Спасибо за видео! А у меня вопрос финансовый. За какие деньги удалось встать в марине? Насколько дорого обходится дорога до стоянки?
#128
Отправлено 28 января 2020 - 14:16
А вот когда он идет по маршруту, то получает от чартплоттера уже данные курса в градусах которого надо держаться. И если при этом внутренний компас автопилота, будет сбит градусов на 5, то в принципе ничего криминального не случится, просто лодка будет идти не по курсовой прямой, а выписывая довольно большие синусоиды вдоль курса.
Я всегда думал, что когда плоттер и авторулевой объединены NMEA и лодка идёт по маршруту, то данные от внутреннего компаса авторулевого вообще не используются.
Разве не так?
У меня в этом случае трек лодки выглядит как практически идеальная прямая, даже при среднем волнении. Вот когда идёт без привязки к сети, по внутреннему компасу - тогда да, петляет периодически.
#129
Отправлено 28 января 2020 - 14:41
Спасибо за видео! А у меня вопрос финансовый. За какие деньги удалось встать в марине? Насколько дорого обходится дорога до стоянки?
Стою в марине г.Синиш, 60 миль южнее Лиссабона. стоимость в год 1800 евро. Если вылетать из Вилюнюса, то вполне можно в 150-170 евро вложиться на дорогу туда-обратно (самолеты и автобус)
Я всегда думал, что когда плоттер и авторулевой объединены NMEA и лодка идёт по маршруту, то данные от внутреннего компаса авторулевого вообще не используются. Разве не так?
У меня в этом случае трек лодки выглядит как практически идеальная прямая, даже при среднем волнении. Вот когда идёт без привязки к сети, по внутреннему компасу - тогда да, петляет периодически.
На автопилоте Raymarine ST1000+ всегда используется внутренний компас. Чартплоттер передает ему курс с каким идти и он держит этот курс по своему внутреннему компасу. Курс, который передает чартплоттер естественно постоянно меняется, так как есть боковой дрейф и т.п. В общем получается что чартплоттер постоянно корректирует курс, чтобы лодка шла в определенную точку. Когда идешь в сильный боковой ветер или в боковом течении, то иногда складывается впечатление, что лодка не туда рулит, так как нос совершенно не смотрит на ту точку куда надо попасть, но в итоге получается что лодка идет боком и как раз истинный курс передвижения чартплоттер держит отлично как и надо. Если взять и выключить чартплоттер, то авторулевой некоторое время будет идти как ни в чем не бывало по последним полученным данным от чартплоттера, но потом, видимо по превышению какого то таймаута, начнет пикать, что мол давно не получал данный о требуемом курсе, но никуда не свернет а все так и будет идти тем же последним курсом. Так что он использует свой компас. Если двигаться со скоростью меньше 2 узлов, то чартплоттер у меня уже не может толком определить COG и как результат передать корректные данные авторулевому о необходимом курсе. В таких ситуациях перевожу авторулевой в автономный режим или запускаю двигатель.
По поводу петляния на режиме удержания просто курса - там в настройках есть выбор чувствительности или времени отклика, так вот основной показатель, что эта настройка правильно установлена - это отсутствие рыскания лодки, написано, что нужно ориентироваться по кильватерному следу, чтобы он был максимально ровный а не синусоида.
У меня авторулевой ST1000+, все описанное касается именно его. Какой алгоритм работы других авторулевых, я не знаю, так как опыт у меня только с моим.
#130
Отправлено 28 января 2020 - 14:44
У меня автопилот пока не подсоединен к картплоттеру -- вот и чудит помаленьку. Весной надо будет сопрячь.
А арка, как мне казалось, должна быть из нержавейки и сварена с ребрами жесткости. Но, похоже, можно и так. Тоже поэкспериментирую весной с гибкой трубой, чтобы определитьразмеры -- а потом уже сделаю стационарный вариант.
Достаточно 2 провода протянуть от чартплоттера к авторулевому. Рекомендую - удобств много.
На мой взгляд, арка тоже должна быть сварной из нержавейки. Я свою просто делал из того что было под рукой в тот момент.
#132
Отправлено 28 января 2020 - 17:08
Маловато ST1000 на трехтонную лодку. Двухтысячник ставить нужно..
Судя по паспортным данным, то да, 3 тонны это его предел, но по опыту эксплуатации, он отлично справляется с моей лодкой. Авторулевой, это то немногое, что вместе с парусами, якорем, кранцами, радиомагнитолой, часами и барометром шло в комплекте с лодкой. Все остальное я сам докупал и ставил.
Шестеренка провернулась не от того что авторулевой не справляется, там на нее нагрузки совершенно никакой нет, а просто от времени прослабла посадка. Я бы сказал, что это скорее изначально заложенное слабое место, так как с точки зрения надежности на валу должна была бы быть накатка на которую напрессовывалась эта шестеренка. Там далее в редукторе некоторые шестеренки пластиковые идут. На них уже более серьезные нагрузки приходятся, но от управления моей лодкой они пока не поломались. На этом делаю вывод, что в принципе справляется.
#133
Отправлено 28 января 2020 - 18:09
Надо заметить, что нагрузки на авторулевой от веса лодки не зависят. Совершенно.
Они определяются размером и положением рулевого устройства и скоростью судна, которую могут обеспечить паруса.
Если лезть в дебри теории, то еще центровкой.
Но для многих пользователей эти понятия не очень доступны. Я не пытаюсь кого-либо обидеть. Просто такова действительность. Поэтому маркетологи и придумали такой понятный большинству критерий, как масса. Но повторяю, он по сути малоинформативен.
Поэтому пользуйтесь своим авторулевым, пока он Вас устраивает. А если появятся проблемы, тогда и можно будет начинать их решать.
#135
Отправлено 28 января 2020 - 19:15
В большей степени, при прочих равных, нагрузка на автопилот зависит от площади и формы пера руля и скорости.
При увеличении всех этих показателей будет естественно возрастать момент на баллере, стремящийся выставить его в ДП.
По сути руление и есть тот самый процесс преодоления и удержания этого момента, для отклонения пера руля на требуемый угол от ДП.
Для уменьшения момента используем рычаг - то-бишь, по-нашему - румпель. Чем выше нужен момент, тем длиннее делаем румпель, чтобы с легкостью управлять лодкой руками.
Но!!! Конструктив Автопилота (я везде говорю только о своем ST1000+) требует его строгой установки на определенном расстоянии вдоль румпеля от оси вращения баллера. Другими словами, автопилот всегда имеет один и тот же размах и сможет отклонять любое перо руля на один и тот же градус. Но при этом нагрузка на него будет приходиться всегда разная, грубо говоря, пропорционально площади пера руля, так как точка приложения силы фиксирована, вне зависимости от длины румпеля.
В самом автопилоте есть настройка максимальной нагрузки, я так понимаю, это устанавливается сила тока которая будет подаваться на двигатель. Если эту настройку поставить очень низкой, то у автопилота не хватит усилия отклонять перо руля под нагрузкой. Я у себя игрался с этой настройкой и лично сам видел, что при низком значении, он не справляется. И еще. Когда после первого инцидента у меня был погнут баллер и румпель очень туго ходил, то пришлось зайти в настройки и немного поднять это значение. До этого оно у меня было в дефолтном, среднем заводском показателе. Автопилот начал справляться с возросшей нагрузкой, но при этом начал греться в районе моторчика. Меня это не особо устраивало и залил во втулки баллера моторное масло. Румпель сразу же заходил более легко и я вернул настройки усилия авторулевого в дефолтные значения. Автопилот справлялся нормально, несмотря на то что румпель все же ходил более туго, чем когда баллер был ровный. После второго происшествия, я выровнял баллер до идеальной соосности между втулками и подпятником скега. Сейчас этот узел никакой дополнительной нагрузки не создает.
На самом деле авторулевой работает не постоянно в одном и том же режиме. Очень много все зависит от условий и движителя.
1. Когда лодка идет под мотором, то рулевой либо держит руль в ДП, либо слегка качает им туда сюда, отрабатывая волну.
2. В тех же условиях на сильной волне с кормы, ему еще приходится иногда резко выруливать просерфившую лодку с волны вниз, которую пытается развернуть внизу набок.
3. Под парусами, курсами галфвинд, бакштаг и фордевинд при правильной настройке парусов, лодка рулится больше настройкой парусов, нежели рулем. Тут автопилот вообще почти бездействует. Его можно, вообще снять с автоматического режима и просто выставить кнопочками +/- перо в ДП, используя автопилот просто как фиксатор румпеля. А курс установить настройкой парусов.
4. На курсе бейдевинд автопилот будет постоянно бороться с приводящим моментом. Тут ему пожалуй больше всего нагрузка приходится. Так лодка пляшет на волнах и ему надо постоянно ее то отпускать приводиться, то потом с силой отворачивать.
5. На курсе острый бейдевинд, все тоже самое, только еще больше нагрузка и есть шанс крутануть оверштаг на автопилоте, если у него время отклика настроено с сильным запаздыванием. Лодка подскочив на волне приведется, автопилот подтупит немного, а потом уже и не успеет ее увалить. Если лодка идет просто на автопилоте с удержанием курса, то все относительно нормально и оверштаг почти исключен, если автопилот настроен хорошо. Если же лодка идет по марштуру и данные курса приходят с чартплоттера, то тут вот как раз эта проблема может и возникнуть. Так как чартплоттер на самом деле ведет лодку не в назначенную точку, а стремиться удерживать ее на линии соединяющей точку старта и назначения (маршрутная линия). И ему по сути по барабану какой у вас курс относительно ветра, он крутит лодку так, чтобы максимально точно следовать этой линии. А как только лодка уходит в левентик и потом ложится в дрейф, теряя скорость, то тут уже сам чартплоттер вообще перестает видеть COG.
6. Если не правильно настроить паруса и они очень сильно будут приводить или уваливать лодку, то на автопилот ляжет очень большая нагрузка, по удержанию лодки на курсе. Может случиться так, что не хватит размаха (угла отклонения пера руля) для удержания на заданном курсе и лодка будет идти под некоторым углом к заданному курсу. Но это скажем так, режим неправильной эксплуатации.
7. Левентик. Ввиду малого размаха (угла отклонения пера руля) автопилот не может эффективно вывести из него лодку. Просто ставит ее в дрейф. Требуется вручную нормально отклонить на максимум румпель, чтобы вырулить или просто запустить мотор на время и дать ход от двигателя, чтобы автопилот смог вырулить на своих малых углах отклонения румпеля.
Во всех вышеперечисленных режимах мой автопилот с моей лодкой справлялся. Так же как и вы, считаю, что такая характеристика, как вес лодки в ТТХ авторулевого - это скорее абстрактная величина, предназначенная для классификации линейки авторулевых.
#136
Отправлено 28 января 2020 - 19:25
А ветро-рулевой установить в планах нет?
Вы знаете, нет. Честно, меня мой автопилот полностью устраивает. К его жужжанию туда-сюда уже вполне привык - для меня это естественный звук лодки. О чем жалею, так это о том, что купил самый бюджетный Nasa Wind Clipper. Надо было брать подороже чуть чуть, который по NMEA передает данные о ветре. Тогда, заведя эти данные в автопилот, можно было бы использовать его как ветрорулевой. У него есть режим удержания не только по курсу, но и по ветру. Но на момент покупки анерумбометра, я о таком режиме авторулевого еще не знал.
#137
Отправлено 28 января 2020 - 20:12
Серьезных неприятностей у меня было две: Первая, это когда стал на якорь очень близко от подводной скалы, которую проворонил на карте. И ночью проснулся от того, что кто-то пошкребся в лодку со стороны пера руля. Выскочил, начал фонариком светить и разглядел скалу в метре под водой. Потом она начала расти из-под воды и выросла метра на 1,5 вверх. Я успешно от нее отталкивался отпорным крюком. Лодка ее ни разу потом уже не коснулась. Хотя волной постоянно на скалу наваливало. Беда одна не ходит рядом и оказалось, что во время этого отлива еще и прослаб фал буя, плававшего рядом и замотался мне снизу. Из опасений, что лодка получилась привязана им ко дну, и когда пойдет прилив, то она просто утонет, решил рвать мотором фал. Нырять был не вариант. Ночь. Один. Рядом скала. Попытки с третьей, дергая взад-вперед порвал фал. Отошел в сторону и переставил якорь. На утро осмотр через гоупро показал, что повреждений нет, но весь винт просто обмотан веревкой. Вибрация дичайшая была. Дня 3-4 после этого шел под парусами только, научился на якорную стоянку заходить под парусами не включая двигатель. Потом зашел в марину, нырнул, отбрезал все и увидел, что оказывается перо руля выскочило из своего подпятника в скеге снизу. Это произошло в момент, когда скала об него шкреблась. Оно не просто выскочило, но немного погнулся и баллер. Поднял лодку и поставил перо на место. Чуть туговато румпель ходил, но после масла залитого во втулки вроде как норм стало. Авторулевой с появившейся дополнительной нагрузкой справлялся. Вторая неприятность - это грозовой фронт и моя не совсем удачная попытка зайти в Contis. Лодка села на мель, ее крутило и скег с пером зарывались в песок. В итоге надломило скег в месте крепления к корпусу и сильно погнуло баллер. Баллер отремонтировал практически по месту, а на сломанном скеге прошел до ближайшего порта, где поднял лодку на 4 дня.
А вот на длиннокилевой такого, скорее всего, не произошло бы.
По крайней мере, размеры бедствия были бы поменьше.
#138
Отправлено 28 января 2020 - 20:16
В бакштаг самое противное, когда лодка серфит вниз и потом ее разворачивать стремится, но в целом быстро выруливает. В большинстве случаев я даже автопилот не снимал, так как он отлично с этим справлялся. В плане непогоды, несколько раз попадал в сложные условия. Лодка рулится хорошо, двигателя хватает. Двигатель 9 л.с. Лодка по паспорту весит 3300, но когда поднимали, то со всем скарбом показало на весах 3700. Средняя скорость, которую вполне можно поддерживать не напрягаясь, как на моторе так и на парусах - 5-5,5 узлов. На моторе по гладкой воде на макс оборотах можно до 7 разогнать. Но это на гладкой, в озере то бишь. В реальных условиях скорость очень сильно зависит от волны. Под парусами вполне идет 6-6,5 узлов при галфинде в 15-20 узлов.
М... На моей такого не наблюдается от слова "вообще". Никаких проблем с ходом полными курсами на волне и серфингом - только удовольствие. В брочинг не стремится. Длинный киль, однако.
Ну и для 6-6,5 узлов хода достаточно 10-12 узлов ветра. Ватерлинии практически одинаковые. Парусов у меня поболее будет...
Сообщение отредактировал alexk61: 28 января 2020 - 20:25
#140
Отправлено 28 января 2020 - 20:50
В этом году пригнал со Швеции Winga 860? Она тоже 29 футов.
Я так понимаю на одной верфи с Winga 29 строились...
Ищу чертежи для постройки кильблока, потому что родной в Швеции остался.
Как решили вопрос с кильблоком? У меня похожая ситуация; лодку купил с ним, стоит сейчас не далеко от Стокгольма, в мае думаю перегнать ее в Финляндию, а вот где зимовать придется еще не ясно (Финляндия, Эстония или Латвия). Как думаете, стоит ли морочиться с транспортировкой этого кильблока или оставить его Шведам?
#142
Отправлено 28 января 2020 - 21:57
Как решили вопрос с кильблоком? У меня похожая ситуация; лодку купил с ним, стоит сейчас не далеко от Стокгольма, в мае думаю перегнать ее в Финляндию, а вот где зимовать придется еще не ясно (Финляндия, Эстония или Латвия). Как думаете, стоит ли морочиться с транспортировкой этого кильблока или оставить его Шведам?
Его можно шведам просто продать, купят с удовольствием. А на месте купить или заказать изготовление нового.
#147
Отправлено 28 января 2020 - 23:32
Не подскажите сколько может стоить такой кильблок в Финляндии, Эстонии? Нужно понять цену вопроса.
В Билтеме продаются стойки разных размеров. Под Вашу лодку - 4 шт, цена ,в районе 100евро за штуку. Эстонцы делают кильблоки и привозят в Финляндию, сайт фирмы ...надо искать, где то есть.
#148
Отправлено 28 января 2020 - 23:37
https://www.tori.fi/...ca=18&l=0&md=th На этом сайте найдете подержанные кильблоки, стойки и все ,что Вам нужно.
#149
Отправлено 29 января 2020 - 00:59
По курсам скорее наоборот. В бейдевинд лодка спокойно балансируется парусами, автопилот не нужен. А вот в бакштаг он работает максимально.
там похоже автопилот работает не на удержание курса к ветру, а на удержание курса по компасу, по-этому его в бейдевинд и колбасит.
Зачем в бейдевинд нужен автопилот мне тоже непонятно, разве что только аларм на приборах настроить на сильное отклонение курса.
Ответить
Темы с аналогичным тегами Мнения, отзывы советы
Тематические форумы →
Домашняя верфь →
Cтеклопластиковое судостроение →
водяной балласт плюсы минусыАвтор Борис Дмитриевич , 08 авг 2015 мнения |
|
|
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей