Перейти к содержимому

Фотография

Ветрогенератор своими руками.


Сообщений в теме: 295

#1 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 января 2014 - 19:24

Предпосылки к созданию.

 

Сначала думал выложить всю теорию, обсудить графики, номограммы, методики…

Потом понял, что сейчас это не очень интересно. Самостоятельно будут делать единицы, поэтому все свои теоретические «наработки» или выложу в конце или просто отвечу на вопросы, если они появятся. В любом случае, 90% нужной теории выложено на сайте Розина М.Н. http://www.rosinmn.ru, а куча конструкций и еще больше теории есть на «альтернативном» сайте http://windpower-russia.ru/index.php  (там и ветряк И.Лукомского: http://windpower-rus...hread.php?t=269)  или в Интернете. У Ильи, кстати, в ТТЗ «рабочий» ветер от 7 м/с, а в моем - от 4 м/с. Вроде пустяк, но возведите в куб и почувствуйте разницу.

 

Начну с того, что реальным кандидатом на генератор ветряка сначала был то, что у меня «трудится» на гидрогенераторе. Его история и окончательные характеристики выложены здесь, в теме «Гидрогенератор своими руками» на последней странице в сообщении #95 , а конструктив, опять же, здесь:http://http://windpo...hread.php?t=473

 

В принципе, у старого неплохой КПД и были все шансы, но…..

1. его узел вращения ротора был собран из того, что тогда было под руками, т.е. не слишком прочный, поэтому пришлось бы добавлять еще подшипники пропеллера, все это соединять… геморрой…

2. там целая методика юстировки зазора между ротором и статором, хотелось что-то по-проще.

3. его корпус – легкая ажурная конструкция.

4. сделан на основе статора от генератора ВАЗ, т.е. 36 полюсов, пластины в 1 мм толщины, не слишком большой диаметр,

5. Самое главное: в погоне за повышением КПД, я сделал зазор (между ротором и статором) равным толщине магнитов.

 

Вообщем, прошлой зимой решил делать новый генератор, но старый всегда был под рукой, т.к. принципиальные решения по будущим характеристикам нового я принимал, учитывая характеристиками старого.

----------------------------------------

 

Статор.

 

Еще прошлым летом мне в руки попался сгоревший статор от какой-то иномарки (подарили в специализированном «перемоточном» сервисе). Его отличительные особенности:

- Диаметр больше, чем у ВАЗовского.

- 48 полюсов (можно сделать тихоходнее; магнитов больше, залипание меньше)

- Толщина пластин 0,5 мм (про токи Фуко, опять же…; а может и металл в нем с меньшими потерями на перемагничивание?)

 

Выкинул обмотки, зачистил. Внутренний диаметр 111 мм, высота 35,5 мм, масса 1083 г.

По техзаданию (оно есть, но потом) получалось, что мне достаточно высоты этого статора под стандартные неодимовые магниты длиной 10 мм (прежде чем пилить, настоятельно рекомендую узнать про доступные магниты!). Размечаю, беру отрезную (русс.: «болгарку»), аккуратно подрезаю шпильки-заклепки. Получаю два куска, мой – маленький. Снимаю лишние пластины (они идут спиралью) до высоты 10,5 мм. Получаем, что масса статора будет 1083 х 10,5/35,5 = 320 г. Большой кусок остается в резерве.

 

Фото:

 

- голый статор от иномарки

- два фото сравнение геометрии "нового" и "старого" статоров

- остальные: распил и отсечение лишнего

Прикрепленные изображения

  • 01_IMG_0937-1.jpg
  • 02_IMG_0921.jpg
  • 03_IMG_0922.jpg
  • 03_IMG_0939.jpg
  • 04_IMG_0940.jpg
  • 05_IMG_0941.jpg
  • 06_IMG_0944.jpg
  • 07_IMG_0945.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 07 января 2014 - 19:25

  • 12

#2 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 января 2014 - 07:50

Магниты и ротор.

Принятие важных решений.

 

Геометрия ротора однозначно «завязана» на толщину магнитов. Пока их в руках нет, ротор лучше не точить. Купил для нового генератора такие: http://www.magnitos....p?productID=360 (хотя можно было и 10 х 5 х 2; 10 х 4 х 2; 10 х 5 х 1.5)

Хоть нужно 50 шт., но беру 52, т.к. по опыту – они хрупкие, да и потерять можно (Почему 50, думаю, объяснять уже не стоит.) Стоимость магнитов составит ничтожно малую долю стоимости генераторного узла и, тем более, ветрогенератора. Итак, имеем в руках «бруски» 10 х 4 х 1.5 мм. Критичным размером является 1.5 – проверяю штангенциркулем. ОК! Теперь можно выбрать зазор и заказать ротор токарю.

Внутренний диаметр статора: 111 мм

Двойная толщина магнитов: 1.5 х 2 = 3 мм

Зазор «выбираю»* (это очень мягко сказано!) в 80%, т.е. 1.5 х 0.8 =1.2 мм, а двойной – 2,4 мм

Внешний диаметр «железа» ротора (для приклейки магнитов): 111 – 3 – 2,4 = 105,6 мм

---------------------------------

Небольшое объяснение, почему зазор 80%.

  1. Имелся старый генератор, где я изначально сделал зазор 0,25 мм, при толщине магнитов 2 мм (т.е. зазор составил 12,5%). Крутанул без обмоток – «залипание» было просто запредельным! Теорией тогда не обладал, просто стал сошлифовывать магниты и выяснять изменения. Когда от магнитов осталось примерно 1.1….1.2 мм (т.е. зазор примерно стал 100%), «залипание» почти исчезло. Разумеется, момент сопротивления измерял на стенде.
  2. Прошлой зимой углубился как в теорию, так и в дискуссию с «альтернативщиками». Подробности опускаю, но мозг чуть не сломал. Получалось, что при использовании неодимовых магнитов, в зависимости от нагрузки, величина зазора может быть от 60% до 100% их толщины. Больше нагрузка на генератор – меньше зазор и наоборот. С КПД – обратная зависимость.

Типичной ошибкой при использовании неодимовых магнитов, является именно первоначальное «занижение» зазора, что вполне объяснимо: «меньше зазор – больше ЭДС»! Кто же спорит? Но очень редко, если кто-то измеряет как момент сопротивления, т.к. и КПД своего генератора, как следствие. Работает – ну и ладно… Считаю, что для ветряков малого диаметра (т.е. «альтернативных» генераторов малой мощности) это принципиально неправильный подход

----------------------------------

По поводу  ширины магнитов (мой размер 4 мм). Есть понятие «коэффициент заполнения ротора» (КЗР), т.е. отношение суммарной ширины всех магнитов к длине окружности готового ротора.

Считаем просто для сведения: (50 шт. х 4 мм) / 3.14 х (105,6 мм + 3 мм) = 59%

Знаю, что на многих промышленных ветрогенераторах, а так же на велосипедных «мотор-колёсах» магниты лежат «тесно», т.е. КЗР близок к 100%.  Но для меня были три предпосылки оставить так, как есть:

  1. На прошлом генераторе КЗР был почти такой же.
  2. У более широких магнитов пришлось бы сошлифовывать кромки, т.к. их «ломаная» образующая приводила бы к неравномерному зазору (у промышленных, с КЗР близким к 100%, так и делают).
  3. Считаю, что если ширина магнита близка к ширине «зуба» статора, то это логично с т.з. формирования магнитного потока. Кроме того, похожую мысль высказал Илья (а к его мнению прислушиваться стоит), мотивируя это тем, что тесно расположенные магниты начнут «замыкать» поле друг на друга, а не на «зубъя». Говоря цифрами: расстояние между магнитами должно быть больше величины зазора (получилось 2,82 мм против 1,2 мм). Возможно, у специалистов есть некий коэффициент для этой величины.

По поводу КЗР для электрических машин с неодимовыми магнитами будет здорово услышать мнение специалистов. Я не нашел рекомендаций.

 

Фото/сканы:

- магниты из моего заказа (желтые); белый - это обломок 20 х 4 х 2 от старого генератора.

- 50 шт на весах.

- чертеж ротора

Прикрепленные изображения

  • 01_Untitled-2 copy.jpg
  • 02_PB230866.jpg
  • 03_rotor.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 08 января 2014 - 07:51

  • 3

#3 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 января 2014 - 09:33

Технология разметки и приклейки магнитов.

 

    Заранее, в любой из графических программ или с помощью транспортира готовим бумажный круг с лучами/метками, соответствующими местам установки нужного количества магнитов. Временно приклеиваем его к удобной стороне ротора. Вооружаемся клеевым составом (у меня Этал 370 + Этал 45 м + аэросил; всё  в консистенции тёплой карамели), растворителем, косметическим палочками (с ваткой на конце). На первом этапе производим приклейку только половины магнитов (любой из двух полярностей!). Если пытаться приклеить все – их взаимное притяжение ничем не остановить :D. Время живучести эпоксидки – огромное, положение магнитов можно подкорректировать позже, да и снять лишний клей. И не вздумайте каждый из магнитов брать пинцетом или пальцами: а) не удержите, б) перемажетесь, с) перепутаете полярность. Проще всего так: все собираете в «столбик», под верхний зажимаете бумажную метку (это на сегодня «верх»). Нижний от столбика никогда сам не слетит, да и держать удобно. Примагничиваете «столбик» в «лужу» из клея (для моих магнитов сила притяжения, согласно ссылке на них – 800 грамм). Как снять все, кроме нижнего, оставив его на месте и не перемазавшись? Да очень просто, нужен немагнитный стержень (крандаш или палочка для поедания суши). Упираетесь им в торец магнита и торец ротора и спокойно «сдвигаете» оставшийся «столбик». Вуаля! Никаких проблем. Обычно, нижний магнит даже не смещается. Греть склейку (т.е. установленные магниты) надо с осторожностью, у неодимовых есть критическая температура!

     На следующий день все повторяете с обратной полярностью. Ну а я, кроме того, «заливаю» зазоры между магнитами эпоксидкой полностью.

    Илья, кроме того, рекомендует обмотать магниты снаружи кевларовой нитью  (можно ровингом).  Зазор это позволяет. Т.е. можно полностью "устранить" вредное влияние т.н. «центробежной» силы.

     Проверим, на какой угловой скорости (ω) «оторвутся» мои магниты. А вдруг, Илья прав (я  кевларом не обматывал...)?

 

Имеем: масса каждого 23 г /50 шт. = 0,46 г (как на сайте!). Сила «примагничивания» каждого к плоской поверхности 800 г (примерно 8 Н – тоже на сайте), тупо уменьшим до 7 Н, т.к. поверхность цилиндрическая, сцепление не полное. Радиус равен 105,6 мм /2 = 52,8 мм (или 0,0528 м)

 

F=m x a (сила сцепления, Н = масса, кг х центростремительное ускорение, м/с²)

F=m x (ω² x r)

7 = 0,00046 x ω² x 0,0528

……………

ω = 537 1/с (т.е. рад/с) или 5131 об/мин

 

Это даже без учета адгезии клея. Признаюсь, ротор старого генератора испытывал до 2600 об/мин., а нового - даже не стал. С другой стороны, если вы не уверены в силе притяжения магнитов или качестве клея – действуйте по методу Ильи. В любом случае, хуже точно не будет и это предохранит магниты от сколов при сборке/падении на столе.

 

Фото:

- первый этап приклейки магнитов

- второй этап ........

Прикрепленные изображения

  • 04_PB240868.jpg
  • 05_PB240869.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 08 января 2014 - 09:34

  • 4

#4 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 января 2014 - 10:56

Корпус генератора, подшипники и сборка без обмоток.

 

     Подшипники (65х50х7) куплены, ротор готов.

О подшипниках: из этой серии (http://www.podshipni...ommon_types[]=3) много моделей, они различаются типом сепаратора и вариантами защиты шариков. Я выбрал тот, где защита снимается отверткой, дабы можно было легче промывать шарики. Заводскую смазку (густая) меняю на более текучую, иначе момент сопротивления вращению большой.

Принципиально применяю подшипники «легких» серий, чтобы сделать вал генератора большого диаметра, а сам вал – полый (о причинах - потом).

      Чертеж фланцев, подшипники и статор отдаю токарю (чертеж ныне утерян), через пару дней получаю готовые из дюраля с правильными радиальными зазорами/натягами (прошу прощения за прописные истины: статор и внешние обоймы подшипников ставятся «от руки» в дюраль, внутренние обоймы подшипников – «в натяг» на сталь). В тех людях, что точат мне детали - я уверен. Кроме того, они прекрасно знают, для чего все это и всячески участвуют в моих проектах уже не первый год (т.е. дело не только в их материальной заинтересованности). Большое им спасибо, настоящие профессионалы своего дела!

       Изначально, передний и задний фланцы одинаковы, но в заднем я сверлю крепежные отверстия (4 шт; на фото видно) и нарезаю резьбу (М6). Соединительные отверстия по краю – на обоих.

      При сборке необходимо избежать «натяга» подшипников в осевом направлении. Устранить можно либо снова на станке, т.е. «хирургически», либо «терапевтически»  – у меня есть лишние 0,5 мм по высоте статора (10,5 вместо 10 мм – можно снять виток магнитопровода или его часть). Если будет осевой люфт во фланцах (т.е. более 0,2 мм) – под внешнее кольцо подшипника (любого или обоих) нужное кольцо. Но минимальный люфт лучше оставить.

    Результатом этапа будет генераторный узел без обмоток, сборка/разборка которого может осуществляться руками (кроме снятия подшипников с ротора).

 

    Важная оговорка: я не делаю ветрогенератор для многолетнего круглогодичного использования на улице. Его задача – обеспечить меня электричеством в ограниченный период летнего времени и то, при необходимости. В любой момент он доступен для разборки и (или) обслуживания. Перевожу на русский:  вал генератора выходит из фланцев (точнее – переднего фланца) без уплотнительных сальников, т.е. при погружении в воду внутрь генератора и внутрь подшипников вода точно попадет! У Ильи, к примеру, там целая «ловушка» для сбора поступающей воды. У промышленных – сальники. У меня все упрощенно - с помощью кока винта и гаргрота (т.е. внешних обтекателей ветряка), капли воды будут просто отводиться от подшипников мимо.

 

Фото:

- ингредиенты генераторного узла на данном этапе

- ротор с подшипниками установлен в "задний" фланец (чтобы магниты не "липли" к статору при сборке и от них случайно не откололись кусочки, т.к. хрупкие, гады... - вокруг них одеваю кольцо из пластика толщиной в пределах зазора , т.е. 1,2 мм; но если они в кевларовой или стеклопластиковой "обойме" - вопрос вообще не возникает)

- магниты и зазор крупным планом

- осталось одеть передний фланец

Прикрепленные изображения

  • 01_PC010873.jpg
  • 02_PC010871.jpg
  • 03_PC010872.jpg
  • 04_PC020875.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 08 января 2014 - 10:57

  • 2

#5 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 января 2014 - 12:08

Сборка генератора и доработка магнитов на роторе (при необходимости).

 

     После сборки сначала нужно просто покрутить ротор пальцами. Тут же почувствуете характерные пульсации/гул, причиной которых может быть:

  1. Залипание естественное, которого не избежать.
  2. Залипание, вызванное несимметрией приклеенных магнитов (как правило) или перекоса статора во фланцах (маловероятно).

     С первым надо смириться, это плановые «потери» в мощности. Но в принципе, магниты можно шлифануть, зазор увеличится, залипание уменьшится. Главное – не перестараться. Для этого разбираете генератор, зажимаете ротор с магнитами в токарном станке, а вместо резца используете точильный камень или шарошку. Т.е. при медленном вращении ротора, магниты шлифуются быстрым вращением камня. Магниты не перегревать! Уменьшение диаметра контролировать. Периодически можно собирать генератор и чувствовать (или измерять – далее), момент залипания.

     Со вторым (а это сразу почувствуете) боремся так. Опять зажимаем ротор в патроне токарного станка, а но вместо резца закрепляем микрометр. Подводя вручную каждый магнит к микрометру, проверяете, не торчит ли магнит чуть больше, чем его собратья. Если разница 0.01-0.02 мм – смиритесь. Если 0.05 мм, то тут же, бархатным напильником даете понять конкретному магниту, что «высовываться нельзя»! Материал магнитов достаточно мягкий, повредить декоративное «золотое» покрытие не бойтесь – всё равно потом все лаком покроем. Вот если вы все-таки решите намотать вокруг магнитов кевлар или стекловолокно – то не делайте это ранее рассмотренной тут процедуры!

 

Фото собранного генератора в фас и профиль. Диаметр полого вала (42 мм) примерно соответствует "калибру" хомяка средней степени упитанности.

Прикрепленные изображения

  • 01_IMG_1069.jpg
  • 02_IMG_1071.jpg
  • 03_PC020880.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 08 января 2014 - 12:44

  • 2

#6 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 января 2014 - 12:34

Первичные стендовые испытания в режиме ХХ.

 

Допустим, все процедуры произведены и вращение легкое, без видимого «магнитного перекоса».

Измеряем мощность потерь в т.н. «режиме холостого хода» (ХХ). Обмотки для этого не нужны, но нужен токарный (так делает Илья) или сверлильный станок (мой метод).

 

Надо:

  1. Закрепить генераторный узел в сборе за вал ротора в патроне станка.
  2. На любой из фланцев генератора прицепить легкую штангу любой длины (при необходимости – с противовесом).
  3. Вооружиться динамометром/безменом любой конструкции, но с «правильной» ценой деления/точностью (лучше менее 5 г, т.е. 0,05 Н; 1 г – идеально). В расчете мощности использовать Ньютоны, хотя не все бытовые динамометры показывают в этих единицах.
  4. Вспомнить формулу расчета момента силы: M = F x L (момент, Нм = сила, Н х плечо силы, м)
  5. Вспомнить формулу расчета мощности: P = M х ω (мощность, Вт = момент, Нм х угловая скорость, 1/сек)

На штанге заранее поставить метки для «плеча силы» (я беру такие: 1 м, 0,5 м, 0,25 м, но сути это не меняет). На станках, как правило, указаны скорости вращения патронов на всех передачах, но в об/мин, поэтом вспоминаем перевод об/мин в 1/сек (далее: рад/сек). Кто не помнит, даю наводку: в одном обороте 2π рад, а в 1 мин – 60 сек. Т.е. 1 об/мин будет соответствовать  2π /60 = 0,105 рад/с. И наоборот, 1 рад/с будет соответствовать 60/6,28 = 9,55 об/мин

 

Просто для примера даю величины оборотов сверлильного станка у меня на работе и реальные моменты и мощности, требуемые для вращения генератора в режиме ХХ (т.е. потери на его вращение):

  1. n=320 об/мин; ω=33,5 рад/с; М=0,08 Нм; Рхх=2,68 Вт
  2. n=404 об/мин; ω=42,3 рад/с; М=0,10 Нм; Рхх=4,23 Вт
  3. n=480 об/мин; ω=50,24 рад/с; М=0,135 Нм; Рхх=6,78 Вт
  4. n=665 об/мин; ω=69,6 рад/с; М=0,144 Нм; Рхх=10,02 Вт
  5. …………………………………………………………….

 

Жирным шрифтом – одна из стандартных скоростей станка. Счастливые пользователи трехфазных инверторов (как я) могут задавать станку любую частоту питания и, как следствие, получать любые стабильные обороты. Это будет особенно полезно для моделирования ситуаций типа «переменный ветер» и отработки автоматики электрической защиты схемы преобразования.

 

Замечание: при использовании сверлильного станка, штанга для зацепления динамометра будет горизонтальна и ее вес не повлияет на результаты. У токарного – надо заранее учесть погрешность, вызванную весом штанги. Зато у токарного, вместо динамометра можно использовать лабораторные весы. Излишне напоминать, что штанга, в этом случае, должна лечь на весы горизонтально.

 

Фото:

- в патрон сверлильного станка зажать вал 49 мм проблематично, поэтому у меня есть технологический "переходник"

- два фото "переходника"; на этом же принципе на генераторе закреплю, в дальнейшем, ступицу пропеллера

- штанга для измерения момента (ротор, при своем вращении, "потянет" за собой статор; все дальнейшие испытания под нагрузкой пройдут точно так же)

- динамометр закреплен на произвольном, но удобном для измерения плече (угол в 90 град между направлением силы и плеча - желателен :D ); виден разъем выхода концов обмоток статора (позже рассмотрим)

- мой динамометр крупно (его измеренная заранее характеристика: 1,8 г/мм или примерно 0,018 Н/мм)

Прикрепленные изображения

  • 07_IMG_0988.jpg
  • 05_PC020876.jpg
  • 06_PC020877.jpg
  • 08_IMG_1075.jpg
  • 09_P1012380.JPG
  • 10_P1012381.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 08 января 2014 - 12:37

  • 1

#7 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 08 января 2014 - 17:28

Тестовая намотка, подготовка ко вторичным испытаниям.

 

Допустим, нас устраивает как мощность потерь, так и момент, создающий эту мощность. Генератор легко разбирается, доступ к статору есть, извлекаем его. Пришло время понять, сколько витков должен иметь каждый зуб. Пока еще есть возможность применить как тонкий провод, но с большим количеством витков, так и толстый, но с малым количеством.  Понятно, что чем больше витков, тем будет больше ЭДС, а чем меньше – тем меньше внутреннее сопротивление. Хочется и того и другого одновременно. Но это невозможно.

 

Забегая немного вперед, скажу, что по моему опыту:

  1. Если вы не профессиональный намотчик, то окончательно мотать обмотки нежелательно тем проводом, который легко рвется в руках.
  2. Если есть «умный» преобразователь выходного напряжения, то появляется «вилка» в допустимом количестве витков, т.к. преобразователь будет работать как с малыми, так и с большими напряжениями, приводя их в диапазон 12.5….14.5 В. Пытаться заранее даже с мимимальных оборотов добиться большого (более 15 В) ЭДС – неправильно.

Делаем так:

  1. Временно наматываем трехфазный генератора, но не максимально допустимым количеством витков на зубе, а каким-нибудь небольшим, но одинаковым количеством (я, обычно, брал по 10 витков, наматывая или плотно или как попало). Причем намотка по варианту «48 зубьев, 50 магнитов» (т.е. 48_50), настолько проста по схеме, что сейчас достаточно будет использовать только половину зубьев. См. рисунок ниже.

Сейчас диаметр провода не столь важен, т.к. будут измеряться только выходные напряжения в режиме ХХ, т.е. без отбора токов. Возьмите, к примеру, диаметр провода в диапазоне 0,5….0,8 мм. На один виток пойдет примерно 3…4 см. Провод сейчас можно взять как эмалированный, так и в пластиковой изоляции – всё равно потом его снимать!

  1. Выводим оба конца каждой катушки (т.е. 6 маркированных концов) наружу любым способом, в т.ч. и через крепежные отверстия заднего фланца,  которые пока не заняты. Либо заранее ставим разъем, который будет окончательным, далее будут его фото.

Лучше, чтобы в дальнейшем на каждом зубе с обеих сторон должен быть «полуцилиндр» (лучше – из диэлектрика), чтобы провод вокруг зуба ложился без изломов, а паз между зубьями должен быть выложен диэлектрическим материалом. Вообще, разумно доверить весь окончательный процесс постоянной намотки профессионалам, но с вашим чётким заданием.

  1. Готовим трехфазный выпрямитель, состоящий, к примеру, из 6-ти диодов с барьером Шоттки (у меня такие: http://www.chipdip.ru/product/sr560/) - поскольку сейчас мы будем имеет дело с небольшими напряжениями, «прямые» потери на диодах будут крайне нежелательны! Схема выпрямителя простая: http://commons.wikim....svg?uselang=ru. Никакого нагрева диодов и катушек в данном эксперименте не будет вообще.

Приложены:

- схема намотки старого генератора 36_38

- схема намотка нового генератора 48_50 с комментариями именно для данного этапа.

Прикрепленные изображения

  • Намотка 36_38.jpg
  • Намотка 48_50.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 08 января 2014 - 17:28

  • 3

#8 gift

gift

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 051 сообщений
  • Из:Tel-Aviv

Отправлено 08 января 2014 - 17:38

Весьма интересно и познавательно!


  • 0

#9 Трибун

Трибун

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 656 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Отправлено 09 января 2014 - 12:10

Кроме гены, присмотрел интересные места для дОбычи магнитов и подшипников. Однако в плане дисковый генератор (нет смысла рисовать почему), а в нем зазоры прилично больше и более неясное отношение к шагу размещения магнитов - пока четкой информации не встретил, делают "как у соседа".

Поскольку ветряк планируется не на плавсредство, прежде всего интересует отдача на слабых ветрах. Какого типа ветряк будет, еще не ясно, но с интересом смотрел вертикальный ротор Угринского.


  • 0

#10 ЮраИл

ЮраИл

    Сижу спокойно на берегу реки... Жду...

  • Капитан
  • 2 549 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: минитонник Opty-71
  • Название: Maverick

Отправлено 09 января 2014 - 12:44

До чего же серьезный подход! Респект!


  • 0

#11 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 09 января 2014 - 18:04

Вторичные испытания, определение основной электрической характеристики.

 

    Перед началом эксперимента надо убедиться, что три секции временной намотки (см. файл из предыдущего сообщения) не имеют гальванического контакта ни между собой, ни со статором! (нужен измеритель сопротивления). Если есть контакт – вы где-то «накосорезили», надо это вычислить и устранить, в т.ч. перемоткой. И уж не напоминаю, чтобы проверить три секции намотки на внутренний разрыв (а вдруг?).

    Характеристику назовем «Вольт на виток на оборот в минуту», т.е. В/(виток х об/мин) и ошибиться на этом этапе нельзя.

    Вооружиться надо вольтметром (цифровым или аналоговым, с «правильным» диапазоном измерений) и имеющим как минимум функцию измерения постоянного напряжения. Функция измерение переменного напряжения – желательна*.

    Момент сопротивления сейчас измерять не будем, поэтому штанга и динамометр могут остаться только в качестве наблюдателей или фиксаторов статора, но статор, разумеется, не должен вращаться вместе с ротором, т.е. должен быть заторможен. (Прошу прощения за прописные истины!)

 

Делаем:

-  выводы из генератора (см предыдущее сообщение; 6 проводов: R1, R2, S1, S2, T1, T2) сначала соединим по схеме «звезда» и подключим к выпрямителю так

R1,S1,T1 – вместе. Эта точка (центр «звезды») должна пока быть только доступна (*) для вольтметра

R2,S2,T2 – присоединим к соответствующим точкам между парами диодов трехфазного выпрямителя (ссылка в предыдущем сообщении, рисунок дублирую ниже).

 

Раскручиваем генератор до угловой скорости, которая:

- известна

- не приведет магниты к отрыву (это вы могли проверить заранее, раскручивая только ротор, без статора)

- лежит в любом диапазоне 400… 2000 об/мин (при небольших значениях выходного напряжения, менее 4 В, обороты лучше увеличить, т.к. это повысит точность дальнейших расчетов)

 

Работаем:

- Измеряем как минимум, постоянное напряжение, появившееся на контактах «+» и «-» выпрямительного моста (к примеру: 4,03 В постоянного напряжения; далее 4,2 VDC)

Измеряем/наблюдаем/знаем угловую скорость вращения ротора, при которой получены результаты (к примеру: 480 об/мин)

Помним о количестве витков и зубцов на временной обмотке (к примеру: по 10 витков на каждом из 24 зубъев; всего 240 витков)

 

Для всех. Производим вычисление: 4,03 В/(240 х 480 об/мин) = 0,000035 В/(виток х об/мин) Это для соединения «звезда»

 

По поводу точности (чуть напугаю): на диодах, в зависимости от их типа, происходит падение («пропажа»; доли вольта) напряжения, поэтому лучше провести несколько экспериментов с большими скоростями вращения (по возможности). В любом случае, полученная характеристика сильно не изменится и ее точность измерения в 5….10% нас устроит.

 

Дополнение. Для счастливых обладателей вольтметров с функцией измерения переменного напряжения (*), доступны дополнительные измерения (для расширения кругозора, впрочем….).

- проверить переменное напряжения на каждой из трех катушек (т.н. «фазное» напряжение):  между точками R1 и R2, S1 и S2, T1 и T2. (точки R1,S1,T1 разъединять для этого не обязательно). Если никакого магнитного «перекоса» внутри генератора нет и число витков на каждом зубе одинаково, то эти три напряжения должны быть примерно равны между собой.

- проверить теорию, которая гласит, что для данного типа выпрямителя, выходное постоянное напряжение (VDC)  должно быть примерно равно «фазному» переменному  (VAC), умноженному на 2,34.

В нашем примере, среднее значение «фазного» напряжения (я всегда беру среднее по трем измеренным) будет 1,72 В. На точность измерения переменного напряжения, тип диодов в выпрямителе никакого влиянии не окажет.

 

Почему делаю акцент на этой дополнительной процедуре. Вот когда генератор будет полностью готов и захочется проверить, а действительно ли все ли обмотки и диоды целы, данная методика отвечает на это полностью. Но, напоминаю, нужен вольтметр для переменного напряжения.

 

Желательно. Для всех теперь можно (опять же, для самоуспокоения…..), провести эксперимент, но уже со включением катушек не «звездой», а «треугольником». Очень кратко:

- R2 соединить с S1 и любой точкой между диодами на выпрямителе.

- S2 соединить с T1 и (аналогично)

- T2 соединить с R1 и (аналогично)

 

Опять произвести те же самые измерения, получить характеристику «вольт на виток на об/мин» (она будет меньше)

Опять произвести то, что указывал в дополнении.

 

В моем случае (как пример) характеристика составит: 0,00002 В/(виток х об/мин) Это уже для соединения «треугольник», что в теории должно быть в 1,73 раза (точнее, в √3) меньше, чем для «звезды».

Ну а отношение выходного постоянного (VDC) к фазному переменному (VAC) должно быть около 1,35.

 

Резюмирую, что знание двух сегодняшних характеристик:

 

0,000035 В/(виток х об/мин) – для соединения катушек «звездой»

0,00002 В/(виток х об/мин) – для соединения катушек «треугольником»

 

позволит в дальнейшем предусмотреть как нужное количество витков, так и расширить допустимый диапазон скорости ветра для генератора.

 

Все схемы и теория здесь: http://ru.wikipedia....ный_выпрямитель

Читать разделы «звезда Ларионова» и «треугольник Ларионова». И помните, что у нас сейчас никаких нагрузок (на схемах там: Rн) нет.

 

Для компенсации обилия задач и теории, на данном этапе могу выложить только мой окончательный вариант вывода концов обмоток (6 проводов) наружу через задний фланец. Это уже окончательный вариант. Пришлось разобрать хорошо известный в узких кругах разъем и найти для него нужное место. Т.к. токи в каждой фазе более 2 А не предполагаются, его миниатюрные размеры оказались самый раз.

Прикрепленные изображения

  • IMG_1062.jpg
  • IMG_1064.jpg
  • 3_fase_bridge_rectifier.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 09 января 2014 - 18:10

  • 2

#12 John Zaitsev

John Zaitsev

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 455 сообщений
  • Из:Город на Волге
  • Судно: Амур

Отправлено 09 января 2014 - 21:31

Просмотрел сегодня свои залежи автообмоток - максимум на 36 полюсов : хоть от ПАЗа , хоть от БМВ . От импортного комбайна тоже . От чего на 48 ?


  • 0

#13 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 10 января 2014 - 06:24

Просмотрел сегодня свои залежи автообмоток - максимум на 36 полюсов : хоть от ПАЗа , хоть от БМВ . От импортного комбайна тоже . От чего на 48 ?

Мастер по ремонту генераторов, который подарил мне мой, сказал (но неуверенно), что от "Land Rover".

Но, поскольку у импортных авто сильная унификация комплектующих, конкретной моделью авто не стоит заморачиваться. Просто в куче хлама, который традиционно лежит в подобных мастерских, надо найти нужный.


Сообщение отредактировал DmitryK: 10 января 2014 - 06:28

  • 0

#14 Pashchienko Yury

Pashchienko Yury

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 15 сообщений
  • Из:-
  • Судно: самострой
  • Название: Ветер

Отправлено 10 января 2014 - 16:59

Возможно проще использовать для ветрогенератора мотор-колесо велосипеда. Стоит не дорого и заморачиваться со всякими магнитами-токарями-обмотками не надо? Прокомментируйте пожалуйста.


  • 0

#15 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 10 января 2014 - 17:10

Возможно проще использовать для ветрогенератора мотор-колесо велосипеда. Стоит не дорого и заморачиваться со всякими магнитами-токарями-обмотками не надо? Прокомментируйте пожалуйста.

Конечно возможно. Вопрос только в том, какое у них ТТЗ на ветряк и какие характеристики они получили.

Обратитесь к темам тех, кто их использовал:

http://windpower-rus...hread.php?t=247
http://windpower-rus...hread.php?t=242


Сообщение отредактировал DmitryK: 10 января 2014 - 17:11

  • 0

#16 Pashchienko Yury

Pashchienko Yury

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 15 сообщений
  • Из:-
  • Судно: самострой
  • Название: Ветер

Отправлено 10 января 2014 - 17:27

Большое спасибо за ссылки.


  • 0

#17 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 10 января 2014 - 17:34

Большое спасибо за ссылки.

Пожалуйста! :D

Но их мощность, габариты, непонятный КПД, стартовые моменты предназначены, скорее, для стационарных ветряков. А мне нужно было уложиться в диаметр пропеллера 1 м и рабочую скорость ветра от 4 м/с.

Забегая чуть вперед, выкладываю фото взвешивания генераторного узла уже после окончательной намотки (1460 г)

Прикрепленные изображения

  • IMG_1106.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 10 января 2014 - 17:35

  • 0

#18 Трибун

Трибун

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 656 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Отправлено 10 января 2014 - 19:22

Стоит не дорого и заморачиваться со всякими магнитами-токарями-обмотками не надо?

Недорого это скока?


  • 0

#19 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 11 января 2014 - 14:14

Примерное определения быстроходности ветряка с «отвлечением» в аэродинамику.

 

Имеем из вторичных испытаний:

0,000035 В/(виток х об/мин) – для соединения катушек «звездой»

0,00002 В/(виток х об/мин) – для соединения катушек «треугольником»

Эти коэффициенты терпеливо ждут «витков» и «об/мин».

 

       Прикинем примерную быстроходность (Z), на основании информации с сайта Розина М.Н. (http://www.rosinmn.r...bladeDesign.htm).

Сейчас особенно полезной будет нижняя картинка со стр. 8 из этой ссылки, которую я дублирую (диаграмма КИЭВ-Z). Ее надо рассмотреть подробно, чтобы не питать, в дальнейшем, «аэродинамических» иллюзий при использовании небольших ветряков.

По вертикальной шкале – КИЭВ («коэффициент использования энергии ветра» или КПД самого пропеллера)

По горизонтальной – Z (отношение окружной скорости конца лопасти к 2/3 скорости ветра; почему именно к 2/3 – читай там же теорию)

Семейства «кривых» разделены на группы, подразделяемые по K (аэродинамическому качеству) и числу лопастей (в дальнейшем i)

По этой же ссылке можно увидеть, что между Z и i существует примерная связь (i = 80/Z2 ), но злоупотреблять формулой не стоит, просто помним, что чем меньше лопастей тем на большую быстроходность стоит рассчитывать. И наоборот.

 

Чтобы по указанной картинке выбрать, с какой примерной быстроходностью (и числом лопастей) будем иметь дело, разберемся со всевозможными «граничными» условиями, а именно:

  1. Технологически проще сделать небольшую ступицу с лопастями, у которых можно менять угол установки, если самих лопастей не бесконечно много (т.е. максимум до 8)
  2. Меньшее число лопастей, подразумевает большую быстроходность, большее число Рейнольдса (Re) и, как следствие, большее аэродинамическое качество К (далее увидим).
  3. Больший стартовый момент дают ветряки с меньшим Z, и большим i.
  4. Если лопастей много, обеспечить жесткость каждой становится труднее – они узкие.
  5. У промышленных ветряков с диаметром 0,5…1,3 м число лопастей колеблется, на практике, от 7 до 2.
  6. Мое, чисто субъективное требование (небольшое судно, узкая корма): при небольшом расстоянии головы от вращающихся лопастей, будет ощутимая разница, от удара, скажем, лопастью двухлопастного винта с Z=8 или шестилопастного при Z=3.
  7. Чем больше Z, тем больше шум.

     Поскольку я заранее решил делать ступицу, на которой можно будет менять число лопастей от 2 до 6, попробуем рассчитать, с каким примерно Re и аэродинамическим качеством будем вообще иметь дело в начале диапазона работы (Vв=4 м/с). Акцентрую внимание на то, что «начало работы», это когда ветряк уже «стартовал», набрал обороты и концы лопастей (это грубо) вышли на «правильные» угла атаки (от 4 до 12 град) к набегающему потоку.

 

1. Если взять i=6 (число лопастей), то Z=3,7 (быстроходность), окружная скорость конца лопасти будет  Vо=9,9 м/с (т.е. 2/3 х Vв х Z), а с учетом еще и самого ветра Vк=10,7 м/с; (вымпельный ветер; по теореме Пифагора, катеты 4 и 9,9)

2. Аналогично, если i=2, то Z= 6,3, Vo=16,8 м/с, Vк=17,3 м/с

 

Какие же «рамки» Re мы получим для минимальной скорости ветра?

 

Re = 68500 х B х V (B – хорда или ширина конца лопасти, м; скорость конца лопасти, м/с). Хорда конца лопасти будет примерно колебаться от 3 до 6 см, согласно теории и конструктивным соображениям.

Для i=6: Re=68500 х 0,03 х 10,7 м/с = 22000

Для i=2: Re=68500 х 0,06 х 17,3 м/с = 71000

 

Какое аэродинамическое качество (K) распространенных профилей будет в этом диапазоне Re (22000….71000)?

 

В приложенных файлах, K (Cl/Cd) дается в зависимости от угла атаки (alpha) и Re. Нас интересуют те кривые, которые примерно соответствовали бы Re = 71000 (т.е. между Re =60000 и 90000)

У весьма распространенного Clark_Y – К примерно до 40

У похожего на «согнутую пластину» LINDNER1 – К примерно до 55

………………………………………..

(Кому интересно, скачиваете по ссылке у Розина М.Н. программу «Профили» и сами моделируете всю аэродинамику: http://www.rosinmn.r...li/profili.html). При Re менее, чем 30000, кстати, программа ничего даже считать не будет! А профилей там – тысячи. Можете создать свой, модифицировать, «смешать» готовые и т.д. и «продуть».)

…………………………………………

Снова возвращается к диаграмме (КИЭВ-Z). С полученным  и весьма невысоким аэродинамическим качеством (К = 40….55), обусловленным малым размером лопастей (прежде всего – хорды) и скоростью ветра от 4 м/с, нам лучше:

  1. Принять Z=5 (быстроходность) при i=5 (число лопастей). Я остановился на примерных значениях Z=3…5 и i=4….6. Средние значения примерно соответствуют i = 80/Z2
  2. Даже не надеяться на максимальный КИЭВ, больший 0.4. Для дальнейших расчетов возьмем от 0.3 до 0.4

Факультативно. Фанатов малых значений Re отправляю, к примеру, сюда («вражеская» работа, очень неосмотрительно выложенная в pdf :D ): http://aerospace.ill...oil-Data-V1.pdf. Там некоторые из рекомендованных профилей продуты в реальных аэродинамических трубах даже от Re=60000. На сайте есть и еще много чего интересного, особенно для авиамоделистов.

                                                                                                             

Основные рисунки:

 - диаграмма КИЭВ – Z c сайта Розина.

-  две «распечатки» из программы «Профили» для Clark_Y и LINDNER1. Умышленно задал Re аж до 150000, чтобы показать, как растет аэродинамическое качество. Отсюда минимум два следствия: при увеличении скорости ветра эффективность ветряка возрастет даже чуть больше, чем ~V³ ; профили, рекомендованные для огромных промышленных ветряков не совсем годятся для портативных, и наоборот.

Прикрепленные изображения

  • КИЭВ_Z.jpg
  • K_vs_alpha_Re_Clark_Y.jpg
  • K_vs_alpha_Re_LINDNER1.jpg

Сообщение отредактировал DmitryK: 11 января 2014 - 14:27

  • 1

#20 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 13 813 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 11 января 2014 - 14:55

Ну вот. Дошли до ветроколеса. :-)


  • 0

#21 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 11 января 2014 - 15:02

Ну вот. Дошли до ветроколеса. :-)

Да не то слово! Пока все прикинешь, пока сделаешь, потом испытаешь....

Проще взять шуруповерт, воткнуть в патрон ось пропеллера, а от мотора просто вывести наружу два провода. И ведь работать будет! :P


  • 0

#22 gift

gift

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 051 сообщений
  • Из:Tel-Aviv

Отправлено 11 января 2014 - 15:16

Примерное определения быстроходности ветряка с «отвлечением» в аэродинамику.

 

...............

Большое спасибо!

Пополнил "багаж знаний". Написано доходчиво, читается легко.


  • 0

#23 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 442 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 11 января 2014 - 17:06

Определение числа витков и предполагаемого диапазона ветров для безопасной работы.

 

     По ветрякам, в отличие от гидро-.., почти всё уже «скалькулировано», проверено, нарисовано до нас. Берем программу-калькулятор, которую я прикрепил к сообщению. На авторство ни в коем случае не претендую, спасибо заслуженным «ветроуловителям»!

    Подставляем в желтые поля значения: D=1 м (всегда), для «перегруженного» пропеллера при недостатке ветра, внимание (!) КИЭВ=0.3, Z =3, «коэффициент мультипликации» и «КПД мультипликации»=1 (всегда, мы же не в шуруповерт пропеллер вставляем?), начальнаяскорость ветра=4 (всегда). Фиксируем взглядом результат, из которого самым важным будет, при 4 м/с: 230 об/мин, вращающий момент 0,38 Нм, механическая мощность пропеллера 9,2 Вт. По поводу момента и отдаваемой мощности – просто проверяем, что они заведомо даже больше, чем те значения, что у нас при больших оборотах в первичных испытаниях (сообщение #6).

     С 230 об/мин работаем далее.  Давайте предположим, что на этих оборотах мы хотим получить аж…. 15 В (VDC) в режиме, разумеется, ХХ, при соединении обмоток «звездой». Почему 15? Даже, если у нас выйдет из строя повышающий преобразователь, то какой-то минимальный ток (доли ампера), мы все-таки получим, хотя из-за внутреннего сопротивления генератора, его напряжение под нагрузкой моментально «просядет» до напряжения АКБ.

Т.е. 0,000035 = 15 / ((«число витков на зубе» х «число зубъев») х 230)       (*)

отсюда:

число витков на зубе = 15/(0,000035 х 230 х 48) = 39

  

    Теперь, зная приблизительное желаемое число витков на зубе, проверю, а при каком ветре ЭДС генератора достигнет предельных (лично для меня) значений. Мой повышающее-понижающий преобразователь выйдет из строя (Илья это уже проверил на своем), если ему на вход подать более 34 VDC (диодам нашего моста пофиг, у них должен быть запас по напряжению)

Сюда (*) подставляем, но наоборот: 0,000035 = 34 / (39 х 48 х «обороты»)

Предельные обороты для режима ХХ, для «звезды»: 519 об/мин.

 

     Вроде бы можно просто посмотреть в «программу-калькулятор» и найти ветер (примерно 9 м/с)? Ан нет, не все так просто, в «программе-калькуляторе» для расчета предельных оборотов логично поменять КИЭВ с 0.3 на 0.4 и Z с 3 на 5. Это потому, что на такой скорости ветра углы атаки на лопастях станут минимальными (2…3 град), да и аэродинамическое качество так же увеличится.

Подставим новые два значения, и посмотрим, при каком ветре наступит «кирдык». Да уже к 7 м/с!

Что, получается? У нас диапазон только от 4 до 7 м/с? Ну хотелось бы хотя бы до 12 м/с…..

 

Два моих пути решения.

  1. Ограничиться «прямой» зарядкой в АКБ не от 4 м/с, а с 5 м/с, т.е. предоставив возможность ЭДС генератора на скорости ветра 4 м/с быть только 12 VDC.  Ведь при 4 м/с мой преобразователь справится, если ему на вход будет поступать даже 5 VDC
  2. Сделать автоматическое переключение со «звезды» на «треугольник» при предельном для «звезды» ветре.

     Рассчитаем заново, для идеи «звезда – треугольник».

 

«Звезда» для нижнего ветрового диапазона – заново находим витки (обороты, как и были минимальные 230, при КИЭВ = 0,3, Z=3 и ветре 4 м/с):

число витков на зубе = 12/(0,000035 х 230 х 48) = 31

 

«Треугольник» для верхнего ветрового диапазона – заново находим обороты (по новым виткам 31 и коэффициенту для «треугольника» 0,00002):

0,00002=34/(31 х 48 х обороты)

Предельные обороты для режима ХХ, для «треугольника»: 1142 об/мин.

Меняем данные в таблице (напоминаю: КИЭВ = 0,4, Z=5) и по оборотам находим ветер:..... 15 м/с!

 

    Для меня это вполне, тем более, что на судне уже есть стабилитроны, которые работают с любым источником (ПМ, ветряк, гидрик) и при 32 VDC его «грузанут» дополнительным отбором тока, с «просадкой» напряжения, торможением ветряка – но об этом позже.

 

Пока не буду про диаметр провода. Это уже чисто арифметический вопрос.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал DmitryK: 11 января 2014 - 17:06

  • 0

#24 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 13 813 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 11 января 2014 - 17:09

Да не то слово! Пока все прикинешь, пока сделаешь, потом испытаешь....

Проще взять шуруповерт, воткнуть в патрон ось пропеллера, а от мотора просто вывести наружу два провода. И ведь работать будет! :P

Ну, я про свой ветрогенератор (~90 гг) писал. Быстроходное ветроколесо 1.5 м с двумя лопастями, синхронная машина ДБМ с синусоидальным распредлением МП в зазоре (никаких залипаний). 1.5 кВт при 12-14 м/с. Порошковая муфта в виде тормоза. Частотомер (по пульсациям напряжения ) и на его основе и порошковой муфте система торможения.


  • 0

#25 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 13 813 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 11 января 2014 - 17:20

Почему тормоз. При большом числе пар полюсов при закоротке обмоток сдвигается напряжение относительно тока (даже при наличии выпрямителя) и нет необходимого момента торможения при большой скорости ветра.


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей