Для затравки, цитата:
Меня прельщает концепция свободностоящих мачт своей изумительной простотой. Сравните гладкие
незагроможденные слегка гибкие крылья современного Боинга с неуклюжими крыльями на стойках и проволоке
трехмоторного Форда 1928 года.
Сегодня типичная яхта с бермудским вооружением имеет два (или более) троса для поддержки мачты в
продольной проскости. Для того, чтобы удержать ее от падения в сторону, мы устанавливаем дополнительно еще 6
(или больше) тросов. Итого, по крайней мере 8 тросов плюс еще как минимум 150 различных креплений, находящихся
под большой нагрузкой, держат нашу мачту. Каждая деталь специально изготовлена для своей цели и стоит дорого.
Большинство этих деталей делаются из нержавеющей стали путем литья, ковки или токарно-фрезерной обработки
болванок на станке, но некоторые формуют из бронзы или алюминия. Мачта длинной 50-60 футов обычно имеет:
20 креплений для тросов 40 пальцев со стопорными кольцами
4 краспицы (2 набора) 8 деталей для крепления бакштага
30 деталей талрепов 26 путенсов на мачте
4 кронштейна для краспиц 4 вантпутенса
12 U-образных оковок 4 болта для путенсов
4 наконечника для краспиц 12 болтов для вантпутенсов
Плюс еще 60 или больше проволочных чек и две дюжины заклепок. Если один из тросов порвется, или как-то
выскочит чека, или одна из специальных металлических оковок треснет или рассоединится, то рангоут больше не
будет поддреживаться тросами, выйдет за расчетные пределы и, вероятно, упадет.
Инженеры стараются предусмотреть подобные ситуации на этапе разработки, оценивая предполагаемые
нагрузки и применяя поправочные коэффициенты на запас прочности, например, 2.5 для гоночных яхт, 3 - для
круизных прибрежного плавания и 4 - для круизных с неограниченным районом плавания. Яхтсмены и мастера по
такелажу хорошо знают об этих проблемах на эксплуатационном уровне и стараются сделать все возможное для
проверки каждой детали стоячего такелажа. Все же их слишком большое количество превращает ежедневную заботу
о такелаже в чрезмерно хлопотное занятие.
Некоторые внимательные яхтсмены даже делают рентген каждой части стоячего такелажа и других
критичных деталей. Я помню как в 1978 году Том Ватсон сделал рентген всех деталей своего стоячего такелажа на
пленке размером 8 на 10 дюймов в Вейфарер марине в городе Кэмден штата Мейн. Все части были в порядке, за
исключением одной U-образной оковки, которая имела внутреннюю трещину. Оковка внешне выглядела просто
замечательно и снаружи не было видно ни одной царапинки даже через увеличительное стекло. Тем не менее, эта
критичная часть такелажа оказалась дефектной.
Еще одно беспокойство вызывает вес всего такелажа, особенно его штагов и вант. Десять 5/16-дюймовых
тросов, каждый длиной 50 футов, весят 111 фунтов. В 1992 году я взвесил весь такелаж моей яхты "Санта Круз
50" (включая мачту, штаги и ванты, степ мачты и бегучий такелаж - все вместе) - у меня получилось 1,200 фунтов.
Этим я хочу сказать, что традиционное бермудское вооружение весит значительно больше, чем вам кажется. Это дает
значительный запас в весе свободностоящим мачтам, их степам и усилителям палубы. Для них это реальная
возможность сэкономить в весе наверху.