Перейти к содержимому

Фотография

Защита электроники при попадании молнии


Сообщений в теме: 124

#51 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 11 апреля 2013 - 23:21

а чего такого спросил???...ну, если разобраться. Изолированная мачта и заземлённая(т.е. заводнённая). Заземляем мачту - получаем выравнивание потенциала с водой и поднимаем этот потенциал, на фиг знает какую высоту. Получаеца - ездит по воде некая шишка-молниеуловливатель, и то, в неё не всегда молния попадает. А если не заземлять?
  • 0

#52 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 12 апреля 2013 - 01:20

а чего такого спросил???...ну, если разобраться. Изолированная мачта и заземлённая(т.е. заводнённая). Заземляем мачту - получаем выравнивание потенциала с водой и поднимаем этот потенциал, на фиг знает какую высоту. Получаеца - ездит по воде некая шишка-молниеуловливатель, и то, в неё не всегда молния попадает. А если не заземлять?


Если не заземлять то пробить может с мачты до воды через корпус (обычно в киль) и приведет к серьезным разрушением - например монолитный киль (отлитый не прекрученый) может просто развалится. Потом если не заземленная лодка - большой шанс самому получтить разряд (а это уже 47% откинуть коньки)

В общем из за сотню баксов на материалы и немного повозиться с развоткой оно того стоит. Тем более страховка будет анулирована если вас шарахнет молнией на неправельном пароходе.

Конечно самое опасное это молния в тропиках (они там часто) и в пресной воде на ВВП (в пресной воде молния более разрушительна и за большей проводимости воды)

Но лучше перебздеть, чем потом желеть. Но это моя точка зрения - кажды риски сам оценивает.
  • 0

#53 miami

miami

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 626 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: St.Pierre Dory

Отправлено 12 апреля 2013 - 08:29

а чего такого спросил???...ну, если разобраться. Изолированная мачта и заземлённая(т.е. заводнённая). Заземляем мачту - получаем выравнивание потенциала с водой и поднимаем этот потенциал, на фиг знает какую высоту. Получаеца - ездит по воде некая шишка-молниеуловливатель, и то, в неё не всегда молния попадает. А если не заземлять?

Если не заземлять то проводником между мачтой и водой может стать человек :coffee:
  • 0

#54 miami

miami

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 626 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: St.Pierre Dory

Отправлено 12 апреля 2013 - 08:33

в пресной воде молния более разрушительна и за большей проводимости воды

Че сказал то :blink: ? С каких это пор пресная вода обладает большей проводимостью?
  • 0

#55 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 763 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 12 апреля 2013 - 10:40

Че сказал то :blink: ? С каких это пор пресная вода обладает большей проводимостью?

Оговорка, я думаю.
Не проводимость , а сопротивление.
  • 0

#56 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 13 апреля 2013 - 02:15

По радио грозовые разряды слышны задолго - это может быть сигналом к эвакуации аппаратуры. Про мачты тоже где то читал интересное - в районе Останкино молнии чаще всего бьют не в вершину мачты, а в прилегающую территорию. Там даже служебные подходы закрыты клетчатыми корридорами, как для тигров в цирке. Что физически определяет точку удара и маршрут шнура вовсе не столь понятно и очевидно, как кажется.

В подобной теме на форуме я приводил ссылку на статью, в которой высказывалась и даже приводились некоторые доказательства, теории об том, что разряд молнии вызывают космические частицы.
Основной постулат был - недостаточность электростатического заряда для пробоя воздуха.
Ну а реально... принятое значение пробития воздуха 1000 вольт на миллиметр.
Ок берем запас на влажность и проч проч.
Пусть даже 300 вольт, для пробития всего лишь километра нужно 300 миллионов вольт.
Таких потенциалов в облаках нет.
Отсюда и появилось у людей предположение, что есть некая внешняя причина образования разряда.
Выглядят их постулаты вполне разумно и обьясняют многие непонятные, в поведении молнии, вещи.
  • 0

#57 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 13 апреля 2013 - 03:15

В подобной теме на форуме я приводил ссылку на статью, в которой высказывалась и даже приводились некоторые доказательства, теории об том, что разряд молнии вызывают космические частицы.
Основной постулат был - недостаточность электростатического заряда для пробоя воздуха.
Ну а реально... принятое значение пробития воздуха 1000 вольт на миллиметр.
Ок берем запас на влажность и проч проч.
Пусть даже 300 вольт, для пробития всего лишь километра нужно 300 миллионов вольт.
Таких потенциалов в облаках нет.
Отсюда и появилось у людей предположение, что есть некая внешняя причина образования разряда.
Выглядят их постулаты вполне разумно и обьясняют многие непонятные, в поведении молнии, вещи.

В сухую жаркую погоду, моя машина имеет свойство 3,14здить пытать меня электрическим током. Я зазор специально замерял, 3 сантиметра и искра такая, что прикуривать можно....оказываеца, всё дело в космосе :blink:
  • 0

#58 kaa39518

kaa39518

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
  • Из:______________
  • Судно: _____________

Отправлено 13 апреля 2013 - 04:23

В сухую жаркую погоду, моя машина имеет свойство 3,14здить пытать меня электрическим током. Я зазор специально замерял, 3 сантиметра и искра такая, что прикуривать можно....оказываеца, всё дело в космосе :blink:

Всего 30 кВольт, вполне реальный потенциал, и без космоса можно обойтись.
  • 0

#59 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 13 апреля 2013 - 22:19

Ну, и вот. Зачем тогда вносить возмущения, в и так напряжённое электростатическое поле? Нужно заземлять через вентильный разрядник, а приборы прятать в клетку Фарадея. В ней поле отсутствует.

Сообщение отредактировал Citramon: 13 апреля 2013 - 23:07

  • 0

#60 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 14 апреля 2013 - 01:44

А всю каюту, исполнить в виде клетки Фарадея , только её занулить нужно. И чтобы шина заземления проходила с внешней стороны, обычной медной проволокой, 0,5 квадрата и ячейкой 10Х10 см, будет вам щастье. Больших токов там всё равно не будет...точнее не должно

Сообщение отредактировал Citramon: 14 апреля 2013 - 01:44

  • 0

#61 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 апреля 2013 - 02:56

To: Citramon
Всю яхту, клеткой Фарадея не накроешь.
Машину попробуйте заземлить - часто помогает, есть на авторынках специальные резиночки.
Но еще нередко причина в одежде и обуви с хорошей электроизоляцией.

И всё-таки конкретные схемные решения по защите лодочной электроники хотелось бы увидеть.
  • 0

#62 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 14 апреля 2013 - 03:38

To: Citramon
Всю яхту, клеткой Фарадея не накроешь.
Машину попробуйте заземлить - часто помогает, есть на авторынках специальные резиночки.
Но еще нередко причина в одежде и обуви с хорошей электроизоляцией.

И всё-таки конкретные схемные решения по защите лодочной электроники хотелось бы увидеть.

...с машиной разобрался. Всю яхту накрывать нет необходимости, достаточно каюты, наберите в Гугле - клетка фарадея. Увидите не только опыты, но их ещё и продают, а раз продают значит покупают. Вполне себе востребованная вещь. Схема - два проводника, один от мачты к бульбе, второй - объёмный и тоже прикручен к бульбе. Главное - что бы первый не заходил внутрь второго. Могут даже соприкасаться, ничего страшного, ток потечёт по наименьшему сопротивлению, т.е. в бульб
  • 0

#63 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 апреля 2013 - 04:15

...с машиной разобрался. Всю яхту накрывать нет необходимости, достаточно каюты

Коллега! Тема об защите электроники/яхтоники на яхте, причём тут каюта ?
Нактоуз с приборами вкупе с мачтой на которой антенны, огни, ветроуказатель тоже накроете ?
Как работает клетка Фарадея уже и тут обсуждали неоднократно и в целом известно, что да она спасает электронику которая в ней лежит. Неподключенную никуда электронику.
А задача иная.
Защитить рабочую стационарную яхтонику от импульса при ударе молнии, пусть даже не в саму мачту лодки, а где то рядом в воду.
Ну или хотя-бы повысить ей шансы на выживаемось.
  • 0

#64 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 14 апреля 2013 - 05:52

Коллега! Тема об защите электроники/яхтоники на яхте, причём тут каюта ?
Нактоуз с приборами вкупе с мачтой на которой антенны, огни, ветроуказатель тоже накроете ?
Как работает клетка Фарадея уже и тут обсуждали неоднократно и в целом известно, что да она спасает электронику которая в ней лежит. Неподключенную никуда электронику.
А задача иная.
Защитить рабочую стационарную яхтонику от импульса при ударе молнии, пусть даже не в саму мачту лодки, а где то рядом в воду.
Ну или хотя-бы повысить ей шансы на выживаемось.

А у Ломоносова М.В., был коллега Георг Рихман, так вот, он пытался работающий прибор к молнии подключить. Чем это для него закончилось, здесь каждый знает. Если молния прямо в лодку зарядит, впору о спасении души думать, а не о работающей электронике. Так что избежать прямого попадания молнии, наверное интересней чем с ней "пойманой" бороться. И мне кажется, что с незанулёной напрямую мачтой шансов немножко больше. А вот если уже попало, тут надо что-то выдумывать. К примеру, на подстанциях устанавливаются РАЗРЯДНИКИ, иногда помогает.
  • 0

#65 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 763 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 14 апреля 2013 - 13:10

РАЗРЯДНИКИ, иногда помогает.

В качестве первой ступени , перед супрессором, я бы поставил миниатюрный керамический разрядник.
Например, на 75 Вольт, фирмы EPCOS.
http://www.epcos.com...ec75x_x0180.pdf
  • 0

#66 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 апреля 2013 - 15:07

В качестве первой ступени , перед супрессором, я бы поставил миниатюрный керамический разрядник. Например, на 75 Вольт, фирмы EPCOS.
http://www.epcos.com...ec75x_x0180.pdf

Эээээ..... А я о чём писал ?
http://forum.katera....ost__p__1341172
http://forum.katera....ost__p__1344645
Других идей пока что нет, а хотелось бы.

Насколько я прочел в инете:
Для защиты от прямого удара, ставится аж три ступени.
Так и называются Type1 Type2 Type3
Первая держит сам удар, после неё напряжение импульса примерно 5-7 киловольт и мощность уже на порядки снижена, относительно самой энергетики удара.
Вторая снижает эти 5-7кВ до 1000-1600 вольт.
И третья уже защищает саму электронику.
То есть не дает нарасти импульсу выше напряжения пробоя входных/выходных каскадов и по питанию.

Непросто мдасс....

Но надо считать возможно оно того и стОит.
Просто прикинуть на какую сумму "тянут" хотя бы инструменты и автопилот
Получается как то неслабо так.
  • 0

#67 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 14 апреля 2013 - 15:48

...

Насколько я прочел в инете:
Для защиты от прямого удара, ставится аж три ступени.
Так и называются Type1 Type2 Type3
Первая держит сам удар, после неё напряжение импульса примерно 5-7 киловольт и мощность уже на порядки снижена, относительно самой энергетики удара.
Вторая снижает эти 5-7кВ до 1000-1600 вольт.
И третья уже защищает саму электронику.
То есть не дает нарасти импульсу выше напряжения пробоя входных/выходных каскадов и по питанию.
...

Вопрос. Где рассеивется энергия "прямого удара" и как это выглядит?
  • 0

#68 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 763 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 14 апреля 2013 - 17:23

Вопрос. Где рассеивется энергия "прямого удара" и как это выглядит?

Дык в резистивых элементах и в самих разрядниках (в предельном режиме (котрый не должен возникать из-за резисторов) при 5 кА, и скорости нарастания напряжения 1 кА/мкс, напряжение на разряднике увеличивается на порядок относительно напряжения пробоя) и супрессорах . Ступени необходимо разделять резистивными элементами (когда строил такие многоступенчатые защитные цепи, ставил проволочные, у них еще и индуктивность есть, но здесь она будет мешать в цепи передачи информации).

Сообщение отредактировал Aleksk: 14 апреля 2013 - 17:25

  • 0

#69 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 14 апреля 2013 - 18:29

Дык в резистивых элементах и в самих разрядниках .....

А не испарится? Выдержит?
  • 0

#70 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 14 апреля 2013 - 18:48

При 5кА, вся эта защита, покраснеет и испарится. Наверное имелись в виду Вольты. Начал писать, но для справки в векипедь заглянул, с коллегой мыслью сошлись :rolleyes: . Напряжение может достигать миллионов вольт, ну какой каскад супресоров это выдержит??? И разрядник нифельный не поможет. Тут единой схемы не придумаешь, нужно каждый прибор отдельно рассматривать. Ну или группы, те которые с внешними антенами и без.

Сообщение отредактировал Citramon: 14 апреля 2013 - 19:05

  • 0

#71 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 апреля 2013 - 19:18

Вопрос. Где рассеивется энергия "прямого удара" и как это выглядит?

Основная энергия прямого удара уходит в заземление.
Никто не говорит что защита пропускает через себя всю энергетику молнии, хотя заземление тоже ведь часть защиты.
Но основная энергия должна уйти именно туда.
Вся остальная обвеска должна не пропустить остаточных импульсов в электронику.

когда строил такие многоступенчатые защитные цепи, .....

Схемку практическую можете скинуть ?
  • 0

#72 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 14 апреля 2013 - 19:50

Основная энергия прямого удара уходит в заземление.
...

Какое такое заземление. Вы чего все цепи перед ударом заземлите? И то, при таком крутом фронте сомнительно....
  • 0

#73 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 763 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 14 апреля 2013 - 19:55



Схемку практическую можете скинуть ?


Она для другого. Защита дифф.усилителя постоянного тока от перенапряжения на измерительном шунте (при коротком замыкании В/В источника питания 6 кВ). Но все равно три ступени использовал. Разрядник, супрессор, встречно-параллельно включенные диоды.

При 5кА, вся эта защита, покраснеет и испарится. Наверное имелись в виду Вольты.

Я паспорт не зря выше скинул. 5 кА разрядник держит (не долго). :D

А не испарится? Выдержит?

Пленочные сопротивления погорят с высокой вероятностью. Лучше объемные или проволочные.
  • 0

#74 submariner

submariner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 871 сообщений
  • Из:С-Петербург

Отправлено 14 апреля 2013 - 22:10

А нельзя, с вант(с каждой)ахтерштага, форштага, в воду, бросить заземление... При наличии бизани, получается, некий экран... :( временный, естественноо...

Сообщение отредактировал submariner: 14 апреля 2013 - 22:11

  • 0

#75 Citramon

Citramon

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 954 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: к-н "Простор"

Отправлено 14 апреля 2013 - 22:36

А нельзя, с вант(с каждой)ахтерштага, форштага, в воду, бросить заземление... При наличии бизани, получается, некий экран... :( временный, естественноо...

Даже без бизани...там ролик про сетку Фаралея, однонаправленный ток старается разбежаться по сторонам, может так получиться, что по мачте мало пойдёт, а по вантам штагам пойдёт много. А места соединений точечные, их шунтировать нужно, а они подвижные.

Сообщение отредактировал Citramon: 14 апреля 2013 - 22:46

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей