Белое море - Соловки
#1
Отправлено 14 октября 2011 - 13:59
#2
Отправлено 14 октября 2011 - 15:31
Обращаюсь к опытным!!! И знающим местные условия...
Планирую след летом на машине дотащть микрушку до беломорска, там спуск и к Соловкам, а там уж походить - посмотреть...
В связи с этим вопросы:
1. По документам: - надо ли иметь открытую категорию МП в правах; - в судовом билете район плавания вп,ввп -чем черевато при встрече с ГИМС??? Какая вероятность встречи и проверки с инспекторками??
2. По спуску: где можно спустить, оставить машину и вообще - как лучше туда доехать???
3. Карты: где взять??? Для гармина :-))
4. Что там с приливными течениями надо ли на них обращать внимание в этой части моря??
5. Чего необходимо с собой взять из обязательного??
6. Какие якоря предпочтительнее?
7. Места комфортных стоянок???
8. Насколько там страшно будет на швертовом рикошете??
Очень уж у меня свербит туда попасть!!!
Вопросы правильные, поздравляю.
Где-то был отчет, но не могу найти. Дайджест за 2010 г. таков (именно, с т.з. двух наших микрух)
Слипование. В Кеми, пообщавшись с местными, нашли классное место для слипования. Во время отлива оценили подводную гидрографию слипа и створ сброса (!), во время прилива - сбросили. Вода в устье мутная. Вернулись аналогично прямо к приливу, но уже знали створ. Машины с трейлерами - в частный сектор или в ООО "Причал" на причал (отдельная тема). В Чупе, пообщавшись с "принимающей наши машины на стоянке стороной", так же нашли удобное место. Вода прозрачная - исследования не понадобились. Машины - к "принимающей стороне".
Документы. Теоретически, МП нужно. Но если самим не приходить в ГИМС Кеми для ПРЕВЕНТИВНОГО контакта (прием очень благоприятный!), то вероятноть, что будут проверять - ничтожна. Тем более, даже если идти на Соловки, то это шхерный район и я не уверен, что у всех местных судоводителей МП есть. По Беломорску не скажу, из общения со знакомыми - прием в ГИМС не очень... (почему и выбрана была Кемь). В Чупе вообще тишина. Да и шхеры при выходе позволят вообще не выходить в море.
Из обязательного. Гидрокостюм (с носками!)- обязательно, надувнуха - желательно.
Приливы. В местных газетах, наряду с ТВ программой, публикуются максимумы и минимумы. То же сть в навигационных программах (MaxSea, к примеру). Или в специальных программах (всякие tides) Расхождения по 2010 г. не принципиальны (до 0.5 часа и до 0.1 м).
Течения. В навигационных картах (MaxSea, к примеру или на растрах) есть зоны сулоев и водоворотов. Малоприятные места, надо сказать, для небольших судов. Но можно заранее подготовиться.
Якоря. Там грунт разный. В небольших бухтах обычно или ил или песок. Запасной не помешает. Спецякорь для камней посчитали очень неудобным.
Места стоянок. Зависит от вашего маршрута. Нарисуйте, чем смогу - помогу. Мы ходили Кемь-Кузова-Благополучия-Анзер (Троицкая губа)-Муксалма-Кузова-Кемь (1 этап) и Чупа - острова - Умба - Ильинская губа - Ковда - Чупа (2 этап).
Если пойдете на Анзер - есть тонкости с разрешением от монастыря.
На "Рикошете" можно. Спрашивайте, "постращаю" с удовольствием.
Сообщение отредактировал DmitryK: 14 октября 2011 - 15:34
#4
Отправлено 14 октября 2011 - 17:59
#5
Отправлено 14 октября 2011 - 18:18
Я бы рекомендовал прочитать отчеты о парусных походах (многие - на надувных катамаранах) по Белому морю на сайте http://parusa.narod.ru/ - раздел Походы - Белое море.
Там можно найти много полезной информации, как мне кажется...
Точно. Или на www.fordak.ru
Только внимательнее с терминами "отличная стоянка", т.к. с т.з. надувного катамарана и микрухи это могут быть РАЗНЫЕ места.
У нас - закрытая от ветра и волн бухта с достаточной глубиной (отлив не забудьте!), где желателен выход прямо на берег с пришвартованной яхты. У них - пляжик или плита, где можно выброситься на берег. Тем более у нас с ними разные последствия после постановки на "осушку". Если у "Рикошета", к примеру, шверт не до конца поднимается, то увы...
Есть есть места с плавающими причалами (на биостанциях, к примеру в р-не Чупы). Это идеальный вариант, но надо будет представиться и получить инструктаж по ТБ от хозяев.
Я, к примеру, могу встать на песчаный берег при НАРАСТАНИИ уровня. Просто каждые 20 мин желательно "втаскивать" судно вслед за водой. Либо вообще ночевать на "осушке", если утром гарантированно вода вернется.
#6
Отправлено 17 октября 2011 - 17:55
Сообщение отредактировал Nota: 17 октября 2011 - 17:57
#7
Отправлено 17 октября 2011 - 18:39
"Вызывает недоумение, что никакого заявления о пропаже человека не поступало и его никто не искал», – отметил представитель спасательного ведомства""....
8. Насколько там страшно будет на швертовом рикошете??
...."
Спасатели нежиданно обнаружили «робинзона» в Белом море во время поисков пропавших монахов
http://www.gazeta.ru...n_2056086.shtml
интересно живут святые отцы!
Сообщение отредактировал Aleksk: 17 октября 2011 - 18:39
#8
Отправлено 17 октября 2011 - 20:01
Встречал в тех местах интересных "святых отцов". В Рабочеостровске (недалеко от причала, откуда и ходят катера на Соловки) находится подворье Соловецкого монастыря. (В к\ф "Остров" многие могли его видеть, там оно "играет" как бы роль "киношного" монастыря). И где-то примерно в километре от этого подворья, на побережье моря в лесу жил отшельник, звался Виктор. Из любознательности как-то посетил я его, пообщался... . Жилище весьма аскетично - была какая-то небольшая бетонная коробка без крыши, похоже что "военного" назначения, он нарастил ее жестью и фанерой, отопления никакого , так и живет. В рясе (латаной-перелатанной), лицо землисто-серого цвета. У всех первая естественная реакция: "Да так же невозможно выжить..." - что, по-моему, льстит его тщеславию и он с легкой улыбкой превосходства смотрит на "слабых людишек". По его убеждению, в монастыре вера "неправильная", он же придерживается "истинной"... . Раньше, рассказывал, отшельничал на одном из Соловецких островов, да тамошние монахи вынудили его "съехать". Говорит, что грозились прислать МЧС-овцев, чтоб те переломали ему ребра... . Эт вам, камрады, не в теплых палестинских пустынях отшельничать."Вызывает недоумение, что никакого заявления о пропаже человека не поступало и его никто не искал», – отметил представитель спасательного ведомства"
интересно живут святые отцы!
#9
Отправлено 17 октября 2011 - 21:51
#10
Отправлено 18 октября 2011 - 14:40
Вопросы правильные, поздравляю.
Где-то был отчет, но не могу найти. Дайджест за 2010 г. таков (именно, с т.з. двух наших микрух)
Слипование. В Кеми, пообщавшись с местными, нашли классное место для слипования. Во время отлива оценили подводную гидрографию слипа и створ сброса (!), во время прилива - сбросили. Вода в устье мутная. Вернулись аналогично прямо к приливу, но уже знали створ. Машины с трейлерами - в частный сектор или в ООО "Причал" на причал (отдельная тема). В Чупе, пообщавшись с "принимающей наши машины на стоянке стороной", так же нашли удобное место. Вода прозрачная - исследования не понадобились. Машины - к "принимающей стороне".
Документы. Теоретически, МП нужно. Но если самим не приходить в ГИМС Кеми для ПРЕВЕНТИВНОГО контакта (прием очень благоприятный!), то вероятноть, что будут проверять - ничтожна. Тем более, даже если идти на Соловки, то это шхерный район и я не уверен, что у всех местных судоводителей МП есть. По Беломорску не скажу, из общения со знакомыми - прием в ГИМС не очень... (почему и выбрана была Кемь). В Чупе вообще тишина. Да и шхеры при выходе позволят вообще не выходить в море.
Из обязательного. Гидрокостюм (с носками!)- обязательно, надувнуха - желательно.
Приливы. В местных газетах, наряду с ТВ программой, публикуются максимумы и минимумы. То же сть в навигационных программах (MaxSea, к примеру). Или в специальных программах (всякие tides) Расхождения по 2010 г. не принципиальны (до 0.5 часа и до 0.1 м).
Течения. В навигационных картах (MaxSea, к примеру или на растрах) есть зоны сулоев и водоворотов. Малоприятные места, надо сказать, для небольших судов. Но можно заранее подготовиться.
Якоря. Там грунт разный. В небольших бухтах обычно или ил или песок. Запасной не помешает. Спецякорь для камней посчитали очень неудобным.
Места стоянок. Зависит от вашего маршрута. Нарисуйте, чем смогу - помогу. Мы ходили Кемь-Кузова-Благополучия-Анзер (Троицкая губа)-Муксалма-Кузова-Кемь (1 этап) и Чупа - острова - Умба - Ильинская губа - Ковда - Чупа (2 этап).
Если пойдете на Анзер - есть тонкости с разрешением от монастыря.
На "Рикошете" можно. Спрашивайте, "постращаю" с удовольствием.
Спасибо за ответ!!! Поизучав Ваш маршрут, думаю, если Вы не против, пойду проторенной тропой, т.е. Вашей ))) Очень жаль, что нигде не нашел полноценного Вашего отчета о походе...
В отношении сайтов, посвященных катамаранным походам - я их поизучал... но, конечно, для микрушки считаю инфа не содержательная ((( к сожалению..
PS! А гидрик зачем??? Почему обращаете на это внимание??? Я о нем вспоминал на Онеге, когда у меня заклинило шверт и пришлось снаружи голышом барахтаться )))) Хорошо было - свежо!!!!
#11
Отправлено 18 октября 2011 - 15:06
Спасибо за ответ!!! Поизучав Ваш маршрут, думаю, если Вы не против, пойду проторенной тропой, т.е. Вашей ))) Очень жаль, что нигде не нашел полноценного Вашего отчета о походе...
В отношении сайтов, посвященных катамаранным походам - я их поизучал... но, конечно, для микрушки считаю инфа не содержательная ((( к сожалению..
PS! А гидрик зачем??? Почему обращаете на это внимание??? Я о нем вспоминал на Онеге, когда у меня заклинило шверт и пришлось снаружи голышом барахтаться )))) Хорошо было - свежо!!!!
Отчета (разобрался) не было.
Встретимся как-нибудь (с картами), я покажу стоянки и фото. Нам, в то время, неоценимую помощь оказал коллега AlexanderLi из Кандалакши по всем вопросам. Прием в Чупе (http://www.whitesea.ru/ - заранее списались) так же очень помог. Там оказался крутой подъем из воды, сбросились сами, а помогли УАЗиком. Сейчас просто возим электро-механическую лебедку и вопрос со слипованием на любом наклоне снят.
В Кеми контактов не было, все на месте (было до смешного!).
Вы сначала определитесь с допустимой продолжительностью путешествия, потом решите относительно маршрута. В тех рамках, что были у нас (отпуск ровно три недели), получилось: два этапа по неделе каждый; два дня туда, два обратно, один переезд с место на место. Два дня резерв. Возвращение в Москву в четверг, во избежание пробок, что с трейлером вообще не айс!
Но изначально намечали базирование в Чупе и уже оттуда поход на Соловки. Но из-за форс-мажора (поломка прицепа точно напротив Кеми) получилось то, что получилось. Забыл сказать: запасные комплекты подшипников, сальников (на прицеп) и специнструмент для их замены обязательны.
Гидрокостюм нужен для трех целей: для слипования, для ремонта, для развлечения (понырять с фотиком). Для фотика рекомендую свой "гидрокостюм". Самое интересное, что в Кандалакшком заливе поверхностные слои воды были теплее, чем в р-не Соловков. Это связано с меньшим перемешиванием воды в условиях больших глубин. У Соловков измеряли до 5 град., а в Кандалакшском меньше 12 град не было.
#12
Отправлено 18 октября 2011 - 15:36
#16
Отправлено 18 октября 2011 - 22:12
Ну не суть важно. Давайте поможем автору темы своими "наработками". Тем более, он ЗАРАНЕЕ стал готовиться, значит - все у него получится.Это вопрос выживаемости. Погода меняется резко.
По Кеми (в т.ч. Рабочеостровск). Стоимости "парковки" авто+трейлер в частном секторе и на стоянке ООО "Причал" различаются раза в 3...4. Рекомендую завязать знакомство с местными судовладельцами (в отлив они обычно занимаются матчастью на пирсах), они и подскажут по всем вопросам (слипование, стоянка, подводные препятствия рядом со слипом и т.д.), да и просто приятно пообщаться неформально. Все очень интересуются наличием печки в каюте (я их понимаю) и мощностью мотора; узнав, что ее нет - очень удивляются. В городе много безработных, т.к. ДОК закрыт. Будьте корректны, жизнь там не сахар. Сразу дайте понять, что вы у них в гостях и готовы учиться у них многому. Много пьяных, в т.ч. молодежи. Пресную воду развозит несколько раз в день специальная машина. Жители выставляют заранее на улицу емкости для нее. Договоритесь - нальют.
------------------------------------------------
Веселым стало знакомство с ГИМС (я уже отмечал только формальную сторону). Неформальная сторона была достойна пера Гоголя. Александр с супругой поехали в Петрозаводск за новой осью для прицепа. Дочь (Ксению), оставили со мной. Мы, пока ждали, посетили место съемки к/ф "Остров", пофотографировали варианты слипов в прилив и отлив, пошатались по городу, нашли аэродром, потом решили найти ГИМС. ГИМС долго не могли найти, но нашли прокуратуру, а там обеденный перерыв. Но один из сотрудников на месте. Мы сообщили ему цель наших поисков. Он взял справочник по городу (Кемь), нашел телефон, сам позвонил им и призошло следующее:
- Это ГИМС? - Да.
- С вами говорит такой-то из прокуратуры. Вы по старому адресу? - Да, а что?
- Нет, ничего, сейчас к вам приедут. Всего хорошего. - .......????????
Я пока ничего не заподозрил. Попрощались, сели в машину, приехали в ГИМС, заходим. Еще издалека, завидев нас, встает из-за стола сотрудник и с очень озабоченным лицом смотрит на нас. Я говорю: "Здравствуйте, Вам звонили?" - Да, а что случилось?????. Пауза, до меня дошло.
Дальше мы с Ксюхой давимся от смеха и ведь по сюжету надо было сказать что-то вроде: "Как же вы допустили такое?", но переигрывать опасно, т.к. сотрудник стоит с каменным лицом, а нам еще на Соловки идти... Вообщем, мы ему все выложили, от тоже рассмеялся, ослабил воротник, предложил сесть. Дальше я уже сообщал ранее. По возвращении, когда я ему позвонил с мобильника, он сказал, что волновался за нас но очень рад, чтио все прошло отлично и сообщил, смеясь, что в тот самый шторм (мы стояли на Анзере) они, все-таки, возвращались с Кузовов с сотрудником лесоохраны и местным милиционером. И что последнему так стало плохо, что он зарекся вообще выходить в море.
----------------------------------------------------------------
Изображения:
1 и 2. Точки в Рабочеостровске. (1 - где снимали "Остров"; 2 - слип ООО "Причал": я был в ужасе - кривая траектория, переменная крутизна, опилки, ил, песок, валуны; 3 - наш слип; 4 - метеостанция; 5 - частный сектор, где я оставил машину)
3. Сам залив между точками 1 и 2, снято с точки 2.
4. Подъем из воды моего судна (трейлер уже притоплен), на переднем плане alk68
5. Съемка нашего слипа в разные фазы прилива.
6. Съемка соседнего места (как слип - забраковано) в разные фазы прилива.
#17
Отправлено 19 октября 2011 - 00:34
Вопрос готовности к борьбе за выживание - наиглавнейший. К перемене погоды с летней на зимнюю надо быть готовым всегда. Средства связи, те же мобильники, должны быть надежно изолированы от воды. Ремкомплект судна должен быть полностью укомплектован.Ну не суть важно.
- Мы ехали вместе с приятелем на Соловки, чтобы посадить его жену на самолет архангельский. И обратно я поехал один на баркасе, - вспоминает спасенный Сергей. - Внезапно поднялся ветер, заштормило. Карбас потек. Лодку перевернуло , не знаю, как я до острова доплыл, у острова баркас разбило о камни.
Видно, что воспоминания даются Сергею с трудом - за эти дни мужчина растратил все силы в борьбе за свою жизнь. Ему приходилось питаться водорослями, пить дождевую воду, жить и кое-как согреваться в пещере, где мужчина попытался создать максимально комфортные для себя условия из того, что нашел на острове - ветки, листья.
- Я провел здесь 17 дней, - уставшим голосом продолжает измученный Сергей. - Телефон с собой был, но, как только я оказался в воде, конечно, сразу промок и отключился. У меня не было никакой связи. Ни связи, ни еды, ни воды. Ничего не было. Спасала только дождевая вода. И ламинария, которую выкидывало на берег. Мне было очень страшно.
Несмотря на весь ужас ситуации, Сергей до последнего не терял надежду на спасение. Однако в последние три дня депрессия начала наступать: мужчина перестал выходить наружу, лежал, свернувшись калачиком, в ожидании смерти.
http://www.lifenews.ru/news/72363
Сообщение отредактировал Aleksk: 19 октября 2011 - 00:41
#19
Отправлено 22 октября 2011 - 13:15
Да только начали.Может еще, кто че полезного по БМ напишет?
Кузова.
Пройти мимо ну никак нельзя. Видимость с вершины Немецкого - от Кемского берега до Соловков.
Несмотря не развеянную в ГИМС Кеми тревогу по поводу "оккупации" островов тем самым ООО, элемент неожиданности оставался до последнего. Но в июле 2010 г все оказалось беспочвенным и более идеальной стоянки и доброжелательного окружения встретить было трудно.
Комментарии по приложенной карте:
Точка 1. Вход со стороны Кемских шхер. Если бороться с приливным течением, то тут можно потерять до 4 км/час.
Точка 2. Место высадки нашего "десанта" на резиновой лодке на Русский.
Точка 3. Удобный плавающий понтон у гранитного "лба". Если пирса нет, то подход к берегу все-равно возможен, т.к. глубины позволяют.
Точка 4. Один из пляжиков (оборудован мусорками, каркасами, мостиками и т.д.), удобен для легких судов, вытаскиваемых на берег (но в осыхающих камнях нужно найти проход!)
Точка 5. Родник.
Точка 6. Лагерь "гиперборейцев". См. сообщения в теме ранее. Лучше обходить стороной, т.к. у них огромное желание всех втягивать в свою теорию. Ходят с китайскими тестерами и используют запрещенные термины: "космическая энергия..", "первооснова.." и т.д.
Точка 7. о. Немецкий Кузов, ул. Необитаемая. Домик, каркасы, пляжик, выброшенный на берег понтон. Альтернативное место для легких судов.
Точка 8. Неплохая якорная стоянка для судов с большой осадкой.
Точка 9. На которую без фотоаппарата и бинокля подниматься несолидно. Куча каменных горок, геодезический знак (все из Гипербореи, разумеется...)
Синяя линия на Немецком показывает дорогу для "восхождния" от нашего судна. Если лезть напрямую - нужно снаряжение. Примерное время восхождения от нашей стоянки - 40...50 мин.
Комментарии к фото.
-Вид на Немецкий с Русского (на вершине Русского лес, видимость горизонта частичная). В левой части снимка наше судно)
-Стоянка в указанной ранее точке. С торца понтона лучше не вставать, т.к. периодически подходят всякие суда.
-пляжик с соседями (жили в палатках, шума не создавали)
-родник с указателем
-ул Необитаемая.
-альтернативный понтон
-фото якорного места между Немецким и Вороньим (яхта в точке 8)
-вид с Немецкого на юго-восток (внизу справа наше судно у понтона)
#21
Отправлено 22 октября 2011 - 22:27
Обязательно. Но предлагаю, согласно логики, закончить с Соловецкими островами.Спасибо, очень интересно, просьба про Чупу и ее окрестности тоже написать.
Заяцкие.
Я уже отмечал, что на них охрана (около причала), но понимающая и немного ленивая, чтобы охватить весь остров. Поэтому или подходить в точку 1 и быть вежливыми, или в точку 2 (надувные катамараны на фото) и держаться от охраны на расстоянии, превышающем их "бросок".
Ночевка у острова бессмысленна, т.к. удобного места нет, в старую гавань войти даже нам практически невозможно, вся экскурсионка в пределах 1...2 часов. Точка 3 - сам скит и охрана. Точка 4 - палаточный лагерь "гиперборейцев" в стланнике (я уже отмечал ранее).
Фото:
- подход со стороны от Кузовов, на прямолинейности движения от них может сильно сказаться приливное течение
- аэрофотоснимок скита (этот метод будем применять и далее)
- вид на скит с причала
- пришвартовались, стоим (торец пирса не занимать, возможно появление катера с экскурсией!)
- дружественные плавсредства в точке 2 (Кузова на заднем плане)
- классический снимок Русского Севера (Кузова на заднем плане)
- вид на скит со стороны берега
- собственно, основные достопримечательности Зайчиков и щиты с информацией
#22
Отправлено 22 октября 2011 - 23:44
Для себя давно сделал вывод: не хочешь сам ничего знать - нечего упрекать в этом "систему".
По пути от Заяцких до б. Благополучия находятся острова Сенные Луды, с характерными значками полузатопленых судов. Я, в своему стыду, во время путешествия в 2010, не придавал им никакого эмоционального значения и мы прошли западнее их. Я был неправ. Уже после возвращения нашел нижеследующее и в следующий раз обязательно пройду восточнее и постараюсь остановиться.
Про судьбу лидера эсминцев "Ленинград", читать здесь.
Про однотипный с ним "Баку", принявший участие в съемках фильма "Повесть о Неистовом", можно посмотреть здесь.
Сам фильм (несмотря на некоторую простоту игры актеров) позволяющий еще раз вспомнить этот класс кораблей, можно скачать, к примеру, здесь.
#23
Отправлено 23 октября 2011 - 18:49
#24
Отправлено 23 октября 2011 - 19:32
Дмитрий, посмотрел Ваши фотографии слипа в Рабочеостровске. Загонять мой прицеп 750 кг руками метров на 20-30 в воду как у Вас у меня вряд ли получится, да и лодка у меня потяжелее 1600 кг. А вариант сброса в Рабочеостровске краном не прорабатывали?, вроде, припоминаю, что кран рядом с Причалом есть. Про Чупу на сайте пишут, что возможен сброс-подъем краном, это реально?.
Вы правильно отметили, в воду трейлер приходилось подталкивать: где глубже 0.5 м (в прилив) уклон ничтожный, дно илистое. Есть, кстати, наработка: перед вытаскиванием, все кранцы привязываются к раме прицепа до получения им нулевой плавучести. Тогда трейлер подводится под днище свободно плавающего судна и скрепляется с ним сразу штатно. Разумеется, если заранее узнать телефон и договориться с краном (и с ООО "Причал", если с их пирса!), то можно опустить судно на воду. Но нами этот вопрос именно для Кеми вообще не прорабатывался.
Чупа (забегая вперед). Мы тоже хотели вынуть микрухи краном (у нас с собой всегда плоские стропы 10т/10м), но нам сказали, что его надо будет подождать, т.к. его вызывают откуда-то. А был День десантника. А там очень многие десантники и в этот день они всегда катаются на водных лыжах. Несмотря на праздник, Алексей Рыбаков (если я не ошибаюсь), прервал "воднолыжные" процедуры, сам сел за руль УАЗика и четко вытащил оба судна. Встретите, передавайте привет. Но зима длинная - наверняка спишитесь по поводу крана.
#25
Отправлено 23 октября 2011 - 22:18
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей