Конструктор – Когда создаются новые проекты? Когда есть новые цели. Когда приходит клиент и начинает: «Я хочу…». Шкипер тоже перечислил свои желания и я понял: предстоит решить нетривиальную задачу.
Шкипер – РИБы по своей природе весьма специализированные суда: спасатель «Капели» легко отличим от фешенебельного «Ревенджера», а рыболовная рабочая лошадка от китайской лодки для поднимания волны возле пляжа. Увы, в продаже в основном они: безликие, непрактичные и зачастую немореходные.
Конструктор – Для перевозки туристов? Комфортную? Экономичную? Надежную? Беремся!
Шкипер – «Сима»? Видел эту модель ранее. Мореходность и вместительность. Создавалась для рыбаков, работающих в непростых условиях Дальнего Востока. Алюминиевый корпус с вертикальным форштевнем, вызвавшим столько споров при появлении лодки на рынке. Но комфортабельность…
К – «Сима»! Будет и комфортабельность. Уже строили модификацию для перевозки дайверов, сейчас это самая востребованная дайверская лодка на юге Приморья. Мореходность корпуса позволяет ходить без ударов по двухметровой волне, а палуба рекордная по ширине у РИБов данного размера.
Ш – Сиденья в виде скамейки вдоль борта? Для дайверов нормально, но абсолютно недостаточно для сухопутного пассажира, привыкшего к комфортным креслам в автомобиле, самолете…
К – Без проблем, будут комфортные кресла, но это будет дороже.
Ш – (Эту фразу я слышал в процессе проектирования и постройки гораздо чаще, чем хотелось бы… но когда хочешь получить лодку своей мечты…)
К – Отдельный вопрос- количество пассажиров и размеры лодки. Первоначально мы предлагали шкиперу и наш новый двенадцатиметровый проект РИБа и девятиметровый катамаран, но шкипер нас огорошил.
Ш – Проблема «тринадцатого пассажира». Дело не в несчастливом числе. Просто государство разрешает мне отвечать только за двенадцать душ на борту. В случае увеличения количества пассажиров, количество бумаг и разрешений, которые требуются для ведения нормального бизнеса, зашкаливает за все мыслимые пределы. Так что семиметровая «Сима» и десять пассажирских мест. Хотелось бы двенадцать, но в этом случае на лодке было бы тесновато.
К – Двигатель стационар. Экономичнее и долговечнее.
Ш – До сих пор ходил под подвесником и не жаловался. Теперь для ремонта придется таскать всю лодку.
К – Сомнительный аргумент любителей подвесных моторов. Особенно для РИБа, базирующегося на воде в течение всего сезона. Можно подумать снять и перевести мотор 90 лс проще, чем загнать лодку на прицеп.
Ш – Дизель?
К – Бензин. Никаких особых преимуществ при эксплуатации РИБа дизель не дает, а стоимость двигателя и его обслуживания увеличивается.
Ш – На стационарный Меркрузер 130 лс согласился не без колебаний. Но вскоре нашел еще одно преимущество стационара – низкий центр тяжести дает дополнительную начальную остойчивость при узком киле лодки. Не придется слушать взвизгивание пассажирок, ступивших на качающийся баллон.
К – Никаких принципиальных изменений в конструкцию корпуса «Симы» не вносилось. Только алюминий обшивки стал 4 мм вместо 3 мм на предыдущих лодках. Учитывая привычку Шкипера тыкаться в берег в любом месте, где захотят пассажиры- пусть будет. Основные изменения сделаны на палубе: консоль, сиденья, тент.
Ш – Почему носовая консоль? Потому, что консоль посредине лодки делит рабочее пространство на два отсека различной ценности. Разное обдувание воздуха, забрызгивание, обзор. На это чутко реагируют клиенты. Иногда уходишь в рейс с пустыми местами, потому что пассажиры не хотят сидеть слишком на носу или, наоборот, на корме. Ну а кормовая консоль… Вам приходилось швартоваться носом на лодке полной пассажиров при отсутствии швартовной команды? Двадцать раз за день? Лучше уж я буду сидеть впереди. Конструктор думал недолго- проект носовой консоли на «Симу» уже существовал и однажды был воплощен в металле. Но мне хотелось большего. И началось творчество.
К – Впереди, так впереди. Имевшийся проект консоли сдвинули в нос, потом расширили. чтобы создать ветровую тень для пассажиров, потом еще расширили, опять для удобства пассажиров. (О пассажирах, их безопасности и комфорте я слышал гораздо чаще, чем хотелось бы … но когда строишь лодку своей мечты…)
Ш – Точно. Безопасность и комфорт. Мягкие накладки на полках появились после того, как конструктор приложился лбом об алюминий. Собственной головой рисковал ради комфорта пассажиров. В вопросах эргономики и дизайна споров было особенно много. Хотелось отстоять свое виденье.
К – Отстоять! Стоило мне отлучиться с верфи, как шкипер подговорил сварщика присобачить к панели уродливую ручку… держаться ему не за что!
Ш – А сам, когда с капитанского кресла вставал, всегда за эту ручку брался! Так что пусть будет.
К – Потом были мачта и тент. Та еще проблема. Все варианты, ставившиеся на предыдущие модели, шкипер отверг сразу. Ставить кормовую арку на стационарном двигателе он посчитал абсурдным, низкая и аккуратная конструкция, установленная на последней модели, его также не заинтересовала.
Ш – Мачта и тент на РИБе это особая головная боль. Желание поставить что-то легкое и съемное порождает огромное количество разнообразных уродцев. Последнее «достижение», которое видел в Интернете, принадлежит… не буду давать антирекламу. У солидной фирмы получилась овощная палатка верхом на лодке. Может быть это даже удобно, но эстетика в кораблестроении вещь не последняя. Короче, после долгих размышлений было принято решение о стационарной крыше и мачте в виде одной из опор.
К – Идей было много. Сверхзадача – построить лодку, которая будет работать долго и успешно, которую мы поставили перед собой в самом начале работ, не позволяла упрощать проект плоской крышкой. Конструкция должна быть прочной и стильной. Помогла жалоба шкипера на недостаток мест для хранения жилетов. Полки по бортам превратились в силовую конструкцию, держащую крышу из тонированного поликарбоната. В результате стационарная силовая конструкция получилась воздушной и… красивой. Нашлось место и гармоничной мачте со стойкой для антенн и прожекторов.
Ш – А ведь действительно красиво. Плавный ход на волне до метра (больше в день испытаний не нашли). Прыжки через кильватер встречных катеров- на отлично. Были некоторые сомнения, на носу некоторых лодок прыгать… неуютно. Сима входит в воду без мощного удара баллонами об воду, свойственного некоторым менее мореходным конструкциям.
К - В планах на зиму закрыть салон с бортов все тем же поликарбонатом. На испытаниях выяснилось, что широкая консоль накрывает ветровой тенью весь салон. Но с бортов на больших скоростях задувает… будем исправлять. А также планы на универсальный вариант все той же Симы. Но это уже тема другого рассказа.
https://www.youtube...._id=wUaFZGG56Jg