но чем можно почистить гайки и болты.

Эту булочку жевали много раз. :coffee:
Нержавейка прекрасно ржавеет в электролите (вода с солями) при отсутствии доступа кислорода. Разрушается оксид хрома, который образует защитную пленку. Поэтому деревянные лодки не сколачивают нержавеющими гвоздями. И не используют нержавеющий крепеж в мясе корпуса ниже ватерлинии.

Сообщение отредактировал Aleksk: 20 августа 2010 - 16:21

  • 0

#3 Кристобаль Хунта

Кристобаль Хунта

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 80 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: мотобот

Отправлено 20 августа 2010 - 16:24

Эту булочку жевали много раз. :coffee:
Нержавейка прекрасно ржавеет в электролите (вода с солями) при отсутствии доступа кислорода. Разрушается оксид хрома, который образует защитную пленку. Поэтому деревянные лодки не сколачивают нержавеющими гвоздями. И не используют нержавеющий крепеж в мясе корпуса ниже ватерлинии.

Хм, конструктив родной. Да и лодки эксплуатируются в пресной воде. Причем подобное явление наблюдается только у одной лодки.
  • 0

#4 Гость_Andrew1969_*

Гость_Andrew1969_*
  • *******

Отправлено 20 августа 2010 - 19:18

Хм, конструктив родной. Да и лодки эксплуатируются в пресной воде. Причем подобное явление наблюдается только у одной лодки.

Значит такая нержавейка. Они же разные бывают более 10 основных марок - более стойкие и менее стоикие к ржавлению...
  • 0

#5 Aleksk

Aleksk

    sdƃ qvǝɯɐҺoıvʞʚ

  • Капитан
  • 10 808 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 20 августа 2010 - 19:21

Хм, конструктив родной. Да и лодки эксплуатируются в пресной воде. Причем подобное явление наблюдается только у одной лодки.

Это не значит , что правильный. :lol:
  • 0

#6 мастеровой

мастеровой

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 004 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 21 августа 2010 - 05:45

Эту булочку жевали много раз. :coffee:
Нержавейка прекрасно ржавеет в электролите (вода с солями) при отсутствии доступа кислорода. Разрушается оксид хрома, который образует защитную пленку. Поэтому деревянные лодки не сколачивают нержавеющими гвоздями. И не используют нержавеющий крепеж в мясе корпуса ниже ватерлинии.


Боюсь, Вы хром с алюминием перепутали. В традиционной аустенитной нержавейке (12Х18Н10Т) зерна хрома просто "обволакивают" крупные (аустенит) зерна железа, чем исключают его контакт с кислородом. Но сами не окисляются в "слабых" средах. Неаустенитные нержавеющие СТАЛИ все РЖАВЕЮТ, только с меньшей скоростью. Не ржавеют СПЛАВЫ, где железа уже меньше 50%. Раньше, в СССР, когда нержавейка строго ФОНДИРОВАЛАСЬ, она была настоящей. Сейчас, когда все вожжи отпущены, под видом нержавейки суют все, что под руку попадется. Опять же, у НАС. Там где есть конкурентный, а не монополистический, рынок, такое не проканает. А без кислорода поржаветь невозможно. Разве что, во фторе.

Сообщение отредактировал мастеровой: 21 августа 2010 - 05:47

  • 0

#7 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 21 августа 2010 - 05:55

Эту булочку жевали много раз. :coffee:
Нержавейка прекрасно ржавеет в электролите (вода с солями) при отсутствии доступа кислорода. Разрушается оксид хрома, который образует защитную пленку. Поэтому деревянные лодки не сколачивают нержавеющими гвоздями. И не используют нержавеющий крепеж в мясе корпуса ниже ватерлинии.

Правильно -зачем его использовать.На чудоверфи и не заморачивались с этим делом.Вот шестерочники теперь и е.....ся
  • 0

#8 plitkin

plitkin

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 608 сообщений
  • Из:Варшава
  • Судно: Был :( Maxus 28
  • Название: Была :( Babooshka

Отправлено 21 августа 2010 - 07:34

Как уже правильно говорилось выше: нержавейка на самом деле ржавейка, только медленно и в определенной среде. Видать шайбочки из другой марки стали - вот и все. Замените, а ржавчину ототрете любым средством от ржавчины (даже ВД-40).
  • 0

#9 doka

doka

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 17 сообщений
  • Из:Волгоград

Отправлено 19 сентября 2010 - 17:35

Добрый день!
На Laser SB3 столкнулся со следующей проблемой:
на пере руля под болтами из нержавейки стали ржаветь шайбы, которые на вид тоже из нержавейки.
Может кто сталкивался с подобным?
Сами болты и гайки в порядке, но покрыты ржавыми потеками от шайб. Шайбы конечно на замену, но чем можно почистить гайки и болты.

Следы ржавчины можно удалить фосфорной или лимонной кислотой, а нержавейку лучше выбирать с молибденом, не менее двух %.
  • 0

#10 Aleksk

Aleksk

    sdƃ qvǝɯɐҺoıvʞʚ

  • Капитан
  • 10 808 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 20 сентября 2010 - 07:23

А без кислорода поржаветь невозможно.


А на практике все наоборот. :P
  • 0

#11 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 226 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 20 сентября 2010 - 15:22

Боюсь, Вы хром с алюминием перепутали. В традиционной аустенитной нержавейке (12Х18Н10Т) зерна хрома просто "обволакивают" крупные (аустенит) зерна железа, чем исключают его контакт с кислородом. Но сами не окисляются в "слабых" средах.

Слова конечно высоконаучные, да вот только неправильные в корне!
Посмотри где находится хром в ряду активности металлов... Хром (аналогично никель, алюминий, титан и т.д.) очень активный металл, на воздухе хром мгновенно покрывается слоем окисла. Фишка в том, что оксид хрома очень твёрдый, в отличии от ржавчины и именно плёнка оксида хрома (и никеля) защищает нержавейку от ржавчины.

А без кислорода поржаветь невозможно. Разве что, во фторе.

Разумеется кислород есть! Вопрос не в наличии кислорода, а в его количестве. Я не буду грузить народ терминами, я постараюсь объяснить "на пальцах" - этого достаточно для понимания процесса.

Итак, нерж шуруп закручен в дерево на подводной части корпуса. Водичка конечно к нему добирается, но не сплошным потоком, а едва просачивается сквозь дерево и кислорода в ней мало. Пока шуруп покрыт окислами хрома и никеля - всё отлично (шляпке и вовсе ништяк - она в потоке воды). Но деревянный корпус "гуляет", шуруп трётся об дерево и хрупкие оксиды постепенно разрушаются. Для их восстановления нужен кислород, а его нету. И вот появляется "шальная" молекула кислорода... С чем она прореагирует? По теории вероятности, скорее всего с тем металлом, которого в сплаве больше, а больше в сплаве железа... А ржавчина, она достаточно пористая, чтобы пропускать кислород, но достаточно твёрдая, чтобы не дать молекулам оксида хрома влезть на захваченную ржавчиной "территорию". Вот примерно так выглядит механизм ржавления нержавейки при отсутствии свободного доступа кислорода.

Раньше, в СССР, когда нержавейка строго ФОНДИРОВАЛАСЬ, она была настоящей. Сейчас, когда все вожжи отпущены, под видом нержавейки суют все, что под руку попадется. Опять же, у НАС. Там где есть конкурентный, а не монополистический, рынок, такое не проканает.

Опять "мимо"! Есть различные марки нержавейки и применяются они в разных условиях - чем агрессивнее среда, тем круче (и дороже!) сплав. Там где рынок конкурентный, люди очень хорошо считают деньги и не будут использовать "морскую" нерж для кухонных ножей или скажем хирургических инструментов.

А "фондированную" нерж тырить было в разы легче, чем сейчас, когда стоит нерж не хило и за ней тщательно следят.
  • 0

#12 Valeri9999

Valeri9999

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 557 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: на подв.кр-х
  • Название: Монада

Отправлено 20 сентября 2010 - 19:46

- Фишка в том, что оксид хрома очень твёрдый, в отличии от ржавчины и именно плёнка оксида хрома (и никеля) защищает нержавейку от ржавчины.

- А ржавчина, она достаточно пористая, чтобы пропускать кислород, но достаточно твёрдая, чтобы не дать молекулам оксида хрома влезть на захваченную ржавчиной "территорию".


Ну как не любить Новосибирск? За такие нетленки!
  • 0

#13 Demis

Demis

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 373 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: L6
  • Название: St. Maria

Отправлено 20 сентября 2010 - 22:50

Посмотри где находится хром в ряду активности металлов... Хром (аналогично никель, алюминий, титан и т.д.) очень активный металл, на воздухе хром мгновенно покрывается слоем окисла.

И вот появляется "шальная" молекула кислорода... С чем она прореагирует? По теории вероятности, скорее всего с тем металлом, которого в сплаве больше, а больше в сплаве железа...


Так все-таки - хром окисляется в первую очередь, потому что "очень активный", или железо, потому что "его в сплаве больше"?
  • 0

#14 Mechanic

Mechanic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 154 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Ассоль

Отправлено 21 сентября 2010 - 00:44

"а нержавейку лучше выбирать с молибденом, не менее двух %." Представляю физиономию продавца в магазине у которого вы спросите такую нержавейку.

Рынок предлагает нержавеющий крепёж и такелаж из нержавейки А2 и А4. Как вы думаете какое процентное содержание молибдена у них?
А4 примерно в полтора раза дороже чем А2.
Как себя будет вести А2 в морской воде? Кто нибудь имеет информацию, опыт?
Я купил болты, гайки, тросы из А2, но пользую только один сезон на палубе. Пока не знаю.
На практике проверяю нержавейку магнитом. Если не магнитится- то вроде пойдёт. Если немного магнитится- будет ржаветь.
  • 0

#15 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 226 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 23 сентября 2010 - 14:49

"а нержавейку лучше выбирать с молибденом, не менее двух %." Представляю физиономию продавца в магазине у которого вы спросите такую нержавейку.

Рынок предлагает нержавеющий крепёж и такелаж из нержавейки А2 и А4. Как вы думаете какое процентное содержание молибдена у них?

А чего тут думать? Их состав не засекречен:

А2 (она же 304) - 18% хрома, 10% никеля
А4 (она же 316) - 17% хрома, 11% никеля, 2% молибдена

А2 - это условно нерж, хотя для пресной воды вполне годится.
А4 - это уже настоящая, "морская" нержавейка, а цена у неё таки да - не очень гуманная.
  • 0

#16 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 226 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 23 сентября 2010 - 15:07

Ну как не любить Новосибирск? За такие нетленки!

Я не понял - это мне "+" или "-"? B)

Кстати, про оксид хрома, который обеспечивает "нержавеемость нержи"...
Есть такая тонкость: плёнка оксида хрома тем прочнее и лучше работает, чем на более гладкой поверхности образуется. Исцарапанная или шершавая поверхность не даёт плёнке оксида нормально работать. Поэтому полировка релингов и прочих крупных нержавеющих деталей на борту это не форс, а забота о сохранности этих деталей.
  • 0

#17 Valeri9999

Valeri9999

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 557 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: на подв.кр-х
  • Название: Монада

Отправлено 23 сентября 2010 - 16:20

Я не понял - это мне "+" или "-"? B)

Я бы Вам поверил, будь смайлик без очков. :shuffle:
  • 0

#18 Demis

Demis

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 373 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: L6
  • Название: St. Maria

Отправлено 23 сентября 2010 - 19:27

Как себя будет вести А2 в морской воде? Кто нибудь имеет информацию, опыт?


Более 10 лет использую нержавейку А2 на деревянной яхте. И на палубе, и ниже ватерлинии - никакой коррозии не наблюдаю.
Про А4 продавец сказал, что она "кислотостойкая" и А2 вполне достаточно для моих условий, он же не знал, что кислорода в воде больше, чем в мокрой деревяшке, в ту самую воду погруженной. И что отсутствие кислорода вызывает окисление нержавейки (кто вообще придумал этот оксюморон - "нержавеющая сталь"? :P )
Балтийское море не самое соленое, но в одинаковых условиях оцинкованные шурупы ржавеют напрочь, а из нержавейки - как новые.
  • 0

#19 Vadim R.

Vadim R.

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 690 сообщений
  • Из:Хабаровск

Отправлено 23 сентября 2010 - 21:53

Более 10 лет использую нержавейку А2 на деревянной яхте...

Около 10 лет назад поставил дома нержавеющие трубы на водопровод из 12Х128Н10Т (видимо, аналог А2). С тех пор ничего не случилось. Внутри трубы, я так понимаю, условия жёсткие: и отсутствие свободного кислорода и щели в резьбовых соединениях и растворённый хлор и температура горячей воды.
  • 0

#20 мастеровой

мастеровой

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 004 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 24 сентября 2010 - 05:37

А на практике все наоборот. :P


Может, конечно, и наоборот. Вот только опять спор о терминах Я привык называть "ржавчиной" соединения железа с кислородом. И многие меня понимают. У вас, видимо, в это слово заложен какой-то другой смысл. Может быть вы имели в виду "коррозию"?

Сообщение отредактировал мастеровой: 24 сентября 2010 - 05:39

  • 0

#21 Vadim R.

Vadim R.

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 690 сообщений
  • Из:Хабаровск

Отправлено 24 сентября 2010 - 07:47

Может, конечно, и наоборот. Вот только опять спор о терминах Я привык называть "ржавчиной" соединения железа с кислородом. И многие меня понимают. У вас, видимо, в это слово заложен какой-то другой смысл. Может быть вы имели в виду "коррозию"?

Вика говорит: "Коррозия (от лат. corrosio — разъедание) — это самопроизвольное разрушение металлов в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой. В общем случае это разрушение любого материала, будь то металл или керамика, дерево или полимер. Причиной коррозии служит термодинамическая неустойчивость конструкционных материалов к воздействию веществ, находящихся в контактирующей с ними среде. Пример — кислородная коррозия железа в воде: 4Fe + 2Н2О + ЗО2 = 2(Fe2O3•Н2О). Гидратированный оксид железа Fe2O3•Н2О и является тем, что называют ржавчиной."
  • 0

#22 Alexey Zinchenko

Alexey Zinchenko

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 153 сообщений
  • Из:Trogir, Одесса
  • Судно: Beneteau Oceanis 40

Отправлено 08 июля 2011 - 16:54

Добрый день!
На Laser SB3 столкнулся со следующей проблемой:
на пере руля под болтами из нержавейки стали ржаветь шайбы, которые на вид тоже из нержавейки.
Может кто сталкивался с подобным?
Сами болты и гайки в порядке, но покрыты ржавыми потеками от шайб. Шайбы конечно на замену, но чем можно почистить гайки и болты.


Вот что нашел на эту тему

Прикрепленный файл  Inox.doc   41,5К   670 Количество загрузок:

Семь футов
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей