Данное Методическое Пособие (МП) состоит примерно 50/50 из двух частей - как собственно приемы управления ялом с практическими примерами,так и компиляция из различных источников частично в прямом заимствовании, частично в пересказе автора (в меру его понимания), общей информации об управлении парусным судном - тут и аэро- гидродинамика и метео, и техника управления, и терминология, но всё это сбивчиво и явно недостаточно для нормального (в т.ч. и первоначального) усвоения материала на основе данного МП, дана и тактика и техника прохождения дистанции опять же очень кратко и на основе пособий для гоночных яхт - на чём ещё остановлюсь. В общем, непонятно, зачем вообще нужны включения - есть специализированные пособия -ссылки на них даются в тексте, по ним и надо вести теоретическую общепарусную подготовку, а в МП оставить только то что непосредственно касается яла.
Теперь собственно МП по ялу, на мой взгляд несколько преувеличены трудности выполнения поворотов, скорее надо акцентировать на том, что если с поворотами затруднения значит и рулевой и команда недостаточно подготовлены, а то мне приходилось слышать как в ответ на вопрос "Чего оверштаг такой корявый?" отвечают, мол этож ял он жеж и неповоротливый и тяжёлый.
И ещё - поворот фордевинд с подбором фока к мачте в свежий ветер считаю недопустимым и опасным т.к. контроль над парусом в этот момент ПОЛНОСТЬЮ утерян.
И вернусь к упомянутой технике гонок - прохождение дистанции на яле имеет свои особенности и не позволяет копировать приёмы обычных техник как это описано в МП, хотя бы потому, что в силу особенностей вооружения у яла и скорость и лавировочный угол РАЗНЫЕ на разных галсах. Странно, но упоминания об этом я в данном МП не нашёл. Может это считается информацией ДСП? Тогда прошу прощения за разглашение.
Так же в МП достаточно подробно описано вооружение яла но совсем непредставлен его генезис - для МП именно по ялу это необходимо - рассказать почему воружение называется "разрезной фок" и откуда оно взялось.
Ну и последнее, прочитав во вступлении фразу "Поскольку для правильного и уверенного управления парусами вовсе не обязательно иметь глубокие научные знания." захотелось дальше не читать, но поскольку тема мне интересна то пересилил себя, итог - у автора самые лучшие намерения и много эмоций да только... Парусный спорт - технический вид спорта, именно возможность показать детям практическую необходимость в изучении физики и математики, дать понятие о сопромате и материаловедении, рассказать о аэро и гидродинамике, синоптике, навигациии, в этом настоящая цель обучения парусу, а без этого получим современных тупых олимпийцев, обученных скакать с борта на борт как дрессированные обезьяны.