Меня интресует такой момент:
Вот у меня и возникает вопрос - как они, "тощие" (когда задумаешься - взять или нет лишний ящик пива???) поведут себя в условиях более-менее приличного волнения, вплоть до речной волны в 0,2-0,5м, которое на какой-нибудь более-менее крупной реке или водохранилище не в редкость???Скорее всего из-за болтанки они вынуждены будут сбросить скорость... - т.е. лодки с такими параметрами предназначены для тихой реки? или я ошибаюсь?
А для волнения надо рассчитывать на переходник с традиционными соотношениями параметров??? - мне кажется, что более тяжелая лодка легче переносит болтанку... а отсюда пляшут и высота борта, и т.д...
Кто как считает?
Нужен критерий "переносимости" волны. Что такое "легче" перенести болтанку? Понятно, что тяжелая глубокосидящая лодка будет медленнее наращивать плавучесть при прохождении волны, качка будет менее размашистой, а если остойчивость находится в разумных пределах -- то и менее жесткой. Но это не случай переходного парохода. Переходник сидит неглубоко (что косвенно следует из высокого L/V1/3).
Внимание, вопрос. Чем рискует переходник, влетев на мало-мальскую волну, соизмеримую длиной с корпусом?
Оголение днища и слеминг, конечно. Будет хлопать развитыми плоскостями, в том числе и транцевой кормой. Бояться ли их? Не стоит. Хлопки могут сотрясать корпус, но толщину обшивки (она будет страдать от ударов в первую очередь) можно выбрать достаточной для прочности.
Качка и крен. Мелкосидящая лодка может оголять днище при бортовой качке, что снижает ее остойчивость и увеличивает размахи качки. Дамы пугаются и возможны опасные крены с черпанием через планширь. Лечится правильным развалом борта и понижением ЦТ. Главное не переусердствовать -- избыток начальной остойчивости тоже неприятен при качке.
Брочинг. Дисбаланс объемов носа и кормы переходника на попутной волне могут вести к зарыскиваниям под склон и опасным кренам. Придется позаботиться о правильном заведомо кормовом положении ЦБС. Подвесник или колонка также предпочтительнее пера руля.
Зарывание носом в волну. Острые ВЛ в носу могут провоцировать зарывание. Важен правильный развал борта и достаточная его высота по обычным правилам ГОСТ 19105.
Кто заставляет ходить по волне быстро? Переходник тем и хорош, что благодаря безгорбовости позволяет поддерживать любую желательную скорость, наверняка превышающую скорость волны (при разумной ее высоте). Не будет ни ударов, ни "зависаний" на гребне, ни втыканий в следующий склон -- работаем ручкой газа.
При своем L/V1/3 = 5.3-5.5 я ходил по разной волне до 1,5-1,8 м высотой. Встречная проходится "на ура" благодаря острому носу на 12-15 км/ч, быстрее не пробовал. Удары бывают при более чем полуметре, жалею днище. На высокой попутной прежде "падал" под склон, после установки плавников всё исправилось. Бортовая и косая неприятны, валяет заметно, хотя и не опасно. Черпануть бортом не удавалось, ттт -- для этого нужен крен более 45° Относительно небольшого развала носа хватает, чтобы всплывать по планширь на относительно длинной волне открытой Балтики, на Ладоге случалось зарываться при превышении волной высоты носа. Дренаж якорного отсека в помощь.