Перейти к содержимому

Фотография

Ветрогенератор своими руками.


Сообщений в теме: 295

#276 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 02 января 2016 - 17:52

Немного теории.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  kaginscy.zip   1,14МБ   380 Количество загрузок:

  • 0

#277 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 989 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 21 января 2016 - 14:07

Коллеги! Очень понравилась тема. Прежде всего тем, что ТС грамотно ведет проектирование.

 

Однако, совсем забыли обсудить и оптимизировать тему контроллера. А у меня "своекорыстный" интерес по этому пункту.

 

У меня на лодке стоит фирменный ветрогенератор и он мне нравится. С некоторых пор он начал как-то странно рычать при зарядке батареи . Я его снял, разобрал (попутно поменял подшипники, которые за три года зашумели) похоже внутри все хорошо. А следовательно "глючит" котроллер. Покупать такой же контроллер новый и ждать когда и он сгорит, мне не хочется. Лучше я сделаю другой, понятный мне и с электрическим тормозом. (Пусть греет лодку во время зимних штормов, опять же, может и подшипники целее будут, и вообще, как бы не развалилися вентилятор от быстрой раскрутки). Но мне не очень понятна методика рассчета резисторов этого тормоза. И в и-нете пока не нашел ничего внятного.

 

С удовольствием узнал бы мнение коллег по этим вопросам 


  • 0

#278 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 21 января 2016 - 14:31

Рассеивать излишки энергии и снижать частоту вращения. Нужна кривая кпд винта от оборотов и скорости ветра. Для отсутствия заморочек можно выбрать с запасом и применить ШИМ управление. Интересная деталь, для СМ ветрогенератора максимальный момент на винте будет при определенном значении нагрузочного  резистора, а не при КЗ обмоток, тк есть угол при переменным током между вектором тока и вектором эдс.


  • 1

#279 Александер M

Александер M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 241 сообщений
  • Из:Таллин
  • Судно: ÅH-30
  • Название: Monique

Отправлено 21 января 2016 - 18:30

"Рычать"  с вибрацией он может начать при обрыве фазы. Визуально Вы можете не увидеть.

Надо проверить все точки осциллографом - фазы, выпрямительные диоды, проводную линию.

Всё измерения делать под нагрузкой.

Резисторы просто - по закону Ома в соответствии с мощностью Вашего генератора.


  • 1

#280 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 989 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 22 января 2016 - 19:50

Рассеивать излишки энергии и снижать частоту вращения. Нужна кривая кпд винта от оборотов и скорости ветра. Для отсутствия заморочек можно выбрать с запасом и применить ШИМ управление. Интересная деталь, для СМ ветрогенератора максимальный момент на винте будет при определенном значении нагрузочного  резистора, а не при КЗ обмоток, тк есть угол при переменным током между вектором тока и вектором эдс

Благодарю за ответ.

У меня применен ветрогенератор Rutland 503 c  HRS 503 Regulator. Простой трехфазный генератор с 6 диодами. До 60 Вт.

К сожалению в описаниях нет подробных характеристик кпд винта от скорости ветра и оборотов. Единственно, что я нашел зависимость тока от скорости ветра при напряжении 12 в. Но и этот график мне не удалось приклеить, - наш сайт его не захотел принять. Но там все просто , от 6 узлов и до 40 ток растет от 0 почти линейно и достигает 5 А. А дальше неизвестность (или авторы за это не отвечают). Но Вы же сами знаете, что в порывах ветер и 60 узлов достигает, и даже, говорят, больше. В той зоне и будет самое интересное.

 

Нашел простую и понятную мне схему с простым компаратором-переключателем и э/м реле, который переключает генератор с батареи на резистор при достижении напряжения полного заряда аккумулятора. (Тоже не захотел наш сайт принять).  Резистор там 2 Ома. До 12 В все хорошо, а если напряжение поднимется? Что сгорит в первую очередь? Обмотки ветряка (самое ценное), выпрямительные диоды (легко сменить) или стоит пожертвовать чем -то другим?

 

То, что не следует на долго закорачивать обмотки ветрогенератора, понятно, спасибо за напоминание. Но и ШИМ не вижу чем может помочь, а возиться с ним не охота, там бывают проблемы.


Сообщение отредактировал Liber: 22 января 2016 - 19:58

  • 0

#281 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 989 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 22 января 2016 - 20:00

"Рычать"  с вибрацией он может начать при обрыве фазы. Визуально Вы можете не увидеть.

Надо проверить все точки осциллографом - фазы, выпрямительные диоды, проводную линию.

Всё измерения делать под нагрузкой.

Резисторы просто - по закону Ома в соответствии с мощностью Вашего генератора.

Благодарю за ответ.

Посмотреть все осциллографом, я сразу же захотел. Но лодка в Турции, там мало кто знает название таких дивайсов, а если кто-то и знает, то взять попользоваться будет слишком дорого стоить.

Если просто оборвалась фаза, то хрен с ней, мне и с двух фаз энергии пока хватит. Мне важно понять, как взаимодействует ветрогенератор с батареей и не испортят ли друг друга без моего надзора.

 

На счет выбора резистора я написал в предыдущем посте. 


  • 0

#282 Александер M

Александер M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 241 сообщений
  • Из:Таллин
  • Судно: ÅH-30
  • Название: Monique

Отправлено 22 января 2016 - 21:20

 2 ома - это как раз максимальная с запасом нагрузка для Вашего ветряка. 

Защита ветряка от сильного ветра большими нагрузками ИМХО не хорошо.

  Возможно самый простой вариант для снижения оборотов на время своего отсутствия - поставить самодельный "временный хвост"  повёрнутый на 30-45 градусов от осевой линии крыльчатки.  


  • 1

#283 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 23 января 2016 - 01:46

Посмотреть все осциллографом, я сразу же захотел. Но лодка в Турции, там мало кто знает название таких дивайсов, а если кто-то и знает, то взять попользоваться будет слишком дорого стоить.

 

Приобрел себе чудо китайской техники - карманный осциллограф DSO201. До 100 кГц вполне можно пользоваться. Точность его, конечно, плюс минус лапоть, но наличие и форму сигнала проверить можно.

 

Обзор карманного осциллографа DSO201

Изображение


  • 1

#284 Александер M

Александер M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 241 сообщений
  • Из:Таллин
  • Судно: ÅH-30
  • Название: Monique

Отправлено 23 января 2016 - 10:20

Есть вариант ещё проще.

Просто скачать программу "виртуального осциллографа" на ваш ноутбук.

Щупы подключаются к звуковой карте. И спокойно можно исследовать нзко-частотные сигналы, всё что пропустит ваша звуковая карта.  Для ветряка тем более достаточно.

  Вариантов на вскидку - великое множество: http://www.radiochas...rmation/517449/

Удачи.


  • 1

#285 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 989 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 23 января 2016 - 12:05

 2 ома - это как раз максимальная с запасом нагрузка для Вашего ветряка. 

Защита ветряка от сильного ветра большими нагрузками ИМХО не хорошо.

  Возможно самый простой вариант для снижения оборотов на время своего отсутствия - поставить самодельный "временный хвост"  повёрнутый на 30-45 градусов от осевой линии крыльчатки.  

Совершенно с Вами согласен, опасаюсь излишне больших нагрузок, поэтому и обратился за помощью к нашему форуму. "Временный хвост" - хороший вариант, но тут же вопрос - а сколько энергии все же будет давать генератор?

 

Дело в том, что у меня старая лодка и она течет, причем "со всех сторон". Я конечно борюсь с протечками и уже имею успехи, но все же предпочитаю ставить лодку на берегу. Я, увы, все ещё не смог перебраться на ПМЖ (хотя бы 50%) в лодку. При этом тяга к странствиям у меня не убывает и надо быть готовым к зимней стоянке на воде. Мне уже приходилось вынужденно вставать в г. Торревьехе на воде, - привод крупно сломался, не было возможности поиска хорошей стоянки, лишь кое-как дошел до ближайшей чисто по парусному, что не легко на моем мотосейлере. Но в то время ветрогенератор работал хорошо, и я под это дело хорошенько отладил работу автоматической откачки воды. А для этого требуется энергия. Вот я и думаю как хорошенько (надежно) наладить систему автоматической откачки воды, - проблема. 

 

Отдельная благодарность за "виртуальный осциллограф" я совсем забыл, что это вполне возможный вариант. Начинаю прилаживать эту систему к своему нетбуку или планшету.


  • 0

#286 Александер M

Александер M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 241 сообщений
  • Из:Таллин
  • Судно: ÅH-30
  • Название: Monique

Отправлено 23 января 2016 - 15:01

Совершенно с Вами согласен, опасаюсь излишне больших нагрузок, поэтому и обратился за помощью к нашему форуму. "Временный хвост" - хороший вариант, но тут же вопрос - а сколько энергии все же будет давать генератор?

 

Дело в том, что у меня старая лодка и она течет, причем "со всех сторон". Но в то время ветрогенератор работал хорошо, и я под это дело хорошенько отладил работу автоматической откачки воды. А для этого требуется энергия. Вот я и думаю как хорошенько (надежно) наладить систему автоматической откачки воды, - проблема.

Если дело в такой ответственной задаче как откачка лодки - действительно нужен надёжный источник энергии. 

И раз Вы "человек с руками" - можно посоветовать ряд мер к оптимизации Вашей системы.

Изначально - желательно починить оборванную фазу ибо крыльчатка рассчитана на определенную мощность для 3х фаз. А передавать этот крутящий момент она будет на две - чего они могут не выдержать и перегореть.

 Далее желательно определить реальную максимальную ДОЛГОВРЕМЕННУЮ мощность ветряка - превышение её характеризуется началом нагрева обмоток генератора.

Далее проверить целостность линии, токосъемника поворотной мачты и выпрямительных диодов и соответствие их мощности (с запасом) к долговременной мощности генератора. 

 Раз с компаратором  зарядки Вам всё ясно - остаётся к его переключающему реле подключить аккумуляторы и балластную нагрузку.

Вместо мощных резисторов на 2 ома - можно подобрать навитый кусок нихромовой проволоки с обдувом вентилятором например от старого компьютера или побольше. Получится нагрузка - эдакий фен, вентилирующий и сушащий Вашу лодку. 

 Максимальная мощность Rutland 503 указанна для ветра 20м/с. Желательно, что-бы при более сильных ветрах генератор сам отворачивался от ветра.

Для этого необходимо установить "автоматический" хвост например как на фото. В этой системе одна лопасть зафиксирована а вторая подпружиненная.

Пружину подобрать такой силы. что-бы при 20м/с  подпружиненный хвост отклонялся к ДП и фиксированный хвост приведёт крыльчатку под угол к ветру.

 Повторюсь, что на лодках - голова ветряка и его оперение должны быть равны по весу - относительно точки крепления к стойке. В противном случае - более тяжелая часть во время качки будет отворачиваться в сторону наклона стойки - независимо от направления ветра.

 В такой конфигурации Вы получите мощность и защиту системы. 

  Всё зависит от Ваших возможностей и даже частичная реализация - уже принесёт пользу.         

Прикрепленные изображения

  • 013.jpg.pagespeed.ce.lCsGAtGpU7.jpg
  • i2450.png

Сообщение отредактировал Александер M: 23 января 2016 - 15:58

  • 1

#287 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 989 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 24 января 2016 - 20:59

Если дело в такой ответственной задаче как откачка лодки - действительно нужен надёжный источник энергии. 

И раз Вы "человек с руками" - можно посоветовать ряд мер к оптимизации Вашей системы.

Изначально - желательно починить оборванную фазу ибо крыльчатка рассчитана на определенную мощность для 3х фаз. А передавать этот крутящий момент она будет на две - чего они могут не выдержать и перегореть.

 Далее желательно определить реальную максимальную ДОЛГОВРЕМЕННУЮ мощность ветряка - превышение её характеризуется началом нагрева обмоток генератора.

Далее проверить целостность линии, токосъемника поворотной мачты и выпрямительных диодов и соответствие их мощности (с запасом) к долговременной мощности генератора. 

 Раз с компаратором  зарядки Вам всё ясно - остаётся к его переключающему реле подключить аккумуляторы и балластную нагрузку.

Вместо мощных резисторов на 2 ома - можно подобрать навитый кусок нихромовой проволоки с обдувом вентилятором например от старого компьютера или побольше. Получится нагрузка - эдакий фен, вентилирующий и сушащий Вашу лодку. 

 Максимальная мощность Rutland 503 указанна для ветра 20м/с. Желательно, что-бы при более сильных ветрах генератор сам отворачивался от ветра.

Для этого необходимо установить "автоматический" хвост например как на фото. В этой системе одна лопасть зафиксирована а вторая подпружиненная.

Пружину подобрать такой силы. что-бы при 20м/с  подпружиненный хвост отклонялся к ДП и фиксированный хвост приведёт крыльчатку под угол к ветру.

 Повторюсь, что на лодках - голова ветряка и его оперение должны быть равны по весу - относительно точки крепления к стойке. В противном случае - более тяжелая часть во время качки будет отворачиваться в сторону наклона стойки - независимо от направления ветра.

 В такой конфигурации Вы получите мощность и защиту системы. 

  Всё зависит от Ваших возможностей и даже частичная реализация - уже принесёт пользу.         

Спасибо за участие в моих лодочных проблемах.

 

Тут все как в жизни: " Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". :w00   Но мне пока плохо удается совместить первое, в результате нарываюсь на второе. :cry:   Но я не сильно грущу, - оптимист по натуре. :D 

 

Тем более все не так уж и плохо. Лодка моя до сих пор не утонула, благодаря моим старания и помощи Божьей. Главные дыры куда втекала вода я уже определил и заткнул. В результате за прошлый год, при отсутствии откачки в трюме накопилось порядка 50 литров воды. С этим лодка не утонет. Но аккумуляторы желательно поддерживать в заряженном состоянии, даже, если не задействована система откачки воды. А уж если и не будет пополнения заряда батарей, то пусть уж работает система откачки, а батареи можно и поменять. Лодка дороже.

 

Сама крыльчатка верогенератора тоже пока цела, она не велика и это тоже мой выбор, - меньше нагрузки. Меня больше беспокоит шершавость пластика - действие южного солнца. (Не исключено, что скоро пластик развалится от солнца. Подшипники в ней сменил.  К сожалению, забыл, провел ли я проверку обмоток, по логике, раз разобрал, должен был, ведь это так просто. Но ничего раздобуду осциллограф проверю не снимая мачту, находясь внизу. Надеюсь все же в этом сезоне сделать контроллер - защиту от перезаряда батарей и переключатель на тепловой резистор с обдувом. Это не сложно, уже начал прикидывать где что взять.

Вентиляторы я предпочитаю компьютерные, они не дорого стоят и не шумят (можно добывать бесплатно из старых БП). У меня уже в лодке установлено 7 шт. планирую еще 5-6 добавить.

 

А вообще, очень трудно ждать целый год ( я все еще не освободился от обязанности работать), приезжать и тратить отпускное время на ремонт лодки. Причем мне нравится делать лодку, особенно налаживать всяческие дивайсы, Но не хватает сил не отчалить и уплыть в море. Тем более, я сейчас стою в чудных местах, надо только немного отойти от Бодрума. 

 

У меня дома было подготовлено, но до сих пор еще не установлено на лодке - 1. тахометр дизеля, 2. новые светодиодные огни, 3. сбруя для индивидуального подъема на мачту. Кроме этого надо закончить систему измерения уровня в холдингтанке, сделать биде в гальюне, душ в копите, сделать новый холодильник (встроенный в нужное место), Доделать спальное место капитана в кокпите, доделать сходню, Тянуть такелаж, Ну, и разумеется, устранить все протечки, после этого заменить где следует чехлы, и ВСЕ красить!

Потому и очень хочется бросить наконец работу (всех денег все равно не заработаю) и посвятить хотя бы один год налаживанию лодки.  


  • 1

#288 Трибун

Трибун

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 656 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Отправлено 17 мая 2016 - 18:02

Здравствуйте!

Не заходил давно, но наткнулся на интересную тему - двигатель Дуюнова и его схема намотки "Славянка" (в противовес "Американке"). По первичной информации уже только схема добавляет кучу положительных качеств в обычный асинхронник. Якобы уже повсеместно ремонтники ее мотают и потребитель счастлив. Информации о применении Славянки в генераторах меньше, но тоже очень положительная.

 

Что скажут спецы? Это новое слово или мое открытие Америки?

 

Суть. С пересчетом витков и сечений, укладывается то же количество меди, но обмоток две - звезда и треугольник со сдвигом в 30 эл. градусов. Соединения могут быть параллельным или последовательным (треугольник в звезде).


Сообщение отредактировал Трибун: 17 мая 2016 - 18:13

  • 0

#289 Andre_u

Andre_u

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 176 сообщений
  • Из:Тольятти
  • Судно: Швертбот
  • Название: Santa Iren

Отправлено 01 ноября 2016 - 07:06

На днях пошел в фирму, которая ремонтирует генераторы и стартеры от иномарок. Взял там статор, как у автора темы, с 48 полюсами. Сказали, что от Форда-транзита. Буду делать по методике


  • 1

#290 Александер M

Александер M

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 241 сообщений
  • Из:Таллин
  • Судно: ÅH-30
  • Название: Monique

Отправлено 01 ноября 2016 - 10:48

На днях пошел в фирму, которая ремонтирует генераторы и стартеры от иномарок. Взял там статор, как у автора темы, с 48 полюсами. Сказали, что от Форда-транзита. Буду делать по методике

Удачи Вам в этом хорошем деле.

Надеемся на  фото и описание процесса строительства.


  • 0

#291 Kot Mudrago

Kot Mudrago

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 308 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 марта 2017 - 16:22

Продолжение будет? 


  • 0

#292 egor78

egor78

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 18 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 марта 2017 - 16:38

планирую апгрейт электрической системы. хочу прикрутить солнечную панель или ветрогенератор (возможно и то и другое) с дополнительным литиевым аккумулятором. кто-нибудь такое уже собирал? какие есть мнения, опыт?


  • -1

#293 Andre_u

Andre_u

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 176 сообщений
  • Из:Тольятти
  • Судно: Швертбот
  • Название: Santa Iren

Отправлено 26 марта 2017 - 19:35

Пара вопросов

1. Материал корпуса статора должен быть обязательно немагнитным?

2. Из чего сделана основа ротора, куда магниты приклеиваются. Тоже дюраль?


  • 0

#294 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 26 марта 2017 - 21:01

Пара вопросов 1. Материал корпуса статора должен быть обязательно немагнитным? 2. Из чего сделана основа ротора, куда магниты приклеиваются. Тоже дюраль?

1. Статор - это набранный из пластин электротехнической стали магнитопровод. А корпус, это силовой элемент для его удержания в пространстве. Думаю, что с т.з. здравого смысла и веса корпус лучше делать немагнитный. Как пример - автомобильный генератор, из которого данный статор и был изьят. 2. Из магнитного материала, т.к. через него замыкаются друг на друга разноименные полюса соседних магнитов. Толщина - разумная, как с т.з. магнитного поля, так и с т.з. массы.
  • 0

#295 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 27 марта 2017 - 20:45

Ветряк из деталей автогенератора пост 66:

 

http://forum.katera....vetrjaki/page-3


Сообщение отредактировал DmIP: 27 марта 2017 - 20:47

  • 0

#296 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 30 мая 2018 - 12:33

Коллеги, поскольку у меня немного расширилась сфера интересов, нашёл интересные "межпредметные" связи.

Делюсь информацией с теми, кому нужно готовое решение портативного генераторного узла на неодимовых магнитах.

-------------------------------

Год назад уже крутанул на стенде, на всякий случай, авиамодельные бесколлекторные моторы с внешним ротором (русск: "аутраннеров"). Один из них: http://www.parkflyer...u/product/6246/ Измерял только величину выпрямленного напряжения (через 6 диодов SR540) в режиме ХХ.  Результат следующий и очевидный: если взять заданное в характеристиках двигателя kV  (т.е. "оборотов на вольт" постоянного питающего напряжения), то выходное выпрямленное оказалось  Uxx ≈ обороты (об/мин)/kV

Т.е. для указанного по ссылке, чтобы получить 20 В хх , надо крутануть его аж до 14000 об/мин, что не очень удобно и комфортно (ветряк). Характеристики с нагрузкой не проверял, т.к. пока задачи нет.

А вот если взять что-то "силовое" с большим диаметром (пример: https://hobbyking.co...otor-motor.html), то для того же напряжения понадобится всего 1800 об/мин.

Есть ещё аналогичные двигатели для стабилизированных подвесов (пример: https://hobbyking.co...s-gimbals.html), но их оригинальные обмотки имеют большее, чем у силовых двигателей, внутреннее сопротивление, т.к. задача их использования как двигателя совершенно другая.

------------------------------------------------------------

И от моего коллеги, который тоже искал что-то небольшое, походное:

Производители носимых ручных генераторов так же не сидят без дела, появились готовые решения.

Один из примеров: https://ru.aliexpres...ceBeautifyAB=0.

Разборка показывает, что внутри "аутраннер" и повышающий редуктор: https://www.youtube....eature=youtu.be

Здесь т.н. "тестирование": https://www.youtube....eature=youtu.be, но понятно, что шум присутствует, а КПД не измеряется.

 


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    Google (1)