Перейти к содержимому

Фотография

На микрухах по Ботническому заливу.


Сообщений в теме: 69

#1 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 12 августа 2012 - 18:55

Подготовка похода.

Как продолжение похода в 2011 г., той же осенью возникла идея сходить по Балтике дальше на север. Ну а глядя на очертания Ботники сразу становится понятно, что можно совершить и кольцеобразное путешествие, что гораздо прятнее радиальных походов. Исходя из среднестатистической скорости наших судов и трех недель отпуска, северная часть Ботники – самое оно. Местом старта/финиша был выбран район арх. Кваркен, примыкающий к г. Вааса. Был разработан график прохождения маршрута (без учета прибрежного «маневрирования» - около 820 км; с маневрами и пешими прогулками получилось по трекам более 900 км) и ближе к лету определились с датами.
Для подготовки и прохождения маршрута использовались в разной мере и для разных мест:

Электронные карты (про источник получения материалов из пп.1…7 - можно самим догадаться…..):
1. BCA 10.0 для Гармин.
2. S57 для MaxSea.
3. Топокрты Финляндии для Гармин.
4. Топократы Швеции для Гармин.
5. Отчественные топокарты (километровки) для Ozi.
6. Финские топокарты для для Ozi.
7. Шведские топокарты для Ozi.
8. Присоединенные фото пользователей и фото самой поверхности из Google Earth.

Справочники на «твердых носителях»:
1. Каталог финских марин за 2011 г. (разделы G и F) – куплен в Мариехамне в прошлом году.
2. Каталог шведских марин за 2011 г. - прислан мне коллегой andrejus.

Врукопашную, заранее, был создан слой. По возвращении, я добавил в него еще и все ежедневные траектории. Файл называется Wp_Route_Tracks, он полноценно открывается:
1. В MapSource, и в ней можно полноценно работать с любым элементом файла.
2. В Ozi последних версий, но через «импорт GPX файлов» (получите точки и траектории; планируемый основной маршрут ломаной не отобразится, но он состоит из точек, если назначить в рукопашную: 001….187).
3. Большая вероятность, что файл откроется в Google Earth, но только на мощных компьютерах (мой завис).
4. Вероятно и в прочих «гарминообразных» программах – кто попробует, сообщите результат.

Только для тех, у кого вообще нет вышеперечисленных программ (маловероятно), то можно посмотреть приблизительно прохождение маршрута на сайте www.my-road.info (зарегистрироваться)– найти - путешественники – DmitryK – Bay of Bothnia 2012*. Там же мы тщательно наблюдали за маршрутами наших коллег: Григорий Ш. (Grinda) и Вильё45, но увы… не пересекались.)

Отдельно, по всем маринам/стоянкам/якорным местам были собраны основные фото пользователей и скриншоты местности из Google Earth и собраны по папочкам в ноутбуке. Всего получилось почти 30 Мб.

Примерное объяснение названий точек в файле:
001….187 – точки основного маршрута.
000***** - точки дополнительных маршрутов по конкретным местам.
SW**** - шведские марины/стоянки из каталога 2011.
SW****-*** - ближайшее к четырехзначной марине прочие защищенные бухты, якорные стоянки, убежища, причалы и т.д. найденные на всевозможных картах или фото.
F(G)****(*) - финские марины/стоянки из каталога 2011. Буква в конце примерно объясняет их дополнительный статус: буквы нет – точно гостей ждут, R - какие-то услуги по запросу, N – зеленые стоянки, F - стоянки/пирсы рыбаков, S – есть пирсы с плавсредствами местных жителей.
F(G)**** - (***) – ближайшие к четырехзначной финской марине бухты/стоянки/убежища/причалы и т.д. найденные на всевозможных картах или фото.
Буква A в конце (в любом случае) – якорное место.

От шведских морских властей был получен электронный ответ на вопрос о статусе одной из т.н. «запретных» зон. От финской радиослужбы – ответ по поводу использования мобильных раций PMR диапазона для межсудовой/межавтомобильной связи.

Состав «экспедиции» все тот же:
«Пиксель» - Александр (alk68), Елена, Ксения.
No name – ваш покорный слуга.

Основные гаджеты: на судах унифицировано навигационно-пилотажное оборудование (у каждого GPSMAP 78S с питанием 12 В и залитыми картами; авторулевой ST1000+ ), у меня ноутбук с отдельной GPS-флешкой и MapSource, Ozi, MaxSea, спутниковый (APT) и КВ приемник. У Ксении планшетный компьютер с финской СИМ-кой для GPRS интернета и какой-то смартфон с интересной функцией раздачи Wi-Fi от GPRS. У Александра новые солнечные батареи повышенной мощности. У меня новый гидрогенератор и DC-DC преобразователь. Число фотоаппаратов, мобильных телефонов, зарядок к ним и флешек счету не поддается.

Прогноз погоды планировался традиционно: WEFAX два раза в день (умри, но прими!), при наличии Интернета - шведские и финские погодные сайты, GRIBы.

Отчет для родственников и друзей планировали передавать (и передавали!) ежедневно (*).

Вообще, после прошлогоднего похода, все организационные «непонятки» решались заранее: это обилие кранцев и флагов, тушенка, бензин, декларации, валюты и т.д. Да и честно говоря, этом году все было значительно проще и веселее.

Далее буду выкладывать поэтапные сообщения.

Прикрепленные изображения

  • MS_sample_BlueChart.jpg
  • MS_sample_FinTOPO.jpg
  • OZI_sample.jpg

Прикрепленные файлы


  • 5

#2 Alexandr29

Alexandr29

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 416 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: Johnson 26
  • Название: Matilda

Отправлено 13 августа 2012 - 07:09

Состав «экспедиции» все тот же:
«Пиксель» - Александр (alk68), Елена, Ксения.
No name – ваш покорный слуга.

Т.е. две лодки по два человека?

Сообщение отредактировал Alexandr29: 13 августа 2012 - 07:10

  • 0

#3 Eвгeний

Eвгeний

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 942 сообщений
  • Из:-

Отправлено 13 августа 2012 - 08:22

Здорово! Очень интересно и поучительно!
А мы завязли в шведских шхерах и на Аландах и никуда пока не выбрались...
  • 0

#4 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 13 августа 2012 - 17:29

Для Alexandr29: 3+1

Едем к точке старта.

С датами определились примерно за 1,5 мес. При получении виз добавилась рукописная бумажка со словесным объяснением маршрута (в прошлом году хватило скриншотов из MapSource и таблицы в Excel).
План: выезд из Москвы (клуб «Рассвет»; Икшинское вдхр.) 14.07 в 6.00; а вечером ночевка перед границей. Рано утром 15.07 пересечение границы (Брусничное), прибытие вечером в точку F1588 к месту слипования (кафе "Аркен").
Задачами, стоявшими на данном этапе были:
1.Минимальные временные потери в пробках в гг. Солнечногорск, Клин, В.Волочек и на съезде с Питерской КАД на Выборгское ш.
2.Грамотный выбор места ночевки как можно ближе к границе.
3.Техничный проход нашей таможни (традиционный летний «цирк»).
4.Грамотный проход финской таможни (как правило – проблем не бывает).
5.Перезагрузка сознания для соблюдения финских ПДД.
Реалии:
1.Все пробки вместе составили не более 1,5 ч, что является приемлимой цифрой. Встречная пробка в В.Волочке уже тогда показалась мне чудовищной (ездим каждый год) – 10 км по навигатору.
2.Уже на объездной вокруг Выборга, остановившись в примерно нужном нам месте встретили местного жителя в составе компании, который не только объяснил нам где нам следует остановиться, но и на своей машине выполнил обязанности лоцмана. Отличная тихая полянка почти на берегу Сайменского канала (с тяжелым сердцем «сдаю» местоположение….). О лучшем и мечтать не приходилось. В навигаторе появилась еще одна точка.
3.Ну наша таможня может вытворять и не такое, да уже и не смешно…. На своей машине я успел пройти нашу границу в 07.55, т.е. за 5 мин до пересменка. С каменным выражением лица протянул заранее написанную декларацию (авто+прицеп+судно+велосипед), под кальку скопированную с прошлогодней («Torfyanovka_version» - см. тему про 2011 г.), добавив: «как в прошлом году; кто самый смелый полезет в яхту?». Мне, кстати, укоризненно заметили: «И почему вы морскую границу не пересекаете?!» (Да, действительно, самим им никогда не найти ответ на этот вопрос…). Смелой оказалась женщина. Она же единственная, кто не только посмотрел внутрь каюты, но и заметил люки в кокпите и попросила их открыть. Александр с экипажем попал на следующую смену (08.15), у которой было уже другое (более правильное по сути) видение заполнения декларации («Brusnichnoe_version» - уверен, позже он ее выложит здесь). Если честно, то я попал на полных лохов, т.к. по возвращении нашел в почтовом ящике запоздалое объяснение от СЗТУ по поводу наших «автопоездов» (я их официально запросил). Если перевести с бюрократического (две страницы А4) на русский, то при временном вывозе любых транспортных средств зарегистрированных в России на себя с целью личного их использования, их декларирование необязательно (страница 1, п.4).
4.Финнам на границе «туда» ставим пятерку (в прошлом году была только четверка; за нелогичность). Четкие и правильные вопросы на русском и английском: покажите страховку, права, откройте каюту, что это, как будет «огнетушитель» по-русски (большинство по-русски говорит, но хуже, чем на прошлогоднем переходе; я объясняю), есть ли огнетушитель и аптечка в машине и яхте. Залезли в бардачок. У меня там раскрученный рулон туалетной бумаги на самом виду. Улыбка. В тупик их поставил блокиратор вала рулевого колеса (он у меня слева от сиденья, у двери в снятом положении). Они спросили, что это (похоже на деталь оружия), я стал объяснять. До них дошло не сразу, но они расхохотались и сообщили, что в Финляндии эта железяка точно не пригодится.
5.На второй год сознание уже перестроить легче. Внимание знакам скорости и узким полосам движения. В этот раз уже больше вертел головой. Отметил, что дорожных церквей (Tiekirkko, кажется), так много, что это даже в ущерб для дорожных туалетов. Ну и понятно: едешь, приперло, не выдержал, остановился, сходил помолиться. В теле легкость, едешь дальше….

Для автомобильного движения по «чужбине» использовались не карты Fin TOPO (там старая прокладка), а карты из набора «City Navigator Europe 2013» для навигаторов Гармин (на них только дороги; топографическая нагрузка отсутствует). Карты можно скачать из хорошо известного места, можно отдельно по странам, да еще и разблокированные. (аж противно; так и мозг работать перестанет…). Маршрут на авто был разработан заранее, привлекались и русскоязычные жители Финляндии. Нуийамаа – Миккели – Ювяскюля – Алаярви – Вааса – о. Райпалуото. По России получилось 930 км (мой расход топлива - 8,7 л/сотню), по Финляндии 570 км (мой расход топлива 8,4 л/сотню).
............
Приехали. Зашли в кафе (оно же отвечает и за гостевые удобства в марине). Там хозяина не было, но была его дочь. Все объяснили, она позвонила отцу (он был в курсе нашего приезда; правда по почте общаться не хотел.), показала где оставить машины, удобства и мы пошли ужинать, вооружаться и слиповаться. Скидывать – не поднимать! «Пиксель» сбросили тем же вечером, я остался ночевать на берегу, т.к. просыпаюсь все-равно с первыми погодными факсам, а мачту ставлю один. Да и на свежую голову легче. Дорога «туда» проблем не вызвала.

На фото:
1. Место ночевки перед границей.
2. Последняя заправка на Родине.
3. На поляне.
4. За ужином.
5. На чужбине, ставим в навигатор Александра "правильные" карты для движения на авто.
6. Почти приехали.
7. Мост на о. Райпалуото (крупнейший мост в Финляндии).
8. Перед спуском "Пикселя".

Прикрепленные изображения

  • 01.jpg
  • 02.JPG
  • 03.JPG
  • 04.JPG
  • 05.JPG
  • 06.JPG
  • 07.JPG
  • 08.JPG

Прикрепленные файлы


  • 4

#5 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 15 августа 2012 - 17:20

Первый ходовой день (16/07/12)

На воду. Архипелаг Кваркен. Переход на о. Вальсё(р)арна.

Утро 16.07.2012. Время 8.00 (моим судовым временем на все время стало финское, хотя на «Пикселе» судовым осталось московское, что требовало постоянных уточнений «….по какому?»). Скорее ставлю мачту (она является КВ антенной) и прямо на берегу принимаю анализ атмосферы. В принципе, все нормально и между изобарами расстояния большие, но картину слегка портит пара депрессий (одна над норвежским морем – теоретически должна уйти севернее, другая над Карелией – уже нас не достанет), что в совокупности подразумевает хоть и не сильный, но меняющийся ветер. Пока я занимаюсь такелажем, на авто постоянно подъезжают местные владельцы плавсредств (пенсионеры, приемущественно) и демонстративно разворачиваются рядом. Ну вроде как приехали проверить свои посудины после выходных. Завидев нас, глаза у них округляются, шеи обретают поразительную эластичность: понятное дело, россияне тут гости не частые. Традиционно, где-то нашелся и «стукачок», т.к. неожиданно появился микроавтобус с полицией (это в такой-то глуши!). Тоже разворот, остановка, пристальный взгляд на меня. Я изображаю улыбку, машу рукой (про себя думаю: «ну вот, сейчас опять все им все документы показывать… времени нет….»). Но неслыханное дело, они тоже машут из кабины и…. уезжают. Все!
Сбрасываем мою яхту и на машине Александра выезжаем в поселок на острове (1 км от стоянки) для закупки бензина, продуктов и СИМ-карт. С первыми двумя пунктами проблем нет (две заправки и один супермаркет рядом), а с СИМ-картами проблема. Местные хором сообщили, что они только в райцентре (Вааса). Опять через мост двигаем в Ваасу, где припарковаться крайне сложно, но покупаем мне карту для разговоров, а Ксении для Интернета.

Где-то в 15.00, сообщив в кафе номер моей новой СИМ-ким и предполагаемую дату возвращения, отваливаем и, огибая острова с востока и севера (см. файл с путевой информацией в сообщении #1, трек 001), подходим к точке принятия решения (009).
Из трех следующих запланированных «ветвей» дневного маршрута (северная – основная, южная и средняя), ввиду встречного, но не сильного ветра, южная ветвь (самая длинная) – не имеет смысла; северная – скучная, а вот средняя (на «брюхе» через мели и убежища), показалась самой интересной. Тем более, еще в Москве, я увидел в Google Earth, что существует углубленный канал, который очень может пригодиться на случай плохой погоды (скриншот откалибровал и залил в навигатор в стандарте KMZ – еще одно приемущество навигаторов серии 78). Ну и мои точки были, правда финны оказались на высоте, там стояла навигационная обстановка (спрямление отличное - тока В на скриншоте ниже), которой ни на одной из карт (кроме как на местных информационных щитах на архипелаге!) не было. Я иду впереди (шверты секторные, не страшно), «Пиксель» за мной. В узких местах ширина фарватера около 10 м, вокруг камни и гряды. Ни о каких парусах или автопилоте даже речи нет, только на среднем газу и только «врукопашную». Присутствует и латеральная и кардинальная обстановка.

Вообще, архипелаг Кваркен является уникальным природным заповедником. Получить полную информацию и посмотреть аэроснимки архипелага можно здесь. Особое внимание во всех справочниках уделяется моренной структуре каменных гряд и островов, подъему суши из моря. Визитной карточкой архипелага является вид с наблюдательно вышки около точки F1580-1F (перевожу: стоянка не из буклета, регион F, ближайшая из буклета F1580, предположительно стоянка местных и рыболовных судов.

На Вальсёарне (Валассарет – фин.) обнаружился великолепный защищенный причал, законсервированная (не заброшенная!) радарная и спасательная станция, бетонированная посадочная площадка для вертолетов (все посадочные огни целы!), несколько коттеджей, яхта одного из владельцев близлежащего коттеджа (типа нашей бани) с его супругой Хелен (она сразу дала ценные показания по сути места стоянки) и двумя киндерами, туалет типа сортир, электрощит без электричества, место для гриля, куча стендов с информацией и великолепный вид на NW, где как раз заходило солнце. Вечерняя культурная жизнь была «насыщена» очередным погодным факсом, грилем, ужином, разговорами, поисками Интернета (еле-еле…) на каменистой пустоши, заросшей можжевеловым стланником, фотографированию. На утро (ветер обещал усилиться, да еще и в «морду») была запланирована пешая экскурсия на маяк.

Фото:
00 - анализ барической картина на начало и середину дня 16.07 (0 и 12 часов по всемирному времени)
01 - основной и реальный маршрут на карте к цели первого дня.
02 - то же на скриншоте Google Earth
03 - выход из точки А на предыдушем скриншоте
04 - точка С на предыдущем скриншоте
05 - причал
06 - необитаемая радарная станция
07 - л/с "Пикселя" осуществляет вечерний прием пищи
08 - памятный знак всем начальникам радарной станции и периоды их работы

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03.jpg
  • 04.jpg
  • 05.jpg
  • 06.jpg
  • 07.jpg
  • 08.jpg

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал DmitryK: 15 августа 2012 - 17:22

  • 2

#6 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 15 августа 2012 - 17:35

О. Вальсёарна (продолжение первого дня)

Утром 17.07, как и ожидалось, ветер был со стороны Швеции (т.е. в морду), повсюду барашки. Удовольствие от пересечение пролива Восточный Кваркен казалось сомнительным. Время было и мы отправились по пешей, великолепно информационно оформленной, тропе до маяка. Помимо чисто природных и геологических объяснений (подъем суши, морены, птицы, заповедник и т.д.), нашелся и «русский след». Из истории хорошо известно, что в зимой 1808 - 809 г., когда русская армия в Северной Финляндии испытывала огромные трудности, по предложению группы русских офицеров были разработаны и одновременно предприняты в начале марта 1809 г. три операции по пересечению Ботнического залива русскими войсками (через Аланды, через Кваркен и вдоль берега в р-не Хапаранда-Торнио), дабы перенести военные действия на территорию противника и нарушить коммуникации. Самой успешной считается операция через пр. Кваркен, которой руководил Барклай-де-Толли. Конкретным успехом именно его отряда была сдача шведами г. Умео, хотя операция была невероятно трудной, т.к. указанной зимой лед в проливе два раза был взломан, а при переходе обе ночевки были на льду. Далее шведы запросили перемирия, ну и дальше начался российский протекторат над Финляндией. Так вот именно на Вальсёарне около туристической тропы стоит памятник погибшим шведским солдатам, пытавшимся ценой жизни отразить наступление отряда Барклая-де-Толли. Все исторические подробности можно найти в Интернете.

На фото:
09 - российский турист в одежде "дальнобойщика", но с учетом местной погоды
10 - снимок моренных гряд из Интернета (см. предыдущий пост и ссылку)
11 - карта острова
12 - карта финской части арх. Кваркен
13 - объяснение происхождения архипелага у двух берегов Ботнии; абсолютно научная теория, кто-ж спорит...! Попутно можно понять, что местный "кинг-конг" (нордический тип) отличался от заокеанского своим трудолюбием, а не желанием похищать блондинок. Может, поэтому и живут скандинавы хорошо?
14 - суть теории появления моренных гряд
15 - памятник погибшим в 1809 г. шведским солдатам
16 - иллюстрация к 1809 г. на островной "тропе познания"

Прикрепленные изображения

  • 09.jpg
  • 10.jpg
  • 11.jpg
  • 12.jpg
  • 13.jpg
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 15 августа 2012 - 17:51

  • 2

#7 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 15 августа 2012 - 17:44

О. Вальсёарна (продолжение первого дня)

Резюме: стоянка на острове очень удобная, уютная; сам остров позволяет не только отдохнуть, но и насладиться природой и размять ноги и мозг. Все информационные щиты читаются на английском очень легко, иллюстрациям надо отдать должное. Велосипед на острове бесполезен, т.к. вокруг лесотундра и каменистая пустошь. То, что электричества нет, не должно сильно напрягать – место редко посещаемое. Об оплате стоянки нигде и речи нет, хотя с т.з. Русского Севера удобства, порядок и чистота просто неслыханные.

Фото:
17 - на тропе приходилось чесать репу
18 - Елена и Ксения из экипажа "Пикселя"
19 - часть тропы, соединившая две части острова (потом еще и подъем суши помог)
20 - маяк
21 - шильдик производителя на маяке
22 - информация о маяке
23 - экипаж "Пикселя" с закреплёнными за ними гаджетам

Прикрепленные изображения

  • 17.jpg
  • 18.jpg
  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 23.jpg

  • 3

#8 Вильё45

Вильё45

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 161 сообщений
  • Из:Хельсинки
  • Судно: "Albin Vega 27"
  • Название: "Egir"

Отправлено 16 августа 2012 - 11:20

Большое спасибо за подробное описание маршрута, всех интересных мест. Всё это неоценимо при подготовке и планированию новых походов. Следил за вашим походом по "My road". К сожалению не могу так подробно описать свой маршрут, хотя в походе исписал две общих тетради дневников и две штурманские книжки. Да и разница в том, что 3/4 похода шел один на польском компромиссе "Venus 22". С удовольствием жду продолжения Вильё45.
  • 0

#9 and725

and725

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 323 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: № 194

Отправлено 17 августа 2012 - 12:42

Молодцы!
Искренне рад за коллег по "цеху" -микроводов....)))
Вы своим примером показываете что если правильно подготовится то можно пойти и дойти куда хош...
  • 0

#10 Truffaldino

Truffaldino

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 386 сообщений
  • Из:Петербург
  • Судно: Минитонник
  • Название: Truffaldino

Отправлено 17 августа 2012 - 13:03

Сильно завидую, ;)
  • 0

#11 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 17 августа 2012 - 16:47

Сильно завидую, ;)


Да ладно! Вы же из Питера, вам и карты в руки - рядом столько водоемов?! ;)
---------------------------------------------
17.07 Второй ходовой день.

Пересечение пр. Восточный Кваркен. Смена флагов. Прибытие в Ратан.

Позволив встречному ветру немного поутихнуть и зайти на W (мы сами были на пешеходной экскурсии), вышли из гавани Вальсёарны. Прогноз обещал улучшение погоды, иначе мы бы сто раз еще подумали. Пересечение пролива произошло приемущественно на моторах, днем, по уже вполне пологой встречной волне. Поменяли флаги. Дойдя до точки 017 (она и внутри природного заповедника и ныне отмененной бывшей военной зоны) резко поменяли курс и вошли в пролив Западный Кваркен, по которому нам нужно было идти до конца дня. И хотя на шведской части арх. Кваркен были предусмотрены две точки (убежище SW029-2N и марина SW029-1), решили не останавливаться на обед и с благоприятным свежим ветром теперь уже в бакштаг и галфинд левого галса пошли вдоль шведского побережъя на север, а не в Умео.
Тем же, кто хочет узнать тяжелые подробности пересечения пролива отрядом Барклая-де-Толли в 1809 г, советую посмотреть «Главу XVIII» из «Описание Финляндской войны на сухом пути и на море в 1808 и 1809 годах».
В этот день паруса потрудились очень хорошо, вплоть до вечера, когда ветер стал скисать (на вечерней, т.е. правой, барической картине видно, что депрессии почти самоликвидировались, а та новая, трьетья, что шла со стороны Северного моря, еще слишком далеко – как минимум даже следующий день обещал хорошую погоду).
После полудня была осуществлена моя первая «дозаправка» на маршруте методом «бортом к борту» (не путать с авиационными способами!). Это когда на «Пикселе» готовят полноценный суп и его часть передают мне в кастрюле прямо на ходу, подходя с чуть большей скоростью с кормы слева. Моя идет на автопилоте, а я стою в позе просителя, упершись коленками в кормовой релинг с вытянутыми руками.
Прибыли в Ратан поздно, примерно в 21.00 уже и не помню по какому времени. Мой мобильник, войдя в сговор с финской СИМ-картой и шведским оператором, подкинул мне подлянку, самопроизвольно переведя время на шведское (еще на час меньше финского). Преступление своевременно обнаружил, но финская СИМ-карта еще и отказалась работать со шведскими операторами. Ну-ну… посмотрим что дальше будет….

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 01.jpg
  • 02.JPG
  • 03.JPG
  • 04.JPG
  • 05.JPG
  • 06.jpg
  • 07.JPG
  • 08.JPG
  • 09.JPG

  • 2

#12 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 17 августа 2012 - 16:57

17 и 18.07

Ратан. Подробности

Непосредственно перед швартовкой, воздушно-капельным путем выяснили у человека на отдельном маленьком пирсе, где именно находится гостевой. Он сообщил и еще произнес какие-то слова о том, что «здесь есть русскоговорящие люди». Ну есть и есть…. Вечер, мы устали, пора было ужинать и отбиваться. Швартуемся, окружающие нам помогают (это принято!). И тут (о чудо), с пирса донеслось по-русски, но с акцентом: «Добро пожаловать! Вам помочь?». Усталось как ветром сдуло. Автором реплики оказался молодой человек с совершенно не шведским именем Дэвид, у которого жена родом из Татарстана. Мы тут же задали ему три конкретных вопроса, не знает ли он случайно:

1. Какие и где здесь удобства?
2. Кому здесь платить и сколько?
3. Принимают ли здесь карточки?

Он улыбнулся, сказал, что сейчас все объяснит, вынул из сумочки считывающее устройство для банковских карт и сказал, что «100 крон с мачты, швартовка только бортом, нужно ли электричество, бензин, лошади, кафе и т.д.?». Мы сразу поняли, что это и есть знаменитое «все для людей». Дэвид оказался «смотрящим» за мариной (т.е. «харбор-мастером» по-русски), но без офиса. Он, в сезон, несколько раз в день посещает причал, собирает деньги с прибывших, отвечает на их вопросы. Далее общались на русском и английском, что оказалось очень удобно.
Удобства оказались почти «по полной программе» (туалет, душ, сауна, стиральная машина, вода, топливо, кают-компания, информация и прочее; нет магазина, в кафе продадут только что-то простое и с наценкой), но расположенные в очень опрятных «бюджетных» посторойках. Мы остались довольны, на утро запланировали экскурсию на сам остров, поужинали, отбились.
Само место (Ратан), т.е., в совокупности: поселок на материке, остров и сам пролив – это историческое и природное наследие. Множество артефактов, богатая история, связанная с рыболовством, охотой на морского зверя, товарообменом, навигацией, гидрологией, таможней. Есть небольшая брошюрка на шведском, сканы которой я выкладываю в архивном файле. Читать не обязательно, достаточно посмотреть на карту внутри с расшифровкой. Только одно пояснение: подъем суши в данном регионе идет со скоростью 9 мм/год, поэтому помимо традиционных местных лабиринтов и маяков, везде на побережъе есть отметки уровня моря за прошедшие годы, а конкретно в Ратане – даже свой футшток и павильон мареографа.
Утром, прокатившись на велосипеде по километру в обе стороны от поселка и ничего не обнаружив (лес), спросил Дэвида, можем ли мы не арендовать гребную лодку, а на своей подойти к острову и пришвартоваться к крохотному причалу. Он ответил, что да, т.к. наши суда такие маленькие, что причал там должен выдержать. Так и сделали, проведя на острове около часа на его «тропе познания» (снова велоколепно информационно обставленной!).

На фото:

- гостевой знак и павильон мареографа
- кают-компания с инфраструктурой ("караульное помещение" - караулит яхтсменов)
- карта архипелага Кваркен по обе стороны Ботнии
- информация об одном из "активистов" Ратана
- ТОПО карта для Гармин, нужна для вылазок на берег
- вид стоянки с вершины острова
- все остальное на тропе

Прикрепленные изображения

  • 10.JPG
  • 11.JPG
  • 12.JPG
  • 13.JPG
  • 14.jpg
  • 15.JPG
  • 16.JPG
  • 17.JPG
  • 18.JPG
  • 19.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 17 августа 2012 - 16:57

  • 1

#13 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 17 августа 2012 - 17:00

17 и 18.07

Ратан. Окончание.

Уже потом, выходя из пролива на север, посмотрели внимательно на защищенную бухту в северной части пролива, которая не попадает в природный заповедник острова и в которой можно швартоваться к берегу (точка SW029-1N; там даже стояла пара катеров у берега). Это был запасной вариант на случай «марина битком».

Резюме: отличная платная стоянка, все очень доброжелательны, удобства - вполне, место спокойное. И Ратан лежит точно между двумя архипелагами: Кваркен на юге, острова Шведской Лапландии на севере.

Прикрепленные изображения

  • 20.JPG
  • 22.JPG
  • 23.JPG

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  Ратан.zip   484,58К   142 Количество загрузок:

  • 2

#14 merrier

merrier

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 082 сообщений
  • Из:Tallinn
  • Судно: bavaria 38
  • Название: Seniora

Отправлено 17 августа 2012 - 19:09

Очень здорово! Красивые фотографии!
P.S. Хорошо бы до похода денег нашли на одну банку краски и времени пару вечеров-на "Пикселе" борта в порядок привести-а то как-то, скажем так ,неловко за вас :coffee:

Сообщение отредактировал merrier: 17 августа 2012 - 19:12

  • 2

#15 V.A.P.

V.A.P.

    Ironclad

  • Капитан
  • 9 159 сообщений
  • Из:Архангельск
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: "White"

Отправлено 17 августа 2012 - 19:55

На лодках и в правду, есть чего поделать... Но зато, в дальний поход сходили.., а я всё больше у стеночки... (((
  • 0

#16 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 18 августа 2012 - 06:10

Хорошо бы до похода денег нашли на одну банку краски и времени пару вечеров-на "Пикселе" борта в порядок привести-а то как-то, скажем так ,неловко за вас :coffee:


Очень хорошо, что обратили внимание. Причем я выбирал снимки, где это еще не особенно видно.
Вот и я Александру об этом каждый год говорю. Мне тоже неловко. Приходится изворачиваться, и всем говорить, что-то вроде "они ободрали корпус о льды, когда их затерло.. память...".
  • 0

#17 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 19 августа 2012 - 16:24

18.07. Третий ходовой день.

Переход в Бьюреклубб. Еще один русский след.

Переход Ратан – Бьюреклубб (Трек 003, конечная точка SW026) ничем особенным себя не проявил. Слабый ветер переменных направлений, шли больше на моторе, чем на парусах, нигде не останавливались. И хоть к вечеру ветер стих окончательно, анализ погоды показал, что на юг Балтики пришла новая небольшая зона низкого давления, со всеми «вытекающими» и «выдувающими» последствиями. Если «без экскурсионки», то надо было чуть поднапрячься и двигать в г. Бюрео или г. Скелефтию (Шкелефтию), где можно с большей пользой провести время во время плохой погоды, но увы, поленились, тем более, что следующий день по нашему графику (сообщение #5, присоединенная таблица) был первым резервным.

Бьюреклубб представляет собой крохотное убежище (бывшую гавань лоцманских катеров) на северной оконечности огромной рекреационной, природной и исторической зоны. Стоянка в гавани, туалет, душ, сауна, место для гриля – бесплатно и ее содержит близлежащий местный муниципалитет (информация от соседей на огромной яхте без мачты; они сами предложили пришвартоваться к ним, а не бросать якорь внутрь гавани). Теоретически, можно остановиться и не только для ночевки и сходить по всей исторической области пешком или на велосипеде на юг, но время тоже терять не хотелось, особенно в начале отпуска. Ограничились экскурсией на маяк, до которого ведет сначала дорога, а затем, от кафе, длинная деревянная галерея, снова великолепно обставленная и снабженная даже раздаточным материалом.

Наверху, рядом с маяком (видимость 18 ММ), находится очень удобная наблюдательная площадка (50 м от уровня моря). Сам мыс прикрывает огромный залив, где раньше отстаивались суда в ожидании хорошей погоды.
Помимо информации о природе, истории, маяке, внимание привлекла табличка с описанием эпизода времен первой мировой войны (сфоткал, приехал домой, текст таблички распознал и перевел). Суть в том, что немцы, как и во вторую мировую, пытались вывезти из северной части нейтральной Швеции железную руду, русский флот этому препятствовал, ну а Швеция тем более от этого была не в восторге. Речь, в частности, идет о потопление русской ПЛ «Вепрь» (типа «Барс») германского рудовоза «Сирия». Смотреть здесь в строке «1916 г. 2-5 июля».

Фото/сканы:

- традиционно: трек подхода и ухода; часть маршрута.
- информация из раздаточного материала в гавани(А4, двухсторонний, английский)
- обложка бесплатной брошюры "Острова Шведской Лапландии" (150 х 105 х 7 мм; взяли потом, в Бюрео, но самая южная точка в ней - именно Бьюреклубб)
- скан страницы брошюры о данном месте на английском
- вид на гавань с берега
- вид на гавань с северного мола (крупный домик - сауна и душ; дрова и туалет выше по склону)
- часть пешеходной галереи на маяк
- Елена и Ксения на наблюдательной площадке
- маяк (часть строений - мини-гостиница, бронируется заранее!)
- оптический элемент маяка
- характеристики маяка
- два непонятных мне прибора на мачтах (кто знает - поясните)
- эпизод на табличке, посвященный потоплению указанного в тексте судна.

Прикрепленные изображения

  • 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03.jpg
  • 04.jpg
  • 05.JPG
  • 06.JPG
  • 07.JPG
  • 08.JPG
  • 09.JPG
  • 10.JPG
  • 11.JPG
  • 12.JPG
  • 13.JPG
  • 14.JPG

  • 1

#18 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 088 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 19 августа 2012 - 22:51

Очень интересно.
Одно замечание: "суперполянка" на берегу Сайменского канала находится в зоне, арендованной финнами теперь уже у России для обслуживания упомянутого канала.
  • 0

#19 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 20 августа 2012 - 09:28

Очень интересно.
Одно замечание: "суперполянка" на берегу Сайменского канала находится в зоне, арендованной финнами теперь уже у России для обслуживания упомянутого канала.


Ну так и что? Я тоже боялся, что там колючая проволока и "ни ногой". Ан нет, тем более:
1. мы там 2 (два) раза ночевали, ходили на берег, мыли (страшно сказать!) посуду в "арендной" воде. :o
2. местные садоводы вечерами прогуливаются по его берегу и сидят на камнях, любуясь, в т.ч. проходящими судами и огоньками(навигационная обстановка)и удивлены, почему мы так осторожны.
3. рыболовы ловят рыбу (с берега - точно!)
  • 0

#20 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 20 августа 2012 - 16:59

19.07

Короткий переход в Бюрео. Магазин. Отдых.

По графику, это был первый резервный день. Утро четверга выдалось очень ветренным. С этого дня ветер хоть и не постоянно, но почти каждый день (эпизодически) становился для нас сильным аж до конца отпуска. Мы заперты в Бьюреклубб (ветер и волна с моря), но день у нас резервный, а в 20 км два крупных города. Обидно. Решили пробиваться.
Переход до Бюрео занял примерно 4 часа (трек 004), из которых три первых сражались со встречной волной (но не выше 1.5 м) и ветром. Фотографировать было практически невозможно, пока не зашли за острова. На них же стали появляться и ветряки, которые с этого дня стали видеть постоянно.
Марина в Бюрео (SW025), это сочетание домашней и гостевой стоянки. Причем гостевая создана не так давно. Туалет, душ, сауна, стиральная машина, гриль, слив биотуалетов, небольшое «караульное» помещение с раздаточным материалом (здесь и взяли «Острова Шведской Лапландии»). Из гостей мы были одни.
Мы сходили в центр города, где обнаружили стандартный набор совеременных сооружений: церковь, школа, заправка, супермаркет, клуб, парк. До центра из марины примерно 1,5 км и мы вчетвером притащили «тактический» запас продуктов. В городе отмечено безлюдие на улицах (только праздно шатающиеся смуглолицые и темнокожие), несколько велосипедистов и людей в электрических инвалидных колясках. С частным сектором все понятно: идеальный порядок, лужайки, отсутствие заборов. Очень много плавсредств стоит у домов на трейлерах, понятное дело – стоянка и слип рядом. Оригинально решен вопрос с «доступной средой» на пересечениях тротуаров и улиц – см. фото.
После обеда подошел «капитан порта», зовут его Генри (опять «поддельное» имя…). Посмотрев на наши размеры, сказал что «100 крон за оба судна» (в два раза меньше прайса, опять мы маленькие…). Взял, правда евро, по стандартному «береговому» курсу 1:10. Сказал, что «синие велосипеды (на самом деле: велосипеды, измазанные синей краской) бесплатные».
Оставшуюся половину дня отдыхали, готовили мясо на гриле. А что? Заслужили! Прошли почти ¼ всего маршрута.

- первые три фото на переходе
- два скриншота Гарминовских карт района Бюрео
- марина; на переднем плане ручной подъемный кран для постановки мачт, он же - тарзанка. Вот они, двойные технологии!
- участник экспедиции с добычей из супермаркета
- участница экспедции на улице
- участник экспедиции с основной добычей
- частный сектор
- фигурки на участках
- пересечение проезжей части и тротуаров: "лежачий полицейский" является еще и выравнивающим элементом для тротуаров (из серии "доступная среда")
- вечерний гриль
- экипаж местного плавсредства

Прикрепленные изображения

  • 01.JPG
  • 02.JPG
  • 03.JPG
  • 04.jpg
  • 05.jpg
  • 06.jpg
  • 07.JPG
  • 08.jpg
  • 09.JPG
  • 10.JPG
  • 11.JPG
  • 12.JPG
  • 13.JPG
  • 14.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 20 августа 2012 - 17:01

  • 2

#21 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 22 августа 2012 - 17:31

20.07

Пятый ходовой день (начало).

Трек 005. По исправленному плану, к концу дня должен был воостановиться график и наше движение.
Из Бюрео (там из людей просто никого не было!) утром зашли в Скеллефтиахамн (SW024) с целью опроса местных судоводителей. Эта стоянка гораздо более шикарная, находится ближе к крупному городу, там и кран для судов есть и детская площадка и коттеджи в аренду.
Познакомились с харбор-мастером, он в это время «газонил» травку. Зовут его Ларс (ну наконец-то, нормальное скандинавское имя). Попросили разрешения встать ненадолго и оценить обстановку. Его фраза «Two hours – no money!», прозвучала очень кстати. Спросили относительно запретной зоны к северу от Скеллефтии. Суть ответа: «Понятия не имею, может и есть, но мы там ходим постоянно». Взяли всякий раздаточный материал, побродили по берегу, пофотографировали и отвалили. Дальше путь лежал мимо промзоны с обогатительной фабрикой (руда, видимо), мимо шхерной зоны к острову Рённскар (Пите-Рённскар), где должна была быть плановая ночевка. Как потом станет понятно, мы очень рисковали, т.к. была пятница, отличная погода и все «прогрессивное» местное население к вечеру выдвигается на плавсредствах на островные стоянки.
По пути ничего особенного, видели только пролетевший вертолет спасательной службы, коттеджи на островах, всякие старинные и современные плавстредства.

На фото/скриншотах:
- WEFAX из Германии на 12.00 UTC и фото с NOAA 15 на 13.22 UTC. Три ближние к нам депрессии "ослабевающие", у нас чистое небо, но ветер нестабилен.
- район Скеллефтии из карт Norra Norland для Гармин
- гостевой причал в Скеллефтиахамн
- краны (для яхт и мачт) там же
- "караульное" помещение марины
- Ларс верхом на "Хускварне"
- две эпохи на одном снимке, типичная картина для Балтики
- местная "рублевка"
- вертолет шведских спасателей

Прикрепленные изображения

  • 01_noon_weather_20.07.12.jpg
  • 02.jpg
  • 03.JPG
  • 04.JPG
  • 05.JPG
  • 06.JPG
  • 07.JPG
  • 08.JPG
  • 09.JPG

  • 1

#22 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 22 августа 2012 - 17:43

Пятый ходовой день (окончание).

Рённскар (SW021_1) оказался классическим историческим местом с рыбацко-дачной деревушкой. Один пирс – для местных, другой – для гостей. Оплата минимальная, удобства тоже. Все на самоконтроле (деньги в конверик и в ящик). Набор артефактов – стандартный (маяк, церковь). Наши флаги на острове традиционно произвели некоторое замешательство. Местные вызвали даже старейшину, который долго вспоминал, видел ли он подобные флаги в гавани. Наконец он произнес: «Вы – первые русские яхтсмены здесь». Я, в шутку, попросил разрешения установить памятный камень у причала (дефицита камней, кстати, не было). Посмеялись. Вообще, обстановка простая и непринужденная.
К вечеру к гостевому пирсу набилась уйма катеров, нас даже вежливо попросили «уплотниться». Оказывается, на выходные у шведов планировалось некое историко-художественное мероприятие в этом месте и на него пришли даже финны, пересекшие Ботнику ради этого случая. С одной парой разговорились (они шли 16 часов из Оулу на тихоходном катере). И тут (ну мир точно тесен!), оказалось, что марина, котрую мужчина посоветовал на финском берегу по пути нашего возвращения, у меня уже «оцифрована» из Google Earth (скачал фото какого-то пользователя). Так вот эти пользователем оказался он. Когда он увидел свои снимки у меня на компьютере, он очень проникся и мы услышали фразу: «Я выложил уж почти сотню снимков в Google Earth и уже не надеялся, что они кому-то понадобятся. Я рад, что вы их заметили и скачали для информации!». Вот в классическом виде дипломатия простых людей. В противовес, к примеру, дипломатии "Шведского комсомольца".

На фото/сканах:
- шхерный район Скеллефтии из справочника "Острова Шведской Лапландии*"
- Рённскар из гарминовских топокарт
- информация по месту из справочника (*)
- вид гостевого пирся
- упрощенный офис стоянки с кассовым ящичком
- командный состав "Пикселя" за мытьем посуды
- л/с "Пикселя" на улице Рённскара
- стоянка сухопутных транспортных средств там же
- местные "малые формы"
- то же
- Рённскар на закате

Прикрепленные изображения

  • 10.jpg
  • 11.jpg
  • 12.jpg
  • 13.JPG
  • 14.JPG
  • 15.JPG
  • 16.jpg
  • 17.JPG
  • 18.JPG
  • 19.JPG
  • 20.jpg

  • 1

#23 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 27 августа 2012 - 17:34

21.07

Шестой ходовой день. Трек 006.

Утром, покинув Рённскар, посетители которого готовились к местому фестивалю, продолжили движение на северо-восток. Погода хорошая, но ветер от лабого до умеренного. Поскольку скорость под парусами падала ниже 8 км/час, приходилось идти в парусно-моторном режиме, поддерживая маршрутную скорость 8.5...9 км/час.
Первая остановка была для осмотра острова Стор-Раббен (SW020-1). Стандартный набор достопримечательностей: гавань, деревушка (коттеджи), лабиринты, навигационный знак. Встали у пляжика внутри бухты, примерно час потратили на осмотр.
Далее был длинный переход при постепенном усилении ветра и снова вошли вглубь шхерного района, где самое большое количество удобных гаваней и стоянок на единицу длины маршрута.

Фото/сканы:
-район Питео из брошюры "Острова Шведской Лапландии"
-страничка про Стор-Раббен
-скриншот нашего подхода к острову из BCA 10.0
-несколько фото о стоянке/прогулке по острову
-несколько фото о парусно-моторном режиме нашего движения

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03.JPG
  • 04.JPG
  • 05.JPG
  • 06.JPG
  • 07.JPG
  • 08.JPG
  • 09.JPG
  • 10.JPG
  • 11.JPG
  • 12.JPG

  • 0

#24 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 497 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 27 августа 2012 - 17:48

Шестой ходовой день (продолжение)

Неожиданно, при попытке спустить грот, на «Пикселе» фал слетает с верхнего шкива. Александр самооотверженно закручивает грот вокруг мачты и держит его, Елена на руле, я впереди «рулю» на ближайшую марину (Юнкён, SW016). Помимо собственно марины, на берегу обнаружились аэросани/аэроглиссер интересной конструкции с шарнирно-сочлененной рамой. Фотки выкладываю в другой теме. Там просим разрешения постоять у гостевого пирса, дабы «срубить» мачту и устранить неисправность. Нам в кафе отвечают, что «нет проблем и если мы захотим, то стоимость ночевки 10 Евро с мачты). Управились за час и, несмотря на усиление ветра, продолжили движение.
Поздно вечером подходим к Брандёскар и наблюдаем, как на навигаторе наш курсор движется чуть ли не по «зеленке» (BlueChart 10.0), хотя визуально мы идем точно посередине пролива. Но самое интересное, что именно в этом месте шведские ТОПО-карты показали большее соответствие с местностью.
Стоянка бесплатная. Плавсредств – битком. «Пиксель» находит место у пирса и вклинивается, ощетинившись кранцами. Я не рискую, встаю у пляжика метрах в 100 от пирса традиционным способом: кормой к берегу, носом на вход в бухту. На сегодня всё, ужинать и спать.

Фото/сканы:
- "Пиксель" на пути в Юнкён
- р-н Лулео из брошюры
- Юнкён из брошюры
- скриншот из BCA 10.0
- фото стоянки на о. Юнкён
- катер шведской береговой охраны
- Брандёскар из брошюры
- скриншоты из BCA и шведских ТОПО-карт (обратите внимание на смещение)
- фото стоянки и деревушки на о. Брандёскар (суббота вечер, воскресенье утро; стоянка битком)

Прикрепленные изображения

  • 13.JPG
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg
  • 17.JPG
  • 18.JPG
  • 19.JPG
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 23.JPG
  • 24.JPG
  • 25.JPG
  • 26.JPG
  • 27.JPG

  • 0

#25 dendiver

dendiver

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 342 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: RIB 650 Патруль
  • Название: Тапка

Отправлено 27 августа 2012 - 18:17

Порожает глубина проработки предварительной информации на стадии подготовки маршрута. Не раз вспоминал вас добрым словом при своем переходике по Белому морю.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей