КУПИТЬ ЯХТУ ЗА ГРАНИЦЕЙ. ИЛИ КУПИТЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ..
КУПИТЬ ЯХТУ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Статью написал года четыре назад. Теперь основательно подкорректировал.
«Купить яхту за границей, или большое приключение для маленькой компании»
Все началось с того, что я продал свою яхту, которую любил и считал ее почти идеальной для использования в местных гонках и недальних путешествиях. Причина такого шага состояла в том, что я мечтал о покупке той яхты, которая позволила бы мне путешествовать по странам и морям. Согласитесь, что Украина и ее водно – яхтенная инфраструктура мягко говоря ограничены. Не говоря о правовом поле. У яхтсмена говорят, есть две мечты. Первая – продать яхту. Вторая – купить ту, которая навсегда.
Покупать парусную яхту или моторную, у меня вопроса не возникало. Я давно «болею» ветреной болезнью. В смысле парусной. Да и путешествовать по настоящему, можно только под парусом, который освобождает от зависимости топлива. Строятся парусные яхты с учетом штормовых условий. Она обязана иметь само спрямляющее качество. Т.е из любого положения, даже обернувшись на 180 градусов, обязана совершить следующие 180 градусов до спрямления. Это есть одно из главных качеств, которое моряки называют – мореходностью.
И так, я продал яхту весной и все лето и осень провел у компьютера. Конечно же, у меня были ограничения по цене и размерам яхты. Я поставил себе задачу найти яхту не менее десяти метров длинной, трех метров шириной, со штурвалом и парусами не менее пятидесяти метров квадратных. По цене, она должна была вписаться в бюджет пятнадцати тысяч евро. Первые попытки моего исследования рынка, показали, что по таким ценам в этих размерах можно найти яхту только семидесятых годов. В Турции, Хорватии, Греции ничего приличного я не находил. Была попытка купить яхту в 38 футов в Фенике (Турция), но при моем тщательном осмотре, я понял, что яхта требовала серьезного ремонта.
Так мой взор упал на Северный рынок подержанных яхт. В Швеции я нашел замечательную яхту «Бестрем 31» 1976года,, состояние отличное. Но покамест я оформлял визу… Хозяин отказался брать предоплату банковским переводом. Одна из печальных черт общения с «буржуинскими» странами. У шведов отношение к славянским странам, мягко говоря, осторожное.
Как я исследовал рынок.
Практически у всех Интернет - поисковиков существуют фильтр поиска. По размерам и по цене. Самые дешевые цены на яхты в Америке. ( Сейчас я в этом сомневаюсь и уменя имеются основания) Но Американский рынок – отдельная большая тема. Много вопросов с доставкой, визой. Интересны места покупок и круизов в Гватемале, Панаме, Гондурасе. Там можно в несезон купить не дорого. ( Сейчас на пример у меня имеется предложение Пирсон 36 за 15000 долл)
На втором месте по доступности – милая, старая Англия. Но здесь найти яхту в приличном состоянии за бюджетную цену, очень тяжело. Англичане продают яхты как правило очень « не чистые» и в состоянии не очень приятном. Это я говорю о бюджетных яхтах.
В Швеции вас приятно удивит состояние яхты, но существует четкий порог размера-цены яхты. До девяти метров семидесятых годов, найти яхту до 10 - 12 тысяч евро можно. И, конечно же, нельзя надеяться на покупку известного бренда. В лучшем случае популярного, но не элитного. Например, можно купить «Альбин Вега» в пределах десяти тысяч евро. Очень популярный бренд. Но размеры яхты не вписывались в представления моей мечты. Ее размеры 8.25 длинна и 2.45 ширина.
Пол - года поисков все же дали результаты. Я «забрел» в любимую мною Голландию и неожиданно для себя «открыл» интересный рынок подержанных яхт. Их там много и очень много. Привлекало еще то, что Голландия имеет очень развитую водную инфраструктуру. По каналам и озерам она «впереди планеты всей!»
Мой взор остановился на неизвестном бренде «Винтура-30». Изготовлена из эпоксидной смолы. Немного внешне напоминает любимого в Украине – «Картер-30»
Комплектация привлекала. Новые паруса. Тиковая палуба. Электрическая лебедка брашпиля якоря. Новые шкотовые лебедки от известной фирмы-изготовителя. Но это еще не все! Там стоял совершенно новый дизель «Ветус» с новым валом и винтом! В салоне интерьер обновлен, светодиодное освещение. И много всякого интересного в придачу. И все это за 9500 евро.
Но был один, как мне казалось недостаток. Яхта имела румпель. А я мечтал о штурвале и центральном кокпите. Так же она имела некоторые трудно исправимые мелочи. Ну, что же! Все знают, что если мечта сильная – она сбывается.
И вот мне попала в мой обзор яхта 71г. Выпуска. Со странным брендовым именем – «каратэ 33 АК»
Здесь было все, о чем я мечтал. Тяжелая, пять с половиною тонн. С рюмочными обводами, длинными носовым и кормовыми свесами. Новые паруса, новый спрейхуд. Центральный кокпит, кормовая каюта. Глубокая осадка говорила о хорошей мореходности.
Из недостатков – старенький дизель, который впрочем, абсолютно рабочий. И малая обитаемость. При наличии семи спальных мест, реально в яхте может путешествовать четверо - пятеро. А комфортно трое. Меня это устраивало. Яхта была оценена в 16 000 евро. Я получил скидку в процессе торга и в придачу пять мешков с парусами.
К тому же яхта покрашена свежей краской, поставлен новый рангоут, новая закрутка стакселя. Зимой яхты как правило стоят дешевле. Впрочем, вам придется потратить часть денег от скидки на стоянку яхты.
Оформление купли – продажи.
В Голландии как впрочем, и большинстве Северных стран, яхты до 15 метров на учете в регистре не стоят. Переоформление занимает не более часа, если вы покупаете яхту через брокера. Подписываете договор купли-продажи и яхта ваша. Но! Т «Вот тут как раз и начинается кино». Нам то, выходцам из славяно - советских стран нужен
1. Нотариус.
2. Выписка из регистра о снятии с учета.
3. Инвойс и справка о передаче имущества.
(Для постановки на учет в Украине)
Дополнение. Если Вы решили оставить яхту в Голландии, Вам нужен только Бил оф сеил. Он может распечататься с компа ( в инете полно примерников) и подписывается двумя сторонами. Я сейчас практикую на бланке марины в котором покупаю яхту и заверяю нотариусом на всякий случай)
Здесь моя брокер бралась руками за голову и говорила, что «никогда больше не будет продавать яхту русским» На мое замечание, что я из Украины она в сердцах махнула рукою и сказала, что нет мол разницы! Но предоплата была внесена мною в банк и «машина» продажи была все же запущена. Брокер сделала запрос в регистр. Справка стоила 55 евро. Отвезла документ в нотариус. Еще 150 евро. Все эти деньги пришлось платить мне, так как справки нудны были мне.
К весне я получил документы и яхту, которая стояла на кильблоках и ждала своего нового владельца.
Язык.
У меня был школьный уровень английского (Ниже). И большой опыт игры в «показуху», где нужно слова показывать жестами. Конечно же, нужно учить язык. Так как путешествие, это не только общение с морем и яхтой. В маринах и портах вы будете не только стоять и готовиться к следующему переходу, но и общаться с соседями по стоянке. И это общение есть ценное и не менее важное чем покупка яхты.
Я никогда не забуду случая происшедшего со мною в порту Бангкока. Я летел на о. Пхукет для участия в перегоне парусной яхты. Языка я тогда не знал вообще. У меня был билет в одну сторону и поэтому в визе мне отказали по прилету в Банкок. Я говорил «официалу» - « Ай ноу виза! Ай гоу ту Пхукет» Этим заканчивались мои знания языка. Я хотел сказать, что я не имею визы и двигаюсь транзитом. Но меня не понимали. Так как «ноу» означает – знать. Т.е у них в услышанном понималось как – «я знаю виза». Почти сутки я пробыл в порту. Мой самолет улетел без меня и я чудом утряс те сложности, которые стоят одной правильной фразы на английском языке.
Перед покупкой яхты я учил язык не только днем, но и ночью. Просыпался и брал самоучитель. Как ни странно, но ночью запоминание трудных слов особенно легко давалось.
Старые яхты.
Самое большее. Чего боятся покупатели, это осмос ( блистерс). Явление коррозии пластика. Расслоение структуры пластика, при проникании воды в поры структуры. Я внимательно изучал этот вопрос и чем больше проникал в суть, тем меньше боялся этого страшного слова-«осмос».
Да, это явление посещает почти все яхту старше тридцати в той или иной мере. Но существуют противоосмосные технологии, которые позволяют забыть об осмосе как миниум на десять и более лет . Это трудоемкая работа, но тем ни менее она эффективная.
Да, существуют яхты, которые не подвластны лечению. Но их всегда видно даже не профессионалу.
Я бы обращал внимание, прежде всего на приформовку палубы к корпусу яхты. На рангоут и палубу, которая как правило выполнена по сандвич технологии. На килевые болты и течи палубы и дейдвуда. На штуртросы и электрическое обеспечение. И, конечно же, дизель. Ему пристальное внимание. Нужно смотреть на дым. Какого цвета он? Сизый, темный. Исчезает ли после прогрева? При перегазовке не появляется ли гарь? Берет ли масло? Задавайте вопросы. Как правило на них продавец отвечает честно. Да. Он может, что - либо не досказать. Но если вы спросили его, он ответит без утаивания. Такие уж они Голландцы. Брокер несет ответственность за правильность той информации, которую вам предоставляет. Поэтому требуйте ответы на свои вопросы. Оформляйте все в договоре, и если что будет не работать из задекларированного рабочего, можете смело выставлять претензию брокеру. Он обязан все исправить за свой счет.
И так, вы владелец яхты.
Не забывайте, вам нужна страховка. Лучше КАСКО но, по крайней мере «от нанесения ущерба третьим лицам» Страховые компании голландские, как только узнавали, что яхта идет в Украину, отказывались от страхования. Но если вы будете говорить, что яхта будет находится на территории Голландии, с вами будет другой разговор и яхту застрахуют по ценам намного ниже, чем предложат страховые Украинские или Российские компании. Впрочем вряд ли кто спросит у вас страховку. И только если вы будете хранить зимой яхту в голландской марине, яхту без страховки не возьмут на хранение.
( Статья была написана четыре года тому и сейчас я думаю по иному. Каско не нужна вообще. Дорого и неэффективно. Страховку здесь не спрашивают и я имел ее только один год. Если вы уверены, что не протараните яхту соседа стоимостью…. , то страховка не нужна. В противном случае заплатите 100 евро в год за страходку.)
Вы владелец и капитан в одном лице. Вам необходимо определиться с философией использования яхты. Толи это будет дача в Голландии. И вы сможете путешествовать по каналам и выходить в Северное море. Или это будет яхта для сверх дальних путешествий. И вы сможете ходить в соседние страны и пересекать моря и океаны. Если вы купили яхту с неограниченным районом плавания, у вас неограниченные возможности использования.
Рассмотрим несколько вариантов.
1. Плавучая дача.
Вы можете держать яхту в какой ни будь приятной нешумной марине Голландии. И делать вылазки-путешествия по каналам и озерам. Если вы ограничены по времени отпуском. Имеете две недели, этот вариант наиболее подходящий для вас. Рыбалка и посещение милых, тихих городков , прогулки по набережным, поедание устриц и поглощение пива. Это дачный вариант использования яхты. Но здесь хорошей альтернативой могла бы стать покупка моторной яхты или мотосейлора. Он сочетает в себе качества парусной и моторной яхты.
2. Яхта для путешествий.
Если у Вас имеется возможность пребывания на яхте месяц и более и вы увлечены путешествием по странам, вы можете приобрести яхту для путешествий. Вам нужна яхта с сильным корпусом, хорошим дизелем и достаточной обитаемостью. Уделите внимание хорошему рангоуту, должна быть закрутка стакселя, спрейхуд, лебедка якоря(брашпиль).
Вы сможете передвигаться из порта в порт в прибрежной части морей. Пересекать границы государств, оформляя для этого соответственные документы у эмиграционной службы. В маринах с вас возьмут плату за стоянку. В Голландии это в основном 10 -20 евро для яхты 10м. Как правило, вы получите сервис. Вода в шланге у яхты, электропитание. В марине всегда имеются душ, туалет, прачечная. Вай - фай имеется всегда и практически всегда включен в оплату стоянки.
Передвижение в море будет для вас относительно безопасным в благоприятных погодных условиях. Так как вы всегда можете получить прогноз погоды и переждать непогоду в марине. Обычно переходы между маринами в пределах светового дня и ночных переходов не предполагают.
3. Экспедиционная яхта.
Такая яхта для опытных яхтсменов. Давать советы в покупке яхты в этом разделе я бы не осмелился. Так как те, кто покупает яхты для экспедиций знают, что им нужно. И выбор здесь очень не простой и сугубо индивидуальный. Как правило, это яхты с мореходными обводами, крепким корпусом и сильным рангоутом. Они автономны, надежны и обитаемы в пределах минимума той команды, на которую рассчитаны. Такие яхты способны штормовать и преодолевать сотни миль без захода в порта. Вы можете увидать их в любой марине. Отличительные черты их будут присутствие ветра генератора или солнечной панели, активный радар, хорошо раскрепленная мачта и присутствие шторм тросов на палубе. Обводы таких яхт отличаются от так называемых «чартерных»
И так, Вы понимаете, что выбирая яхту, вы выбираете образ жизни! Тот образ, который Вы обязаны проверить и испытать прежде чем принимать решение о покупке.
Здесь я бы рекомендовал походить на чартерных яхтах. Участвовать в морских практических походах. Подольше во времени пожить на яхте, что бы применить яхтенный быт к себе.
Не всегда то, что вы рисовали в воображении глядя на монитор компьютера, совпадает с реальностью. Яхта это моно эмоции. Яхта, это постоянное инженерное присутствие.
Расхожее выражение яхтсменов. « Если вы хотите узнать, что такое яхта и яхтенная жизнь, закройтесь в тесной и темной кладовке, лейте на себя холодную воду, а в руке держите пылающие долларовые купюры»
Впрочем будут и рассветы, которых вы не увидите в городе. Будут и те эмоции при которых хочется кричать от восторга, раскинув руки и смотря в небеса.
Но это очень индивидуально. Поэтому, испытайте свое желание под реальным парусом в реальном море.
Я КУПИЛ ЯХТУ ! (2009г)
Наконец то я лечу. Самолет несет меня к моей мечте, в страну сказок и воды. Я лечу в Голландию. Там недалеко от уютного и милого города Амстердама стоит моя яхта. Этой зимой я купил ее, и остаток зимы проводил в дорожных хлопотах и ожидании встречи.
Самолет летел над Германией и попал в шторм. Нас кидало в стороны как от разрывов снарядов. Уверен, все кто находился в салоне молились. А может и не только те, кто находился в салоне. И в кабине пилотов, думаю так же. Я сидел у иллюминатора и смотрел на крыло. Никак не пойму, почему оно не отвалилось от той тряски?
Приземлились в Дортмунте. У меня груза почти пятьдесят килло в рюкзаках и огромной сумке. Мне предстоит после самолета перебраться в электричку и совершить три пересадки. Так могут ездить только представители славянских стран.
И вот встреча с моей красавицей. Товарищ встретил меня на машине и подкинул в марину. Там нужно идти пешком с киллометр. С моим грузом, я бы погиб, как немец под Сталинградом.
То, что я увидел, это привело меня в ужас. Стоит моя яхта на кильблоках, одинокая, холодная и какая - то маленькая и старенькая. Зимой, когда я ее покупал, она была какая - то другая…
Потом я понял, в чем дело. Когда я приехал, был настоящий шторм. Ветер свистит в вантах, стоящие в ряду яхты издают утробные звуки. Рекламные флаги хлопали как хлопушки под елкой. Температура воздуха чуть больше десяти градусов. И это в середине июня! Я теплые вещи выслал посылкой и мерз как бобик в будке. Моросящий дождь завершал картину печали и тоски.
В яхте легкий бардачок, напоминал мне о том, что я должен работать с утра до вечера на протяжении месяца, что бы как то привести яхту в порядок.
В общем мое настроение стремилось опустится ниже ватерлинии и врядли когда ни будь поднимется выше. И тут я вспомнил, что взял с собою лекарство от всех бед. Когда я укладывал рюкзаки, мне подумалось, не взять ли с собою бутылку водки? Но мысль эту я отослал, как весьма тяжелую. В прямом смысле слова. Поставив бутылку на весы я понял, что это невозможно. Но потом, я нашел флягу, подаренную мне когда то кем то . Емкость ее была грамм триста, и компромисс был найден.
И вот я сижу в салоне яхты, ветер воет, холодно и сыро. Заварил чаю, закусил голландским сыром. Через пять минут просканировал свое настроение. Какая же психофизиологически позитивная вещь эта водка! Несомненно, мое настроение показалось выше ватерлинии и неуклонно поднималось к палубе. Я имел рюмочку емкостью в десять грамм и она приносила с каждым опрокидыванием все больше позитива.
Ну что же, что нужно клеить скег! И автопилот установить не проблема. Эхолот куплю в магазине и установлю. Бебиштаг и бакштаги!? Ерунда! Еще рюмочка и солнечную батарею я установлю. Где купить? Неважно, все образуется и материализуется.
Этой позитивной жидкости мне хватило на три дня. А потом я втянулся в работу. Подъем в пять. Молитва, кофе и за работу. Мне даже стало нравиться мое существование. Поговорить не с кем – ничего, с собою разговариваю. Яхта начала приобретать вид именно тот о котором я мечтал.
Пока багаж с моими инструментами не пришел, я лакировал деревянные части кокпита. Установил автопилот. Ошкурил скег и закрылок киля. Подготовил их к оклейке стеклопластиком. Купил глубиномер. Неожиданно для себя стал замечать, что делаю это все с большим кайфом для души и немного для тела.
Моей яхте тридцать девять лет. Бывший хозяин перед продажей купил новые паруса. Закрутку паруса, покрасил борта. Обогреватель « Вебасто» он так же установил. Но он от чего - то не работает. От этого я мерзну по ночам и почему - то вспоминаю моего берегового пса Чапу зимою в дырявой будке. Приеду домой, обязательно обновлю будку. Метеорологи обещают через неделю потепление. Не может же циклон весь месяц бесчинствовать на планете Земля! Есть же и Закон Небесный!
Я смотрю на открытую воду залива и думаю о том, что не приведи Господь попасть в такой шторм на Море. Сегодня пришла яхта со сломанной мачтой. Голландцы веселые, как будто это им в кайф ломать мачты. У них все застраховано, можно и посмеяться.
На яхтенном форуме обсуждают тему « Старые яхты и новые яхты. Их достоинства и недостатки» Но после того как заполнились пару страниц, я улетел на яхту. Что бы воочию убедиться в тех достоинствах и недостатках, о которых так много писали защитники и противники старых яхт.
И так, сколько стоит яхтенный образ жизни?
Сами понимаете.... Ответ соответствует вашему бюджету. Напишу о минимальном, так как он мне хорошо известен.
1. Билеты на самолет. Киев - Амстердам 200 евро +- в зависимости от времени покупки.
2 Годовой контракт на стоянку. Для 10м - 1000 евро. У нас в марине. Цены разные. Марина у нас самая недорогая. Сюда входят кильблок, помывка керхерос, спуск - подъем.
3. Продукты. Но о них говорить нечего. Мы питаемся дома и бюджет примерно одинаков. Я из экономии ( как то было туго) жил на 5 евро в сутки. Но если шикарно жить с вином и сыром - 10 евро.
Ежегодно вы будете тратить деньги на ремонты. В среднем 300-500 евро.
Ну вот основные расходы. Еще не плановые. Но это индивидуально. И того 1500 - 2000 евро в год. Это минимум. Максимум не ограничен. Т.е если Вы каждый месяц сможете выделять по 150-200 евро из своего бюджета, вы сможете себе позволить яхту, на пример в Голландии.
Сколько времени вы сможете пробыть максимально. Визы.
Визы Шенген. Не более трех месяцев в пол года. Но если вы стыкуете два периода по пол года, следовательно вы можете быть 6 месяцев. Подробнее на форуме Винского. Тема " 90 дней в Шенгене" Визу вам дадут сразу не более трех месяцев (Если у вас нет истории Шенгена) Потом 6 месяцев. Сейчас я получаю мульти на два года. Основанием может служить ваш контракт на стоянку яхты, документы собственности на яхту и мы еще берем приглашение из марины. Так же вы сможете приглашать друзей на основании судовой роли.
И так, в данной статье я сделал легкий обзор проблемы покупки яхты за границей. По всем дополнительным вопросам можете обращаться ко мне. С удовольствием отвечу. Валерий Бережинский.