Перейти к содержимому

Фотография

Методика гонок на Ял-6


Сообщений в теме: 9

#1 CCB

CCB

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 220 сообщений
  • Из:Екатеринбург
  • Судно: микро
  • Название: Дева

Отправлено 28 февраля 2014 - 00:45

Юрий Григорьевич Самчик (г.Рыбинск) попросил разместить в сети его методическое пособие по хождению под парусом и гонкам на Ял-6. Использован практический опыт автора по подготовке шлюпочной команды. Просьбы дать отзывы и критику. 

Ссылка на методичку: http://yadi.sk/d/8Kyf8SSoJfm3X

 

 


  • 0

#2 Алексей С.

Алексей С.

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 6 058 сообщений
  • Из:Ладога, Берёзово
  • Судно: LAURIN 32
  • Название: Мечта-3

Отправлено 28 февраля 2014 - 02:01

Данное Методическое Пособие (МП) состоит примерно 50/50 из двух частей - как собственно приемы управления ялом с практическими примерами,так  и компиляция из различных источников частично в прямом заимствовании, частично в пересказе автора (в меру его понимания), общей информации об управлении парусным судном - тут и аэро- гидродинамика и метео, и техника управления, и терминология, но всё это сбивчиво и явно недостаточно для нормального (в т.ч. и первоначального) усвоения материала на основе данного МП, дана и тактика и техника прохождения дистанции опять же очень кратко и на основе пособий для гоночных яхт - на чём ещё остановлюсь. В общем, непонятно, зачем вообще нужны включения - есть специализированные пособия -ссылки на них даются в тексте, по ним и надо вести теоретическую общепарусную подготовку, а в МП оставить только то что непосредственно касается яла.

Теперь собственно МП по ялу, на мой взгляд несколько преувеличены трудности выполнения поворотов, скорее надо акцентировать на том, что если с поворотами затруднения значит и рулевой и команда недостаточно подготовлены, а то мне приходилось слышать как в ответ на вопрос "Чего оверштаг такой корявый?" отвечают, мол этож ял он жеж и неповоротливый и тяжёлый.

И ещё - поворот фордевинд с подбором фока к мачте в свежий ветер считаю недопустимым и опасным т.к. контроль над парусом в этот момент ПОЛНОСТЬЮ утерян.

И вернусь к упомянутой технике гонок - прохождение дистанции на яле имеет свои особенности и не позволяет копировать приёмы обычных техник как это описано в МП, хотя бы потому, что в силу особенностей вооружения у яла и скорость и лавировочный угол РАЗНЫЕ на разных галсах. Странно, но упоминания об этом я в данном МП не нашёл. Может это считается информацией ДСП? Тогда прошу прощения за разглашение.

Так же в МП достаточно подробно описано вооружение яла но совсем непредставлен его генезис - для МП именно по ялу это необходимо - рассказать почему воружение называется "разрезной фок" и откуда оно взялось.

Ну и последнее, прочитав во вступлении фразу "Поскольку для правильного и уверенного управления парусами вовсе не обязательно иметь глубокие научные    знания." захотелось  дальше не читать, но поскольку тема мне интересна то пересилил себя, итог - у автора самые лучшие намерения и много эмоций да только... Парусный спорт - технический вид спорта, именно возможность показать детям практическую необходимость в изучении физики и математики, дать понятие о сопромате и материаловедении, рассказать о аэро и гидродинамике, синоптике,  навигациии, в этом настоящая цель обучения парусу, а без этого получим современных тупых олимпийцев, обученных скакать с борта на борт как дрессированные обезьяны.


  • 0

#3 Юрий С

Юрий С

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Из:г Рыбинск
  • Судно: Финн, Т2 Скат

Отправлено 07 марта 2014 - 19:34

Премного благодарен Вам Алексей. Вы прочитали.Не смотря на то, что критика на 99 процентов отрицательная (1 процент за благие намерения)я доволен.Согласен с Вами что можно было оставить только то. что касается непосредственно яла.Считал. что ознакомившись с предисловием читатели поймут почему так написал.Писал для команды девушек по морскому многоборью (5 видов) и их тренера Наумовой Евгении Михайловны. Очень хорший тренер. С парусом общалась мало.но это в прошлом.Ставилась задача при минимуме теоретических знаний научить команду выполнять необходимую и достаточную рабту для достижения конкретной цели стать чемпионами России.Задачу выполнили. Шлюпка ЯЛ6 не такая уж и тяжёлая но точно не поворотливая по сравнению с современными яхтами.На нашей (как москвичи говорят" Рыбинке при высоте волны 1-1,2м поворот оверштаг шлюпки выполняют зачастую с задним ходом.Ещё опираюсь на мнение военных моряков, верю им. Возможно на других акваториях это и не так. Поворот через фордевинд с подбором фока к мачте описан капитаном первого ранга Хояковым ИИ в упомянутой мною книге "Шлюпка".Подобранный к мачте фок (нужны крепкие руки и ловкость)контролируем. А самопроизвольно перелетающий на противоположный борт, полный ветра парус бесконтролен.Только опережающая работа рулём на уваливание и синхронный скачёк всей команды к наветренному борту помогут избежать опрокидывания.Отдаваемый от мачты фок переходит на другой борт "без ветра" и создаёт меньший приводящий момент. По воросу несимметричности парусного вооружения относительно ДП сознательно ни чего не писал.Переднюю фока спротсмены крепя т к мачте в ДП. И только бензельные углы фока и кливера смещены вправо от ДП на половины толщин мачты и рейка, где то мм70 на небольшом расстоянии по вертикали мачты.Визуально разницу ходов на разных галсах не заметил. приборов нет.Хотя теоретически она длжна быть.И ещё, это можно использовать когда галсы равноправны относительно направленич ветра, согласитесь, это бывает редко. Почему "разрезной фок", признаюсь, не знаю.Разрезной и разрезной. Кто резал, тот знал зачем. Не когда было.Читая Ваше замечание пришла мысль, что разрезали для того, что бы обеспечить выполнение поворта овеоштаг с помощью выноса передней части паруса на ветер. Возможно есть и другие объяснения. Фразу покоробтвшую Вас взял из книги Ивара Дедекама "Настройка парусов и такелажа" "от автора". Согласен, утонул в эмоциях. Олемпийцы, умеющие скакать с борта на борт нам нужны.Уверен. что они знают основы аэро и гидродинамики и понимают почему именно так надо скакать, практически видя результат этого.В Лондоне 2012г Катя Скудина не уступая в рулении српернику проигрывала на лавировке 5-6сек.Почему? Алексей, категорически не согласен со словом "ТУПЫХ".Вероятно оно вертелось у Вас в голове когда Вы читали и случайно попало в текст. С увжением. Автор, кресельный моряк Юрий.
  • 0

#4 Алексей С.

Алексей С.

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 6 058 сообщений
  • Из:Ладога, Берёзово
  • Судно: LAURIN 32
  • Название: Мечта-3

Отправлено 08 марта 2014 - 04:29

Не по порядку. 

1.Сначала о самом на мой взгляд главном - о повороте фордевинд. Никакие руки не удержат реёк от перехода с борта на борт рывком и с полной амплитудой и хорошо если только реёк сломает, так и оверкиль вполне возможен. Фордевинд на яле в сильный ветер выполняют максимально добирая фокашкот,втугую, потом небольшой вывод рулём кормы на ветер, переход рейка на другой галс с минимальной амплитудой и нагрузкой, после чего шкот травится до места правда тут в зависимости от предпочтений рулевого возможны два варианта - шкот может подбираться как с подветренного борта так и с наветренного, в первом случае меньше  амплитуда рангоута но больше изменение курса во втором случае наоборот. Вот правильная и безопасная техника поворота и никаких самопроизвольных перелетаний. 

2.Теперь о парусе. Дело не в 70 мм мачты, а в том что на одном галсе реёк уходит от мачты под ветер, а на другом работает как рычаг вынося нокбензельный угол кливера на ветер, и разница в положении нокбензельного угла кливера может достигать полуметра и даже чуть больше, что даёт во первых,  разницу в работе самого кливера в силу  изменения натяжения передней шкаторины кливера, во вторых  изменения угла наклона передней шкаторины кливера относительно ДП и в третьих изменения взаимного положения кливера и фока - все эти три позиции на разных галсах разные, проконтролировать это легко  - нужен джипиес с записью треков и ровный ветер без порывов и заходов.

3. Повороты при любом волнении должны выполняться штатно, задний ход - неготовность экипажа.

4. Разрезной фок потому фок, что когда то был частью вооружения более крупных шлюпок, в недавние времена уже в виде разрезного - с целью улучшить работу части паруса находящейся впереди мачты, а ещё ранее единого фока. 

5. Не может быть 99% критики при признании того что сама работа нужная - а она нужная, я думаю что это видно из моего сообщения. Ну да, надо доводить, в виде адресации конкретному экипажу ценность её именно как методики невелика и при использовании в этом качестве в отзывах в общем и не нуждается. Если же это должно быть более универсальное пособие то работы ещё много, и кому как не мне понятна её ценность, когда при проведении гонок на ялах с  (а мы проводим их достаточно регулярно) мне и другим инструкторам приходиться в течении короткого подготовительного выхода каким-то образом сделать из нескольких иногда вообще впервые вышедших на воду людей экипаж способный пройти гоночную дистанцию .

5. Я вообще категорически против современного олимпизма - цирка с нанятыми актёрами, и считаю допустимым существование исключительно ЛЮБИТЕЛЬСКОГО спорта. И считаю если у человека есть хоть какие-то моральные принципы то он и на выстрел не подойдёт к продукционным классам т.к. это такое же жульничество как доллар в качестве мировой валюты. И надеюсь что девушки из вашей команды не станут брать пример со Скудиной, т.к. девушка которая матом даже не ругается а разговаривает - зрелище непереносимое.

А книжка Дедекама у меня есть, правда я её только однажды бегло просмотрел, а в ней оказывается такие перлы.... 


  • 5

#5 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 09 марта 2014 - 21:33

Алексей, один из плюсиков - мой.  Много ходил на всяких ялах.

С уважением В.А. 


  • 0

#6 IgorVPonomarev

IgorVPonomarev

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 052 сообщений
  • Из:П-Камчатский
  • Судно: Конрад 25

Отправлено 10 марта 2014 - 05:36

А книжка Дедекама у меня есть, правда я её только однажды бегло просмотрел, а в ней оказывается такие перлы.... 

Не хотите написать рецензию на Додекама? Обсудим. Возможно, количество мнений будет стремиться к бесконечности.


  • 0

#7 Алексей С.

Алексей С.

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 6 058 сообщений
  • Из:Ладога, Берёзово
  • Судно: LAURIN 32
  • Название: Мечта-3

Отправлено 10 марта 2014 - 12:17

Не хотите написать рецензию на Додекама? Обсудим. Возможно, количество мнений будет стремиться к бесконечности.

Ну не к бесконечности, скорее макимальным количеством комбинаций следующих позиций: три типа вооружения: 7/8; топовое с нормальным стакселем, топовое с увеличенным стакселем; и несколько типов корпусов: швертбот, гоночная килевая, мейнстрим, классичесий корпус с длииным килем ну ещё могут быть варианты... Да ещё и различные частные случаи - например у меня угол установки генуи ограничен верхней краспицей, с точки зрения чистой теории её ещё можно было бы добрать но есть  то что есть, значит ли это что я хожу неоптимальным бейдевиндом - нет не значит, оптимальным но с точки зрения конструкции своей лодки...


  • 0

#8 Юрий С

Юрий С

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Из:г Рыбинск
  • Судно: Финн, Т2 Скат

Отправлено 16 марта 2014 - 20:52

Алексей.Согласно Ваших пунктов. 1.Согласен с Вашим описанием поворота фордевинд.Дана чёткая последовательность действий.Легко представить, остаётся попробовать. 2.О том, что реёк работает в вертикальной плоскости как рычаг заметил сразу.А о том, что он работает так же и в горизонтальной плоскости даже не задумывался.Хтя это очевидно,теперь.Прочитав ваше объяснение полагаю,что для тонкой настройки парусов на разных галсах потребуется корректировка натяжения кливергалса.Жду тепла.Тему шлюпки для себя закрыл, тк строю свою лодку.Хочется успеть сделать и походить.Но обязательно сделаю несколько выходов на яле,чтобы попробовать поворот фордевинд, а так же посмотреть и сфотографировать положение передней кливера с другой лодки находящейся в ДП шлюпки на разных галсах. Интересно. 3.Буду рекомендовать больше тренироваться. 4.Понял. что нужно в начале узнать, что такое фок. 5.Возникла идея организовать поездку наших парней на Ладогу.В Питер же они ездят.Предложу руководству. 6.Считаю, что интерес народа к яхтингу важнее олемпизма.Но этот интерес зависит от уровня жизни.И, всё же, олемпийская команда в стране должна быть. В июне в Рыбинск должны приехать команды из разных городов.Тренерам, которым подарил диски с фото, видио соревнований и моей книжечкой в догонку передам нашу переписку. С УВАЖЕНИЕМ.
  • 0

#9 vlad24

vlad24

    Юнга

  • Пассажиры
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Из:москва

Отправлено 21 января 2019 - 10:50

[quote name="Алексей С." post="1537219" timestamp="1394238584"]

Не по порядку.
1.Сначала о самом на мой взгляд главном - о повороте фордевинд. Никакие руки не удержат реёк от перехода с борта на борт рывком и с полной амплитудой и хорошо если только реёк сломает, так и оверкиль вполне возможен. Фордевинд на яле в сильный ветер выполняют максимально добирая фокашкот,втугую, потом небольшой вывод рулём кормы на ветер, переход рейка на другой галс с минимальной амплитудой и нагрузкой, после чего шкот травится до места правда тут в зависимости от предпочтений рулевого возможны два варианта - шкот может подбираться как с подветренного борта так и с наветренного, в первом случае меньше амплитуда рангоута но больше изменение курса во втором случае наоборот. Вот правильная и безопасная техника поворота и никаких самопроизвольных перелетаний.

+1, Согласен, 100%


2.Теперь о парусе. Дело не в 70 мм мачты, а в том что на одном галсе реёк уходит от мачты под ветер, а на другом работает как рычаг вынося нокбензельный угол кливера на ветер, и разница в положении нокбензельного угла кливера может достигать полуметра и даже чуть больше, что даёт во первых, разницу в работе самого кливера в силу изменения натяжения передней шкаторины кливера, во вторых изменения угла наклона передней шкаторины кливера относительно ДП и в третьих изменения взаимного положения кливера и фока - все эти три позиции на разных галсах разные, проконтролировать это легко - нужен джипиес с записью треков и ровный ветер без порывов и заходов.

А вот здесь ,как мне кажется , как раз много "химии" , хотелось бы самому все это понять. На яле настройка парусов не очевидна. Набивка кливера? Расстояние между парусами по бензелю, зазор с мачтой и набивка передней Фока. Наклон мачт кстати у них тоже разный бывает.


3. Повороты при любом волнении должны выполняться штатно, задний ход - неготовность экипажа.

+1 ( хотя с натяжкой, острая короткая волна в метр ял просто останавливает((
Катер(ял10) , потяжелее и нормально идёт к волне.

4. Разрезной фок потому фок, что когда то был частью вооружения более крупных шлюпок, в недавние времена уже в виде разрезного - с целью улучшить работу части паруса находящейся впереди мачты, а ещё ранее единого фока.

Парус пошел от латинского, который сложно переносится рея за мачтой, для упрощения поворота разрезали.
Результат : работать в повороте удобнее и безопаснее, ходить к ветру стало хуже. Но для шлюпки это приемлемо.

5. Про девушек и парусный спорт, комментировать не буду))

#10 Алексей С.

Алексей С.

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 6 058 сообщений
  • Из:Ладога, Берёзово
  • Судно: LAURIN 32
  • Название: Мечта-3

Отправлено 22 января 2019 - 00:43

Парус пошел от латинского, который сложно переносится рея за мачтой, для упрощения поворота разрезали.

 

А вот здесь ,как мне кажется , как раз много "химии" , хотелось бы самому все это понять. 
 

Мы все пошли от Адама, но в данном случае это был именно фок со шлюпок большего размера, и если покопаться у Крысова с Емельяновым можно даже найти с какой конкретно. В виде фока сохранился на гичках.

 

Есть время и опыт - идите шкипером, после первой семидневки всё поймёте.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей