Ну вот картинка с обычного размера мачтами. Небольшое понижение ЦП выкружить можно, но его думаю "съест" вторая мачта. Тут думаю надо все таки на получающееся удлинение парусов ориентироваться, чтоб оптимальным было.
В маринах считают по разному. Где не жадные-просто по документам. Но бывает что крохоборничают, считают с выступающими частями. Кто то рассказывал, что ему потом написали, мы типа тут лодку вашу померили, и у вас на Баварии 33 еще якорный кронштейн торчит на 30см, так что пришлите еще 600евро за след. категорию. Хорваты вроде.
Свои проекты я четко под какую то категорию подгоняю.
То есть, если считать, что плечо кренящего момента от парусов это высота ЦП над ватерлинией + T/2, то получается на кэче оно меньше на 6%, при полной парусности. А что будет, если взять рифы? То, что ЦТ у кэча будет выше, чем у шлюпа дело вполне очевидное.
Другое дело, что на лавировке гораздо легче работать со стакселем в 20 квадратов, чем в 30. При ограниченном экипаже уменьшение площади стакселя на 30%, а грота на 25% скажется вполне положительно, несмотря на добавление ещё одного паруса.