Вращающаяся мачта
В последние годы на многокорпусниках стали чаще применять вращающиеся мачты. На первый взгляд вращающуюся мачту не стоит использовать на крейсерском судне, но при ближайшем рассмотрении взгляд на неё может измениться.
Теоретически мачта с натянутыми вантами и фалами всегда испытывает сжимающие нагрузки. Она не изгибается до определённого момента, подобно сжимаемому стержню. Но при увеличении нагрузки мачта начнёт выгибаться, рискуя сломаться. Свойство мачты сопротивляться продольному сжатию, не изгибаясь, носит название «устойчивостью». И первая задача в проектировании мачты – создать мачту, способную лучше других сопротивляться изгибу при продольном сжатии.
Наиболее простым способом подкрепления мачты является увеличение её диаметра или площади поперечного сечения. Но мачта является ещё и передней кромкой паруса, то есть аэродинамического крыла, перерабатывающего энергию ветра в поступательное движение судна. И увеличение диаметра мачты ухудшает работу этого крыла – на входящей кромке появляются больше вредных завихрений воздуха. Поэтому конструктор должен сделать выбор: или сделать мачту большего диаметра, или подкрепить тонкую мачту многочисленными краспицами и вантами.
Проектанты однокорпусных гоночных яхт и яхт крейсерско-гоночных обычно выбирают тонкую гибкую мачту с большим числом вант и штагов. Результат - сложная настройка и затруднённое обслуживание такелажа тонкой мачты, которая оказывается на грани разрушения, что иногда и происходит, поскольку экипаж поглощён работой, и он обычно не следит за изменением поведения мачты.
Почему же проектанты яхты используют эти, не лучшие по аэродинамике мачты? Мачта с большим поперечным сечением даст преимущество, если она имеет вытянутую, каплеобразную форму и может вращаться так, чтобы уменьшать вихреобразование на передней кромке паруса. Парус и мачта в таком случае образуют единый хорошо обтекаемый профиль. Правила большинства классов традиционных однокорпусных яхт запрещают применение вращающихся каплеобразных мачт.
Проектанты многокорпусников свободны в выборе конструкций мачты. Жёстко установленная мачта конструктивно проще и надёжно работает, но вращающаяся мачта и на крейсерских, и на гоночных многокорпусниках благополучно разрешает ряд возникающих проблем.